АВА-терапия для аутистов: с чего начать, отзывы. АВА терапия и методы коррекции аутизма

The following two tabs change content below.

Главная задача поведенческой коррекции аутизма детей – это счастье ребенка, которому, несмотря на определенные нарушения в развитии, необходимо участвовать в жизни общества и желательно наиболее полноценно. Как лечить аутизм у детей, и что представляет собой коррекция детского аутизма? Что такое поведенческая терапия для аутистов? Какая программа более эффективна в лечении аутизма? И чем может помочь метод АВА при аутизме?

  • СПОБЫ ЛЕЧЕНИЯ АУТИЗМА: МЕТОД АВА, АУТИЗМ И МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

На сегодняшний день поведенческая терапия для аутистов или метод АВА, то есть прикладного анализа поведения (Applied behavior analysis), является одним из наиболее эффективных методов коррекции детского аутизма. В ее основе поведенческие технологии и методики обучения, позволяющие изучать влияние на поведение аутиста факторов окружающей среды и манипулировать этими факторами, изменяя его. Метод АВА при аутизме, носит еще одно название, а именно «Модификация поведения». Поведенческая терапия для аутистов по программе АВА построена на идее, что любое поведение человека влечет за собой определенные последствия, и когда ребенку это нравится, он станет повторять это поведение, а когда не нравится, не станет.

Что дает прикладной анализ поведения?

Поведенческая терапия для аутистов, или АВА терапия является основой абсолютного большинства программ, цель которых лечить аутизм у детей. Проводившиеся более 30 лет подряд исследования, подтвердили ценность прикладных методов поведенческой терапии.

В частности АВА терапия позволяет улучшить навыки коммуникации, адаптационного поведения, способности к обучению, и достичь соответствующего поведения, обусловленного социально. Проявления поведенческих отклонений при этом значительно уменьшаются. Кроме того, получены неопровержимые доказательства в пользу утверждения, что чем ранее начинается терапевтический курс (дошкольный возраст, предпочтительнее), тем более значимыми являются его результаты. АВА терапия сочетает целый ряд методов коррекции поведенческих отклонений, разработанных учеными. В основе этих методов, прежде всего, принципы прикладного поведенческого анализа.

Как работает АВА терапия?

При данном подходе все сложные для аутистов навыки, включая речь, контактность, творческую игру, умение слушать, смотреть в глаза, и прочее, разбиваются на отдельные мелкие блоки – действия. Затем каждое действие разучивается отдельно с ребенком, а впоследствии действия соединяются в единую цепь, образуя одно сложное действие. В процессе разучивания действий ребенку с расстройствами аутичного спектра специалист центра лечения аутизма дает задание, если справиться с ним один он не может, тогда дает подсказку, а потом вознаграждает ребенка за правильные ответы, игнорируя при этом неправильные.

ЭТАП № 1: «ЯЗЫК – ПОНИМАНИЕ» . К примеру, одно упражнение из программы АВА «Язык – понимание». Специалист-терапист центра лечения аутизма дает ребенку стимул, или задание, например, «подними руку», следом дает подсказку (сам поднимает руку ребенка вверх), затем вознаграждает его за правильный ответ. Совершив некоторое количество попыток совместно (задание – подсказка – вознаграждение) делают попытку без подсказки: специалист дается задание ребенку: «Подними руку», и ожидает, даст ли ребенок самостоятельно правильный ответ. Если он правильно отвечает без подсказки тераписта, то получает вознаграждение (ребенка хвалят, отпускают играть, дают что-то вкусное и т.п.). Если ребенок не дает ответа или дает неправильный, терапист снова проводит несколько попыток, используя подсказку, а затем пробует опять без подсказки. Заканчивается упражнение, когда ребенок дал без подсказки правильный ответ.

Когда ребенок с аутизмом начинает без подсказки правильно отвечать в 90% случаев дачи задания, вводят новый стимул, к примеру, «кивни головой». Важно, чтобы первые два задания были максимально непохожими. Задание «кивни головой» отрабатывают таким же образом, как «подними руку».

