Электронное методическое пособие «Логопедические сказки-связки по автоматизации звуков. Сказки-связки звуков Р Рь «Морозный день» Мини сказки связки логопедические

Логопедические сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими те или иные трудности в речевом развитии. Сказки облегчают решение таких задач, как формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, предупреждение появления специфических ошибок при письме, развитие внимания, мышления, памяти, воображения коммуникативных навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедические сказки

Логосказки - целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации всех психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Основная цель логосказки - всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

Можно выделить следующие виды логопедических сказок и формы работы по ним:

1. Логосказки дидактического плана с включениями различных упражнений, испытаний, выполнения проб и т. д. :

- артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики) ;

Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков) ;

Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах) .

2. Логосказки, направленные на развитие полисенсорности ребёнка с нарушением речи:

Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков)

3. Логосказки-тренинги, насыщенные определёнными фонемами, словоформами, лексико-грамматическими категориями:

Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).

4. Логосказки с моделированным содержанием:

Сказки, способствующие формированию связной речи.

Подробно хотела бы остановиться на мини сказках-связках .

Одним из приемов работы по автоматизации звука в предложении, а потом в речи может служить практическое пособие «Мини – сказки – связки», «Сказки – связки».

«Мини – сказки – связки» представляют собой цепочку картинок и схем (схемы – предлоги, действия, эмоции), выстроенных в логической последовательности, обозначающих законченную мысль, т.е. предложение. Каждое такое предложение насыщено корректируемым звуком. Путем сложных «вычислений» ребенок перекодирует графическую информацию в связанное грамматически, лексически и синтаксически правильное речевое высказывание.

С помощью «Мини – сказок – связок» ребенок «читает» предложения, или даже целую историю, рассказ или сказку. По желанию можно придумать и дорисовать продолжение или придумать другой сюжет с предложенными героями и т.д. Но не нужно забывать о том, что данное пособие, прежде всего, предназначено для автоматизации корректируемых звуков, поэтому взрослый контролирует правильное звукопроизношение!

Такая работа является в определенной мере этапом развития монологической речи ребенка, которая характеризуется последовательным, грамматически правильным построением предложений и связным изложением мыслей.


Основной целью коррекционной работы при нарушении звукопроизношения является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке.
На определенном этапе процесса автоматизации корректируемого звука ребенку предлагается работа с предложением, что предшествует этапу введения звука в самостоятельную речь.
В этом случае одним из приемов работы по автоматизации звука в предложении, а потом в речи может служить практическое пособие «Мини – сказки – связки» , «Сказки – связки» .
Здесь одновременно с автоматизацией корректируемого звука, происходит развитие мышления (ребенку нужно установить логическую связь между картинками, отношения между объектами), памяти , воображения, внимания, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Также происходит развитие словарного запаса (слова – определения, слова – антонимы, слова – синонимы, слова – действия, предлоги, временные понятия) и грамматического строя речи (согласование, словоизменение, словообразование). Путем сложных «вычислений» ребенок перекодирует графическую информацию в связанное грамматически, лексически и синтаксически правильное речевое высказывание.
Взрослые знают, что любой ребенок хочет научиться читать. С помощью «Мини – сказок – связок» ребенок «читает» предложения, а уже используя «Сказки – связки», ребенок может «прочитать» целую историю, рассказ или сказку. По желанию можно придумать и дорисовать продолжение или придумать другой сюжет с предложенными героями и т.д. Но не нужно забывать о том, что данное пособие прежде всего предназначено для автоматизации корректируемых звуков, поэтому взрослый контролирует правильное звукопроизношение!
«Мини – сказки – связки» представляют собой цепочку картинок и схем (схемы – предлоги, схемы – действия, эмоции*), выстроенных в логической последовательности, обозначающих законченную мысль, т. е. предложение. Каждое такое предложение насыщено корректируемым звуком.
«Сказки – связки» представляют собой набор «закодированных» предложений, объединенных в одну историю с простым сюжетом. Ребенок «читает» сказку, оформляя речевые высказывания грамматически, лексически и синтаксически правильно. При этом следит за правильным звукопроизношением.
Такая работа является в определенной мере этапом развития монологической речи ребенка, которая характеризуется последовательным, грамматически правильным построением предложений и связным изложением мыслей.
Уровень сложности «текста» «Сказок – связок» обозначается звездочками (* - первый уровень сложности, ** - второй уровень сложности).


МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 28 «Журавлик»
города Губкина Белгородской области
Аналитическая записка
к электронному методическому пособию
«Логопедические сказки-связки
по автоматизации звуков [С], [Ш]».
Подготовил:
учитель-логопед
Ю.А.Черкашина
Губкин, 2016 г.
Мы живем в то время, когда компьютерные технологии, уже давно заняли прочные позиции во многих областях современной действительности. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может играть роль незаменимого помощника в воспитании и обучении ребенка, а также участвовать в формировании речевого развития дошкольников и служить мощным техническим средством обучения.
Организация обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Проблема, с которой я столкнулась, это - мотивация. Очень часто ни желания логопеда, ни владения методикой коррекции речи недостаточны для положительной динамики речевого развития детей. Ребенка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков.
С целью оптимизации коррекционно-логопедического процесса я стала использовать информационно-коммуникационные технологии, при помощи которых улучшилось обучение детей с нарушениями речи, значительно возросла мотивация, заинтересованность детей во время непосредственно-образовательной деятельности. Использование компьютера в логопедической работе позволило мне активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствовало достижению поставленных целей.
Разработанные компьютерные презентации с материалом коррекционно-логопедической направленности я использую во время подгрупповой и индивидуальной работы, а также рекомендую родителям для самостоятельного проведения занятий в условиях семьи.
Таким образом, презентации являются одновременно электронными методическими пособиями, помогающими реализовать множество коррекционно-развивающих и коррекционно-обучающих задач.
Особое внимание хочу обратить на электронно-методические пособия по автоматизации и дифференциации звуков. На определенном этапе процесса автоматизации корректируемого звука ребенку предлагается работа с предложением, что предшествует этапу введения звука в самостоятельную речь. В этом случае одним из приемов работы по автоматизации звука в предложении, а потом в речи, может служить практическое пособие «Сказки - связки». Здесь одновременно с автоматизацией корректируемого звука, происходит развитие мышления (ребенку нужно установить логическую связь между картинками, отношения между объектами), памяти, воображения, внимания, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Также происходит развитие словарного запаса и грамматического строя речи (согласование, словоизменение, словообразование), формирование предложно-падежных конструкций. Путем сложных «вычислений» ребенок перекодирует графическую информацию в связанное грамматически, лексически и синтаксически правильное речевое высказывание.
С помощью «Сказок – связок» ребенок может «прочитать» целую историю, рассказ или сказку. По желанию можно придумать и дорисовать продолжение или придумать другой сюжет с предложенными героями. «Сказки – связки» представляют собой цепочку картинок и схем, выстроенных в логической последовательности, обозначающих законченную мысль, то есть предложение. Каждое такое предложение насыщено корректируемым звуком. Таким образом, «Сказки – связки» являются набором «закодированных» предложений, объединенных в одну историю с простым сюжетом. Ребенок «читает» сказку, оформляя речевые высказывания грамматически, лексически и синтаксически правильно. При этом следит за правильным звукопроизношением. Такая работа является в определенной мере этапом развития монологической речи ребенка, которая характеризуется последовательным, грамматически правильным построением предложений и связным изложением мыслей.
В данной презентации после каждого выполненного задания используется сюрпризный момент: ребёнок нажимает мышкой на экран определённое количество раз, после чего появляется картинка, помогающая узнать, правильно ли составлено предложение.
Таким образом, определились коррекционно-логопедические цели методического пособия:
Коррекционно-обучающие: автоматизировать корректируемые звуки [C], [Ш] в предложении, а также дифференцировать звуки, одинаковые по способу образования, формировать грамматический строй речи путём согласования и словоизменения, закреплять правильное употребления в речи предлогов, формировать предложно-падежные конструкции, обучать лексически и синтаксически правильно выстраивать речевое высказывание.
Коррекционно-развивающие: развивать мышление (умение установить логическую связь между картинками, отношения между объектами), память, внимание, воображение, развивать словарный запас, связную монологическую речь, развивать мелкую моторику.
Воспитательные: воспитывать доброжелательность, дружелюбность, фактор взаимовыручки, заботу, сопереживание, желание помогать.



Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Волшебные сказкилюбимых СмешариковУчитель-логопедЧеркашина Юлия АлександровнаПособие по автоматизациизвуков [С], [Ш] Жила-была в волшебном сказочном лесу одна очень умная сова. Звали её – Совунья. Она очень любила заниматься спортом: зимой - кататься на санках,летом - на самокате. Однажды с Совуньей произошла вот такая история… Совунья сидела на суку сосны.Проверь себя: щёлкни мышкойдва раза
Совунья надела синие бусы. Проверь себя: щёлкни мышкойдва раза
Совунья увидела под сосной лису.Проверь себя: щёлкни мышкойтри раза

Лиса сидела на самокате. Проверь себя: щёлкни мышкойодин раз
Совунья сняла бусы и подарила лисе.Проверь себя: щёлкни мышкойодин раз И
Лиса дала Совунье самокат.Проверь себя: щёлкни мышкойдва раза
Жила-была в волшебном сказочном лесу одна очень красивая свинка. Звали её – Нюша. Она была добрым поросёнком и всегда всем помогала. Однажды с Нюшей произошла вот такая история… Нюша шла в школу.Проверь себя: щёлкни мышкойдва раза
Нюша увидела кошку и мышку.ИПроверь себя: щёлкни мышкойодин раз
Кошка ловила мышку.Проверь себя: щёлкни мышкойдва раза
Нюша угостила кошку шашлыком.Проверь себя: щёлкни мышкойтри раза

Кошка покушала шашлык.Проверь себя: щёлкни мышкойтри раза

Мышка прыгнула в окошко и убежала от кошки.ИПроверь себя: щёлкни мышкойдва раза
Молодец!


Приложенные файлы

Людмила Галицкая
Логопедические сказки. Цикл сказок по артикуляционной моторике

Логопедическая сказка «Приключения Снежинки»

(к комплексу упражнений для отработки свистящих звуков [с], [с"], [з], [з"], [ц]). Лексическая тема : «Времена года. Зима» .

Сегодня я расскажу про приключения Снежинки.

Наступила зима. Снежинка со своими сестричками – другими снежинками жила в большой снеговой туче. («Катушка» ) Туча мягко покачивалась, баюкала снежинок. («Часики» ) Вдруг налетел сильный ветер и катал тучу по небу. («Качели1» )Проснувшись, снежинки прыгали с тучи и летели на землю. («Качели2» ) Метель поднимала снежинки и кружила их быстро – быстро. («Сдуть снежинку» ) Ветер расшалившись то поднимал их вверх, то опускал вниз. («Качели3» )И так холодный северный ветер отнёс Снежинку в город. В городе зиме радуются, лепят из снега разные фигуры. Кружась, Снежинка подлетела к окну и посмотрела в него. А там ребята помогали маме по хозяйству. Она улыбнулась («Улыбка» , устроилась поудобнее на окошке («Блинчик» ) и наблюдала, как мама с детьми пекли блины и пирожки. Сначала они насыпали муки, похлопали по ней своими детскими ручками. («Накажем непослушный язычок» ) Затем они раскатывали тесто, («Расчёска» ) пекли блинчики и лепили пирожки. («Блинчик» , «Пирожок» ) Пока в печке пеклись пироги, дети отправились на улицу подышать свежим воздухом и покататься с горки на санках. («Горка» )Когда блинчики и пирожки были готовы, мама позвала детей. Они пришли с улицы, посчитали их, («Посчитай нижние зубки» , поделили и принялись кушать с вкусным вареньем («Вкусное варенье» ) и сметаной. После этого мама сказала , что уже поздно и пора спать. Дети отправились чистить зубки («Чистим нижние зубы» ) и спать. А Снежинка так и осталась украшать окошко дома, в котором жили трудолюбивые и послушные детки.

Логопедическая сказка «Приключение Ручейка»

(к комплексу упражнений для отработки сонорных звуков [л], [л"]) . Лексическая тема : «Времена года. Весна» .

Сегодня я расскажу про приключение Ручейка.

Наступила ранняя весна. Погода стояла замечательная. Солнышко пригревало и всё вокруг таяло. Началась весенняя капель. В овраге за маленьким домиком, в котором жила девочка Лена, протекал голубой ручеёк. Он был то широкий, то узкий. («Лопаточка» - «Иголочка» ) Как – то раз Лена сделала лодочку с парусом и пустила её в ручеёк. («Парус» ) Она очень волновалась доплывёт ли её лодочка до настоящей реки.

