Гуманно-личностная технология ш. Амонашвили



Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

  • Кратко об авторе

  • Классификационные параметры технологии Ш. А. Амонашвили

  • Целевые ориентации

  • Концептуальные положения

  • Особенности содержания

  • Особенности методики:

Основной цикл образовательных курсов начальных классов «Школы Жизни»
  • Заключение

  • Литература



Амонашвили Шалва Александрович - академик РАО, известный советский и грузинский педагог - ученый и практик . Разработал и воплотил в своей эксперт ментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеолог ей его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного принципах гуманно-личностной педагогики».


Классификационные параметры технологии Ш. А. Амонашвили:

  • По уровню применения : общепедагогическая.

  • По философской основе : гуманистическая + религиозная.

  • По основному фактору развития : социогенная + биогенная.

  • По концепции усвоения : ассоциативно-рефлекторная.

  • По ориентации на личностные структуры : эмоционально-нравственная.


По характеру содержания :

  • По характеру содержания : обучающая + воспитательная, светская с элементами религиозной культуры, гуманитарная, общеобразовательная, человек ориентированная.

  • По типу управления : система малых групп.

  • По организационным формам : традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации.

  • По подходу к ребенку : гуманно-личностная, педагогика сотрудничества.

  • По преобладающему методу : объяснительно-иллюстративная, игровая с элементами проблемности, творчества.

  • По категории обучаемых : массовая и продвинутая на основе личностного подхода к детям


Целевые ориентации:

Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.

Облагораживание души и сердца ребенка.

Развитие и становление познавательных сил ребенка.

Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.

Идеал воспитания - самовоспитание.


Концептуальные положения:

  • Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества .

  • Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию , которой он должен служить.

  • Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность.

  • Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.


Особенности содержания:

  • Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки:

  • познавательное чтение;

  • письменно-речевая деятельность;

  • лингвистическое чутье;

  • математическое воображение;

  • осмысление высоких математических понятий;

  • постижение прекрасного;

  • планирование деятельности;

  • смелость и выносливость;

  • общение;

  • иноязычная речь;

  • шахматы;

  • духовная жизнь;

  • осмысление высоких духовных материй и ценностей;

  • постижение красоты всего окружающего.


Особенности методики:

  • Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых :

  • - гуманизм : искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

  • - индивидуальный подход : изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

  • - мастерство общения : закон взаимности, гласность, его величество - вопрос, атмосфера романтики;

  • - резервы семейной педагогики : родительские субботы, геронтогогика, культ родителей;

  • - учебная деятельность : квази чтение и квази письмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.


Гуманно-личностная педагогика, реализованная в «Школе Жизни» Ш.А. Амонашвили, исходя из реальных условий российской действительности не отрицает предметного обучения, классно-урочной системы, но стремится обогатить учебную деятельность «Светом духовности и знаний» , превратить урок в саму «Жизнь детей». Отсюда и соответствующие акценты:


Основной цикл образовательных курсов начальных классов «Школы Жизни»:

  • 1 . Уроки познавательного чтения .

  • 2 . Уроки письменно-речевой деятельности .

  • 3 . Уроки родного языка .

  • 4 . Уроки математических воображений .

  • 5 . Уроки духовной жизни .

  • 6 . Уроки постижения красоты .

  • 7 . Уроки планирования и деятельности .

  • 8 . Уроки смелости и выносливости .

  • 9 . Уроки о природе .

  • 10 . Уроки о мире наук .

  • 11 . Уроки общения .

  • 12 . Уроки иностранной речи .

  • 13 . Уроки игры в шахматы .

  • 14 . Уроки компьютерной грамотности .


Заключение

Очевидно, что гуманно-личностный подход к детям в общеобразовательном процессе, изложенный как система академиком РАО Ш.А. Амонашвили в трактате «Школа Жизни», есть один из возможных вариантов реализации гуманного педагогического мышления в практике школы XXI века.

На своих семинарах Шалва Александрович обязательно проводит мастер-классы с детьми. На уроке по развитию речи со вторым классом была тема «Слова-подарки». Этот урок только частично был похож на обычный урок. Дети сидели за партами, но парты стояли на огромной сцене актового зала, а в зале сидело более 500 педагогов. Дети учились на сцене, взрослые – в зале. На глазах у профессионалов рождался урок, который был внесением Света в судьбы детей.

Дети, привыкшие к авторитарной педагогике, не были готовы к такому уроку . И вначале это ощущалось в напряжении, которое зримо просматривалось в их позах и жестах, ответах. Кроме того, их сковывало присутствие большого количества людей. Но уже через несколько минут мастерство Учителя совершило чудесное преображение детей. Они забыли о зрителях, им стало интересно, активизировалось их внимание на заданной теме, их ответы стали более уверенными, интонация голоса приняла доброжелательный оттенок. Через весь урок красной нитью проходила нравственная составляющая, шел процесс воспитания человека с помощью слов, которые учитель дарил детям. На сцене происходило взращивание и прорастание лучших духовных качеств детей. И когда в процессе работы они оказались у стола учителя, то всем хотелось стать поближе к Шалве Александровичу, прижаться к нему, постоять рядом. Видя это, в зале не осталось равнодушных – все были растроганы, а учителя, которые привели детей на урок, плакали со словами: «Ради такого мгновения стоит жить и быть учителем!»

Заканчивая урок, Учитель попросил детей подарить ему свои слова. Потом он их читал по просьбе участников семинара уже без детей. Детскими почерками были написаны трогательные слова, которые дети подарили Учителю. Они дарили ему: «радость», «добро», «сердце», «любовь», «благодарность» и сокровенные признания – «Я люблю Вас, учитель». А ведь они видели его первый раз!

В настоящее время современное российское начальное образование приобретает развивающий характер. Гуманизация образования – процесс долгий и трудный. Для него характерны принципиальные изменения в приоритетах педагогической деятельности учителя, его ориентация на развитие личности ребенка создание условий для проявления им своих индивидуальных способностей, т.е. свойств, позволяющих ему активно приспосабливаться к окружающей среде.

Начальная школа является исходным звеном образования. Именно поэтому содержание и методика начального образования должны обеспечивать существенное психическое развитие каждого ребенка, формирование у него таких учебных умений, которые позволят без особых трудностей продолжить свое образование в среднем звене. В современных условиях при переходе начальной школы на четырехлетний срок обучения возрастают требования к учителю в реализации этого перехода. Без осознанного и грамотного понимания этой проблемы невозможно освоение новых ценностей педагогической деятельности, главная из которых – помощь ребенку в развитии его личности.

Последние годы идеи гуманно-личностной педагогики успешно распространяются в России академиком РАО Ш.А. Амонашвили («Здравствуйте дети», «Как живете дети», «Единство цели», «Размышления о гуманной педагогике», «Школа Жизни» и др.), возглавившим в настоящее время лабораторию Гуманной педагогики в Московском городском педагогическом университете.