ЭТАП № 2: УСЛОЖНЕНИЕ . Когда ребенок освоит выполнение задания «кивни головой» (сокращенно «КГ») в 90% случаев, задания начинают чередовать в свободном порядке, «кивни головой» и «подними руку»: сначала «КГ» – «ПР», затем «КГ» – «КГ» – «ПР», и в любом другом порядке. Два данных стимула считаются освоенными ребенком, когда он в произвольном порядке дает 90% правильных ответов из 100% при чередовании двух задний или стимулов. После этого вводят и отрабатывают до усвоения третий стимул, потом все три чередуют, вводят четвертый, и так далее.

ЭТАП № 3: ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ НАВЫКОВ . Когда в запасе у ребенка накапливается много освоенных стимулов (включительно таких необходимых для ежедневной жизни стимулов, как «возьми (название предмета)», «дай (название предмета)», «иди сюда» и прочие), начинают работать с ребенком над обобщением. Генерализация навыков – это не что иное, как проведение упражнений в каких-то неожиданных местах, непривычных для занятий: в ванной, в магазине, на улице. Затем начинают чередовать людей, которые дают задания (тераписты, мама и папа, дедушки и бабушки, другие дети).

ЭТАП № 4: «ВЫХОД В МИР» . Ребенок в какой-то момент не просто осваивает те стимулы, отрабатываемые с ним, но и начинает самостоятельно понимать новые стимулы без дополнительной отработки (к примеру, показывают ему один-два раза «закрой дверь», и этого уже достаточно). Когда это случается, программа считается освоенной – аутичный ребенок может осваивать информацию дальше из окружающей среды, также как делают это обычно развивающиеся детки.

В арсенале АВА терапии имеется несколько сотен различных программ, включающих лечение аутизма с ЗПР (задержка психического развития), невербальную и вербальную имитацию, общую и мелкую моторику, понимание языка говорящего, называние предметов и действий, классификацию предметов (раскладывание карточек с собакой и кошкой в одну стопку, а карточек с ложкой и вилкой – в другую). Кроме того, коррекция аутизма детей включает программы типа «покажи, как ты…» (ребенок делает вид, что надевает шапку / причесывается / тушит пожар / крутит руль / мяукает, ловит мышей и прочее), освоение местоимений (научить ребенка правильно употреблять «я стою» – «ты стоишь»), ответы на вопросы «кто», «что», «как», «где», «когда», употребление слов «да» и «нет», и прочее. Вопрос, какая программа более эффективна в лечении аутизма, по сути, не имеет значения, поскольку у каждого ребенка свои индивидуальные особенности, и подход к нему так же требуется индивидуальный. Вместе с тем, можно назвать более продвинутые программы АВА – «Скажи, что будет, если…» (ребенок предугадывает исход действия), «Делай как (любое имя сверстника)», «Расскажи историю», «Позови играть (имя сверстника)», и так далее.

Конечная цель АВА терапии – дать ребенку с аутизмом средства для освоения окружающего мира самостоятельно.

Необходимые условия для эффективности коррекции детского аутизма по программе АВА

Поэлементное разучивание и оттачивание многих десятков действий и предметов требует массы времени и усилий. Считается, что наибольшего эффекта поведенческая терапия для аутистов дает, если с ребенком заниматься по данной методике в неделю по 30-40 часов. Кроме того, идеальным вариантом будет начинать заниматься с ребенком по данной методике до того, как он достигнет 6-летнего возраста. Программа АВА помогает также и более старшим деткам, но чем раньше начнутся занятия, тем лучшим будет конечный результат.

Эта поведенческая терапия для аутистов является чрезвычайно действенной. По результатам основателя методики АВА Ивара Ловааса, примерно половина деток, обучавшихся по ней, после окончания коррекции аутизма детей могут заниматься в обычной общеобразовательной школе. Более 90% детей, из общего числа тех, получал АВА, улучшил свое состояние и поведение.

Но эти способы лечения аутизма имеют и существенный минус, учитывая финансовую обеспеченность современных родителей. Дело в том, что даже при наличии времени и сил, родители, как правило, не могут самостоятельно давать аутисту по сорок часов интенсивных тренировок в неделю в течение нескольких лет. Чтобы, домашняя программа АВА принесла ожидаемые плоды, родителям потребуется обратиться в центр лечения аутизма за помощью специалистов.