Лена спросила Ручеёк :

Донесёшь ли мою лодочку до реки?

Ручеёк прожурчал :

Донесу, мне помогут другие ручьи и понёс лодочку по течению вверх, вниз. («Качели» )

Вдруг ручеёк наткнулся на преграду из льда и не мог нести лодочку дальше. («Горка» ) Но солнце пригревало сильнее и лёд растаял. Понемногу в этот ручеёк стали вливаться другие ручьи. Воды в ручье стало больше и Ручеёк понёс лодочку ещё с большей силой. («Индюк» )Лодочку прижимало то к одному берегу, то другому. («Маляр» )

И, наконец, Ручеёк вынес лодочку в реку, где плыл огромный пароход. («Пароход» )Когда Лена гуляла по берегу реки, то увидела величественный пароход и свою маленькую лодочку с розовым парусом. («Пароход» - «Парус» ) Девочка была очень рада, что Ручеёк донёс её маленькую лодочку до настоящей большой реки. («Улыбка» )

Логопедическая сказка «Приключения Солнышка» (к комплексу упражнений для отработки сонорных звуков [р], [р"]. Лексическая тема : «Времена года.» .

Сегодня я расскажу про приключения Солнышка.

Наступило лето. Солнышко спало на мягком, пушистом облачке. («Лопаточка» ) Хмурая тучка подплыла к солнышку и сказала , что пришло время просыпаться, но ему так не хотелось вставать. Солнышко потянулось («Хоботок» , улыбнулось, («Улыбка» ) и проснулось. Лучики Солнышка осветили землю. В летнем лесу весело защебетали птички. От ночного сна пробудились животные. Природа ожила. Посмотрев вверх на голубое небо и вниз на лесную полянку, («Качели» )ему так захотелось согреть всех своим теплом и лаской. Солнышко выпустило своих солнечных зайчиков на лесных жителей. («Фокус» )

Лошадка, почувствовав тепло игриво зацокала копытами («Лошадка» ) и зафыркала. («Фырканье» )

У самой дорожки, под берёзкой подрос гриб на толстой ножке. («Грибок» )

Дятел громко застучал по стволу дерева. («Дятел» )

Комарики тонко пищали и вились у дерева. («Комарик» )

Солнышко осветило хозяйский двор.

Хозяйка красила забор. («Маляр» )

Хозяин играл на гармошке. («Гармошка» )

Весело болботал индюк. («Индюк» )

От тепла и ласки Солнышка всем было приятно и радостно на душе!

Логопедическая сказка «Приключение Капитошки»

(к комплексу упражнений для отработки шипящих звуков [ш], [ж], [щ], [ч]) . Лексическая тема : «Времена года. Осень» .

Сегодня я расскажу про приключения Капитошки.

Наступила хмурая осень. Погода ненастная, часто идут дожди. Тучка спустилась пониже, ближе к земле. Бах! И попрыгали из тучи капельки воды – дождинки. Одним из этих дождинок и оказался Капитошка. Он прыгнул на красивый листик клёна и распластался, как блинчик на тарелочке. («Блинчик» ) Потом улыбнулся, («Улыбка» , потянулся («Бублик» , прыгнул с одного листика на другой («Качели» , с одного цветка на другой («Маляр» ). Вдруг на полянке он увидел красивые колокольчики. В чашечках колокольчиков прятались от дождя разные мошки, букашки. («Чашечка» ) Когда Капитошка хотел заглянуть в чашечку колокольчика, Цветок сказал : «Только не вспугни насекомых, которые прячутся от дождя» . Под колокольчиком было тепло и сухо. Капитошка захотел немного повеселиться. Он позвал своих сестричек Дождинок, которые прыгали по разноцветным осенним листочкам. («Лошадка» ) А Капитошка превратился в маленький фонтанчик. («Фокус» ) Все мошки, букашки испугались и вылетели из чашечек колокольчиков и спрятались под большим грибком – боровиком. («Грибок» , который от такого дождика ещё больше подрос.

Когда Капитошка со своими сестричками Дождинками наигрался, тучка подплыла поближе и позвала их обратно. («Рупор» ) они все вместе отправились в другое увлекательное путешествие.