Как утверждает Ш.А. Амонашвили, гуманное педагогическое мышление и основанная на нем гуманно-личностная педагогическая система выступают антиподом традиционно утвердившейся в советской школе (и господствующей в российской школе поныне) авторитарно-императивной педагогики.

В своём трактате «Школа Жизни» Ш.А.Амонашвили утверждает, что:

1. Ребенок есть явление в нашей земной жизни, а не случайность.

2. Ребенок несет в себе жизненную задачу - миссию.

3. Ребенок несет в себе неограниченную Энергию Духа.

«Ты все можешь», утверждает педагог, глядя в глаза ребенка. Вот удивительно четко сформулированная позиция учителя «Если Вселенная действительно беспредельна, а природа не имеет исчисления в своем творчестве, то единственная модель этой беспредельности и этих богатств есть ребенок».

Счастлив человек, сумевший реализовать свою миссию. Счастлив учитель, который способствовал реализации миссии своих учеников.

Гуманно-личностный процесс образования строится на понимании целостности природы в ребенке.

Внутренняя Космическая энергия - Природа - реализуется в ребенке по трем направлениям в трех его устремлениях, страстях.

1. Страсть к развитию в процессе преодоления трудностей. Это закон природы. Он неумолимо действует особенно в младшем возрасте. Вот почему так важна педагогическая организация процесса «календарного плана» развития ребенка соответственно с его возрастом «сейчас или никогда».

«Основной факт, с которым встречаемся мы при подходе к ребенку, это - развитие. Ребенок есть существо растущее и развивающееся. Он находится в непрерывном процессе изменения. Поэтому процесс развития есть первое, что приходится понять, когда начинаешь изучать ребенка».

2. Страсть к взрослению . «Ты уже взрослый», - хочет слышать от нас ребенок. А слышит: «Ты еще маленький»! «Способствовать взрослению Ребенка с его развивающимися силами - значит делать его детство радостным, увлекательным, эмоционально насыщенным. И наоборот: замедлять это движение путем предоставления ребенку полной свободы с той мнимой логикой, что нельзя отнимать у него детство, - значит лишать его истинного чувства переживания радости детства»

Искусство Гуманной педагогики заключается в том, чтобы дать почувствовать ребенку, что он взрослый, когда он еще ребенок. «Счастье, если на пути ребенка встретится хотя бы один взрослый, который его понимает» (Лесгафт П.Ф.).

3. Страсть к свободе.

Великое утверждение ребенка «Я сам». И тут надо иметь в виду, что если процесс взросления происходит в прямом взаимодействии ребенка со взрослым, то страсть к свободе несет за собой естественное удаление от взрослого. И с этим необходимо считаться. Помня, что: «Только с помощью свободы можно подготовить к свободе, только с помощью сотрудничества можно подготовить к социальной гармонии и сотрудничеству, только с помощью демократии можно подготовить к демократии» (Френе С.).

Страсть к свободе имеет свое уникальное свойство, которое зачастую остается без педагогического осмысления. Дело в том, что свобода для ребенка не мыслится как хаотическая вседозволенность. Сами духовные и природные субстанции в ребенке стремятся к «свободной несвободе». Это видно на примере ролевой игры: - Ты свободен выбрать свою роль, но, выбрав - играй по правилам.

В начале XX века в российской педагогике оформился идеал гуманной демократической школы, ориентированной на личность. Образ такой школы нарисован И.И. Горбуновым-Посадовым. "В нашей школе, - писал он, - не будет места никакому насилию. Никакому принуждению над детской душой, во имя чего бы они ни производились. Там в основу всего будет положена любовь и такое глубокое уважение к личности ребенка, как и к личности каждого взрослого человека. Там учителя будут не насильниками, а старшими товарищами учащихся, не педагогическими поварами, начиняющими ученические мозги фаршем учебников, но сотрудниками их в деле искания истины и знаний, с любовью помогающими им своим опытом и познаниями. Такие учителя будут видеть в каждом ребенке отдельную личность, живую человеческую душу со всем скрытым в ней бесконечным духовным миром, а не Сидорова, Петрова, Иванова классного списка, безличную часть школьного стада. Они будут выше всего ценить проявление духа ребенка, самостоятельную работу его ума.

Они будут посвящать больше всего времени и заботы изучению запросов, сил, способностей своих учеников, чтобы знать, что они, учителя, должны делать и чего не делать. Но главным делом будет для них то, чтобы установить духовное единение, взаимное доверие, искреннее равенство между ними и их учениками-товарищами, без чего не может быть никакой истинной взаимопомощи в работе воспитания и образования".

Такие очаги гуманистической педагогической культуры в российском образовании были всегда, даже в период его тотальной идеологизации и унификации.

Образ "идеальной школы" нарисован К.Н. Вентцелем в виде "Дома свободного ребенка", В.А. Сухомлинским - в виде "Школы радости", Ш.А. Амонашвили - в виде "Школы жизни".

Целевые ориентации технологии Ш. А. Амонашвили определяются следующим:

    способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

    облагораживание души и сердца ребенка;

    развитие и становление познавательных сил ребенка;

    обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;

    идеал воспитания - самовоспитание.

Основные концептуальные положения:

    Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества.

    Ребенок как явление несет в себе жизненную линию, которой он должен служить.

    Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность.

    Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению, к свободе.

Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки: познавательное чтение; письменно-речевая деятельность; лингвистическое чутье; математическое воображение; осмысление высоких математических понятий; постижение прекрасного, планирование деятельности; смелость и выносливость; общение: иноязычная речь, шахматы; духовная жизнь, постижение красоты всего окружающего.

Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов , среди которых:

    гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

    индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

    мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество "Вопрос", атмосфера романтики;

    резервы семейной педагогики, родительские субботы, геронтология, культ родителей;

    учебная деятельность: квазичтение и квазиписьмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.

Особую роль в технологии Ш. А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметок очень ограничено, ибо отметки - это "костыли хромой педагогики"; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

Урок - ведущая форма жизни детей (а не только процесс обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей (урок - творчество, урок - игра).

В своём трактате Ш.А. Амонашвили даёт такие

* Когда видите приходящих детей, скажите: "Мы ждали вас!"

* Проявляйте живой интерес к жизни Ребёнка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям; при необходимости содействуйте, помогайте, выражайте ему сорадость, сочувствие.

* Общайтесь с Ребёнком как с взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.

* Делайте день рождения каждого ребёнка праздником в классе, высказывайте ему пожелания, преподносите ему в подарок уроки, рисунки, сочинения о нём, давайте ему почувствовать, как его любят, уважают учитель и товарищи, каких успехов они от него ждут.

* Устанавливайте с каждым ребёнком личные, доверительные взаимоотношения, вызывайте доверие и искренность Ребёнка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему.

