Как раскрыть таланты и способности ребенка. Для начала необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности

Методическая разработка на тему: «Игры и игровые упражнения для развития артистичности детей дошкольного возраста на занятиях хореографией»

Аннотация
Данная методическая разработка посвящена проблеме развития артистичности детей дошкольного возраста на уроках хореографии. Работа раскрывает практические способы решения данной проблемы, путём представления различных методов и приёмов, успешно применяемых педагогом на практике, и носит прикладной характер. Разработка может быть полезна педагогам дополнительного образования, работающих в хореографических, спортивных, театральных, вокальных и прикладных объединениях для работы с обучающимися дошкольного возраста.

Введение
Артистичность – это высокое творческое мастерство, художественность (по словарю Ефремовой). Артистичность в детской хореографии это умение выразить эмоции, образ и предложенные обстоятельства в танцевальном номере согласно его сюжету, используя мимику, пантомимику, жесты и голос. Ведь танец это маленькое представление и исполняют его пусть и маленькие, но уже артисты. Запомнить последовательность всех движений, комбинаций и перестановок большая задача для ребенка любого возраста.

И зачастую так бывает, что усердно стараясь исполнить всю эту последовательность, ребенок, сосредоточившись, танцует весь номер с серьезным выражением лица, будто решает математическую задачку. А лицо должно работать, должно гармонировать с движениями. Поэтому одной из задач педагога хореографа является развитие артистичности детей, что определяет актуальность данной разработки. Для решения этой задачи есть масса игр и упражнений на любой возраст, которые можно использовать во время любого урока в качестве заминки или отдыха.

Эти игры и упражнения разносторонние и решают множество дополнительных задач, таких как развитие фантазии, снятие эмоционального и физического напряжения, снятие зажимов и раскрепощение, постановка дыхания, сплочение детского коллектива, дарят эмоциональный заряд и уверенность.

Новизну разработки определяет тот факт, что методических пособий посвященных этой теме не много, ещё меньше среди них тех, которые носят прикладной характер. Решая эту проблему, приходится обращаться к работам, посвященным театральной деятельности, музыкально – ритмического и физического воспитания, а также к опыту коллег.

Цель данной программы – представить педагогам способы решения проблемы развития артистичности детей дошкольного возраста на занятиях хореографии, путем изложения практических методов и приёмов.

В данной разработке изложены игры и упражнения для детей дошкольного возраста и представлены с использованием их по ходу урока. Многие из них носят ситуативный характер и родились в импровизации. Ведь уровень психологического состояния и потребностей детей может вносить свои коррективы в ход урока. Что бы урок прошел с достижением первостепенных задач иногда приходиться импровизировать. В таком совместном творчестве рождаются интересные решения. Использование представленных игр и упражнений предполагает вариативность в согласии с целями и задачами урока, и могут применяться ситуативно.

Задача педагога на данном возрасте сохранить детскую непосредственность, которая так умиляет зрителей, и развить выразительность лица. Лучший способ для этого игра, ведь игра на данном возрастном этапе это основной вид деятельности детей. Ко всему, они только начинают своё знакомство с хореографией, поэтому весь урок построен через игру, с использование речёвок и заклинаний, образов и перевоплощений, пальчиковых и дыхательных игр, творческих заданий, а также игр на внимание.

Представленный материал используется в рамках программы по хореографии «Ритмика и танец». Особых условий для применения и трудоемкости использования разработки нет.

1.Принципы организации игр и игровых упражнений

В предлагаемой технологии реализуется деятельностный подход, в процессе которого обеспечиваются основные этапы и логика любой деятельности: мотивация к игре, определение цели игры, достижение игровой цели и осознание результатов.
Хочется отобразить и некоторые дидактические принципы, которые особенно важны для организации игровой и творчески-поисковой деятельности с детьми дошкольного возраста.
1. Принцип психологической комфортности. Это, прежде всего создание условий, в которых дети чувствует себя «как дома», ориентация детей на успех и главное ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.
2. Принцип творчества. Данный принцип предполагает ориентацию на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
3. Принцип целостного представления о мире. Здесь речь идет о личностном отношении ребенка к полученным знаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности.
4. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи. Этот принцип развивает творческое мышление детей, но и педагога, помогая ему находить множество различных вариантов реализации содержания в работе с детьми.
5. Принцип минимакса позволяет учесть индивидуальные особенности детей и обеспечить им продвижение вперед своим темпом.

2.Методические рекомендации, игры и игровые упражнения с использованием по ходу урока
Работа с детьми дошкольного возраста подразумевает яркий эмоциональный показ, живое участное общение с детьми, ситуативность хода урока, совместное творческое начало, использование интересного музыкального материала доступного по стилю и характеру для восприятия детьми.

2.1.Постановка корпуса
6 позиция – «Это коробочка с секретиком для мамы, ни кому секретик показывать нельзя!»
1 позиция – «Это коробочка с подарком для мамы, открываем коробочку широко, что бы мама подарок наш красивый увидела» или на внутренней части стопы написано на каждой ножке: «Я молодец!» А ребятам проговариваем: «Открываем ножки широко, чтоб все прочитали и знали какие вы молодцы!»
Вытяжка – правая рука это подъёмный кран, озвучиваем его похожими звуками, а деткам говорим: «Подъёмный кран взял нас за макушку, схватил за волосюшку и тянет высоко, чтоб ребята высокие и красивые стали»;

— «Представим что наша голова это воздушный шарик, а теперь засасываем в шарик гелий, это такой легкий газ, который поднимает наш шарик к потолку. Ой, сейчас улетим! Берем скорее гантели в каждую руку и крепко держим»;
— «Берем розового слона и садим его на правое плеч. Теперь берем сиреневого слона и садим его на левое плечо. Какие слоны то тяжелые, плечи никак не поднять» (для фиксации плеч);
— «Представьте ребята, что потолок это огромный магнит. А мы металлические игрушки, так сильно к потолку притягиваемся, вот вот улетим. Давайте магнит поскорее выключим, мы уже все красиво встали»;
— «Сколько в лесу грибов красивых появилось, и спорят они кто всех краше. Самый веселый грибок предложил: «Вот грибник идет, кого к себе возьмет тот и краше». Стали грибочки изо всех сил тянутся, чтобы всю свою красоту показать». Грибником выступает педагог, можно похвалить грибочки, а можно и в корзину друг за дружкой собрать и змейкой походить и рисунки поучить;
— научившись подтянутому положению, предлагаем детям образ принцесс и принцев: «Давайте, поприветствуем друг друга, как принцы и принцессы приветствуют друг друга на балу» важно погрузить детей в образ, расписав какие красивые наряды у принцесс, шпаги и шляпы у принцев;
— используем образ сосулек со словами: «Я сегодня шла, шла, шла и сосулечку нашла, не такую, не такую, а длиннющую большую!» Ребята на слова «не такую» показывает размер сосульки 10см, 50 см, а на слова «длиннющую большую» опускают ручки от подмышек вниз и вытягиваются;
— позже можно обыгрывать противоположные образы, делая акцент на том, что ребята танцоры и должны стоять как наиболее подходящий персонаж или предмет, например: жирафики и бегемотики, огурчики и помидорчики, сосульки и сугробики, стрелочки и часики, ракета и вертолётик, фиксики и смешарики и др.
Руки на поясе – «Одеваем на ручки варежки, четыре пальчика вместе живут, а пятый с ними не дружит» — показываем с малышами обиженную мордашку и ставим ручки на пояс;
— ручками изображаем змеек шипящих друг на друга, сами шипим и сердимся: «Поссорились змейки поругались, а потом как хвать нас за животик». Ставим руки на пояс.

