История профессии. Искусство быть воспитателем Какие предметы нужно сдавать на воспитателя

Петрова Яна Витальевна

Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику.
Р.У. Эмерсон

Профессия педагога - одна из древнейших и почетных в истории человечества. Однако определить точные сроки ее появления невозможно. Материалы археологических раскопок позволили ученым сделать предположение, что воспитание начало складываться в период перехода первобытного человека к трудовой деятельности. В период верхнего палеолита появилась членораздельная речь и в обществе стала формироваться объективная потребность в воспитании. Первоначально эта потребность удовлетворялась в совместной деятельности взрослых и детей. Воспитательные отношения между взрослыми и детьми не ограничивались сферой труда. Взрослые направляли поведение детей, приучая их соблюдать правила, требования и запреты, сложившиеся в общине. Это и было началом первых форм воспитания.
Слово педагог возникло в Древней Греции. В состоятельных семьях раба, следившего за ребенком и его поведением называли педагогом (дословно детоводителем). Позднее из обычного раба педагог превратился в домашнего воспитателя.
Слово педагог, конечно же, утратило свое первоначальное значение. Педагогами стали называть воспитателей, а затем и учителей.
Согласно словарю С.И.Ожегова - "воспитатель - человек, который воспитывает или воспитал кого-то".
Воспитатель - одна из современных педагогических профессий, возникшая в XVII-XVIII вв., при появлении первых дошкльных учреждений. В Европе, включая Россию, такие учреждения изначально предназначались для детей-сирот. Позднее были созданы благотворительные заведения в помощь семьям неимущих слоев общества ("Убежища" во Франции, "Школы защиты детей" в Германии, "Ясли-приюты" в России. Позднее появляются платные детские учреждения для детей состоятельных родителей. Хотелось бы отметить, что среди первых воспитателей мужчин было больше, чем женщин.
В 1840 г. выдающийся немецкий педагог Ф.Фребель дал своему заведению название детский сад. И задачей его детского сада была обучить матерей правильному воспитанию своих детей.
Идеи Ф.Фребеля распространились на дошкольные учреждения сногих стран мира. В России были организованы детские сады по системе Фребеля, а также курсы подготовки педагогов для работы в них. Таких педагогов стали называть "садовницами".
Педагог является одной из самых социально значимых профессий, его деятельность направлена на развитие, формирование, духовное сотворение личности.
Функци современного педагога помогать воспитанникам приспособиться к меняющейся социокультурной ситуации современного общества. В самой деятельности педагога заложено гуманистическое начало. Оно реализуется в стремлении воспитывать в человеке человеческое.
Гуманизация и демократизация всех сфер общественной жизни, и в первую очередь системы образования, обусловили усиление социальной функции педагога. Современное общество предъявляет повышенные требования к педагогу любого образовательного учреждения.
Цель педагогической деятельности также определяется обществом. В данный момент наше современное общетсво сформировало новый стандарт работы педагогов. Федеральный Государственный Образовательный стандарт четко регламентирует текущие цели педагогической деятельности:

  • Повышение социального статуса дошкольного образования.
  • Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.
  • Обеспечение государственных гаранитий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения.
  • Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации отностиельно уровня дошкольного образования.
Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета, объекта труда. Объект педагогического воздействия - материал уникальный по своей ценности. Это постоянно изменяющаяся, и развивающаяся личность. Характер этих изменений во многом определяется позицией педагога. Воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности воспитеумого, его потребности, эмоции, возможности, стимулировать его активность, любознательность, интерес, не подавляя своим авторитетом. Основная цель педагога воспитать личность.
В процессе воспитания мы отталкиваемся от важных постулатов:
  • Защитить детей от всех форм физического и психического насилия.
  • Проявлять уважение к человеческому достоинству воспитанников, формировать и поддерживать их положительную самооценку, уверенность в себе и своих возможностях.
  • Поддерживать инициативы и самостоятельность детей в различных видах деятельности.
  • Построить образовательный процесс ориентированным на возможности каждого ребенка, учитывая социальную ситуацию его развития.
  • Предоставить детям возможность выбора материалов, видов активности.
  • Взаимодействовать с семьями воспитанников в целях полноценного развития каждого ребенка. Педагог, трудясь в настоящем, "растит будущее"

Профессия воспитателя появилась относительно недавно в начале прошлого века. Связано это с тем, что женщины начали работать. Особенно много детских дошкольных учреждений появилось с восстановлением советской власти, но и на Западе сеть дошкольных учреждений начала развиваться примерно в этот же период.