* Любите смеяться вместе с детьми, веселитесь, играйте, шалите вместе с ними.

* Своё возмущение поведением Ребёнка выражайте ноткой намёка на то, что вы от него этого не ожидали, что у вас о нём более высокое представление.

* Выражайте живой интерес к увлечениям (хобби) отдельных детей (собирание марок, открыток, составление альбомов и т.д.), участвуйте в них.

* Удивляйтесь, восхищайтесь, радуйтесь, когда тот или иной ребёнок совершает достойный поступок, проявляет смекалку и сообразительность, мыслит сосредоточенно.

* Поощряйте творческую деятельность детей, помогайте им писать пьесы, ставить спектакли, оформлять их художественно и музыкально, готовить художественные утренники, выступать со своей самодеятельностью перед родителями, другими учениками, детсадовцами.

* Научите детей выпускать книжки с собственными рассказами, сказками, сочинениями, стихами и т.д., интересуйтесь этими книжками, читайте их, берите их с разрешения автора, чтобы показать своим коллегам.

* Предлагайте детям стать художниками книжек с рассказами, стихами, сказками, напечатанными на листках, которые следует сложить и сшить, оформить обложки, нарисовать в них картинки по содержанию произведения, а также объяснить слова, поставить вопросы к тексту.

* Извиняйтесь перед Ребёнком , если по какой-либо причине не можете сразу ответить на познавательный вопрос, с которым он обращается к вам; объясните причину откровенно, скажите, что дадите ответ через несколько дней, и не забудьте выполнить обещание.

* Приобщайте родителей к школьной жизни своих детей, приглашайте их руководить кружками, дежурить в школе, устраивайте с ними встречи детей.

* Пишите письма родителям с положительной оценкой поступка Ребёнка, по поводу достижения успеха в учении, по любому значительному поводу, достойному одобрения.

* Поощряйте детей ставить вопросы, спрашивать, выражать собственное мнение, утверждать свою позицию; относитесь к мыслям, утверждениям, оценочным суждениям, отношениям детей серьёзно, с достоинством.

* Провоцируйте дискуссии детей с вами, давайте им возможность доказывать вам, объяснять ошибку, опровергать ваше утверждение, и тогда, признав их правоту, выражайте им благодарность за то, что не позволили вам углубиться в своём заблуждении.

* Учите детей этично высказывать, обсуждать, предлагать, доказывать своё мнение.

* водите на занятиях мгновения молчания, когда малыши устремляют мысли к самому Прекрасному. Такие мгновения могут вызывать искру сердечного огня.

* Часто предлагайте письменные задания с размышлениями ребёнка о самом себе, о своих взаимоотношениях с окружающими его людьми, об отношении их к нему.

* Предлагайте детям содержание целых историй с вопросами, как поступили бы они на месте героев. Пусть дети называют себя героями и принимают на себя качества замечательных людей.

* Пользуйтесь способом "допущения" ошибок, предоставляйте детям возможность обнаруживать их и исправлять; благодарите детей за содействие.

* Не ставьте одного Ребёнка в пример другому ни в прилежании, ни в поведении.

* Замечайте и радуйтесь, когда Ребёнок достигает успеха.

* Задавайте детям домашние задания в ненавязчивых формах, разрешайте самим тоже задавать себе задания.

* Поощряйте стремление детей браться за решение сложных задач и заданий, помогайте им учиться способам их решения.

* Приобщайте детей к подбору учебного материала, предлагайте им заполнять учебники своими страницами с дополнительным материалом.

* Предлагайте желающим готовить и проводить на уроках свои "пятиминутные уроки", помогайте им в проведении таких уроков.

*Приносите детям свои извинения, если урок не вызвал в них эмоционального и интеллектуального удовлетворения, пытайтесь вместе с детьми выяснить причины.

* Придавайте особое значение усилиям, стараниям Ребёнка в выполнении задания, интересуйтесь, с какими трудностями встречался он и как их преодолевал.

* Проявляйте своё оптимистическое отношение к возможностям Ребёнка, особенно когда его постигает неудача.

* При своих оценочных суждениях по поводу работы Ребёнка больше опирайтесь на положительное, достигнутое, на продвижение; ошибки и неудачи рассматривайте на фоне достигнутого.

* При проверке письменных работ детей пользуйтесь зелёными чернилами, то есть ищите в работах детей хоть малейшее продвижение и зелёными чернилами выражайте своё одобрение; ошибки детей принимайте как сигнал недочёта вашего объяснения и ищите путь его исправления.

* Поощряйте самооценочную и оценочную деятельность каждого ребёнка, давайте ему возможность оценивать свою работу вслух, высказывать свою оценку о работе товарища.

* Развивайте в себе великий дар терпения. Творческое терпение творит мощь, и с каждым часом напрягается действительность.

* Говорите с детьми спокойно, располагающим к себе голосом и экспрессией.

* Следите за чистотой вашей речи, не допускайте её загрязнения.

Хотя эти рекомендации не охватывают полной гармонии гуманно-личностного общения учителя с детьми, и хотя они порой походят на описание приёмов, тем не менее они могут оказать содействие учителю в его попытках делать первые шаги в сторону гуманизации своего педагогического процесса.

Общие основы гуманно-личностной педагогики предъявляют свои условия к зданию для Школы Жизни, обустройству двора и помещений. Имеется в виду, в частности, следующее:

* Здание Школы Жизни должно выражать идею Храма Света, Знаний, Мудрости, Устремлённости, Одухотворённости. Оно должно иметь мягкие, округлые формы; купол к звёздному небу.

* Зелёный двор с деревьями, клумбами цветов, оранжереей; животные, умеющие дружить с детьми и разгуливающие по двору; игровые площадки с сооружениями для развития смелости, ловкости, сообразительности, силы; уголки для уединения.

* Спортивный зал, оборудованный соответственно с образовательным курсом "Уроки смелости и выносливости"; закрытый бассейн.

* Широкие рекреационные залы с возможностями устраивать выставки, оборудованные удобными диванами, креслами, столами и стульями; на столах шахматные и шашечные доски, уголки с умными играми.

* Полукруглые, пространные и светлые классные комнаты с удобными рабочими стульями и столами, которые можно расставлять по-разному – для работы со всем классом, для групповой и для индивидуальной работы.

* Комнатные цветы на подоконниках и в уютных местах.

* Диваны и кресла для отдыха; полки для библиотеки, стеллажи для хранения учебных материалов; ящики на каждого ребёнка, где хранятся работы детей.

* Обширные доски, телевизор, проигрыватель, ковры на полу, смежная комнатка и уголки для уединения.

* Кабинеты музыки, рисования, творческого труда, компьютерный кабинет, мастерские.

* Светлая, удобная столовая с удобной и элегантной мебелью и посудой.