Руки «на юбочку» – «Представим, как с плечика катится капелька, она должна скатится с пальчика и упасть». Пальцем проводим по руке, как будто катится капелька, акцент на том, что она нигде не должна остановится.

Держим ноги вместе и пальцы рук вместе – изображаем, как ручками сыплем муку, затем добавляем яйцо, перемешиваем миксером, показываем на ладошках клей. Педагог, проверяя клей на клейкость пальчиком, делает вид что приклеивается и с трудом отдергивает палец. «Теперь мажем ножки, прижимаем их друг к другу, что бы лучше склеились, мажем пальцы склеиваем (кроме большого), мажем ладошки и приклеиваем их на пояс». После педагог проверяет работу детей, качая их в стороны, тянет за ноги и за руки, хвалит и журит;

— сшиваем ножки, изображая весь процесс, как взяли иголку, вдели нитку, завязали узелок, сшили оби ноги от носков до паха, откусили ниточку, воткнули иглу в игольницу. Для проверки результата дети прыгают, не разводя ног.

2.2.Поклон
Этот элемент урока тоже может быть обыгран как приветствие принцев и принцесс, а может быть положен на детскую музыкальную композицию и в зависимости от нее инсценирован.

2.3.Разминка
«Грудь вперед, прямая спинка начинается разминка» — с такими словами мы начинаем разминку. Проговаривая речёвку, дети встают в исходное положение. Разминка наша не простая, а с позами. Дети встают в различные позы ими собственно сочинённые или по заданию, и замирают, как будто их фотографируют, на начало музыкальной фразы позы меняют и так четыре раза до завершения музыкального квадрата, дальше продолжается разогрев.

После разминки проверяем, как хорошо ребята разогрелись. Дети поднимают ладошку, готовясь потрогать лоб, педагог говорит: «А вы не боитесь проверять, мы так сильно разогрелись, градусов, наверное сто! А я боюсь! Давайте посчитаем до трёх и тронем лоб», — вместе считаем до трех, трогаем рукой лоб и взвизгивая отдергиваем её будто обожглись, дуем на «пострадавшую» руку. Или берем кусочек воображаемого льда, кладем на лоб и показываем, как кусочек растаял, и водичка побежала, вытираемся.

2.4.Прыжки
Прыжковая часть урока это просто кладезь различных образов! Это и зайчики, и лягушата, и кенгуру, и котята, и мячики, и ракеты, и шпионы. А вот так можно обыграть превращение в какой-нибудь персонаж. Сварить варенье – собираем ягодки, добавляем сахар, перемешиваем, гримасничаем, как вкусно пахнет, опускаем руку в кастрюлю и поочередно с удовольствием облизываем каждый пальчик. Тоже проделываем второй рукой. Гладим животик, корча довольные мордашки. Вдруг животик заболел, касаемся руками поочередно животика, плеч, щек и вот на голове выросли уши или появились когти с длинным хвостом. Вместе говорим: «Были ребята, стали зайчата или котята или кенгуру».

Сварить сок (лимонад) — тянемся на носочках собираем с дерева фрукты, кладем под пяточки присаживаясь на корточки — это соковыжималка. Делаем releve, таким образом выжимаем сок. Достам из под пяточек стакан с соком, показываем его всем, нюхаем как вкусно пахнет, вставляем трубочку и пьём, гладим себя по животику, финал тот же что и с вареньем. Каждый раз проговариваем с детьми, какие ингредиенты мы выбираем на сегодняшний урок – это позволяет ребятам использовать имеющиеся знания и опыт, а также активизирует их воображение, порой такие фантастические рецепты получаются.

С новыми малышами мы всегда зайки. Прыгаем под музыку, как только музыку остановили, зайки прячутся в норки (ложатся калачиком на коврики), к ним приходит лиса или волк или Баба Яга с гостинцем и просит отрыть дверь, ребята никого не пускают, отказываясь от гостинцев и говорят, что кушают только морковку и капусту. Последний раз зайки прячутся за дверь. Дверь мы рисуем цветными карандашиками (пальчиками) и показываем, как прячемся за дверью – ушки прижали, хвостик прижали, лапочки спрятали, мордашки испуганные. А пришла к нам на этот раз Юлия Евгеньевна, принесла с собой морковку и капусту целый мешок налетай скорей дружок. Ребята подбегает к педагогу и берут гостинцы, возвращаются на места и подставляя обе руки к личику говорят: «хрум, хрум, хрум за ушами только шум». Слова педагога: «Много витаминов в овощах, покажите какие вы стали сильные, а какие высокие». Ребята показывают силу, сгибая руки, как силачи и вытягиваются, показывая какие они высокие.

Еще одно любимое детьми упражнение на прыжки это «Джеймс Бонд». В этом упражнении мы стреляем как шпионы, сдуваем дым от пистолетов, смотрим в бинокли, летаем на ракете под саундтрек к одноименному фильму. Возможно, любимое это упражнение именно потому, что позволяет ребятам побыть в роли крутого шпиона.

2.5.Игры на координацию в пространстве, знание сторон право и лево
Эти игры используются перед отработкой танцевальных ходов в колонах, поэтому важно повторить, где находится правая, а где левая сторона, также уместны игры на координацию в пространстве, так как ребятам предстоит поменять положение и вернуться на свои места.

Всем известная игра «Правая и левая строят города, правая и левая водят поезда, правая и левая могут шить и штопать, правая и левая могут громко хлопать» используется в следующей интерпретации: первый раз мы повторяем слова, второй раз мы рычим слова как медведи, движения при этом размашисты, третий раз как мышки пищим и движения показываем пальчиками, будто это мышиные лапки, а последний раз как рыбки не произнося ни слова, только открывая рот. При этом рыбка педагога очень хитрая и нарушает последовательность движений, специально путая малышей, задача ребят исполнить правильно и не попасться на уловку. Образы здесь могут быть любые с характерным исполнением слов и движений – волк, лиса, робот, солдат и др.

Дождик — игра на координацию в пространстве. Дети по команде разбегаются по залу. Педагог говорит: «Кап, кап дождик пошёл», ребята возвращаются домой. Как же под дождем гулять, дети перечисляют что нужно одеть на прогулку и изображают, как обувают сапоги, курточку и берут зонтик. Снова бегут гулять, прыгая по лужам. Команда педагога: «Ууу, метель поднялась», ребята бегут на места и одевают штанишки, валенки, куртку теплую, шапку, шарф, варежки, и вновь отправляются на прогулку лепить снеговика.