Правильная организация для ребенка с детский аутизм методики обучения, к родительским силам потребует присоединения к процессу нескольких человек, специально обученных терапистов, обычно студентов, и супервайзора – опытного специалиста по программам центра лечения аутизма. Схема примерно такова: один терапист с ребенком занимается два-три часа (проходя за этот период времени пять-шесть программ), в течение одного дня последовательно работать с ребенком могут два-три тераписта, давая ему, таким образом, пять-шесть часов обучения в день. Тераписты фиксируют свои действия в журнале: над какими программами с ребенком работали, сколько было сделано попыток, с какими подсказками, сколько получено правильных ответов, сколько получено неправильных ответов. Каждый следующий терапист, прежде чем приступить, просматривает записи предыдущего, начиная работать с того места с ребенком, где остановился предыдущий. Примерно раз недели в две-три происходит общее собрание терапистов в центре лечения аутизма, на котором супервайзор просматривает журнал, оценивая результаты, просит терапистов продемонстрировать, как и что они делают, принимает решение, какие стимулы уже освоены, какие программы стоит еще оттачивать, и ставит перед терапистами новые цели.

Домашняя программа АВА с финансовой стороны вопроса, предприятие нелегкое, но осуществить ее самостоятельно невероятно тяжело.

Предисловия от редакции: Родителям детей с аутизмом необходимо четко понимать важную вещь. Ответственность за окончательный выбор терапии лежит на нас, а не на врачах и тьюторах. В этом жизнь родителя с особым ребёнком мало отличается от коллеги с нейротипичным наследником.

Мы выбираем, какая терапия должна быть начата. Мы оцениваем её результаты. Мы оцениваем затраты ребёнка на эти результаты. Мы можем прервать, модифицировать или дополнить любую из терапий другими методами. Наша задача – много читать и повышать уровень своих знаний о том мире, в котором живут наши дети. Мы хотим, чтобы дети вписались в нейротипичное общество, но пока что мы не можем изменить их физиологию настолько, чтобы они стали ощущать мир как нейротипики. В этой плоскости лежат те проблематичные вопросы, которые поднимает автор статьи.

Когда я стала АБА-тьютором, я была в восторге. Я рассчитывала, что смогу на практике использовать полученные в университете знания по психологии и изменить жизнь детей с аутизмом к лучшему. Теперь же, год, проведенный на этой должности, кажется мне самой большой ошибкой в жизни.

Я долго принимала решение оставить программу АБА. Я не буду заниматься самооправданиями – просто поделюсь своим опытом, тем, что видела и что сама делала.

Если бы не мое близкое знакомство со взрослыми людьми с аутизмом, которые делились своими переживаниями и рассказали мне, каким травмирующим были для них сеансы АБА-терапии, я до сих пор оставалась бы на своем посту. Я убеждена, что, поскольку АБА влияет на жизни людей с РАС, их голос просто обязан быть услышан. Также признаю, что общий термин «АБА» объединяет самые разные виды терапий, поэтому то, что делают другие люди, может отличаться от моего опыта.

Можно найти огромное количество хвалебных отзывов об АБА. Вместе с тем, несмотря на тот факт, что эта программа имеет крайне широкое распространение у нас в Америке, все чаще появляются критические мнения о ней. Идо Кедар, аутист с которым занимались АБА-специалисты, написал прекрасную книгу о том, каково быть лишенным речи человеком, интеллект которого постоянно ставится под сомнение. Его опыт зародил во мне сомнения в правильности моего выбора, но реклама АБА из множества других источников была так сильна, что я все еще верила, что буду действительно помогать детям с РАС.

Я старалась делать свою работу максимально хорошо и всегда высоко ценить умственные способности своих подопечных. Тем не менее, когда я обнаружила в Интернете сообщество аутистов и сочувствующих им людей, я была потрясена описанием того, как плохо они себя чувствовали, когда им приходилось проходить курс АБА-терапии. Некоторые описания были настолько потрясающими, что я даже не могла дочитать их до конца.

Тем не менее, я успокаивала себя, говоря, что наш курс меньше полагался негативные установки и больше – на поощрения. Я также старалась обращать внимание на прогресс, достигнутый каждым моим пациентом, и говорила себе, что я очень люблю детей, с которыми я работаю, потому не могу им навредить. Любовь и желание помочь я считала автоматической защитой от ошибок.