* Обширный, парадный вестибюль с удобно расположенной раздевалкой.

* Стены внутри помещения окрашены в мягкие светлые тона, разрисованы по детским мотивам.

* Звонок в школе с музыкальными мелодиями, вызывающими мажорные настроения.

Заключение

Очевидно, что гуманно-личностный подход к детям в общеобразовательном процессе, изложенный как система академиком РАО Ш.А. Амонашвили в трактате «Школа Жизни», есть один из возможных вариантов реализации гуманного педагогического мышления в практике школы XXI века.

«...Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов... Оно «зажигает искры для рождения разных и новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий... Безусловно, найдется немало учителей, осознающих сегодня, что это единственный путь сохранения главного достояния России - ее подрастающих поколений. Понятия Образование и Просвещение в нынешних условиях больше обслуживают номенклатурное содержание, указывая на административно-управленческую систему (министерство образования, министерство просвещения, система образования, система просвещения и т.д.). Однако своим глубоким смыслом они помогают раскрыть теорию гуманно-личностной педагогики, определить принципиальную направленность образовательного процесса, принципиальное содержание образования.

ОГСКОУ «Школа-интернат г. Черемхово»

Доклад на тему:

«Гуманно-личностная технология

Амонашвили Ш.А.»

Подготовила и выступила на семинаре

по личностно-ориентированным технологиям обучения,

учитель начальных классов:

Баженова С.М.

2012-2013 уч. год

«Школа должна любить ребёнка, тогда он полюбит школу»

В.А. Сухомлинский


1. Введение.

2. Основная часть.

2.1 Биография Ш.А. Амонашвили.

2.2. Что такое гуманная педагогика?

3. Практические результаты.

4. Заключение.

5. Список литературы.


Гуманно-личностная технология

Амонашвили Ш. А.


Дари себя детям!

Из «Заповедей» Амонашвили Ш. А.

Амонашвили Шалва Александрович - известный советский и грузинский педагог - ученый и практик. Разработал и воплотил в своей эксперт ментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеолог ей его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного принципах гуманно-личностной педагогики».


Что такое гуманная педагогика?

«Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность , осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность . Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное, и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах».

Амонашвили Ш. А.


Основные идеи гуманно-личностной педагогики

1. Воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала, способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса.

2. Идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок есть явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа.

3. Образовательный процесс строится на понимании целостности природы ребенка, ее движущих силах, раскрытых и научно обоснованных современной психологией и определяемых нами, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе.


Классификационные параметры технологии Ш. А. Амонашвили

По уровню применения:

общепедагогическая

По философской основе:

гуманистическая + религиозная

По основному фактору развития:

социогенная + биогенная

По концепции усвоения:

ассоциативно-рефлекторная

По ориентации на личностные структуры:

эмоционально-нравственная

обучающая + воспитательная, светская с элементами религиозной культуры, гуманитарная, общеобразовательная, человекоориен-тированная

По характеру содержания:

По типу управления:

система малых групп

По организационным формам:

традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации

По подходу к ребёнку:

гуманно-личностная, педагогика сотрудничества.

По преобладающему методу:

объяснительно-иллюстративная, игровая с элементами проблемности, творчества

массовая и продвинутая на основе личностного подхода к детям


Целевые ориентации

Способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств

Облагораживание души и сердца ребенка

Идеал воспитания - самовоспитание

Развитие и становление познавательных сил ребенка

Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений


Основные принципы технологии

Любить ребёнка

Очеловечивать среду, в которой живет ребёнок

Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке.

Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность. Учитель должен внести ясность во все эти сферы, преобразовать их в интересах воспитания ребенка.

Прожит в ребенке своё детство

Глубокое изучение жизни ребенка, движений его души возможно только тогда, когда учитель познает ребенка в самом себе.


Основные концептуальные положения технологии

Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества.

Ребенок как явление несет в себе жизненную линию, которой он должен служить.

Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность .

Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению, к свободе.


Особенности содержания технологии

Урок - ведущая форма жизни детей (а не только процесс обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей.

Урок-творчество

Урок-труд

Урок-радость

Урок-игра

Урок-дружба

Урок-встреча

Урок-солнце

Урок-жизнь


Важнейшие умения и способности и соответствующие им уроки

Шахматы

Познавательное чтение

Постижение прекрасного

Духовная жизнь

Письменно-речевая деятельность

Уроки о природе

Планирование деятельности

Осмысление высоких духовных материй и ценностей

Лингвистическое чутье

Смелость и выносливость

Дух, Душа, Сердце, Благо, Любовь, Жизнь, Смерть и др.

Уроки родного языка

Общение

Математическое воображение

Постижение красоты всего окружающего

Иноязычная речь

Музыка, изобразительное искусство, балет, театр и др.

Осмысление высоких математических понятий

Бесконечность, вечность, мироздание, многообразие и др.


Особенности методики

Гуманизм

Индивидуальный подход

Резервы семейной педагоги

Учебная деятельность

Мастерство общения


Оценивание деятельности детей

Использование отметок очень ограничено , ибо отметки - это «костыли хромой педагогики».

Качественное оценивание

Характеристика

Пакет результатов

Самооценка

Обучение самоанализу


Основные установки учителя гуманного педагогического процесса

Опоры в ребёнке

Руководящие принципы учителя

  • Стремление к развитию;
  • стремление к взрослению;
  • стремление к свободе
  • Принцип очеловечивания среды вокруг ребенка;
  • принцип уважения личности ребенка;
  • принцип терпения в становлении ребенка

Личностные качества учителя

Заповеди учителя

Доброта, откровенность и искренность, преданность

  • Верить в безграничность ребенка;
  • верить в свои педагогические способности;
  • верить в силу гуманного подхода к ребенку

Законы учителя

Любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку

Основные правила учителя

1. Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям; при необходимости содействуйте, помогайте, выражайте ему «сорадость», сочувствие.

2. Общайтесь с ребенком как со взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.

3. Делайте день рождения каждого ребенка праздником в классе , высказывайте ему пожелания, давайте ему почувствовать, как его любят, уважают учитель и товарищи, каких успехов они от него ждут.

4. Устанавливайте с каждым ребенком личные, доверительные взаимоотношения , вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему.

5. Любите смеяться вместе с детьми , веселитесь, играйте, шалите вместе с ними .

6. Говорите с детьми спокойным, располагающим к себе голосом.

7. Свою раздражительность поведением ребенка выражайте ноткой намека на то, что вы от него этого не ожидали, что у вас о нем более высокое представление.

8. Выражайте живой интерес к увлечениям (хобби) отдельных детей , участвуйте в них.



Методы и приёмы стимулирования инициатив детей

1.Приёмы поддержки и помощи детям (жестикулирование, хоровые ответы, разрешение подсказки, одобрительные прикосновения к детям).