Слова педагога: «Мама домой зовёт — «Солнышко моё иди домой» берем в руки кружку с чаем, а там лимон плавает, вылавливаем его, смотрим на свет какой красивый, желтенький, вкусненький, наверное, давайте лизнём» — детки «лижут» лимон и мордашками показывают какой он кислый, затем выбрасывают кусочек и запивают чаем.

Ребята постарше после комбинаций придумывают прыжки собственного сочинения и самые интересные демонстрируют друг другу, группа повторяет. Это упражнение хорошо активизирует двигательную фантазию.

2.6.Колонны
На этом этапе урока отрабатываются и разучиваются различные танцевальные шаги. И для лучшего уяснения материала мы обращаемся к различным образам. Кто так может двигаться? Маршируют, конечно же, солдатики, бег с захлёстом это бег лисички, бег с высоко поднятыми коленями это бег лошадки, мелкий бег, руки держат юбочку это бегут принцессы, ходьба на носочках на вытянутых ногах это цапли по болоту шагают. Разучивая и закрепляя шаги, мы развиваем образ, обыгрывая то, как мы выглядим, где мы находимся, что мы здесь делаем. Из урока в урок, отрабатывая шаги, нам достаточно назвать образ для того, чтоб ребята поняли, что от них требуется и правильно исполнили.

2.7.Игры на развитие мимики, на перевоплощение, на внимание, пальчиковые игры
Мимика. Цирк. Сидя на коленях, ребята закрывают ладошками глаза – это ширмочки. Педагог говорит, какой на сцену выходит клоун, а дети изображают его выражение лица. По очереди появляются грустный, злой, хитрый, удивленный и веселый клоуны.

Перед игрой мы разминаем мышцы лица: тянем себя за щечки, отправляем воздушные поцелуйчики, языком упражнение часики или качельку и надуваем по очереди щечки.

Улыбка . Улыбаемся широко, так чтоб зубки было видно, как будто подарку радуемся. А теперь обиделись, надули губки, бровки нахмурили. Итак, чередуем улыбку с надутыми губками несколько раз. Чтобы улыбка получилось естественной, перед упражнением можно рассмешить ребятишек, погримасничав или рассказав шутку. Они запомнят это ощущение, и им легче будет улыбаться по заданию.

Перевоплощение . Шалды – Балды. Это волшебное заклинание произносится, когда ребята садятся в круг и кладут ладошки на соседские колени. «Шалды Балды ликоток – хлопают друг друга по коленкам, Унцы брынцы тракоток – посолили макушку затем подбородок, Чекубрики, чебукрики сентебряки пупырики – поднимаем руки и опускаем два раза, Тарарам тарарам бух бабам» – подали правую руку соседу справа, затем левую положили на руку соседу с лева и на последние слова встали на колени и руки подняли наверх. После этих слов происходит волшебство, ребята узнают от педагога кем или чем они стали, и в совместном творчестве исполняют образ. Можно в качестве подсказки включить им музыку, это даст полет их фантазии и больше заинтересует. Это могут быть сосульки, снежный ком, одуванчик, морские обитатели, листопад, грибная поляна, байкеры, бабочки, обезьяны, лягушата, снежинки, тролли, стая птиц и многое другое.

Мы не скажем, а покажем, всё руками перескажем. После этих слов, по заданию педагога, дети изображают какую либо работу (профессию). Педагог выбирает наиболее точный вариант и просит ребенка еще раз исполнить перед группой. Затем комментирует его исполнение, объясняя ребятам, почему этот вариант самый точный. Такое упражнение активизирует внимание, мышление, логику и фантазию.

Внимание . Светофор. Красный цвет дети стоят, желтый цвет хлопают, зелёный бегут на месте. Педагог даёт команды и вместе с ребятами исполняет это разогрев, далее игра усложняется. Педагог говорит одну команду, а показывает другую, специально путая детей. Кто не попадется тот и молодец.

Нос, потолок, пол. Аналогичная игра. По команде, пальцем показываем на нос, на потолок, на пол. Усложняя игру, педагог путает детей.
Рыбка. Педагог одной рукой делает вид, что держит аквариум, вторая рука это рыбка. Как только рыбка выпрыгивает из аквариума, дети должны её поймать, хлопнув в ладоши. Рыбка очень хитрая и иногда обманывает ребятишек, будто хочет выпрыгнуть, главное не попасться.

Пальчиковые игры. Для развития артистичности уместны и пальчиковые игры. Короткие стишки могут содержать в себе образ, описывают какое либо событие или действие, им могут быть присуще различные состояния: удивления, радости, доброты, испуга, злости, которые нужно не только пальчиками успеть показать, язычком проговорить, но и личиком отобразить.

Ножки, ножки, где вы были? (наклоняемся к ногам)
— За грибами в лес ходили. (маршируем)
— А вы, ручки, помогали? (руки в стороны)
— Мы грибочки собирали. (изображаем)
— А вы, глазки, помогали? (показываем пальчиками на глаза)
— Мы искали да смотрели, все пенечки оглядели. (рука у лба, смотрим в разные стороны)
Мы делили апельсин (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа(правой рукой поочередно разжимаем пальчики)
Эта долька для чижа. Эта долька для котят. Эта долька для утят.
Эта долька для бобра, а для волка кожура. (трясём пальчиками)
Разбегайтесь, кто куда! (прячем ручки за спину)
Рассердился волк, беда! (изображаем сердитого волка)

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы морковку трём, трём (кулачки трут друг о друга)
Мы капусту солим, солим (щепоткой солим)
Мы капусту мнём, мнём (пальцы сжимаем и разжимаем)
Рыбки плавали, купались (ладошки сомкнуты и двигаются как рыбки)
В теплой чистенькой воде.
То сожмутся (сжимаем кулачки), разожмутся (растопыриваем пальцы)
То зароются в песке (движение «моторчик»)
Хомка-хомка хомячок (надуваем щеки как хомяк)
Полосатенький бочок (гладим себя по бокам)
Хомка раненько встаёт (потягиваемся)
Щечки моет, глазки трёт (изображаем)
Подметает хомка хатку(наклоняемся и делаем вид что подметаем)
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка сильным хочет стать (показываем какой он сильный).
— Мама, мама!
— Что, что, что?
— Гости едут.
— Ну и что.
— Здравствуй, здравствуй.
— Чмок, чмок, чмок. (Растопыренные ладошки сомкнуты, на каждую реплику пальчики стукаются друг об друга, начиная с мизинчиков. Здороваясь, обнимаются друг с другом и целуются)

Я пеку, пеку, пеку деткам всем по пирожку,
А для милой мамочки испеку два пряничка,
Кушай, кушай мамочка сладеньких два пряничка.
И ребяток позову, пирожками угощу!
(движения воспроизводятся по тексту)
Сидели два медведя на тоненьком суку (изображаем медведей и сук)
Один читал газету (раскрываем руки, как будто читаем газету)
Другой молол муку (стучим кулаком о кулак)
Раз — ку-ку, два — ку-ку, (руки в стороны по очереди)
Оба шлепнулись в муку. (опускаем руки вниз)
Нос в муке, хвост в муке, (показываем нос; показываем место, где должен быть хвост) Ухо в кислом молоке (показываем ухо)
С каждым разом эта игра проводиться быстрее и быстрее.
Пау-пау-паучина паутину сшил (первый палец левой руки соединить со вторым пальцем правой, затем наоборот)
Вдруг закапал дождик, паутину смыл (движение руками будто брызгаем, потираем ладоши)
Вот и солнце вышло, стало подсыхать (растопыренные ладони качаем по сторонам и потираем)
Пау-пау-паучина трудится опять! (пальцы вновь плетут паутину)
Когда дети освоят эту игру можно усложнить её, плетя паутину, первым и третьим пальцами, затем первым и четвертым, первым и пятым.