Сейчас же я понимаю, что причинить вред можно даже любя. Благие намерения не значат благих дел.

Да, дети могут плакать и пытаться убежать – считала я. Они могут быть вынуждены делать неинтересные и даже болезненные для них вещи, но все это происходит ради терапии. Они обязаны делать так, как мы им говорим, потому что мы лучше знаем, что для них хорошо, а что – плохо. Просто пока дети-аутисты не могут понять нашей правоты.
Эта концепция называется тренировкой послушания и является важнейшей частью многих программ АБА. Правило простое: когда АБА-тьютор дал команду, ребенок должен ее выполнить, несмотря ни на что. Если ребенок пытается убежать, или плачет или ведет себя еще каким-то образом, вы не должны уступать, поскольку так вы только усиливаете плохое поведение.

Читайте также Как поднять уровень ГАМК (ГАБА) и ограничить глутаминовую кислоту

Эта концепция не оставляет за ребенком права сказать «нет», поскольку все считают, что у ребенка нет никаких оснований отказывать взрослому. Этот подход учит детей с РАС, что все их чувства не имеют значения, и что они «неправильные», поскольку их ранит или выводит из себя что-то, что обычные люди могут легко выносить. Нейротипичные люди искренне считают, что лучше самого аутиста знают, что для него лучше.

Очень часто многие цели АБА сводятся к тому, чтобы научит детей выглядеть и вести себя подобно нейротипичным людям. Если у ребенка есть повторяющееся поведение – я прежде всего говорю о «стимах» - то сюда можно отнести и хождение на цыпочках, постоянное обсуждение одной темы, эхолалию, отсутствие глазного контакта, прикрывание ушей ладонями, игру с игрушками не так, как это принято. Все подобные проявления ребёнка объявляются «неуместными», и их пытаются искоренить.

Проблема состоит в том, что нейротипичные люди просто не понимают причин, по которым аутисты ведут себя так, а не иначе. Но если вы не знаете причин, это вовсе не означает, что их не существует – напротив, они есть и они весомы.

Аутизм очень часто означает определенные проблемы в сенсорной сфере. Именно поэтому люди с РАС реагируют на мир не так, как нейротипики. Стимы , например, помогают выразить свои чувства и дают возможность справиться с обильным потоком сенсорных ощущений.

Такие вещи, как флуоресцентные лампы или мягкая фоновая музыка (обычный человек их даже не замечает) для ребенка с РАС будут очень неприятными переживаниями. Если не позволять ребенку разрядиться путем стима – например, заставлять его класть руки на стол или держать их вдоль тела – ребенок будет ощущать просто физическую боль. Аналогичные вещи происходят с глазным контактом: он может быть для детей с РАС очень сильным сенсорным испытанием.

Приучение к беспрекословному послушанию неверные цели терапии – это две самые большие ошибки АБА, но далеко не все. К неприемлемым и неприятным для детей с РАС методикам можно отнести:

  • Использование негативных установок вплоть до наказаний, чтобы отучить ребенка от «неприемлемого» поведения;
  • Полный отказ давать награду, пока ребенок о ней не попросит или ее не заработает (включая еду, отдых и ласку);
  • Запрет на свободное время или очень малые паузы в пятичасовой (или восьмичасовой) программе;
  • Игнорирование такого явления, как . Нужно понимать, что тело ребенка не слушает его и, даже если он того хочет, он часто физически не может произнести требуемые от него звуки;
  • Бихевиорист (специалист по поведению) получает неограниченную власть над ребенком;
  • Требование по словесной команде немедленно прекратить стимы;
  • Использование ярлыков «высокая» и «низкая» функциональность. Внешне человек может походить на нейротипичного, но ценой каких страданий будет куплено это сходство (и нужно ли оно)?
  • Частое (заурядное и повсеместное) использование физических ограничителей для решения вопроса агрессии ребенка (хотя такие средства должны применяться только в исключительных случаях)
  • К детям не относятся как к разумным существам, которые могут понимать свое состояние лучше взрослых. Детям не дают возможность высказаться.