2.Приём «Секреты», раскрытия которых нужно ещё подождать.

3.Индивидуальная предварительная работа с детьми заведомо неуспешными.

4.Каждый урок начинать с «таинства общения», с «медитации» учителя и учеников, восхвалять солнце, день, природу.

5.Приём «Нашептывание ответов на ухо».

6. Приём «Опустите головы!». Цель: развить у учеников мышление без опоры на наглядность.

8. «Слова - подарки», слова, которые призывают к чему-то хорошему, доброму, нравственному, человечному, духовному, умному, мудрому.

7.Прием преднамеренной ошибки, когда учитель даёт ученикам возможность сделать ему замечание, помочь учителю, посочувствовать и пожалеть.


Методы и приёмы стимулирования самостоятельного (творческого) проявления инициативы

1.«Уроки - инсценировки». Самые хорошие «постановки» рекомендуются «зрителями» для показа на «гастролях», то есть в других классах.

3.Самостоятельное творческое составление заданий (придумайте сложные задания сами).

4.Микропреподавание (учитель даёт возможность детям самостоятельно провести часть урока - «Кому сегодня быть учителем»).

5. Перенос содержания урока во все внеурочные формы работы с детьми, в том числе и на домашнее обсуждение с родителями.

7. Методы опережающего обучения.


Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию личностно – ориентированной развивающейся модели массовой начальной школы и призван обеспечить среди прочих основных целей выполнение такой цели как ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. Этой цели как нельзя лучше соответствует философская система Ш.А. Амонашвили «Гуманно – личностный подход к детям в образовательном процессе «Школа жизни».


Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьника. -М., 1984.

2. Амонашвили Ш.А. Единство цели. - М., 1988.

3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М., 1988.

4. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? - М., 1988.

5. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990.

6. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. - М.: Знание, 1980.

7. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996

8. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. - М., 1982.

9. Амонашвили Ш.А. Школа жизни // Учительская газета. -1996. - №15 - 23.

10.Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. - М., 1987.

11.Уроки Шалвы Амонашвили // Советский Союз. -1987. - №7.

Данная технология принадлежит академику, известному советскому и грузинскому педагогу, ученому и практику Шалве Александровичу Амонашвили. В данной статье я хочу вас познакомить с основными понятиями и направлениями гуманно-личностной технологии, но и параллельно остановиться на том, как я применяю ее в своей педагогической практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гуманно-личностная технология в системе воспитания

Данная технология принадлежит академику, известному советскому и грузинскому педагогу, ученому и практику Шалве Александровичу Амонашвили. Сначала я хочу вас познакомить с основными понятиями и направлениями гуманно-личностной технологии, но и параллельно остановлюсь на том, как я применяю или пытаюсь применять все это в своей педагогической практике.

Считая формирование познавательной активности и творческой самостоятельности школьников одной из острейших проблем современной школы, Ш.А. Амонашвили исходит из положения, что активная самостоятельная деятельность уч-ся возможна только при организации процесса обучения, направленного на развитие личности. Сутью экспериментального обучения Ш.А. Амонашвили является последовательная реализация гуманистического принципа, в основе к-рого - обучение во имя развития личности школьника; укрепление гуманных, нравственных отношений (к людям, природе, труду, окружающей жизни); бережное внимание к внутреннему миру ребенка, его интересам и потребностям, обогащение его душевного и духовного потенциала. Учение - значительная часть жизни ребенка. Поэтому одна из важнейших педагогических задач, по мнению ученого, состоит в том, чтобы эта жизнь была полнокровной, яркой, эмоционально богатой, а само обучение переживалось бы ребенком как процесс познания, приносящий радость.

Целевыми ориентациями технологии Ш.А. Амонашвили являются: становление, развитие и воспитание в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств; развитие и становление познавательных способностей ребенка; обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений; идеал воспитания - самовоспитание. Для реализации этих целей, по мнению автора, учитель должен обладать рядом качеств, к-рые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью: он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души. Он обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, т.к. страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею. Учитель должен быть патриотом и интернационалистом, ибо любовь к Родине может пробудить только любящий свое Отечество. Учитель не должен допустить, чтобы в его общении с ребятами звучали фальшивые, неискренние ноты, грубость, нетерпимость, злость. Педагог, часто повышающий голос и теряющий самообладание, не может научить школьников быть вежливыми и добрыми.

Что же дети должны открыть в своем учителе, чтобы полюбить его, поверить ему и последовать за ним?

Во-первых, умение понимать их, всех и каждого. Школьники должны почувствовать, как интересно и радостно общаться с учителем, к-рый всегда придет на помощь, порадуется их успехам, подбодрит в случае неудачи.

Во-вторых, исключительное великодушие, доброту, отзывчивость, сердечность. Это все не означает вседозволенности: «Делай, что хочешь и как хочешь, все тебе простится!» Нет, скорее, наоборот. Учитель должен быть требовательным, чтобы ребенок в его присутствии стремился сдерживать свою импульсивность, недобрые порывы, эгоистические желания. Однако при этом необходимо, чтобы он на своем опыте почувствовал, как учитель умеет сопереживать, уступать, прощать, помогать.

В-третьих, способность радоваться тому, что каждый из детей растет, взрослеет, совершенствуется. Только в этом случае ребенок сможет увидеть свое продвижение, поверить в себя и свои силы. Его уважают, ему верят, к нему прислушиваются, он нужен в коллективе, он интересен учителю, они доверяют друг другу - вся эта гамма благотворных переживаний не должна покидать младшего школьника.

Педагогическая система Ш.А. Амонашвили проникнута гуманным отношением к детям, основана на чувстве уважения к ним, взаимной любви учителя и уч-ся.

С этих же позиций он относится к проблеме школьной оценки и отметки, разводя их. Оценка еще не отметка. Оценка это как бы соответствующий комментарий сиюминутного поведения школьника, его учебной работы в данный момент. Оценка выражается в словесной форме, напр.: «Молодец», «Ты хорошо справился с заданием», «Вчера у тебя было сделано лучше, чем сегодня», «Не спеши, еще раз проверь выполненное упражнение, не допустил ли ошибок» и т.п. Иногда это может быть улыбка, добрый взгляд учителя, выражение удивления и т.п. «оценка». Отметка же - это обобщенная оценка. Она выражена в баллах и выставляется в тетрадях и дневниках школьников, в классном журнале. Затем отметка в журнале как бы отделяется от ее носителя (конкретного ученика) и становится предметом учета, статистики, выяснения процента успеваемости и т.п. Но главная особенность отметки даже не в этом, а в в том, что она приобретает признак нравственной оценки носителя отметки, т.е. того, кто эту отметку получил. Отличник по учебе, значит, это хороший человек, мыслят дети. А если кто-то плохо учится, он и человек плохой и с ним дружить не надо. Это серьезный недостаток школьных отметок, по крайней мере в начальных классах. Поэтому в системе Ш.А. Амонашвили используются оценки ограниченно, ибо отметки - это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

Гуманистическое отношение к ребенку выражается в любом методе, приеме и форме учебно-воспитательной работы.