2.8.Гимнастика
В гимнастике для разучивания материала также используются образы, по тому же принципу, что и в прыжках. Овладев набором определенных упражнений, дети исполняют гимнастику под музыку как танцевальный партерный этюд, используя уже имеющиеся образы, вырастающие в маленькие события или истории. Здесь большим помощником нам служит сама музыкальная композиция. Среди используемых упражнений есть сюжет стирки, путешествия в лодочке, отправление электронного письма, история про котят, концерт на болоте, образ часиков, пчелок, гусеничек, моря, бабочек.

На начальном этапе разучивания упражнения шпагат хороша история про деревья. «Стоят на поляне деревья сухие, скрюченные, страшные (ребята изображают деревья). Отчего же они такие? Правильно, им не хватает воды. Давайте нашими корнями изо всех сил тянуться. Корни наши прямые, ни кто колени не сгибает (тянут шпагат). Дотянулись до воды, смотрите какие наши веточки стали красивые (встали, выпрямились). Еще потянулись за водой, листочки на деревьях появились (пальчиками пошевелили). Ещё раз потянулись и созрели на деревьях яблочки, оказывается, это яблоньки засохшие стояли. Давайте с каждой веточки по яблочку попробуем». Дети изображают, как кусают яблоки и какие они на вкус.

Финал урока
На конец урока я предлагаю использовать подвижные игры, главным образом для того, чтоб дети получили положительный эмоциональный заряд и уходили с урока в приподнятом настроении. Эти же игры несут на себе и функцию развития артистичности, и использование пространства, и развитие фантазии.
1,2,3 замри или морская фигура или замирашки. Дети двигаются на счет и на команду замирают по заданию.

Тема задания может быть совершенно любая. Можно замереть в каком ни будь гимнастическом упражнении или в позе из танца для закрепления пройденного, а можно и в образе по теме, где педагог будет отгадывать, кто изображен или что изображено. Можно замирать по отдельности, а можно и всем вместе в общей фигуре. В замирашки можно играть и под музыку. Движения под музыку могут быть по заданному образу, могут быть произвольными. Музыку рекомендуется останавливать в конце музыкальной фразы для развития слухового внимания. Также замирашки играются на выбывание, где, в конечном счете, остается один, два победителя.

Дискотека . Это игра настоящая детская дискотека. Под музыку ребята произвольно танцуют, по команде возвращаются на места, девочки держат юбочку, приседают и взвизгивают под музыку, затем мальчики топают ногой, замахиваются рукой и кричат «Эх». Эти движения чередуются с произвольными. На конец мелодии все строятся и исполняют финальное движение. Для этой игры подойдёт любая динамичная детская песня, в зависимости от музыкального материала следует подобрать и танцевальные движения.

Обнимашки . Под музыку дети танцуют, как только музыка остановилась, педагог произносит цифру. Детям нужно обняться в таком количестве, какое назвал педагог. Кому не хватило ребят, выходят из игры. В конечном итоге должно остаться двое победителей. Победители награждаются аплодисментами, после чего все вместе танцуют и строятся на поклон.

Исполнение собственного сочинения. Дети с удовольствием исполняют свои небольшие танцевальные произведения, используя не только движения, а некий образ и даже выстраивают сюжет. Как правило, это несколько последовательных действий, но завершенности в них пока нет. Тем не менее, детям приносит огромное удовольствие исполнение их собственной работы. В конце урока можно посмотреть один, два этюда. Других желающих на следующем уроке.

Зеркало . Дети разбиваются по парам, справа ребенок «зеркало» слева ребенок, который будет смотреться в зеркало. Далее смотрящиеся принимают любые позы, а «зеркало» повторяет их с максимальной точностью. По команде дети меняются. Собственно принцип зеркального отражения используется на каждом уроке, но одно дела повторять за педагогом, другое за таким же, как ты.

Заключение

В дополнительное образование заниматься хореографией приходят совершенно разные дети, с разными способностями и задатками. Приводят этих ребят совершенно разные родители, у каждого из которых имеется свой запрос к результатам образования.

Большинство мам и пап приводят своё чадо для общего разностороннего развития, понимая, что хореография имеет для этого множество инструментов. Некоторые родители ведут ребенка на занятия по медицинским рекомендациям врача, желая улучшить его здоровье. Кто то, хочет видеть своего ребенка на сцене. Многие мамы сами в детстве занимались хореографией, и не видят лучшего занятия для своих дочерей, чем танцы.

Сложно приходится порою педагогу, реализовывая все поставленные перед ним задачи. Зачастую не всегда возможно сформировать группы по способностям детей. Поэтому развивая физические, музыкальные и артистические данные надо понимать, что развиваться они будут у каждого по разному. Это обусловлено состоянием нервной системы и общим физическим состоянием ребенка.

Ребята более способные могут участвовать на конкурсе и концертах различного уровня. Дети менее одаренные хореографически с радостью покажут себя на открытом уроке для родителей. Ведь непременно каждый из них развивается и растёт, и нам есть, что показать родителям!

Результаты работы:
1.Радость от игр дарит детям ощущение комфорта, эмоциональный заряд и положительные ассоциации с занятиями.
2.Расслабление мышц лица. Убираются такие зажимы как поджимание и прикусывание губ, высунутый язык.
3.Использование масок. Овладевают набором основных выражений лица, могут использовать их по заданию.
4.Улыбка. Собственно её наличие это уже большой результат. Произвольная улыбка в течение некоторого времени это ещё большее достижение.
5.Раскрепощенность движений. Дети произвольно двигаются легче и свободнее, умеют замирать, легко выбирают позы, ориентируются и используют пространство.
6.Обогащенная фантазия и более развитое внимание.

С уважением, Наталья Довбыш
руководитель проекта

Вы спите и видите свою дочь примой Большого театра, а сына - триумфатором Олимпиады? Ваши мечты могут стать явью, если своевременно распознать способности ребенка! С какого возраста в малыше может проявиться будущий Моцарт? И как сделать, чтобы раннее развитие способностей принесло внушительные плоды в будущем?

Обнаружить в малыше зачатки большого таланта - это лишь полдела. Самое главное - найти способ развить способности ребенка, да так, чтобы не отбить у него охоту к обучению!