В дореволюционный период существовали приюты для сирот, где были воспитатели. В состоятельных семьях принято было для воспитания детей нанимать гувернеров. Эта профессия была очень популярна в нашей стране в XIX - начале XX в. Тогда гувернёрами становились юноши и девушки из обедневших аристократических семей, получившие хорошее воспитание и образование в различных институтах или университетах. После нескольких десятилетий перерыва эта профессия снова стала востребованной.

Гувернёров приглашают к детям старше трёх лет. Домашнее воспитание - нелёгкий труд. Задача гувернёра не просто организовать досуг ребёнка, он должен всесторонне развивать и обучать своего подопечного. Именно поэтому гувернёр обязан иметь педагогическое образование и опыт преподавания какого-либо предмета (репетиторство), а также желание и готовность работать с детьми. Домашнему воспитателю необходимо и наличие медицинской книжки.

Домашними воспитателями чаще становятся женщины. Сейчас появилась новая профессия для настоящих мужчин - гувернёр-телохранитель. Претендующий на эту работу помимо высшего образования и знания иностранного языка должен быть в хорошей физической форме и не иметь вредных привычек. Приветствуется также знание техники рукопашного боя и умение вождения автотранспорта.

В 90-х годах детские сады закрывались, воспитателям приходилось менять работу, а здания детских садов переоборудовались и открылись различные фирмы, клиники и др. Сегодня профессия воспитателя вновь востребована как в государственных дошкольных учреждениях, так и в частных, есть потребность в профессиональных и порядочных нянях и гувернерах. Эта тенденция продолжается и в современном обществе.

Зрительный диктант:

История профессии педагога.

Профессия педагога одна из наиболее древних в истории человечества. Воспитание подрастающего поколения начало складываться в период перехода первобытного человека к трудовой деятельности (орудийной деятельности). В обществе возникла потребность в передаче опыта трудовой деятельности. Дети работали вместе со взрослыми, подражали им, и научились выживать. Постепенно в обществе складываются брачные отношения (семейное воспитание). Усложнение хозяйственной деятельности, социальных связей определило изменение в воспитании детей и подростков. Возникает первая в истории человечества форма воспитания и обучения – инициация .
Инициация – это совершение ритуала, обрядов, посвящение юношей и девушек во взрослую жизнь. Это был своеобразный экзамен на взрослость. Обряд можно считать прообразом школы. Постепенно в обществе выделились лица, посвятившие свою жизнь воспитанию и обучению молодежи. Слово «педагог» возникло в Древней Греции. В состоятельных семьях попечение о детях возлагали на образованного человека. Его и стали называть педагогом (pidas – дитя, ago – вести). Позднее педагогами стали называть профессиональных воспитателей, а за тем и преподавателей, учителей. Профессия педагога становится государственно значимой профессией. Профессия – это род человеческой деятельности, требующий специальной подготовки. Профессия является источником существования. Профессия – это многозначное понятие, которое включает в себя: общность людей, занимающихся данным видом труда и жизненный путь человека, область приложения его сил.
Воспитатель ДОУ одна из молодых современных педагогических профессий. Она возникла в 17 – 18 веках, когда появились первые дошкольные учреждения (в Европе, России). Постепенно в 19 веке стали возникать платные, частные детские сады. Заниматься в них могли дети состоятельных родителей. Придумал название «Детский сад» Фридрих Фребель. В России детские сады стали появляться в конце 19 века – начале 20 веков. Воспитатели назывались фребеличками. После революции в России начинает складываться общественное государственное дошкольное образование. Начинает развиваться дошкольная отечественная педагогика, появляются педагогические училища и институты.
2.Педагогическая деятельность. Сущность понятия профессия.
Профессия – это род человеческой деятельности, требующий специальной подготовки и являющийся источником существования человека.
Воспитатель дошкольного учреждения – это профессия, содержанием которой является обучение и воспитание.
Педагог является представителем социально значимых профессий (учитель, воспитатель, преподаватель). Педагогическая деятельность представляет собой систему, имеющую определенную структуру, в которой можно выделить следующие компоненты: мотив, цель, предмет, способы осуществления, результат.
Мотив – то, что побуждает человека заниматься педагогической деятельностью.
Цель педагогической деятельности определяется обществом. Она носит обобщенный характер (в виде идеи, программы). Но у каждого педагога она трансформируется в индивидуальную обстановку.
Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета, объекта труда. В педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта – ребенок.
Способы осуществления – основные «орудия педагогического труда»: голос, речь, темп, жесты, мимика, культура речи, внешний вид.
Результат – особенность заключается в том, что воспитателю не всегда удается увидеть результат своего труда, так как он растянут во времени (проявляется в будущем своего воспитанника).
3.Профессиональные функции и качества личности педагога .
Педагогическое творчество – непременное условие современного педагогического процесса. Ребенок, представляя собой личность, требует особых индивидуальных способов общения и форм. Современный педагог обязан постоянно искать новые формы работы с детьми, повышать свой профессиональный уровень.
Воспитательные функции:
1.создание педагогических условий для успешного воспитания детей.
2.обеспечение охраны жизни, укрепление здоровья детей
3.осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми (основная функция педагога дошкольного воспитания)
4.участие в педагогическом просвещении родителей
5.резюмирование и согласование воспитательных воздействий семьи и ДОУ
6.самообразование (чтение педагогической литературы, учеба, участие в конкурсах, конференциях…).
Профессиональная деятельность педагога ДОУ разнообразна по своему содержанию, поэтому ее условно делят на ряд направлений. Анализируя деятельность педагога ДОУ, определяют профессиограмму.
Професиограмма – это научно обоснованные требования к профессиональным качествам личности педагога, к объему и составу общекультурных и специальных знаний, а так же перечень педагогических умений и навыков.
Профессиональные качества личности педагога:
Профессиональная направленность в работе - это комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а так же профессиональное самосознание.
Профессионально обусловленные требования к личности педагога.
Совокупность профессионально обусловленных требований к воспитателю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности.
Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического образования отражено в профессиограмме. Профессиограмма отражает инвариантные, детализированные параметры личности профессиональной деятельности воспитателя.
Профессиональная направленность личности воспитателя включает интерес к профессии воспитателя, педагогическое призвание, профессионально – педагогические намерения и склонности.
Основой педагогической направленности является интерес к профессии воспитателя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, родителям, педагогической деятельности в целом.
Педагогическое призвание – в отличие от педагогического интереса, который может быть и содержательным – означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу.
Педагогический долг и ответственность – руководствуюсь чувством педагогического долга, воспитатель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, т.е. всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенций, он требователен к себе, неукоснительно следует своеобразному кодексу педагогической морали.
Самосовершенствование – это высшее проявление педагогического долга воспитателя. Именно в нем находит выражение мотивированно – ценностное отношение к труду. Воспитатель, имеющий данное качество, работает, не считаясь со временем.
Сущность педагогического такта составляют взаимоотношение учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувства ответственности. Педагогический такт одновременно и чувство меры, и сознательного дозирования действия, и способность проконтролировать его и если это необходимо – уравновесить одно средство другим. Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, от его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.
Педагогическая справедливость – представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственности. Качества личности, характеризующие профессионально-педагогическую направленность педагога, являются предпосылкой и концентрированным выражением его авторитетности. Если в рамках других профессий привычно звучат выражения «научный авторитет», «признанный авторитет в своей области» и т.д., то у воспитателя может быть единый и неделимый авторитет личности.
Духовные потребности и интересы – являются основой познавательной направленности. Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей является потребность в знаниях. Непрерывность педагогического самообразования – необходимое условие профессионального становления и совершенствования.
Наиболее общей характеристикой познавательной направленности личности является культура научно-педагогического мышления, основным признаком которого является диалектичность . Она проявляется в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать составляющие его противоречия.