Все эти методы я практиковала сама (кроме самого первого пункта перечня). Сами АБА-специалисты очень уверенно и компетентно говорили о своих методах обучения. Родители верили их словам о том, что АБА – единственный и самый эффективный подход к лечению детей с РАС, который базируется на научных данных. Я сама верила этим словам, что не извиняет меня – осознанно или нет, я причиняла вред детям-аутистам.
Я просыпалась и шла на работу пытаясь найти новые доказательства того, что АБА – это правильно. Мне улыбались мои коллеги и родители пациентов, мне говорили, какого прогресса добились мои пациенты, и все было хорошо. Я шла домой, читала все больше историй, написанных людьми c РАС, смотрела их видеоблоги и опять была вынуждена убеждать себя, что то, что я делаю, несет добро.

Волшебной таблетки, излечивающей аутизм, к сожалению, не существует. Для коррекции состояния применяются обычно комплексные методы, позволяющие компенсировать проявления этого диагноза.

Медикаментозные методы

Лекарственные препараты применяются лишь для коррекции конкретных состояний, возникающих по причине аутизма. В частности, для снятия агрессивности, при судорожной активности, для улучшения кровообращения мозга, коррекции нарушения обмена веществ и т. д.

К таким препаратам относятся:

  • Противосудорожные препараты.
  • Антипсихотические.
  • Ноотропы.
  • Витамины.

Лекарства применяются индивидуально, в зависимости от состояния ребенка и назначаются только врачом.

Иппотерапия, музыкальная терапия

Такие занятия положительно воздействуют на аутистов, помогая им адаптироваться к окружающему миру. Равномерные постоянные движения в такт ходьбы лошади отвечают аутистичной склонности к стереотипизму. Ребенок не выходит из рамок своего закрытого мира, общаясь тем не менее с ним через животное. Музыка же посредством постоянных стереотипных звучаний помогает ребенку находить психическую гармонию.

Поведенческая терапия

И все же основной упор делается на работу психологов и педагогов. Целенаправленные занятия проводятся с целью закрепить у ребенка бытовые навыки, способность к самообслуживанию и общению. В этом ключе крайне важны занятия по развитию речи и формированию коммуникативной формы речи. Очень часто у детей при аутизме наблюдаются критерии .

Коррекционная работа по развитию речи у детей-аутистов

У всех детей с аутизмом страдает функция речи. При работе над коррекцией состояния ребенка большое внимание уделяется этой области. Для работы привлекаются логопеды-дефектологи и психологи.

Коррекционные мероприятия требуют большого терпения и участия членов семьи, особенно матери, с которой, как правило, ребенок имеет крепкую эмоциональную связь. Быстрый результат не может быть достигнут вследствие особенностей состояния, однако длительная целенаправленная работа обязательно имеет эффект.

Работа на развитием речи включает:

  • Упражнения на развитие контроля над общей моторикой.
  • Стимулирование мелкой моторики.
  • Развитие работы мышечной группы лица. Далее - упражнения для улучшения артикуляции, гимнастика «для языка».
  • Формирование правильного дыхания во время произнесения звуков.
  • Работа по расширению активного словарного запаса, восприятия речи, формирования правильного построения грамматических форм.
  • Формирование связной речи - рассказ по картинкам, пересказ и т. д.

Особенности работы дефектологов при аутизме

Ввиду особенностей развития психики сотрудничество с такими детьми имеет массу сложностей. Поэтому работа специалистов разделяется на несколько этапов:

  • Установление контакта. Создание для ребенка спокойной психологической атмосферы.
  • Разработка учебных стереотипов.
  • Приучение к зрительному контакту и восприятию указаний учителя.

Первые этапы могут занимать много времени, однако миновать их не удастся. Ребенок с аутизмом может попросту отказаться от работы с посторонним человеком, если тому не удастся наладить доверительные отношения. Поэтому для занятий необходим опытный специалист.

АВА-терапия

В последнее время наиболее эффективной методикой коррекции аутизма считается АВА-терапия (Applied Behavioral Analysis), иначе говоря Прикладной анализ поведения. Вокруг методики ведется масса споров, однако отрицать ее эффективность нельзя. Занятия с АВА-специалистом однозначно приносят результат. В основе методики лежит изучение (анализ) поведения ребенка, выявление способов его поощрения (тактильных, звуковых и т. д.) и использование поощрений для обучения. Последовательно закрепляя нужное действие поощрением, специалист добивается стойкого формирования навыка.