Назвать точный год, день и час, когда в ребенке начинают пробуждаться способности, невозможно. Как отмечает психолог высшей категории, писатель Лариса Соловьева, детский возраст - пластичный. И то, что происходит с одним карапузом в годик, с другим может случится и в 3 года, и в 5.

Поэтому возраст никак не может указывать на талантливого ребенка - малыш может в годик лихо барабанить по клавишам музыкального инструмента, но это отнюдь не говорит о наличии у крохи способностей к музыке.

Чтобы получить тайные знания о явных способностях вашего малыша, с самых первых дней, внимательно за ним следите. При этом, если годовалый карапуз хорошо говорит, резво бегает и поет песни, не спешите записывать его в гении. Психологи определяют такое состояние, как высокую норму развития ребенка. И советуют родителям продолжать наблюдать за проявлениями способностей у сына или дочери - внимательно, но без фанатизма.

Заметив талант, не спугните его

Как бы вы не гордились своим маленьким чудом, будьте сдержаннее. Не следует развешивать художества малыша по всем стенам, ставить его «на табуретку» перед каждым случайным гостем. Задача родителей - не петь малышу хвалебные оды, а грамотно и аккуратно направлять его, тем самым стимулируя способности ребенка к дальнейшему развитию.

Если ваш карапуз сверх меры активен и проявляет чемпионские качества, не решайте за него, каким видом спорта ему заниматься. Со временем его склонности обнаружатся сами. Но если вы стремитесь ускорить этот процесс, подарите крохе наводящие предметы: футбольный мяч, клюшку, маленькие лыжи. Специально для девочек можете раздобыть гимнастическую ленту. И понаблюдайте, с каким из предметов и видов спорта ваш сын или дочь «подружится» больше всего. Ну и дальше - делайте выводы!

Другой пример: если кроха изрисовал каракулями несколько альбомов и даже обои, не спешите его ругать. Напротив, поощряйте его увлечение: покупайте краски, фломастеры, карандаши разных типов. Пусть ребенок выберет тот «инструмент», который ему сподручней, и рисует дальше. И, если двухлетний карапуз без конца распевает песни, изображает супергероев, наблюдайте за маленьким артистом и прислушиваться к нему. Пусть раз в неделю он устраивает домашние концерты. Возможно, это станет репетицией выступления на большой сцене.

Первым признаком таланта ребенка в любом возрасте является скорость выполнения различных задач. Когда мальчик или девочка быстро схватывают информацию и делают что-то, опережая своих сверстников, одаренность очевидна.

Вторым же признаком наличия одаренности у ребенка в той или иной области является та вовлеченность в это дело, которую малыш демонстрирует регулярно. Проще говоря - ребенку должно явно нравится то, в чем он преуспевает.

Детальный анализ

Самое опасное, что могут сделать любящие мама и папа, пытаясь развить способности ребенка - навесить на одаренное чадо «драмкружок, кружок по фото». Или разом все методики вместе взятые... Психологи нередко сталкиваются с феноменом: трехлетний малыш занимается английским, французским, рисованием, пением, фехтованием, но - при этом мама кормит его с ложки. Понятно, что подобный подход вредит самому ребенку, чьи таланты надо развивать последовательно и в соответствии с возрастом.

Если ваш карапуз проявляет активность в самых разных сферах, но ни в чем не выделяется конкретно, помочь определить «главные» способности ребенка может специальная диагностика. Пройти ее можно и в государственных досуговых центрах, и в частных психологических консультациях. В процедуру выявления склонностей малыша входят:

  • подробная консультация с родителями и ребенком;
  • поэтапное тестирование малыша;
  • анализ и интерпретация полученных результатов;
  • создание индивидуальной схемы развития ребенка по результатам тестирования (в зависимости от наличия тех или иных способностей).

На консультации также выявляется, насколько уровень развития вашего крохи превышает норму или соответствует ей.

Для диагностики способностей ребенка в возрасте до 3-х лет применяют та называемые проективные методики, с использованием различных рисунков, игр и упражнений, воспроизведением сюжетов из сказок. Игра создает абсолютно органичные условия для раскрытия потенциала ребенка.

Развитие способностей у детей - дело рутинное

Итак, у вашего малыша обнаружились определенные способности. Отлично! Следующий шаг, точнее - шаги, надо направить в секцию или студию нужного профиля. Потому что распознать талант ребенка - это лишь полдела. Самое главное - правильно развить детскую одаренность. И с этим в состоянии справиться только мудрый и профессиональный наставник - тренер, педагог, балетмейстер.

Иногда детей двух-трехлетнего возраста ставят на коньки, сажают за музыкальный инструмент. Столь раннее привлечение малыша к конкретному делу допустимо, если во главе угла стоят не родительские амбиции, а видимая потребность ребенка в данном занятии.

Тренер и наставник необходим еще и для того, чтобы у ребенка формировалась правильная самооценка. Ведь часто одаренные мальчишки и девчонки решают поставленные задачи не так, как другие. А воспитатели и педагоги редко встречают «на ура» проявление неординарности. Их реакция может «загасить» самооценку малыша и отчасти даже затормозить развитие способностей ребенка. Зато опора и вера человека «ведущего», наоборот, значительно продвигают дело. К тому же, именно наставник поможет выработать главное для развития способностей и таланта ребенка - мотивацию!

Группа поддержки

Итак, если удалось распознать способности ребенка и своевременно найти мудрого наставника, - дело практически в шляпе. Родителям остается во всем поддерживать одаренного отпрыска. Будьте начеку: в один момент ребенок взбунтуется и устанет от занятия «своей жизни». Здесь важно подготовиться заранее, чтобы суметь различить - каприз это или «полный финиш».

Но наблюдение за ребенком не стоит путать с тотальным контролем! С самого нежного возраста полезно приучать малыша к самостоятельности. Начните с пресловутой ложки, которую малыш должен уметь держать в руках во время еды уже к двум годам. И постепенно приучайте чадо планировать свои дела. Последний навык можно развивать уже лет с трех-четырех: пусть карапуз каждый день придумывает свой собственный план-действий. И в будущем вам не придется стоять у него над душой, постоянно напоминая о чем-то.

Как открыть способности ребенка «в домашних условиях»?

Как распознать способности в ребенке - прикладные советы ведущих мировых психологов:

Метод «шести кругов» Элиса Пола Торренса - диагностика интеллектуальных способностей и образного мышления у ребенка. Малышу дается лист формата А4 с нарисованными на нем в два ряда кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см)- по три в каждом. Карапузам предлагают красиво дорисовать и раскрасить круги так, чтобы из них получились некие предметы или даже сюжеты. Дальше детские творения следует оценивать по следующим критериям:

  • продуктивность - количество кругов, которые ребенок сумел переоформить в образы;
  • разработанность образа - полнота и разнообразие деталей изображаемых предметов;
  • оригинальность - необычность образов;
  • качество выполнения рисунка - аккуратность, использование цвета в дорисовывании и раскрашивании.

Чем выше данные показатели, тем очевиднее способности ребенка.