Структура и принципы развития образования в РБ.

Образование – процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.

В соответствии с Законом «Об образовании» РБ(1991, 2002) государственная политика ориентирована на построение общеобразовательной системы, обеспечивающей развитие каждой личности с учётом её потребностей и интересов, склонностей и способностей, всемерное поощрение таланта и образованности.

На основе Закона «Об общем среднем образовании» государственная политика в сфере общего образования направлена на:

· Обеспечение прав граждан на доступность и бесплатность общего среднего образования;

· Всеобщность и обязательность общего базового образования;

· Осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию;

· Доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;

· Обеспечение преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;

· Определение содержания общего среднего образования на основе приоритета национальных и общечеловеческих ценностей, потребностей личности, общества и государства;

· Обеспечение качества общего базового, общего среднего образования;

· Обеспечение гуманистического характера обучения и воспитания, защиту прав детей.

Под системой образования понимают общую её организацию, совокупность и структуру уч.-восп. заведений и культурно-просветительских учреждений различных типов, призванных решать образовательно-воспитательную работу среди детей, молодёжи и взрослых.

Перед отечественным образованием стоят три основных задачи:

· преобразовать современную модель образования, сохранив её преимущества и достижения, избавившись от негативных сторон унифицированности, идеологизированности, перегрузки учащихся зачастую устаревшими знаниями;

· развернуть универсальную систему образования, базирующуюся на нац.-культ. основе, обеспечивающую образовательные потребности государства, общества и отдельных граждан;

· сформировать белорусскую модель государства, соответствующую мировым стандартам и конкурентноспособную на мировом уровне.