Ш.А. Амонашвили выступает сторонником формирования у детей доброты, чувства товарищества, дружбы и взаимопомощи как в учебных делах, так и в повседневной жизни.

Гуманизм –

Педагогическая любовь к детям, заинтересованность в их судьбе.

Оптимистическая вера в ребенка,

Сотрудничество, мастерство общения,

Отсутствие прямого принуждения,

Приоритет положительного стимулирования,

Терпимость к детским недостаткам.

Индивидуальный подход:

Изучение личности, путем применения психолого-педагогической диагностики (интересы, качества характера, особенностей мыслительных процессов и др.) развитие способностей ребенка, учет его психологических и физических возможностей и особенностей.

Мастерство общения:

Закон взаимности и гласности. В классе должна быть непринужденная обстановка. Если учитель создает такую обстановку дети лучше общаются, делятся своими мыслями, переживаниями, не боятся отвечать на уроках, даже если ответ неверный, спорить, доказывать свою правоту.

Резервы семейной педагогики:

Родительские субботы, культ родителей. Основные знания, умения и навыки закладываются родителями. Поэтому большое внимание в этой технологии уделено общению с родителями. В результате, которого происходит обучение и воспитание детей, а также родителей.

Основными целями данной технологии являются:

Развитие и воспитание в ребенке благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств;

Облагораживание души и сердца ребенка;

Развитие и становление познавательных сил ребенка;

Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;

Идеал воспитания – самовоспитание.

Для достижения данных целей Амонашвили рекомендует использовать традиционную классно-урочную форму с элементами дифференциации и индивидуализации, в системе малых групп.

Особую роль в технологии играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметки очень ограничено; вместо количественной оценки – качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

Творчество в данной технологии проявляется в том, что педагог создает условия, в результате которых дети получают расширенные и углубленные знания, используя при этом различные методы, приемы и формы обучения. Амонашвили считает, что урок - это ведущая форма жизни детей, а не только процесс обучения.

Не подвергая сомнению, значимость знаний в становлении личности ребенка, тем не менее, можно утверждать, что качество знаний, ценность идей, мыслей и деятельности человека, определяются не только глубиной самих знаний, но и их духовной насыщенностью.

На пространстве постсоветских государств господствует авторитарный (силовой) образовательный процесс. ЗУН (знания, умения, навыки) в нем главное. Воспитание, хотя и декларируется - второстепенное.

Чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах. Замечательно, что главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.

Хотя уже в названии трактата Амонашвили говорится, что гуманно-личностная технология более применима в начальной школе, мы, учителя в среднем звене, не должны забывать основы гуманного отношения к ученикам. наиболее способствуют этому уроки русского языка и литературы.

Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся. Небольшие предложения для разбора по русскому языку (Люди стали жить богаче, но беднее стала речь. Много на свете умных, да добрых мало), а какую большую работу можно по ним провести!

Общаясь каждый день с детьми, я вижу их взаимоотношения, их моральный и духовный уровень, отношение к окружающему их миру. Да, в течение последних лет многое изменилось (мягко говоря): изменились ценностные ориентиры, взаимоотношения между людьми. И мы, учителя, меняемся, много переосмыслили, особенно свою роль в воспитании молодежи.

Наряду с уроками русского языка в решении поставленных задач мне помогают и уроки литературы, где без излишней морализации и назидания, просто и доступно даются ответы на многие вопросы: «Что считать добром и злом? Как очиститься от дурных помыслов? Как научиться жить среди людей?» Обобщающий урок по теме: "Русская народная сказка и ее нравственный смысл», проведённый в 5 классе, ещё раз показал, что в каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Много славных дел ждёт моих пятиклассников, но, прежде всего они должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. По различным каналам поступает к нашим детям огромный поток информации, оказывающий на них нравственно – эстетическое воздействие. При этом книга остается ведущим средством воспитания, духовного развития, становления общей культуры ребёнка. Какие душевные свойства человека соответствуют задачам наших дней? Какие нравственные и эстетические качества необходимо воспитывать у учащихся? Каким человеком тебе хочется стать? На эти вопросы пятиклассникам помогают ответить герои литературных произведений, в том числе и любимые сказочные герои. Детей восхищают подвиги Ивана – крестьянского сына, сражения, в которых он одолевает чудовищ. Кто же в действительности и на словах, и на деле оказался защитником родной земли? Кроме того, обращаю внимание на несоответствие слов братьев и их поступков. В начале сказки старшие братья заботятся о младшем, но в то же время испытывают чувство превосходства. На самом деле братья Ивана ленивцы, опасные болтуны, ненадёжные товарищи, на которых нельзя положиться.

Меня всегда волнуют творческие работы моих учеников, тонко трогают мою душу и успокаивают: «На правильном пути стоят мои дети?»
Изучая художественные произведения, подросток не будет бесконтрольно поглощать всю негативную информацию, которая изливается через компьютерные и телевизионные экраны, и это не отразится пагубно на его самочувствии. Следует учить молодых людей с юных лет выбирать только позитивную информацию – ту, которая поднимает дух и облагораживает.
В конце своего выступления хочу зачитать отрывки из сочинений учащихся 10 класса, проверенных мною буквально вчера. Сочинение на тему «Если б я был(была) психологом, какие советы я бы дал (дала) Катерине». По драме «Гроза» А.Н Островского. Выдержки из этих сочинений говорят сами за себя. Иногда учителю нужно учиться у своих учеников, они бывают мудрее.

«Если бы я была психологом, думаю, я бы смогла дать пару советов Катерине и помочь разобраться в ее проблемах. Я считаю, что психолог не является врагом. Предмет его работы не психика человека, а его душевное состояние, внутренний мир. Психолог не лечит, а помогает человеку обрести гармонию как с самим собой, так и с окружающими его людьми»

«…Катерине следовало бы не принимать все слова Кабанихи близко к сердцу, а игнорировать ее наставления».

«…Катерина должна была поговорить со своим мужем Тихоном и направить его в нужное русло, чтобы он разобрался со своей матерью. Ведь мужчина – голова, а женщина – шея. Ей не нужно было делать трагедию из всего этого, ей надо было действовать, и действовать через своего мужа, а не решать проблемы своей собственной смертью».

«…Сделала она это скорее из-за страха, а не из-за какой-либо другой причины. Страх двигал ее к обрыву. Более глупого для нее конца и придумать нельзя. И давать советы тут бы не было смысла»

«…Катерина нуждалась в помощи, которую она не получила вовремя. Хорошо, что я живу не в то время и не в том окружении…»

«Мой ей совет: Катерине нужно послушать саму себя. Что ей важнее? Быть счастливой или правильной?..»