Как развить способности ребенка: взгляд из-за океана

Вопросы детских талантов интересуют ученых всех стран и континентов давно и пристально. Американский психолог Говард Гарднер в начале 1980-х годов прошлого века написал книгу «Рамки ума». Где выявил семь типов таланта, интеллекта:

Тип таланта Что делают дети
Вербально-лингвистический Хорошо читают с раннего возраста, интуитивно пишут без ошибок, легко находят общий язык с другими детьми. Сферы деятельности: журналистика, писательство, преподавание, юриспруденция.
Цифровой Легко совершают математические действия, решают логические задачи; увлекаются программированием и компьютерной техникой. Сфера деятельности: инженерия.
Пространственный Мыслят образами, много фантазируют, любят рисовать, лепить, обладают ярким воображением. Сферы деятельности: архитектура, дизайн, живопись.
Физический Учебе и теориям предпочитают физические нагрузки, практические действие и манипуляцию. Сферы деятельности: спорт, строительные профессии.
Личностный Воспринимают происходящее на уровне эмоций, которыми богаты сверх меры. Очень интуитивны. Сфера деятельности: актерство.
Межличностный Любят и умеют общаются с людьми всех возрастов. Сферы деятельности: политика, торговля.
Талант окружающей среды Умеют наблюдать и изучать природу, животный и растительный мир. Сферы деятельности: биология, ботаника, садоводство, дрессура.

Талантливый ребенок: работа на результат

Чтобы развитие способностей ребенка принесло в итоге свои грандиозные плоды, важно, чтобы это были именно его таланты! А не «зарытые в землю» стремления кого-то из родителей. Если мама мечтала летать под куполом цирка, не стоит отдавать в акробатки дочку-пышечку, которая обожает лепить из пластилина. А если папа грезил о карьере хоккеиста, нельзя тащить на каток малыша с абсолютным музыкальным слухом.

А вот похвала - весьма полезна и эффективна для развития детских способностей. Только при условии, если она - правильная. Хвалите сына или дочь не за наличие способностей, а за усилия и достижения. А еще - за старания, активность и деятельность. Тогда и результат не заставит себя ждать.

Взрослые не в праве ставить на талант ребенка, как на скаковую лошадку! Нельзя вкладывать в «большое будущее» своего отпрыска серьезные средства, и с нетерпением ждать дивидендов. Ребенок - это не бизнес-проект. И все без исключения мальчишки и девчонки имеют право на бесшабашное детство.

Знаете ли вы, что каждый ребёнок может стать хорошим актёром, если начать развивать его способности в раннем детстве? Правда, камнем преткновения может стать незнание родителей, какие первые шаги делать в этом направлении. Эта статья будет посвящена тому, с чего начать развитие актерских способностей у ребенка в домашних условиях. Вы найдете в ней информацию, на основе которой можно проводить дома занятия по актерскому мастерству для детей, упражнения для творческого развития вашего малыша по искусству перевоплощений.

Для начала давайте разберемся, как эти навыки пригодятся маленькому человечку в жизни. Вероятно, вы и не представляете, сколько пользы может принести актерское мастерство для детей! А упражнения, с помощью которых осваивается это искусство, также приносят малышам много радости, веселья и творческого удовлетворения. Вот, что полезного может дать ребенку освоение этого вида мастерства:

  • Ребёнок не будет зажатым и скованным на бесчисленных утренниках, школьных мероприятиях, выступлениях в лагерях и кружках;
  • Он научится ставить себя на место других, будет способен к сопереживанию;
  • Актёрские способности прекрасно закаляют характер, поэтому такие дети обычно активны, общительны, имеют много друзей;
  • Если вы не знаете, как развить в ребенке уверенность в себе, то здесь занятия актерским мастерством тоже будут очень кстати. Дети не могут без игры, перевоплощения. Придуманный мир и новые образы осуществляют мечту быть таким, каким хочется, а это укрепляет веру в себя.

Первые способности к ролевым играм проявляются в два с половиной – три года. Поэтому с этого возраста можно понемногу начинать занятия по актерскому мастерству для детей. Упражнения могут быть сначала совсем несложными и даже органично впишутся в другие мероприятия. Если малышу часто читают книги, он обязательно загорится идеей примерить на себя роль ласкового котёнка, трусишки-зайчика, храбреца-медведя. Задача родителей в этот момент - задать интересный тон банальным диалогам и событиям. Например, ребёнок хочет быть продавцом. Но просто покупать товары - это скучно и маме, и ее малышу. Предложите ребенку изобразить недовольного продавца. Расскажите про мимику: хмурые бровки, руки в боки и прочие атрибуты ворчунов. Положительно-поощрительная реакция, которая требуется от мамы в этот момент, произойдёт сама собой. Вы будете смеяться от всей души, поскольку дети погружаются в образ с максимальной отдачей. Они замечают такие детали, которые взрослому человеку не бросаются в глаза, вплоть до чесания переносицы и потрясающе схожей интонации.

Придумывайте и более сложные задачки в игре, например:

  • У доктора, к которому вы пришли лечиться, тоже болит зуб;
  • Поезд, на котором малыш однообразно катается каждый день, неожиданно ушёл из-под самого носа;
  • Трусливый заяц нашёл волшебную палочку и уверенно подошёл к волку.

Главная мысль, которую важно донести до ребенка: в зависимости от ситуации один и тот же персонаж может вести себя по-разному. В этот момент он не плохой и не хороший ― он испытывает чувства . Тогда волк становится не злым, а одиноким, скучающим или обиженным. С такой интерпретацией малыш сумеет в будущем играть любые роли, включая самые хитрые и коварные.

Как перейти от увлечённой игры к профессиональному мастерству?

Расскажите ребёнку, что актёрская профессия - это умение перевоплотиться в какого-либо персонажа так, чтобы все поверили образу на сцене.

Актёрская игра ведётся с помощью нескольких ключевых моментов:

  • Речи (подбирается максимально подходящая интонация, передающая возраст, характер, настроение героя);
  • Мимики (одного из самых сложных, но очень выразительных приемов в данной профессии);
  • Движений тела, поз.

Актерское мастерство для детей: упражнения

Теперь можно перейти к практическим упражнениям по искусству перевоплощений.

Ярким примером может стать изображение старенькой бабушки. Попросите юного актера сыграть эту роль только интонацией, без движений.

Затем покажите все детали позы и мимики бабушки: голова чуть наклонена, спина сгорблена, левая рука держит палочку, правая ㅡ схватилась за поясницу, ноги слегка согнуты в коленях. Лицо ㅡ сморщенное, но добродушное, с лёгкой улыбкой.

Потом даём время начинающему актёру на запоминание всех элементов в позе, затем предлагаем всем известную игру и произносим: «Раз, два, три ㅡ морская фигура замри!» При проговаривании этой фразы ребёнок делает всё, что хочет, а на последнем слове замирает в заученной позе старенькой бабушки. Эта игра ㅡ одновременно интересная и сложная подготовка к первым ролям малыша в домашних условиях. Она поможет ему не растеряться на курсах актёрского мастерства, где будет незнакомая обстановка.