Национальная система образования в РБ в структурном отношении включает в себя образовательно-воспитательные учреждения, которые осуществляют:

· дошкольное воспитание (ясли, детсад, ясли-сад, дошкольный центр развития ребёнка, детский сад-школа);

· общее среднее образование (начальная школа, базовая школа, средняя школа, вечерняя школа, гимназия, лицей, школа-интернат, специальная школа закрытого типа, санаторная школа-интернат и учебно-педагогический комплекс, например, детский сад-школа);

· внешкольное обучение и воспитание призвано обеспечить детям и молодёжи равный доступ к различным областям творческой деятельности, возможность реализации потребностей в нравственном, интеллектуальном и физическом развитии, профессиональном самоопределении, формирование здорового образа жизни (кружок, секция, студия, клуб, ансамбль, театр и др.);

· профессионально-техническое образование;

· среднее специальное образование;

· высшее образование;

· подготовку научных и научно-педагогических кадров;

· повышение квалификации и переподготовку кадров;

· самостоятельное образование граждан

В систему образования входят также образовательные стандарты общего среднего образования, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы; органы управления и исполнительные и распорядительные органы руководства им (Министерство образования и науки РБ и ведомства, органы управления народным образованием на местах) и научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением вопросов обучения и воспитания, участников образовательного процесса.

Дошкольное образование призвано обеспечить полноценное развитие ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей, подготовку к получению основного образования на последующих уровнях.

Общее среднее образование призвано обеспечить духовное и физическое становление личности, подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина РБ, овладение им основами наук, государственными языками РБ, навыками умственного и физического труда, формирование у него нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни.

Профессионально-техническое образование призвано осуществлять подготовку лиц к профессиональной деятельности в соответствии с призванием, способностями, с учётом общественных потребностей и обеспечивает приобретение ими проф. ЗУНов, необходимых для присвоения квалификации рабочих и служащих.

Среднее специальное образование обеспечивает развитие творческого потенциала личности, получение специальной теоретической и практической подготовки, решает задачи обеспечение отраслей хозяйства республики квалифицированными специалистами.

В положении о средней образовательной школе Беларуси сформулированы основные принципы построения системы образования в РБ:

Доступность,

Открытость;

Свободное развитие личности;

Научность,

Бесплатность общего образования;

Единство национального и общечеловеческого в обучении и воспитании,

Демократичность,

Гуманность,

Вариативность типов школ по содержанию образования и организации уч.-восп. процесса,

Преемственность и непрерывность образования,

Единство обучения, духовного и физического совершенствования,

Светский характер образования,

Поощрение и всемерное содействие талантов и способностей,

Обязательное базовое 9-летнее образование.

Структура средней общеобразовательной школы соответствует трём этапам развития ребёнка:

детство – 1 ступень(1-4 классы);

отрочество – 2 ступень (5-9 классы);

юность – 3 ступень (10-11 классы).

Начальная школа обеспечивает развитие личности ученика, формирование его первоначальных взглядов на природу, человека, общество. Учащиеся начальной школы приобретают необходимые умения учебной деятельности, обучаются письму, счёту, овладевают элементами теоретического мышления, культуры языка и поведения, основами личной гигиены, здорового образа жизни.

Функция следующей ступени основной школы (5-9 классы) – дальнейшее обеспечение развития личности ребёнка, усвоения им основ наук и формирования научного мировоззрения, овладения основными социокультурными правилами и моральными нормами. Этот школьный период должен дать такую подготовку, которой будет достаточно для активного включения в общественную жизнь, для приобретения профессии.

Школа третьей ступени (10-11 классы) завершает общеобразовательную подготовку учащихся. Учебно-воспитательный процесс строится на основе дифференциации, которая учитывает способности, склонности и желания учащихся и их родителей и обеспечивает реализацию общеобразовательных запросов ученика. На этом этапе формируется система жизнедеятельности (стиля жизни) и стиля учебной деятельности, соответствующие способностям учащегося и условиям жизни, готовность к активному участию в общественной жизни; готовность к непрерывному образованию и выбору профессии.

Новыми типами учебных заведений для РБ являются гимназия, лицей, колледж, высшее проф. училище. Они призваны обеспечивать повышенный уровень общего среднего и проф. образования. Содержание образования в этих уч. заведениях более насыщенное, направлено как на получение фундаментальной общеобразовательной подготовки, так и на удовлетворение запросов учащихся. В них делается ставка на энциклопедизм образования и на углубленное специальное образование различного профиля. Это первый признак учебных заведений нового типа: интеллектуальная насыщенность содержания образования. Второй признак – высокий уровень методики обучения. В уч. заведениях нового типа работают лучшие учителя, преподаватели вузов, социологи и психологи. Третий признак – единая психолого-пед. направленность при всей их многопрофильности (наличие различных отделений, кафедр, секций). Четвёртый признак – новая система пед. отношений между воспитателями и воспитанниками.