«Плохие мысли приходят на ум от безделья. Нужно отвлечь себя, нужно занять себя чем-либо, каким –нибудь занятием.»

«Я бы ничего не посоветовала Катерине. Я считаю, что она все сделала правильно…»

«Естественно, женщина слабый пол, ей нужна хорошая опора в жизни. Но если твой муж слабый духом и не может тебя защитить, но умеет прощать и любит по-своему, то нужно быть хитрее и умнее. Прежде всего любить себя, ценить себя, а не истерить и не пугать своими действиями своих близких».

«Здесь, по моему мению, присутствует проблема родителей и детей. В такой сложной ситуации я бы посоветовала вот что: родители -отдельно, дети – отдельно. Как говорится, ссор не будет там, где нет поводов для них. Тихону с Катериной следовало бы переехать от Кабанихи. Тогда проблема была бы решена. Катерина дождалась бы от мужа той ласки, которой ей так не хватало».

«Катерине я посоветовала бы выложить все свои внутренние переживания на бумагу, завести личный дневник. Поскольку человек, который выкладывает и изливает свою душу в бумаге, чувствует некую легкость…»

«Великий мыслитель Рюннерт говорил: «Два раза жизнь не проживешь, но много таких людей, которые не способны прожить ее даже один раз». Не зря я закончила этими словами, потому что Катерина так и не смогла прожить один раз!»


Подписи к слайдам:

Гуманно-личностная технология в системе воспитания школьников

ШАЛВА АЛЕКСАНДРОВИЧ А МОНАШВИЛИ Академик РАО, известный советский и грузинский педагог – ученый и практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики ».

Гуманизм – - педагогическая любовь к детям, заинтересованность в их судьбе. - оптимистическая вера в ребенка, - сотрудничество, мастерство общения, - отсутствие прямого принуждения, - приоритет положительного стимулирования, - терпимость к детским недостаткам.

Индивидуальный подход: Изучение личности, путем применения психолого-педагогической диагностики (интересы, качества характера, особенностей мыслительных процессов и др.) развитие способностей ребенка, учет его психологических и физических возможностей и особенностей. Мастерство общения: Закон взаимности и гласности. В классе должна быть непринужденная обстановка. Если учитель создает такую обстановку, дети лучше общаются, делятся своими мыслями, переживаниями, не боятся отвечать на уроках, даже если ответ неверный, спорить, доказывать свою правоту.

Основными целями данной технологии являются: - развитие и воспитание в ребенке благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств; - облагораживание души и сердца ребенка; - развитие и становление познавательных сил ребенка; - обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений; - идеал воспитания – самовоспитание.

Учителю! Учитель есть мера жизни, науки, всех вещей. Учителя - это спасательный отряд судеб детей. Раздраженный учитель не имеет права соприкасаться с детьми. Он разрушает ауры детей. Раз стал учителем - будь героем. Все равно трудишься. Нет ничего важнее, чем святая душа ребенка. Думайте о себе с позиции детей - как они на вас смотрят, что они о вас думают. Хороший учитель не будет растить детей, которые требуют выравнивания. Мудрость учителя - направить величайшую энергию шалости на познание и позитивное взросление. Учитель! Войди в класс с благоговением. Перед тобой посланники в будущее. В каждом ребенке надо видеть явление. Любите детей. Хотя бы мысленно. Главное не ЗУН, а отношение ребенка к ним.

Заповеди учителя. Верить в безграничность способностей ребенка. Никто тебе не друг, никто тебе не враг. Каждый тебе учитель. Верить в свою искру Божью. Каждый вынашивает в себе вселенскую педагогику. Верить в силу гуманной педагогики. Она не сразу дает плоды. Прояви упорство, мужество и самопожертвование.

Педагогические аксиомы. Доброта воспитывается добротою. Любовь воспитывается любовью. Радость воспитывается радостью. Благородство воспитывается благородством. Личность воспитывается личностью. Сталь закаляется огнем, а сила духа растет от дыхания жизни. Воображение ничто в сравнении с жизнью. Учите читать книгу мудрости, разлитой в условиях жизни. Жизнь это шанс - не упусти его. Жизнь это красота - удивляйся ей. Жизнь это мечта - осуществи её. Жизнь это тайна - разгадай её. Жизнь это трагедия - выдержи её. Жизнь это приключение - решись на него. Жизнь это жизнь - спаси её. Дети не готовятся к жизни - они в ней живут.

« Если бы я была психологом, думаю, я бы смогла дать пару советов Катерине и помочь разобраться в ее проблемах. Я считаю, что психолог не является врагом. Предмет его работы не психика человека, а его душевное состояние, внутренний мир. Психолог не лечит, а помогает человеку обрести гармонию как с самим собой, так и с окружающими его людьми » «… Катерине следовало бы не принимать все слова Кабанихи близко к сердцу, а игнорировать ее наставления » .

«… Катерина должна была поговорить со своим мужем Тихоном и направить его в нужное русло, чтобы он разобрался со своей матерью. Ведь мужчина – голова, а женщина – шея. Ей не нужно было делать трагедию из всего этого, ей надо было действовать, и действовать через своего мужа, а не решать проблемы своей собственной смертью » . «… Сделала она это скорее из-за страха, а не из-за какой-либо другой причины. Страх двигал ее к обрыву. Более глупого для нее конца и придумать нельзя. И давать советы тут бы не было смысла » «… Катерина нуждалась в помощи, которую она не получила вовремя. Хорошо, что я живу не в то время и не в том окружении …»

« Мой ей совет: Катерине нужно послушать саму себя. Что ей важнее? Быть счастливой или правильной?.. » « Плохие мысли приходят на ум от безделья. Нужно отвлечь себя, нужно занять себя чем-либо, каким – нибудь занятием. » « Я бы ничего не посоветовала Катерине. Я считаю, что она все сделала правильно …» « Естественно, женщина слабый пол, ей нужна хорошая опора в жизни. Но если твой муж слабый духом и не может тебя защитить, но умеет прощать и любит по-своему, то нужно быть хитрее и умнее. Прежде всего любить себя, ценить себя, а не истерить и не пугать своими действиями своих близких » .

« Здесь, по моему мению, присутствует проблема родителей и детей. В такой сложной ситуации я бы посоветовала вот что: родители -отдельно, дети – отдельно. Как говорится, ссор не будет там, где нет поводов для них. Тихону с Катериной следовало бы переехать от Кабанихи. Тогда проблема была бы решена. Катерина дождалась бы от мужа той ласки, которой ей так не хватало » . « Катерине я посоветовала бы выложить все свои внутренние переживания на бумагу, завести личный дневник. Поскольку человек, который выкладывает и изливает свою душу в бумаге, чувствует некую легкость …» « Великий мыслитель Рюннерт говорил: « Два раза жизнь не проживешь, но много таких людей, которые не способны прожить ее даже один раз » . Не зря я закончила этими словами, потому что Катерина так и не смогла прожить один раз! »

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД Ш.А.АМОНАШВИЛИ ЛЮБИ РЕБЕНКА, БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ ДОБРОЙ ДУШИ БУДЬ ОПТИМИСТОМ, ОЛИЦЕТВОРЯЙ ЧЕЛОВЕКА БУДУЩЕГО УМЕЙ ПОНИМАТЬ ДЕТЕЙ НЕ ЖАЛУЙСЯ РОДИТЕЛЯМ НА УЧЕНИКОВ НЕ ДЕЛИ ДЕТЕЙ ПО СПОСОБНОСТЯМ НЕ ДОПУСКАЙ ОТСТАВАНИЯ ДЕТЕЙ ВЫЗЫВАЙ ЧУВСТВО УСПЕХА У РЕБЕНКА ПОСТОЯННО ИЩИ В РЕБЕНКЕ БОГАТСТВО ДУШИ БУДЬ НАДЕЖДОЙ ДЛЯ РЕБЕНКА ЗНАЙ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ВСЕ ТАЙНЫ, СВЯЗАННЫЕ С РЕБЕНКОМ, ХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ С ЦЕЛЬЮ ЗАБОТЫ О РЕБЕНКЕ БУДЬ ТЕРПЕЛИВ В ОЖИДАНИИ ЧУДА И БУДЬ ГОТОВ К ВТРЕЧЕ С НИМ В РЕБЕНКЕ


Воспитание честных и благородных чувств в сердцах детей нужнее и дороже, нежели обогащение их разными знаниями.

Гогебашвили

Амонашвили Шалва Александрович (р. 1931 г.) – академик РАО, известный российский и грузинский педагог - ученый и практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики» .

Классификационные параметры технологии Ш.А. Амонашвили

Уровень и характер применения: общепедагогический.

Философская основа: гуманистическая + религиозная.

Методологический подход: личностно ориентированный.

Ведущие факторы развития: социогенные + биогенные.

Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная.

Ориентация на личностные сферы и структуры: эмоционально-нравственная: 1) СЭН + 2) ЗУН.

Характер содержания: обучающий + воспитательный, светский с элементами религиозной культуры, гуманитарный, общеобразовательный, человекоориентированный.

Вид социально-педагогической деятельности: поддержки (сопровождения) ребенка.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп.

Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные, игровые с элементами проблемности, творчества.

Организационные формы: традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации.

Преобладающие средства: вербальные + практические.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: гуманно-личностный, педагогика сотрудничества.

Направление модернизации: на основе гуманизации и демократизации.

Векторы целей

¶ Становление, развитие и воспитание в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.

¶ Облагораживание души и сердца ребенка.

¶ Развитие и становление познавательных сил ребенка.

¶ Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.

¶ Стремление к идеалу воспитания – самовоспитанию.

Концептуальные положения

v Приоритет гуманизма над информационно-технологическим содержанием обучения.

v Воспитание должно опережать обучение знаниям.

v Сердечное общение.

v Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества.

v Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить.

v Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность.

v Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.

v Игровые методы – основа учебного процесса.

v Принципы педагогической деятельности: 1) любить ребенка; 2) очеловечить среду, в которой живет ребенок; 3) прожить в ребенке свое детство.

Особенности содержания

Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки:

– познавательное чтение;

– письменно-речевая деятельность;

– лингвистическое чутье (уроки родного языка);

– квазичтение и квазиписьмо;

– приемы материализации процессов чтения и письма;

– литературное творчество детей;

– математическое воображение;

– осмысление высоких математических понятий (бесконечность, вечность, мироздание, многообразие и др.);

– постижение прекрасного (уроки о природе);

– планирование деятельности;

– общение; иноязычная речь;

– шахматы;

– духовная жизнь;

– осмысление высоких духовных материй и ценностей (Дух, Душа, Сердце, Благо, Любовь, Жизнь, Смерть и др.);

– постижение красоты всего окружающего (музыка, изобразительное искусство, балет, театр и др.);

– общечеловеческие качества.

Особенности методики

Перечисленные знания и умения и качества личности ребенка формируются с помощью специального содержания и огромного количества методов и методических приемов, которые можно объединить в определенные группы:

гуманизм воспитания: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

Рис. 23. Гуманизм воспитания по Ш.А. Амонашвили

индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

Рис. 24. Индивидуальный подход по Ш.А. Амонашвили

личностный подход: заповеди учителя, воспитателя, обязанности Мастера;

Рис. 25. Личностный подход по Ш.А. Амонашвили

мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество – вопрос, атмосфера романтики;

Рис. 26. Мастерство общения по Ш.А. Амонашвили

культ урока: урок достигает вершин единения учителя и учеников; урок – ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок – солнце, урок – радость, урок – дружба, урок – творчество, урок – труд, урок – игра, урок – встреча, урок – жизнь;

Рис. 27. Урок у Ш.А. Амонашвили

оценивание деятельности детей : использование отметки очень ограничено, ибо отметки – это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки – качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка;

Рис. 28. Отметки у Ш.А. Амонашвили

резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтогогика, культ родителей.

Рис. 29. Резервы семейной педагогики по Ш.А. Амонашвили

Заповеди Ш.А. Амонашвили

Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но в первую очередь в их душах и сердцах.

Только духовная общность - и ничего, что может расколоть эту общность;

только взаимность сотворчества, сотрудничества - и ничего, что может посеять в ней недоверие;

только любовь, проявленная в тончайших формах педагогического мастерства - и ничего, что может отравить ее;

только уважение и утверждение личностного достоинства - и ничего, что может ущемить радость взросления в ребенке;

только оптимизм и глубокое понимание ребенка - вот чем облагораживается воспитательное поле, на котором выращивается будущее человечества, куются судьбы и счастье людей.

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 1988.

2. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? – М., 1988.

3. Амонашвили Ш.А. Единство цели. – М., 1988.

4. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. - М., 1982.

5. Амонашвили Ш.А. В школу – с 6 лет // Педагогический поиск. – М., 1987.

6. Амонашвили Ш.А. Письма к дочери. – М.: Знание, 1988.

7. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьника. – М., 1984.

8. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. – М.: Институт практической психологии, 1998.

9. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 1990.

10. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. – М.: Знание, 1980.

11. Амонашвили Ш.А. Отметки на костре // Учительская газета. – 18.08.1987.

12. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996.

13. Амонашвили Ш.А. Человек с эврикой // Учительская газета. – 17.05.1988.

14. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. – М.: Народное образование, 1998.