Профессия актёра вызывает у детей большой интерес из-за необычной атмосферы, декораций, костюмов. Мальчикам нужно обязательно показывать, как обращаться с мечом, правильно маршировать, заряжать пистолет. Юным принцессам не лишним будет узнать про светские манеры, сервировку стола и прочие женские умения.

Почему важно информировать ребёнка? Чем больше он осведомлён о разных профессиях, навыках и поведении определённых категорий людей, тем меньше у него будет зажатости на сцене.

Как максимально раскрыть актёрский талант у ребёнка?

Если родители хотят, чтобы их ребенок обладал прекрасными актёрскими навыками, нужно развивать его в следующих сферах:

  • Во-первых, нужно заниматься речью ребёнка. Даже маленькие дефекты могут стать причиной больших комплексов и волнения на сцене. Можно исправить ситуацию с помощью логопеда. Также поощряйте декларирование ребёнком стихов с выражением.
  • Слушайте классическую музыку, так как это развивает хороший слух. Детям старше семи лет может помочь и музыкальная школа.
  • Также важно развивать спортивную форму, чувство равновесия, ловкость и лёгкость в движениях. В этом отлично помогают танцы и активные игры.
  • Еще начинающий актёр должен знать своё лицо: играть перед зеркалом, фотографироваться и сниматься на видео. При просмотре кадров отмечайте детскую мимику: хвалите за улыбку, выразительный взгляд, движения бровей.

  • Помочь малышу справиться со страхами - это последний и самый главный пункт. Нужно внушить ребёнку, что он уникален: «Золушку любой сумеет сыграть, а так как ты - никто»! Расскажите, что даже знаменитые актёры волнуются на сцене, ошибаются и забывают слова, но относятся к этому с юмором.

Выше мы уже затрагивали тему, как развить в ребенке уверенность в себе. Занятия по актерскому мастерству для детей, упражнения ― сами по себе являются фактором, укрепляющим веру в себя . Но в любых начинаниях ребенка очень важна поддержка и вера родителей в своего малыша. Если вы будете самым внимательным зрителем вашего ребёнка, у него всё обязательно получится!

Марина Беляева , изобретательная мама весёлого сыночка и дочки-затейницы

Артистизм — возможность красиво, убедительно, интересно, эмоционально передавать мысли, умение держаться на публике, харизматичность, виртуозность. Без сомнения, такие качества не станут ни для кого лишними. И даже если вы не предопределяете для ребенка будущую профессию артиста, то такие черты характера будут уместны в любом виде деятельности.

Развитие артистизма у ребенка – процесс кропотливый, но потраченное время и силы того стоят. Любой маме приятно будет смотреть, как ребенок уверенно держится на сцене, как он с легкостью заводит знакомства, как ему не страшно отвечать на уроках, он раскован и открыт новому. Важно развивать эти качества с того момента, как только малыш начинает разговаривать и выражать эмоции, ведь стать артистом в будущем ребенку помогут не только развивающие кружки и воспитание в специализированной школе, но и повседневное общение в семье.

Почему важно начинать развитие с рождения

Артистизм невозможно привить одной книгой или разговором с малышом. Это целое искусство, которое потребует немало терпения, целеустремленности и самоотдачи родителей. Если взглянуть на артистичность с точки зрения педагогики, то это не только внешние факторы, но еще и умение жить идеями, богатство личностных проявлений, игра воображения, внутренняя свобода. Вот почему так важно влияние родителей на этапе зарождения всего этого. Ребенок познает мир часто активно, иногда травматично, происходит в процессе этого как много нетипичных, так и противоречивых ситуаций, но родители, вместо того, чтобы ребенка постоянно останавливать, остепенять, наказывать, наоборот — должны поддерживать, развивать, внушать ему веру в себя.

Если у ребенка еще не было опыта в выходе на сцену, то непременно это скоро случится. Будет это стих с выражением в детском саду или школе, новогодний спектакль или басня, рассказанная гостям и родственникам в домашней обстановке, стоя на табуретке. В любом случае в какой-то момент для малыша это будет впервые и самое ценное, что вы можете ему при этом дать — это уверенность, независимо от исхода ситуации. Как бы не прошло выступление, ребенок должен понимать, что за это его не будут наказывать, ругать, в нем не разочаруются. Так, со временем, даже самый неуверенный малыш приобретет уверенность в своих силах, ведь у него будет самая мощная поддержка — родителей. На этапе взросления родители являются эталоном и примером, главными людьми в жизни, поэтому отношение к ребенку — ключевой момент.

Как реагировать на поведение ребенка

Становление маленького характера — это всегда непросто. Идеально ничего не бывает. Любое из поведений ребенка нуждается в корректировке и реагировании.

Встречаются ситуации, когда на городской сцене или на утреннике в детском саду, в хоре, ребенок запинается, заикается, засовывает руки в карманы и даже ковыряет в носу. Это говорит о незнании правил поведения. Случаются моменты, что страх овладевает ребенком до такой степени, что он отказывается выходить на сцену, тем самым подводит организаторов и других участников шоу. Это промах родителей, которые не смогли внушить уверенность в собственных силах и талантах. Поучающие наставления не спасут в данном случае. Если вы заметили у ребенка перед выступлением потливость ладоней, внезапное повышение температуры, болевые ощущения в животе, дрожь в коленях и руках, пересыхание губ – время поддержать! В данном случае подойдет история с детства, совместные воспоминания как вы к чему-то готовились.

А некоторым детям присущ эгоцентризм, это когда родители чрезмерно балуют ребенка, называя, например, дочку маленькой принцессой, и ограничивают себя в замечаниях в сторону ребенка, как бы жалея его. Такие дети редко уважают мнение других, могут капризничать при распределении ролей, не хотят мириться с участием на второстепенном плане. Такое поведение хоть и близко к артистизму, но скорее уже ближе к актерствованию, что в будущем не принесет ожидаемого результата.

Как помочь юной звезде избавиться от страха раз и навсегда

Результативно работает внушение ребенку, что все происходящее носит развлекательный характер и он может получать удовольствие от выступления, а развитие артистизма – главная составляющая успеха, кстати, даже многие взрослые практикуют такой подход для себя. Ощущая атмосферу праздника или игры, ребенок может избавиться от чувства страха, что поможет ему в будущем, когда его уже взрослая личность столкнется с какими-то волнующими моментами.

Это все касалось эмоциональной сферы, но есть еще и практическая. Родители должны стать и крепким тылом малышу, чтобы он не чувствовал себя брошенным наедине с проблемами. Так, не стоит откладывать заучивания стиха или танца на последние два дня. Ребенок должен понимать, что ему поручили ответственное задание, и «провалить» его он не имеет права. Конечно, об этом стоит позаботиться взрослым.

Проводить занятия лучше в спокойной атмосфере, не создавая лишнюю суматоху, спешку, тогда и ребенок будет спокоен. Цель каждого родителя – получать неподдельное удовольствие от выступления своего ребенка. Тогда и выступления станут более красочными, яркими, открытыми, ведь дети очень зависимы от мнения взрослых, им важно нравиться и вызывать чувство гордости за себя.