Основная цель и задачи, которые призваны решать уч. заведения нового типа, обуславливаются потребностями совр.. общ. развития. Это существенное улучшение качества общего образования, повышение уровня проф. подготовки и создание условий для непрерывного образования.

Гимназия , являясь старшей ступенью общеобразовательной школы, призвана обеспечить реализацию гос. требований к образованию в сочетании с повышенным его уровнем, широкой гуманитарной и общекультурной подготовкой учащихся. Современная гимназия ориентирована также на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей.

Лицей определяется как профессионально ориентированное уч. заведение, обеспечивающее повышенный уровень общего среднего образования в сочетании с профильной подготовкой учащихся по направлениям и специальностям высшей школы. Основной целью лицея является «создание благоприятных условий для развития творческого, интеллектуального потенциала учащихся, освоение общекультурных ценностей наследия бел. народа, подготовка способных юношей и девушек для продолжения образования в высших учебных заведениях.

Новым типом уч. заведения является колледж – уч. заведение в системе непрерывного образования, обеспечивающее углубленное среднее образование, интегрированное с общим средним и высшим.

Главные задачи колледжа:

· удовлетворение потребностей личности в приобретении специального образования и квалификации в избранной области проф. деятельности с учётом нац.-культ. традиций РБ и международного уровня и опыта образования;

· подготовка специалистов со средним специальным образованием пр сложным специальностям и профессиям;

· повышение квалификации и переподготовка специалистов среднего звена по новым направлениям развития производства, техники, технологии и соц.-культ. сферы.

Профессиональное училище обеспечивает углубленное проф.-техн. образование, интегрированное со средним специальным.

Профессиональный лицей призван обеспечивать не только проф.-техн., но и полноценное, профессионально ориентированное общее среднее образование, дающее возможность поступать в высшие учебные заведения.

Государственная «Концепция развития профессионально-технического образования в РБ» (2000) предполагает формирование доступной, открытой, гибкой системы проф. обучения, учитывающей требования рынка труда и запросы личности, обеспечивающей бесплатное получение профессии, а также общего среднего образования, позволяющего продолжить обучение в системе среднего специального образования или высшего образования.

Выделяют три формы получения образования :

· без отрыва от производства;

· с отрывом от производства;

· экстернат.

Достижение основных целей реформы осуществляется посредством практической реализации следующих задач:

· создание оптимальных условий для социализации личности, её нравств., интеллект., творческого и физического развития;

· перехода на обязательное 9-летнее общее базовое и 11-летнее общее среднее образование и начало обучения детей с 6-летнего возраста;

· установление научно обоснованной учебной нагрузки учащихся в условиях 5-дневной уч. недели;

· обновление содержания образования;

· внедрение современных пед. технологий и методик обучения и воспитания;

· перехода на новую систему оценки результатов уч. деятельности учащихся;

· создания эффективной системы патриотического, гражданского и дух.-нравств. воспитания;

· совершенствование системы контроля качества образования, включая проведение мониторинга.

Как идёт реформирование школы?

В целях более полного удовлетворения индив. образоват. запросов учащихся увеличен объём часов, отводимых на школьный компонент (факультативы, курсы по выбору, стимулирующие, индив., групповые консультации).

Шестой день недели отводится для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в том числе занятий на учебно-производственных объектах. В этот день могут осуществляться факультативные занятия.

Изучение учебных предметов в общеобразовательных учреждениях проводится на базовом уровне.

Могут проводиться факультативные занятия естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, худ., театральной, спортивной и иной направленности.

В гимназиях и лицеях отдельные учебные предметы изучаются на повышенном уровне.

Иностранный язык начнут изучать с 3-го класса по 3 часа в неделю.

В гимназиях и лицеях могут быть следующие направления: физико-математический, химико-биологический, филологический и обществоведческий.

Гимназических и лицейских классов в общеобразовательных школах не будет.

В 1-9 классах общеобразовательных школ на факультативных занятиях могут реализовываться театральные, музыкальные, хореографические, художественные направления, а в 1-11 ещё и спортивные.

Особенности формирования и развития общих способностей у детей младшего школьного возраста

Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становиться стартовой площадкой младшего школьного возраста. Младший школьной возраст – очень ответственный период школьного детства, от полноценного переживания которого зависят уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах. Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц. Особое значение имеет выделение особого типа отношений

со взрослым. Если у дошкольника существовали 2 сферы социальных отношений: «ребенок – взрослый», «ребенок – дети», то теперь в системе отношений произошли изменения. Она разделилась на две части: «ребенок – родитель», «ребенок – учитель».

Свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения определенным правилам. Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает доля него как стессогенная. У каждого ребенка изменяется эмоциональное состояние, повышается психическая напряженность, что отражается на физическом здоровье и поведении.

Характер адаптации ребенка к новым условиям жизни и отношения к нему со стороны родных способствуют развитию чувства личности.

В данном возрастном периоде ведущей деятельностью является учебная. Учебная деятельность не дается человеку от рождения, ее надо сформировать, поэтому активно включаются общие способности, которые способствуют эффективности процесса учебной деятельности.

Изменяется не только социальная ситуация, но и появляются совершенно другие новообразования. К ним относятся память, восприятие, воля, мышление.

Память – в этом возрасте имеет ярко выраженный познавательный характер. Хорошо развивается механичекская память, более востребованная. Идет интенсивное формирование приемов запоминания: от примитивных

(повторение, длительное рассмотрение) до группировки и осмысления.

Восприятие – происходит переход от непроизвольного к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом. В начале данного периода восприятие еще не дифференцированно, поэтому ребенок путает буквы и цифры.

Если на начальном этапе обучения у ребенка преобладает анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста развивается восприятие синтезирующее.

Воля. Учебная деятельность способствует развитию воли, т.к. учение всегда требует внутренней дисциплинированности. Начинает развиваться способность к самоорганизации. Ребенок начинает осваивать приемы планирования, повышаются самоконтроль и самооценка.

Мышление. Основной вид мышления в данном возрасте – наглядно – образное, поскольку обучение идет только на основе принципа наглядности.

В начале младшего школьного возраста мышление отличается эгоцентризмом – умственная позиция обусловленная отсутствием знаний, необходимых для правильного определения некоторых проблемных моментов.

В младшем школьном возрасте начинает развиваться теоретическое мышление, ведущее к перестройке всех психических процессов. Важным условием для развития теоретического мышления является формирование научных понятий и применение их на практике.

В процессе школьного обучения происходит усвоение и обобщение знаний, умений, формируются интеллектуальные операции. Таким образом, в младшем школьном возрасте идет активное интеллектуальное развитие на основе сформированных общих способностей.

Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания. Сюда можно и отнести переход из начальной школы в среднее звено. Изменившиеся условия учения предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию.

Так что же происходит с детьми, что характеризует особенности психического и личностного развития школьников на стыке этих возрастов?

Рассмотрим эти особенности, используя данные отечественной психологии, опираясь на работы Л.И. Божович, В.В Давыдова, А.К.Макаровой, Д.Б Эльконина и др.

1.Мышление становиться теоретическим (мышление в понятиях).

2. Развитие теоретического мышления способствует возникновению у учащихся рефлексии (самоанализ, размышления, самонаблюдения).

3. Произвольность и способность к саморегуляции.

Профессия воспитатель детского сада

История профессии воспитатель Профессия воспитателя или педагога является крайне почетной и уважаемой. Именно воспитатель ответственен за формирование личности воспитанников и развитие их дальнейшей судьбы. Профессия воспитателя появилась впервые еще в Античной Греции, но не была распространена, поскольку воспитанием детей состоятельных людей занимались рабы, а дети крестьян не получали образования вообще. В эволюционирующем обществе, профессия воспитателя переросла в профессию домашнего наставника, чья цель была сосредоточена на воспитании потомства работодателя. В дореволюционный период существовали приюты для сирот, где были воспитатели. В состоятельных семьях принято было для воспитания детей нанимать гувернеров. Тогда гувернёрами становились юноши и девушки из обедневших аристократических семей, получившие хорошее воспитание и образование в различных институтах или университетах. После нескольких десятилетий перерыва эта профессия снова стала востребованной. Профессия воспитателя появилась в начале прошлого века. Связано это с тем, что женщины начали работать. Особенно много детских дошкольных учреждений появилось с восстановлением советской власти. Работа воспитателя и педагога обрела массовую направленность, чему способствовало появление первых школ. На плечи воспитателя была возложена огромная задача, заключавшаяся в формировании молодых юношей и девушек, и в последующем направлении на выбранный путь. Нельзя не добавить, что профессия воспитателя имеет высокую актуальность даже сегодня.