Работа АВА-специалистов подразумевает длительную и довольно интенсивную терапию, разрабатывающуюся индивидуально, исходя из особенностей состояния ребенка.
Существуют методики для занятий с детьми разного возраста, но наибольшего эффекта можно добиться, если начать терапию уже в 2-3 года.
Основным принципы АВА-терапии:

  • Все необходимые навыки разбиваются на блоки, каждый из которых изучается последовательно.
  • Ребенок получает задание и выполняет его под строгим контролем специалиста, получая поощрение за правильный ответ или реакцию.
  • В процессе занятий ведущая роль всегда остается за педагогом, который направляет ребенка и руководит всеми его действиями.
  • Для достижения эффекта необходимы регулярные занятия в среднем по 20 часов в неделю. В зависимости от особенностей и внешней ситуации число уроков может быть сокращено до 6 часов в неделю.
  • Крайне важно, чтобы родители стали членами обучающей команды, то есть разделяли идею программы и дома работали над закреплением полученных навыков.

При помощи АВА-терапии возможно обучение по различным направлениям - коммуникативным навыкам, умению самообслуживания, бытового поведения, развития речи и т. д.

Развитие речи у детей с аутизмом при помощи АВА-терапии

Отсутствие речи у аутистов — одна из наиболее важных проблем, с которой работают АВА-педагоги. Работа в данном случае также строится на блочном принципе и ведется последовательно по всем направлениям.

В силу специфики диагноза работа по развитию речи у детей-аутистов ведется с привлечением разных специалистов - логопедов-дефектологов, психологов, нейропсихологов. Основная цель работы - развитие способности к коммуникативной речи. Выработка навыков строится на постепенном, пошаговом освоении различных блоков:

  • Развитие слухового внимания и восприятия.
  • Стимуляция произвольного внимания и формирование целенаправленных действий.
  • Понимание и выполнение простых инструкций педагога.
  • Обучение восприятию и пониманию слов.
  • Улучшение артикуляционных способностей, постановка правильного дыхания - для выработки корректного звучания речи.
  • Впоследствии работа усложняется - осваиваются принципы грамматического построения фраз, формируется элементарная фразовая речь.

Работа по развитию речи у аутистов - сложный процесс, длительность и результативность которого зависит от исходного состояния ребенка. Однако неукоснительное следование методике, вовлеченность родителей в процесс обучения, систематичность и последовательность позволяют добиться значительных результатов.

Нередко аутизм ассоциируется с .

Не разговаривает вообще. Если чего-то хочет, достает сам. До посещения АВА-терапистов он посещал специализированный детский сад, где с ним занимались дефектологи и логопеды. По крайней мере, я надеялась, что именно так и было. Но после того как я начала водить его на занятия АВА-терапией, стало понятно, что с ним или не занимались вообще, или занимались в корне неправильно.

Как проходят занятия АВА-терапией?

В первую очередь преимущество АВА состоит в том, что занимаются с ребенком не в группе, а индивидуально. Аутисты не смотрят в глаза, тем более посторонним людям. Поэтому первостепенная задача тераписта – это создать зрительный контакт с ребенком. После этого идут очень легкие задания, выполнение которых происходит в форме игры.

Мой Сережа легко выполняет визуальные задания:

  • Сравни карточки и найди похожую;
  • Повтори мои движения;
  • Выбери такой же предмет, как я показываю.

К чему Сережа имеет склонность, определял специалист по тестированию. Он же определял, насколько развит ребенок. Потом результаты тестирования отправили куратору, который живет в другом городе и контролирует работу терапистов. Куратор составляет для Сережи индивидуальную программу занятий, по которой тераписты в дальнейшем с ним занимаются.

Как АВА-тераписты наживаются на чужом горе

Несколько лет назад мыс Сережей сидели в очереди к врачу, а перед нами была мамочка с таким же , который в отличие от моего сына вполне неплохо разговаривал. Эта женщина рассказала, что она занималась со своим ребенком АВА-терапией, и благодаря этому они добились таких успехов в развитии речи, которой раньше не было вообще, как и у нас. Потом она прислала мне полную программу АВА-терапии на е-мейл, но я в ней ничего не поняла, хотя там довольно подробно все описано.