Дополнительные возможности для развития артистизма ребенка

Конечно, кроме взаимодействия ребенка с родителями, есть еще множество вариантов развивать творческие способности.

Результативно проходит развитие артистизма у детей на занятиях хореографией, где они вместе с другими участниками разучивают хореографические движения, тем самым самоутверждаются. Особенно это сказывается на выступлениях вместе с танцевальной группой. Когда все дети готовы и хорошо знают поставленный танец, им не за что переживать и вместе со всем коллективом они получают удовольствие от происходящего.

Развитие артистизма у детей на уроках пения также приносит свои плоды. К тому же, занятия пением с восторгом воспринимается среди малышей, особенно если их хвалить и всячески поощрять.

Регулярно в школе на утренниках и мероприятиях проводится набор талантливых детей и просто желающих. Как правило, школьная аудитория относится с радостью к проявленной инициативе и встречает новых звезд бурными аплодисментами. Такое теплое отношение вызывает у ребенка стремление к лучшим результатам, а вы, как родитель, поддержите его в этом и подтолкните на открытие новых способностей.

Профессиональные артисты утверждают, что чем чаще человек выступает, тем скорее проходит боязнь сцены. Но не обязательно выгонять ребенка сразу на сцену за приобретением опыта. Он нарабатывается и дома, во время разыгрывания сценки перед родственниками и друзьями. На каждом этапе главное поддерживать инициативу ребенка, даже если у него не получается с первого раза произвести фурор на родственников. Сделайте вид, что все хорошо, похвалите его, а в процессе разучивания следующей постановки поделитесь несколькими секретами, как сделать выступление еще лучше.

Артистизм в кругу семьи

Развитие артистизма в семье – это очень важно, но не стоит путать его с лидерством и эгоизмом.

    Развитие артистизма у детей в семейном кругу можно осуществлять с помощью таких способов:
  1. Не стесняйтесь идти в ногу со временем. Вместе со своим подрастающим чадом делайте селфи, придумайте ряд эмоций и по очереди изобразите их на камеру. Таким образом, развивается артистизм и уверенность перед камерой.
  2. Конечно же, важным пунктом в воспитании считается умение держать себя в руках. В карьере актера нужно держать себя в руках даже в стрессовых ситуациях, а бытовая ссора не должна выводить ни родителей, ни ребенка из себя. Всей семье стоит научиться находить компромиссы и выражать эмоции, согласно сложившейся ситуации.
  3. Если ребенок не выговаривает какие-то звуки, в обязательном порядке нужно репетировать их дома. Это могут быть стишки, скороговорки, диалоги. Чтобы потом, даже в случае волнения, не возникало с этим никаких сложностей.
  4. Прекрасным вариантом для вечера в кругу семьи будет пантомима. Эта игра не только развивает артистизм, но и здорово поднимает настроение.
  5. Смена ролей — тоже очень интересный вариант. Вы не просто таким образом сможете раскрыть актерских талант малыша, но и поставите его на свое место. Так, у вас будет возможность взглянуть друг на друга с иной стороны.
  6. Хорошая идея – рассказ стихотворения или исполнение песни на камеру. Получившийся ролик поможет определить, какие ошибки допускает ребенок, может где-то бегают глазки или он что-то теребит в руках от волнения.

Большинство маленьких детей славятся невероятным артистизмом, придают голоса и интонации куклам, ярко передают эмоции. Все это важно сохранить с детства и не упустить в подростковом возрасте! Так вы сможете еще с детства заложить крепкий фундамент творческого развития вашего ребенка.

Любой родитель, заботящийся о своем чаде, проявляет определенного рода озабоченность в плане выявления и развития склонностей ребенка. Не будем брать во внимание те ситуации, когда отец и мать «помешаны» на чем-то одном, например, хотят, чтобы ребенок стал непременно известным хоккеистом, независимо от того, достаточно ли у него для этого задатков. Не говоря уже о том, что их может и в помине не быть относительно данного вида деятельности.

Для начала стоит расставить все точки над i: что же такое задатки, а что — способности. Задатки — это некий фундамент, заложенный природой, это такие семена предрасположенности, которые передались с генами родителей, хотя и не всегда, но часто.

Способности — это степень потенциала для выполнения задач разного уровня сложности. Повысить планку способностей в том или ином виде деятельности при желании под силу любому человеку. Допустим, у ребенка есть физиологические задатки для занятий балетом. Если он будет прилежно заниматься, то вполне вероятно, достигнет высокого уровня мастерства. Но тут опять же один маленький нюанс: должно быть желание, не путать с желанием родителей. Без желания и действия любые задатки засохнут на корню.

Как же определить, чем собственно природа наградила вашего отпрыска. Верный путь для выявления — наблюдение. Для начала за играми ребенка, именно в них он проявляет свою натуру. Но бывают и явные проявления. Например, родители многих известных певцов утверждают, что в детстве эти люди, чуть ли не с рождения пели, да так, что родители сразу поняли: будущий певец или певица.

Если задатки очевидны, на основе их можно развивать и способности. Но тут тоже важно придерживаться золотой середины: не акцентироваться на чем-то одном — и точка. Дело в том, что в мире в отдельном виде ничего не существует, все взаимодополняет друг друга. Этот же принцип относится и к способностям: нужно разносторонее развитие, не следует задвигать другие виды деятельности далеко на задний план. Крайность не может быть развитием высшей степени.

Теперь немного о возможностях развития. Чтобы способности развивались, не стояли на месте, нужно задавать определенную планку. Очень важно не переборщить. Слишком низкая планка (когда все легко и неинтересно) — путь деградации. Слишком высокая — может привести к потере веры в свои силы и отсутствию мотивации. Планка должна быть такой, чтобы была определенная трудность в выполнении задачи, недотягивание до вершины. Такой расклад дает толчок для развития способностей. Появляется цель. Дети, занимающиеся спортом (и не только), очень часто равняются на чемпионов, профессионалов, которые для них становятся своеобразным эталоном. Родителям же нужно иметь в виду, что основы для развития способностей закладываются в дошкольный период. Большое значение при этом отводится опять же играм, через них ребенок проявляет свою индивидуальность.

Возвращаясь к задаткам, вспоминается этакий детский тест на выявление нестандартного мышления: «Назовите домашнюю птицу, фрукт и поэта». Если ваши ответы: курица, яблоко и Пушкин (соответственно), то похвастать, увы, нечем. Тест, конечно, примитивный, но доля истины в нем есть. Разные тесты помогают определить наличие определенных наклонностей или задатков.

Кстати, задатки могут выявиться и на стадии подражания: к чему ребенка тянет больше? О подражании читайте здесь.

Отдельная тема — одаренность. Одаренному ребенку с особой легкостью дается освоение предмета деятельности, к которому лежит душа. Но, конечно, же не стоит по этой причине гонять ребенка до последней степени усталости ради достижения сверхрезультата. Торопитесь не спеша. Всему свое время и место.