Профессия воспитатель - описание Проблема воспитания подрастающего поколения всегда была, есть и будет насущной проблемой. Ведь всё, что с самого раннего возраста закладывается в детские головы, потом даёт свои всходы - хорошие или не очень. Несомненно, есть две профессии, в которых нет места неучам и дилетантам. Это врач и педагог, учитель, воспитатель. С врачом всё понятно - люди доверяют ему здоровье, а зачастую даже жизнь. Профессия педагога обязывает ничуть не меньше. Особенно важна и ответственна должность воспитателя детского сада. Ведь это фактически первый человек, который вводит ребёнка в социум, учит общению и даёт первоначальные знания и общие понятия, позволяющие малышу ориентироваться. Именно воспитателем прочерчивается первая граница между "хочу" и "нельзя", между "не хочу" и "надо". И сделать это нужно максимально тактично и грамотно, чтобы ни в коем разе не покалечить подвижную психику ребёнка. Воспитатель должен уметь ввести в коллектив малыша так, чтобы исключить малейший дискомфорт, который может в дальнейшем привести ребёнка к сложным психологическим травмам.

Где получить профессию "воспитатель" Хотя данный вид деятельности обрел высокий уровень массовости и распространенности в современном обществе, получить почетное звание педагога не является возможным для каждого. Сперва необходимо окончить специализированные училища и высшие учебные заведения, которые обучат будущих воспитателей педагогическим методам воздействия на воспитанников. Крайне важно, чтобы роль воспитателя занимала личность психически стабильная и не задействованная в коррупционных процессах. Воспитатель - почетная профессия на все века!

Уникальные стороны профессии: Воспитатель должен много знать и уметь. Перед ним стоит не простая задача – научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире; природу, музыку, поэзию. Воспитатель должен уметь: шить, мастерить, играть и петь с детьми. И ему надо очень много читать. Он должен хорошо знать детскую художественную литературу. Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но личные взаимоотношения детей между собой. Внешность воспитателя играет не последнюю роль в воспитании детей. Приятный внешний вид, мягкая манера обращения привлекают не только детей, но и на родителей производят хорошее впечатление. Перед воспитателем стоит нелёгкая задача - будучи взрослым человеком, который развивает и обучает ребёнка, понимать и чувствовать детский мир, сочетать в себе строгость и доброту, уважение к маленькому человеку и требовательность.. Поэтому воспитателям нужны терпение и гибкость мышления, чтобы индивидуально и точно применять знания педагогики и психологии.

Не каждый человек может работать с детьми. У воспитателя должны быть железные нервы, чтобы выслушать и ответить на просьбы и требования по меньшей мере 25 малышей. Девушка, которая искренне влюблена в свою работу, поделилась мыслями на этот счет, а также ответила на вопрос: "Почему я выбрала профессию воспитателя".

История профессии

Если взглянуть в прошлое, то такой деятельности, как воспитатель детского сада, не существовало. Она возникла в период появления нового вида воспитания детей дошкольного возраста и противостоящая гувернерам, которые занимались с детьми в домашних условиях. В Древней Греции дети находились под наблюдением раба. Затем это переросло в такую важную профессию как воспитатель, но в домашних условиях. Она в некоторой степени напоминала сегодняшнюю деятельность педагога детского сада.

В чем состоит работа воспитателя?

Первоначально необходимо понимать, что профессия предусматривает постоянный контакт с детьми, начиная с особо нежного возраста и заканчивая дошколятами. Если сказать проще, то воспитатель - человек, который ухаживает за детьми в период, когда родители заняты на работе.

Тогда зачем ему высшее образование, ведь работа заключается в том, чтобы постоянно следить за малышами, чтобы они не поранились? Как говорят воспитатели, присмотр и уход - общее описание. Необходимо обладать обширными знаниями и умениями, которые может дать только педагогический институт. В данных вузах будущие педагоги овладевают знаниями, которые касаются детской психологии и развивающих методик. Ведь малышу на занятиях необходимо донести нужные сведения в понятной для него форме.

Почему я выбрала профессию воспитателя? Все педагоги отвечают на это так: эта профессия креативная и творческая и подходит для людей с особенным мышлением. Поэтому в воспитатели пойдет не каждый человек, это дело нужно не только по-настоящему любить, но и жить им.

Особенности работы в детском саду

Чтобы работать воспитателем, можно закончить педагогическое училище или институт по специальности воспитателя дошкольного учреждения. А далее пойдет рассказ о самой деятельности.

Каково описание профессии воспитателя? Обычно он работает в 2 смены. В 6 часов 30 минут начинается рабочий день, и воспитатель принимает детей. Их необходимо встречать с улыбкой и радостью на лице, чтобы создать хорошее настроение на целый день и малышам, и родителям.

В 08:15 малыши делают утреннюю зарядку для того, чтобы они полностью проснулись и получили заряд бодрости. В 9:00 дети завтракают. После этого в каждой группе проводятся возрастные занятия, которые утверждаются методистом в начале каждого учебного года. Они направлены на развитие у малышей различных талантов. Занимаются они лепкой, рисованием, аппликацией и математикой. После игр детей в группе их сопровождают на прогулку.

В 11:30 начинается вторая смена, но первый воспитатель не покидает группу до 13:30. Он помогает малышам обедать и укладывает их спать. Подъем после дневного сна происходит в 15:00, после полдника педагог играет с детьми в спокойные игры или рассказывает им сказки.

В течение всего дня с малышами в группе находится младший воспитатель (няня), благодаря ей соблюдается чистота в помещении. Она моет полы, окна, кормит, одевает детей и оказывает им всестороннюю помощь.

Какими качествами должен обладать педагог?

А теперь хотелось бы рассказать какими личными качествами следует обладать педагогу. С момента появления этой профессии основными требованиями к человеку, который мечтает стать воспитателем, стали любовь к детям, чуткость и доброта. Поскольку работа заключается в контроле за 20-25 детьми, то педагог должен обладать эмоциональной устойчивостью, выдержкой и огромным терпением.

Профессия воспитателя детского сада требует от человека:

  • наблюдательности;
  • внимательности;
  • ответственности;
  • справедливости;
  • эрудированности;
  • активности;
  • жизнерадостности.

Помимо этого, хороший педагог способен мгновенно переключать свое внимание, иметь отличное зрительное и слуховое восприятие, обладать творческим и логическим мышлением.

Преимущества профессии

Если написать эссе "Почему я выбрала профессию воспитателя", то в нем обязательно будут описаны все плюсы и минусы такой работы. Плюсов в работе педагога имеется множество. Поэтому когда педагогам приходиться отвечать на вопрос "почему я выбрала профессию воспитателя", они выделяют несколько моментов:

  1. Общение с детьми, ненавязчивая игровая атмосфера.
  2. Участие в развитии ребенка и возможность дать ему что-то новое.
  3. Творческие люди способны реализовать свой потенциал и делать с детьми поделки, аппликации и придумывать свои сказки и рассказы.
  4. Многие воспитатели отзываются о работе положительно, говоря, что назвать ее однообразной и рутинной нельзя.
  5. Продолжительный отпуск (42-56 дней) в зависимости от продолжительности работы на этой должности.
  6. Востребованность - хорошие воспитатели нужны всегда.

Несмотря на то, что плюсы профессии воспитателя превышают минусы, но они существуют, как и в любой другой работе.

Отрицательные стороны профессии

Главный недостаток в работе воспитателя - низкая заработная плата, о которой не осведомлен только человек, полностью оторванный от реальности. К остальным недостаткам профессии можно отнести:

  • шумную обстановку;
  • постоянное нервное напряжение;
  • огромную ответственность, в том числе и уголовную, за жизнь и здоровье детей;
  • постоянный контроль собственных эмоций;
  • непрерывное присутствие на рабочем месте, из-за полной ответственности педагога за безопасность малышей.

При ответах на вопрос "почему я выбрала профессию воспитателя" многие педагоги, любящие свою работу, всячески преуменьшают ее минусы.

Однако, несмотря на это, они часто пребывают в состоянии стресса. Многие воспитатели настолько завязаны на своей работе, что их жизнь уходит на второй план. В этом случае педагогам необходимо заботиться о своем моральном здоровье и относится к своей деятельности спокойно.

Где можно получить профессию воспитателя детского сада?

В настоящее время профильное образование можно получить только в профильном или гуманитарном ВУЗе, на базе которого готовят таких специалистов. Во многих российских институтах подготовка по специальности воспитателя дошкольного учреждения хорошо отработана, поэтому выбор учебного учреждения принципиального значения не имеет.

В заключение

Почему я выбрала профессию воспитатель? Когда педагоги с огромным стажем работы рассказывают о преимуществах своей работы, то предлагают молодым людям хорошо обдумать, прежде чем стать воспитателем. Ведь ему придется проводить много времени с детьми, читать им, заплетать косички и убирать за ними. Отличная работа для молодой мамы, но сама профессия очень сложная. Часто девушки, получившие подобное образование, сталкиваются со многими трудностями, ведь в институтах не учат, что нужно будет помогать ребенку сходить в туалет, или тому, как понять, что у малыша болит живот, если самостоятельно сказать об этом он не может.

Нужно учить детей находить компромиссы в общении между собой, иногда воспитателю приходится учить их пониманию в отношениях с родителями, что иногда бывает очень сложно, а в некоторых случаях нереально.

Поэтому можно написать в эссе "Почему я выбрала профессию воспитателя", что дорога открыта только для людей, которые любят детей и вдохновляются ими, обладают качествами актеров-фантазеров. Если человек миролюбив и полностью открыт для общения, то работа принесет ему только удовольствие.