Когда мы с сыном стали ходить к АВА-терапистам, мне стало гораздо понятнее, как надо было заниматься. Я надеялась, что куратор напишет для нас какую-то индивидуальную программу, по которой нам будет легче заниматься. И представьте мое удивление, когда я оплатила куратору кругленькую сумму за написание и получила типовую программу, которая у меня уже была, но слово «ребенок» в ней было заменено на «Сережа».

Потом начались занятия с терапистом, где отрабатывались :

  • Подними руки вверх;
  • Постучи молоточком;
  • Помаши флажком…

Конечно эти занятия нужные. Именно от простого к сложному отрабатывается навык имитации, который у детей-аутистов чаще всего отсутствует. Научившись повторять за взрослым движения, ребенок начинает повторять за взрослым звуки, а потом появляется разговорная речь. Но дело в том, что эти занятия нужно обязательно проводить и дома. И мы с Сережей усиленно этим занимались.

Занятия с АВА-терапистом стоят недешево, поэтому я, с учетом того, что я и сама с ребенком занимаюсь, просила сократить количество занятий. На это мне ответили категорическим отказом, так как при более редких занятиях, они не могут гарантировать успех. Хотя успех они в любом случае не гарантируют. Это было прописано в том договоре, который ни дали мне на подпись. То есть они подстраховываются этим договором на тот случай, если родители будут тратить деньги, результата не увидят и потребуют потраченную сумму через суд обратно.

Последней каплей для меня стало то, что я должна оплачивать просмотр куратором через скайп. Для чего это делается? Чтобы проверить работу тераписта и указать ему, что он делает неправильно. Почему я должна оплачивать этот контроль? Я оплачиваю работу тераписта не для того, чтобы он неправильно работал. В общем, я сказала, что у нас сейчас нет денег. Когда положение улучшится, я приду обратно, а пока буду отрабатывать простейшие упражнения со своим ребенком сама. Бесплатно.

Ну, я надеюсь, что мне не придется к ним возвращаться. Программа то у меня есть. Мне теперь все понятно. Та мамочка сама справилась, и я сама справлюсь. Кстати, программу я выложила на Яндекс диск и она доступна для просмотра здесь https://yadi.sk/i/Mg4oA3483LjNZ8

Мы с сыночком даже сняли несколько видео с самыми простыми заданиями https://www.youtube.com/watch?v=AUpymC6flAQ

Занятия с учителями из школы

В этом году Сереже исполнилось 7 лет, и пришла пора поступать в школу. Сначала мы хотели определить ребенка в школу для умственно отсталых, но не успели. Туда нужно было занимать очередь еще в феврале, а мы опомнились только в августе. Зато в последних числах августа нас сразу взяли в обычную школу, и я совсем не пожалела, что так получилось.

Сережа был определен на домашнее обучение, и теперь к нам домой ходят его классная руководитель и школьная психолог. Классная руководитель – молодая девушка, но у нее уже есть опыт работы с такими детьми. Она работала в платном детском саду для детей с особенностями. И теперь она дает Сереже детсадовскую программу, так как школьную ему давать еще рано. Каждый день мы с ней разучиваем, что такое один, что такое два и что такое три. Когда он это поймет, начнем их складывать и вычитать, но пока рано. Писать тоже пока рано. Светлана Григорьевна пока уделяет внимание тому, как поставить Сереже руку, чтобы он правильно и твердо держал в ней ручку. Кроме того показываем сыну буквы, написанные на карточках, чтобы он их запомнил, и составляем из отдельных букв слова.

Занятия с психологом проходят более интересно. Она приносит разные игрушки и картинки, дает легкие задания. Сереже очень нравится собирать пирамидки, искать выход из простейших лабиринтов, собирать и разбирать матрешку и т.д.

В нашей школе нет штатного логопеда, но директор задалась задачей нанять подобного специалиста специально для Сережи, чтобы он приходил и занимался с моим сыночком на дому, а школа будет платить почасовую оплату.

Ну, я надеюсь, теперь у нас дела пойдут на лад. С ребенком занимаются специалисты плюс я занимаюсь с ним АВА-терапией. В течение 4 месяцев мы ходили к терапистам и он начал четко повторять движения, показанные взрослым. За 2 месяца, что мы не ходим к терапистам, а занимаемся со школьными учителями, Сережа начал понимать, что такое один предмет и что такое несколько предметов. Он более твердо держит в руке ручку. Успехи небольшие, но вода камень точит. Может быть, на летних каникулах мы и пойдем опять к АВА-терапистам, но пока я не вижу в этом необходимости. С нами занимаются бесплатно, и ни чуть не хуже, чем они.

На сегодняшний день одним из самых эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis).

АВА‑терапия - это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения . АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.

Метод АВА для работы с детьми с аутизмом впервые был использован доктором Иваром Ловаасом (Іvar Lovaas) и его коллегами из Калифорнийского университета в Лос‑Анджелесе в 1963 году. В основу была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.

При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки - действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные - строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Закрепленным навык считается только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 процентах ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.

В рамках обучающей программы по методике АВА ребенок всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно два‑три не связанных между собой навыка, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.

Конечная цель АВА - дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.

В арсенале АВА несколько сотен программ , среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов, "покажи, как ты... ", местоимения, ответы на вопросы "Что?", "Кто?", "Где?", "Когда?", "Как?", употребление "да" и "нет", и других. Среди программ более высокого уровня - "Скажи, что будет, если... " (предугадывает исход действия), "Расскажи историю", "Делай как (имя сверстника)", "Позови (имя сверстника) играть".

В АВА‑терапии существуют несколько терапевтических моделей, рассчитанных для раннего детства (от 1,5‑3,5 лет), дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых.

В раннем возрасте коррекция нежелательного поведения наиболее эффективна, так как такое поведение еще не успело закрепиться, а взрослому проще справиться с ребенком в случае направленной агрессии или самоагрессии ребенка с аутизмом.

Программа раннего вмешательства должна быть интенсивной - от 30 до 40 часов в неделю , чтобы ребенок смог усвоить необходимые навыки поведения и преодолеть отставание в развитии.

Специалист по АВА первоначально определяет поведенческую проблему ребенка, затем проводит "измерения" (изучает и наблюдает поведение), в результате которых производится оценка и вырабатывается стратегия обучения ("вмешательство").

Во время обучения по системе АВА с ребенком ежедневно занимается несколько специалистов разной направленности (дефектолог по поведенческим навыкам, музтерапевт, арттерпевт), а контроль осуществляет супервизор - специалист по методике. Специалисты последовательно занимаются с ребенком на протяжении двух‑трех часов (делая за это время пять‑шесть программ), на протяжении одного дня с ребенком могут последовательно работать два‑три специалиста, и ребенок получает пять‑шесть часов в день. Все действия по программам записываются в общий журнал работы с ребенком, координируя действия специалистов.

AВА может выполняться на дому, в учебном заведении, в детском кружке. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми - в маленьких группах (два‑три человека) и больших (пять‑десять человек).

Количество часов в учебной программе может варьироваться в зависимости от потребностей и возможностей. Среднее количество часов в программе АВА - 20 часов в неделю. Минимальное количество часов в АВА‑программе - шесть часов в неделю, максимальное - 40.

Важно, чтобы родители ребенка были неотъемлемой часть команды работающей с ребенком, воспитывали ребенка на основе поведенческих принципов обучения и помогали ему обобщить все навыки , которые он выучил в программе.

Для детей дошкольного возраста вне зависимости от уровня развития навыков рекомендуется обучение в системе спецобразования. Обучение на дому может быть ограниченной средой, в которой ребенок не сможет выучить такие важные навыки, как нахождение в группе сверстников, обучение в группе, общение с различными людьми.

Частично обучение может остаться индивидуальным, в особенности для детей с низким уровнем речевых навыков или для детей, которые ранее не обучались и не научились взаимодействовать со взрослыми.

При всей строгости обучающей программы методика АВА подходит для тяжелых форм аутизма, синдрома Дауна и тяжелых форм интеллектуальной недостаточности.

Выбор именно этой методики оправдан, если поведение ребенка не поддается контролю со стороны близких, он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации, не имеет речи или речь развита настолько слабо, что ребенок может с трудом (или не может) выразить свои мысли и желания.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников