Как поступить в футбольную академию. Рекомендации по отбору детей в футбольную секцию или спортивную школу

Лучшие кузницы талантов российского футбола - в материале сайт.

Академия «Спартак» по футболу имени Ф.Ф. Черенкова

Город: Москва
Сайт: spartak.com/main/academy
Выпускники: Егор Титов, Дмитрий Торбинский, Павел Погребняк, Александр Самедов, Артем Дзюба, Павел Яковлев, Сергей Паршивлюк.

За плечами спартаковской академии великая история, начало которой положил Николай Старостин в 1936 году. Футбольная школа «красно-белых» идет в ногу со временем: постоянно играет против ровесников из Англии, Италии, Испании, Германии, выступает на всевозможных международных турнирах. Молодежная команда «Спартака» традиционно занимает первое место в первенстве дублеров российской Премьер-лиги, причем доморощенные футболисты успешно прогрессируют и играют ключевые роли и в основной команде. Сейчас академия «Спартак» постоянно проводит наборы мальчиков 1995-2005 г.р., а на своеобразных кастингах всегда присутствуют заслуженные спартаковские ветераны. Чтобы показать себя нужно иметь всего ничего: медицинскую справку да форму по погоде. В 2009 году «Спартак» открыл в Сокольниках новый футбольный комплекс с тремя полями, семью раздевалками, тренажерным залом, баней и специальным залом для проведения теоретических занятий.

Академия «Краснодара»

Город: Краснодар
Сайт: fckrasnodar.ru/academy
Выпускники: -

Подход к работе краснодарского бизнесмена Сергея Галицкого - новое слово в российском футболе. Успешный предприниматель создал «Краснодар» в 2008 году, а сейчас этот коллектив - крепкий середняк Премьер-лиги, но, что гораздо более важно, основное направление деятельности клуба - развитие молодых талантов. По признанию специалистов, спортивный комплекс академии «Краснодара» ничуть не уступает европейским аналогам. Два крытых манежа, восемь полей с натуральным газоном, два - с синтетическим, стадион на 3 тысячи мест, полноценная общеобразовательная школа - созданы все условия для максимально быстрого прогресса. Среди заявленных особенностей краснодарской системы развития футболистов: отсутствие специализации по позициям до 14-15 лет, отсутствие монотонности в тренировочном процессе, завершение комплексного развития техники до 13 лет, поощрение креативности. Пока академия «Краснодара» не имеет знаменитых выпускников, чему есть вполне логичное объяснение - старшая команда состоит из ребят 1995 г.р.

Академия «Зенита»

Город: Санкт-Петербург
Сайт: fc-zenit.ru/academy/academy_main
Выпускники: Игорь Денисов, Андрей Аршавин, Вячеслав Малафеев, Александр Кержаков, Владимир Быстров, Максим Канунников

Академия «Зенита» создана на базе знаменитой питерской детско-юношеской футбольной школы «Смена», функционировавшей с 1968 года. Навыки подготовки квалифицированных кадров приносят плоды по сей день, результатом чего является взращивание целого ряда игроков основной сборной России, без которых тяжело представить бронзовый успех команды на Евро-2008. У зенитовской академии широкая сеть филиалов, в которых постоянно проводятся открытые тренировки, где себя могут показать все желающие. Селекционная служба постоянно следит за работой школ и приглашает понравившихся футболистов в главную академию. Также обратить на себя внимание питерской кузницы талантов можно с помощью анкеты с указанием своих данных и ближайших матчей, в которых будет приниматься участие. В академии три типа тренировочных занятий: технико-тактические, теоретические и психологические, физподготовка. Команды академии всех возрастов используют тактическую схему 4-3-3 с незначительными расхождениями.

НОУ ЦСО «Локомотив»

Город: Москва
Сайт: school.fclm.ru
Выпускники: Динияр Билялетдинов, Александр Кокорин, Тарас Бурлак, Алексей Сапогов, Андрей Пазин, Инал Гетигежев, Антон Коченков, Алексей Миранчук

Сейчас академия «Локо» организовывает просмотры для игроков 2001-2007 г.р. Ребятам постарше, чтобы попасть на просмотр, нужно прислать по почте специальную анкету, которую проанализирует селекционная служба и, возможно, пригласит футболиста на просмотр. Иногородние игроки могут рассчитывать на жилье и питание в интернате и учебу в школе. Академия «Локомотива» выпустила немало квалифицированных кадров, находящихся на ведущих ролях в клубах российской Премьер-лиги и, естественно, в самом «Локо». Яркий пример - Алексей Миранчук. 17-летний полузащитник, не успевший закончить школу, сумел влиться в тактические построения Славена Билича и весной стал чуть ли не ключевой фигурой в схемах хорватского специалиста.

Академия «Динамо» Москва им. Яшина

Город: Москва
Сайт: academydinamo.ru
Выпускники: Дмитрий Комбаров, Кирилл Комбаров, Федор Смолов, Антон Шунин,

С 2011 года динамовская академия носит имя великого вратаря Льва Яшина, ставшего для подрастающих поколений футболистов настоящим примером для подражания. Из последних знаменитых выпускников школы стоит особенно выделить Дмитрия и Кирилла Комбаровых, которые были забракованы спартаковской академией, но нашли себя в стане «бело-голубых». «Красно-белые» поздно поняли свою ошибку и расстались с солидной суммой денег, дабы вернуть близнецов в команду. Динамовская академия предоставляет уникальную возможность ученикам старших классов тренироваться рядом с основным и молодежным составом команды на учебно-тренировочной базе в Новогорске. Для иногородних есть интернат со всеми необходимыми условиями для профессионального развития. Занятия проводятся круглый год в манеже «Динамо».

Фото: spartak.com, fclm.ru, fc-zenit.ru, fckrasnodar.ru, academydinamo.ru

Воспитание молодых спортсменов, в частности футболистов, это неотъемлемая и фундаментальная часть работы большинства отечественных клубов профессиональной лиги. Развитие академии ЦСКА - приоритетное направление деятельности «армейцев». В школе создаются оптимальные условия для того, чтобы максимально возможное число ребят прошло все этапы становления на пути к молодежной и основной команде.

Общая информация

Академия ЦСКА основана в 1954 году, как группа подготовки молодых футболистов при команде ЦДСА. В 1970 году подразделение реорганизовано в детско-юношескую С 2001 года группа входит в структуру ПФК ЦСКА.

В ДЮСШ занимаются юные спортсмены в 13-ти возрастных категориях, общее число учащихся составляет около 400 человек. Основные группы:

  • Класс набора.
  • Группа начальной подготовки.
  • Учебно-тренировочные команды.
  • Категория спортивного совершенствования.
  • Молодежная команда.

Игровые соревнования

Начиная уже с учебно-тренировочного этапа юные спортсмены участвуют в различных турнирах и соревнованиях. Молодежная группа играет в Клубной лиге на первенство РФ среди спортивных и футбольных школ ПФК Московского региона. Парни из группы спортивного совершенствования участвуют дополнительно в кубковом турнире имени Роберта Фульды. Младшие составы пробуют свои силы в матчах на призы Федерации. Команда представлена двумя составами. Также коллективы разных возрастов играют на турнирах международного уровня.

Набор в футбольную академию ЦСКА

Каждый март, апрель и сентябрь футбольная академия «армейцев» проводит набор мальчиков возрастом 6-11 лет. Для просмотра, который проходит на полях учебной школы, необходима медицинская справка ребенка, спортивная форма и свидетельство о рождении. Сведения о времени и месте сбора предварительно размещаются на официальном сайте в графе «Объявления». Отбор кандидатов осуществляется в два этапа, которые рассмотрим подробнее.

Первая стадия конкурсного отбора

Для объективной оценки привлекаются не менее двух специалистов академии ЦСКА. Испытания проводятся в таком режиме:

  1. Гимнастические упражнения (разминка). На этой стадии проверяется развитие гибкости, ловкости и координации претендента.
  2. Игровой тест 15х15, или «сороки-вороны». По углам и сторонам игрового квадрата расставляются фишки в количестве, превышающем число участников на 4. Команда «сорок» размещается за квадратом, а «вороны» внутри него. «Сороки» должны охранять фишки, не давая украсть их соперникам, при этом не заходя в квадрат и пытаясь засалить чужих игроков, приближающихся к фишкам. «Вороны» должны забрать фишки, не покидая пределы квадрата. Украденные элементы складываются в центре квадрата. «Сорока», которую засалил «ворон» выходит из игры, так же, как и их соперник, заступивший в квадрат. Выигрывает коллектив, собравший больше фишек за отведенное время. Команды делятся на 5-6 игроков, в процессе отслеживается быстрота реакции, ловкость, игровое мышление.
  3. Упрощенный гандбол. Следующий тест в академии ЦСКА проводится на площадке размером 20х15 метров. Команды по 5-6 человек играют в гандбольные ворота. При этом запрещается делать более 5-ти шагов с мячом, проявлять грубость и проводить болевые приемы и захваты. Здесь специалисты наблюдают за игровой агрессивностью, быстротой, командным мышлением и ловкостью.
  4. Мини-футбол. Играют два коллектива по 5-6 человек в мини-футбол. Оцениваются те же качества, что и на предыдущем испытании.
  5. Забег на три/четверти круга по стадиону. Отслеживаются волевые показатели, которые суммируются с баллами пройденных испытаний.

Оценивание после первого этапа

В академии ЦСКА по футболу после прохождения первого теста, рассматривается возможность зачисления претендентов, с учетом всех пройденных заданий. Число принятых ребят должно слегка превышать допустимую норму. Затем с юными спортсменами проводится собеседование и анкетирование.

Оценивание заданий проводится по принципу «+» или «-». Первое значение применимо к ребятам, которые проявляют хорошие способности или нивелируют недостатки путем других достижений. Минус означает безынициативность, слабое проявление воли и физических качеств.

Основные оцениваемые критерии: игровое мышление, спортивная агрессивность и бойцовские параметры, волевые качества.

Второй этап окончательного приема в академию футбола ЦСКА

На этой стадии учащийся проходит испытательный срок, который может длиться от нескольких месяцев до двух лет. В этот период оценивается степень способности каждого мальчика. Испытание проводится в начале и в конце срока.

  1. Бег на 30 метров.
  2. Проверка на прыгучесть.
  3. Испытания на ловкость.
  4. Наблюдение за развитием игрового мышления.
  5. Тестирование спортивной агрессивности.

На основании наблюдений тренера академии ЦСКА по футболу и результатов тестирования проводится оценка роста юного спортсмена и его способность к обучению. Затем делаются выводы о дальнейшем пребывании ребенка в группе. Основные тесты подбираются индивидуально тренерами, с учетом возрастных особенностей претендентов. Основная задача - зафиксировать и сравнить конечный и начальный показатель.

Инфраструктура

На территории академии ЦСКА в Москве имеются два футбольных поля, оснащенные искусственным современным покрытием. Натуральный газон для ребят присутствует при стадионе «Октябрь». Кроме того, в инфраструктуру школы входит фитнес-центр, игровой зал для тренировок в зимнее время, медицинский реабилитационный комплекс, бассейн. Зимой занятия также проводятся в манеже ЛФК «армейцев».

Для иногородних учащихся работает интернат. В нем проживает около 50-ти юных спортсменов из различных регионов страны. Медицинское наблюдение и обследование воспитанников проводится ведущими клиниками столицы, специалисты которых обслуживают первую и молодежную команду.

Подытожим

Во всем мире давно признан тот факт, что таланты в любой сфере деятельности, связанной с человеком, рождаются повсеместно практически в равномерном количестве. Чтобы выявить и развить способности - необходимо создание соответствующих условий. Школа футбола ЦСКА пытается обнаружить таланты именно в этом виде спорта. Обеспечение оптимальных условий для развития способных юных спортсменов - залог успешного будущего отечественного футбола.

Параллельно хорошей организации занятий и учебно-тренировочного процесса, следует проводить адекватный и правильный отбор. Несовершенство некоторых методов или субъективная недооценка возможностей юношей, приводят к печальным последствиям как для учащегося, так и для спорта. На сегодняшний день база академии ПФК ЦСКА обладает прекрасной материально-технической основой, позволяющей реализовать возможности на высоком профессиональном уровне.

Об авторе: Качан Александр Иванович – 56лет. Тренер – преподаватель отделения футбола ДЮСШ «Анненки» г. Калуги, преподаватель физической культуры МБОУ СОШ № 41, в прошлом много лет отыгравший в командах мастеров г. Калуги, обладатель «Кубка Миллионов» Советского Союза среди производственных коллективов, дважды обладатель Кубка РСФСР среди КФК., неоднократный призер среди команд мастеров 2-ой лиги Советского футбола.

Раньше мальчишки приходили в футбол с 5-6 летним стажем уличного футбола, и обучение начиналось на базе приобретённых на улице самобытных двигательных и игровых навыков. Теперь же обучение приходится начинать с очень раннего возраста и практически с нуля. Подобные сопоставления дают достаточно оснований, чтобы убедиться в том, что уровень физического и, особенно, игрового развития мальчишек прошлых лет был значительно выше нынешнего поколения.

Современный футбол и скоростной и силовой, и это результат непрерывного развития от простого к сложному, от известного к неизвестному. Каким бы трудным не было упражнение, оно в конечном итоге становится доступным и лёгким, благодаря постепенному и последовательному обучению. А от сложного есть только один путь- к ещё более сложному. Гениальное всегда просто.

Профессия детского футбольного тренера многогранна. Он учитель и воспитатель, исследователь и экспериментатор, мастер своего дела не только по профессии, сколько по призванию. Если у ребёнка нет или не хватает футбольных знаний- беда небольшая. Знания приобретаются. Если нет природных способностей- трудность непоправимая. Очень важно определить эти способности в раннем возрасте ребёнка. Тогда больше будет времени для их развития и, соответственно, результаты вашей работы и труд ребёнка будут налицо.

Символично можно определить пять заповедей детского футбольного тренера.

1.Футбол- это игра. Поэтому урок в детском футболе должен быть похож на игру.

2.Талант- это, чему невозможно научить. Поэтому воспитание должно начинаться не с обучения, а с развития природных данных.

3.Наследственность определяет потенциальные возможности, а среда- насколько эти возможности можно реализовать.

4.Футбол –один из самых сложных в обучении видов спорта. Научить играть при помощи только одних упражнений невозможно. Упражнение- это теория, игра-практика.

5. Самобытность каждого мальчишки- это выражение своей неповторимой особенности, что как раз и ценится в игре.

Работа детского тренера начинается с отбора, а ещё чаще с набора, и уже в процессе занятий тренер решает, на какие компоненты и факторы необходимо обращать внимание. Многолетние наблюдения и практический опыт показали, что в основе отбора должны лежать не приобретённые, а в первую очередь- психофизиологические особенности ребёнка. Какими же природными качествами должен обладать мальчишка, чтобы научиться играть в футбол? В начальной стадии во главе угла должен лежать критерий, определяющий игровое мышление.

Английский профессор Г.Айзенков, создатель тестов по определению интеллектуального развития в своей книге «Проверьте свои способности» писал:» Можно сказать, что под умственными способностями мы понимаем то врождённое свойство нервной системы, которое позволяет одному человеку думать, решать интеллектуальные проблемы лучше, чем другому.»

Метод набора в футбольную секцию или в футбольную школу должен быть игровым. Если в игре мальчишка проявляет склонность играть на перехвате, играть без мяча, делать своевременную подстраховку, принимать решение до приёма мяча,значит он в наиболее вероятной степени обладает способностями к развитию игрового мышления.

Этапы отбора.

В настоящее время пользуются в большей степени набором детей в начальные группы подготовки с очень раннего возраста (5-6 лет)и потом в процессе занятий осуществляется собственно отбор на первый взгляд наиболее перспективных ребят. Но судить о талантливости можно только в процессе наблюдения за детьми или на каком-то интуитивном уровне. Жизнь не раз показывала как тот, что был вначале слабее- становился сильнее, а преуспевающего в игре обгонял отстающий.

Темп развития юного футболиста зависит не только от качества обучения, но и от врождённых данных, исходный уровень которых у разных мальчишек неодинаков. Имеется ввиду физическое развитие ребенка. В определённом возрасте физическое развитие кажется имеет решающее значение в определении возможностей ребёнка как футболиста, и здесь для тренера главное не ошибиться. Он должен определить степень возможностей ребёнка, у которого физическое развитие немного задерживается. Как это сделать?

Существует общая схема формул критериев отбора, это три показателя особенностей ребёнка: Скорость, Смелость(или это по-другому называют- бойцовские качества) и мышление. Есть ещё особенность-умение (т.е. ребёнок уже в какой-то степени владеет навыками игры в футбол, но как мы решили ранее - умение это дело наживное.

Итак, скорость-это врождённое качество. Так как современный футбол скоростной - это качество одно из основных критерий при отборе. Смелость или бойцовские качества? Футбол не только скоростной, но и силовой, единоборства идут по всему участку футбольного поля, значит этот критерий тоже имеет немаловажное значение. И, наконец, мышление в современном футболе тоже имеет важное значение. Вывод: если у ребёнка есть задатки всех этих качеств- значит он принят безоговорочно. Это идеальная формула. Что делать, если одно из этих качеств отсутствует? Это не беда, конечно, ребёнок должен быть принят и над отсутствующим качеством нужно работать, развивать его в большей степени. Но если отсутствует больше,чем одно, очень часто работа бывает впустую. Что можно отнести к показателю - смелость: если мальчишка бросается под удар мяча и не поворачивается спиной, если при сближении с соперником не сбавляет скорость и смело идёт в стык, если не выжидает, а сразу вступает в единоборство и заставляет соперника своими действиями ошибаться, если не раздумывая берёт на себя инициативу обводки и удара по воротам. Это и есть бойцовские качества.

Показатели игровых способностей.

С мячом: 1.Склонность к обводке

2.Игра в пас

3.Нестандартные, самобытные действия.

Без мяча: 1.Выбор позиции

2.Подстраховка

3. Игра на перехвате, опережение, добивание

4. Умение открыться

5. Решение действия до приёма мяча.

Есть ещё показатели так называемых морально-волевых качеств- это систематичность посещаемости, стабильность трудолюбия. Содержание тренировочного процесса на первом этапе состоит из двух разделов:

1.Игра и развитие физических качеств через упражнения с мячом. Суть этих упражнений в психологическом эффекте, возникающим благодаря положительным эмоциям от физических упражнений с мячом. И это очень важно в детском и подростковом возрасте.

2.Суть методики развития самобытных навыков- в самостоятельном выполнении предложенных упражнений. Не нужно сразу поправлять или учить выполнять те или иные двигательные действия. Техника движений- это прежде всего многократное повторение упражнений. Хорошо, если сам ребёнок придёт к правильному выполнению техники движения.

Для первого года обучения предлагается программа:

Наименование

Сент.Окт.Нб.Дек.Янв.Февр.МартАпр.МайИюнИюл.Авг.

ТеорияБеседы:

Развитие самобытных навыковДвигательныеВедение мяча

Передачи

ИгровыеФутбол на ¼ поля

Мини-футбол в зале

Гандбол с элементами футбола

Подвижные игры и эстафеты

Продолжительность тренировки- 60минут

А) специальные двигательные навыки- 15 минут

Б) Игровые навыки- 40 минут

В) Информация о футболе и правилах игры – 5минут

Основой техники игры в футбол является обучение ведению мяча, удары по мячу в

Сторону ворот, остановка мяча и передачи. Так как дети приходят в футбол в очень раннем возрасте, говорить о каких-то игровых навыках не приходится. Всё начинается с нуля и дать упражнения надо самые простые. Но при этом дети должны с самого начала усваивать, что:

При ведении: 1. Наблюдать за мячом нужно периферическим зрением (дети поймут быстрее, когда им говоришь смотреть «краем глаза»)

2.При ведении нужно касаться мяча как можно чаще.

3. Вести мяч нужно и правой и левой ногой.

При ударах: 1. Нужно смотреть на мяч, а траекторию полёта мяча определять мысленно.

2.Нужно напрягать мышцы как опорной ноги, так и бьющей(малейшее расслабление мышцы может привести к травме)

3. Попадать по мячу самой твёрдой частью голеностопного сустава, подъёмом (а для этого нужно научиться оттягивать носок ноги)

При остановках: 1. Нужно научиться определять траекторию полёта мяча.

2.При касании с мячом нужно научиться не только расслаблять мышцы, но ещё и помогать уступающим движением части тела,гасящим скорость летящего мяча.

3. Останавливать мяч нужно уметь всеми (кроме рук) частями тела.

Все технические приёмы усваиваются в процессе неоднократных их повторений.

При ведениях мяча нужно двигаться по прямой, меняя направления, по кругу, вокруг себя. Касаться мяча оттягивая носочек, когда ведёшь по прямой. Касаться мяча внешней и внутренней стороной стопы- при изменении направления движения. Двигаться с мячом, перекладывая его с ноги на ногу. Вести мяч, обводя препятствия (стойки, фишки, соперника).

Можно вести мяч самостоятельно, в парах, в тройках (при этом делая ещё и передачи друг другу).

Удары- самоё любимое упражнение начинающих футболистов. Раньше было такое выражение «кто сильнее всех бьёт, тот лучше всех играет». В какой-то степени это высказывание недалеко от истины. Тот, кто быстрее освоит этот технический приём будет иметь иметь преимущества и в передачах и во взятии ворот соперника.

Вначале нужно начинать обучать ударам по неподвижному мячу, но наибольший эффект обучения- это удары по катящемуся мячу. Вся прелесть игры в футбол и умения самих футболистов- в движении. Хотя в современном футболе голы со стандартных положений имеют не меньший эффект, чем голы с игры.

Футбол, как и все другие виды спорта имеет свою координацию движений, связанную с очень частым и резким изменением направления движения. Поэтому, специальным футбольным движениям, даже без мяча, нужно обучать с самого начала и делать это лучше в форме игр или эстафет, может быть каких-то соревнований, когда у детей просыпается азарт и они проявляют наибольшие старания. При это очень полезно поощрять их похвалами, даже если ребёнок или его команда в данный момент оказалась слабее соперника.

Игра в футбол включает в себя такие понятия, как: техническая подготовка, физическая подготовка, тактическая подготовка и психологическая подготовка. В комплексе эти виды подготовки называют «школой футболиста». В начальной стадии обучения(в группах начальной подготовки) преобладают техническая и физическая подготовка в большей степени, чем тактическая и психологическая подготовки. Тактические задачи в основном решаются индивидуально каждым начинающим футболистом, а психологическая подготовка осуществляется автоматически непосредственно в игре или соревновательном турнире. Мы рассмотрели в основном первых два вида подготовки. Групповые, тактические и психологические задачи осваиваются в более старшем возрасте.

Директор Академии «Спартак» Дмитрий Сидоров рассказал Forbes, как устроена подготовка молодых футболистов и каких затрат она требует

Настраиваясь на домашний чемпионат мира, Россия озаботилась проблемой подготовки футболистов для сборной страны. Так, с сезона 2015/16 в премьер-лиге действует жесткое ограничение на легионеров – не больше шести иностранцев на поле, плюс пять россиян. Лимит мотивирует клубы вкладываться в подготовку молодых игроков, а нестабильная экономика, урезающая бюджеты команд, превращает эти инвестиции в необходимость. Сколько стоит вырастить футболиста для топ-клуба и сборной, Forbes узнал у директора спартаковской академии Дмитрия Сидорова.

- В 2010 году Леонид Федун рассказывал Forbes , что потратил на строительство инфраструктуры для футбольной школы «Спартака» около $40 млн. Что сейчас представляет из себя актив «Академия «Спартак» имени Федора Черенкова»?

Наш главный капитал - это тренерские кадры, поэтому мы №1. А что касается материальной базы, то у нас шесть открытых искусственных полей разного уровня, три из них - с подогревом. Основное поле имеет сертификат ФИФА, там проводятся матчи Юношеской лиги УЕФА. Плюс манеж. Плюс спортивный городок с площадками для теннисбола, тренировок вратарей и других занятий. Есть тренажерный зал, столовая, медицинские кабинеты, залы для теории и гостиница на 50 человек. Правда, там редко бывает полная загрузка. С проживанием в академию могут быть зачислены футболисты не младше 12 лет, потому что мы считаем, что дети должны жить в семье. Но есть сильные иногородние ребята, которых клуб не хочет потерять, есть талантливые мальчишки из Москвы, у которых сложные семейные обстоятельства, - они могут жить в академии и учиться в гимназии по соседству.

- Натуральных полей в академии нет?

В наших широтах это бессмысленно. К тому же большинство детских и юношеских турниров проводятся на искусственных полях.

- Сколько детей занимается в академии и какой штат сотрудников?

В среднем около 250 мальчишек. Этой осенью мы набрали группу 2011 года рождения - это наш младший возраст. Штат сотрудников академии - 54 человека, в том числе 23 тренера и четыре селекционера. Кроме того, у нас есть своя скаутская сеть из 18 человек по всей стране. Не охвачены, пожалуй, только самые удаленные от Москвы или «нефутбольные» регионы. Если мы получаем от скаутов на местах информацию о каком-то одаренном ребенке, наш селекционер выезжает на место, чтобы собрать максимум информации и принять решение о просмотре мальчика в академии.

- Какой у вас конкурс при приеме?

Бывали катастрофические годы, когда на отбор по младшему возрасту приходило около 60 детей. Сейчас дни открытых дверей собирают от 1000 до 2000 мальчишек - под 200 на каждый из младших возрастов, которые мы принимаем. В 2017-м из 179 шестилеток мы взяли 16. Получается, 11 человек на место. Раньше мы набирали группы по 20 человек, но сейчас несколько изменили концепцию - хотим, чтобы тренеры могли больше времени и сил уделять индивидуальной работе, поэтому сокращаем группы до 12-16 детей.

- В академии есть платные группы?

Нет. Клуб как наш учредитель полностью обеспечивает всех, кто занимается в академии. Тренировки, питание, экипировка, турниры. Но этой осенью мы запустили новый проект - Spartak City Football Academy - как раз для тех, кто по каким-то причинам нам не подошел, но хочет играть в футбол за «Спартак». Например, мы не занимаемся подготовкой совсем маленьких детей. Хотя иногда звонят родители и просят забрать в интернат их одаренного четырехлетнего (!) мальчика. Но мы живем по средствам и не можем вкладываться в неизвестность, а в этом возрасте крайне сложно предсказать футбольное будущее ребенку. Зато в проекте Spartak City Football Academy есть группы для малышей.

- Платные.

Да, конечно. 5-8-14 тысяч в месяц в зависимости от возраста и интенсивности занятий. Ребята из City Football взяли европейский опыт – например, ПСЖ футбольную подготовку малышей тоже вывел на аутсорс, и пришли к нам с готовой бизнес-формулой. У них своя инфраструктура: 8 открытых площадок и 3 закрытых – с искусственных покрытием в бывшем теннисном центре. И тоже, кстати, в Сокольниках. От нас они получили бренд в название, а с ним – и потенциальную аудиторию. Кроме того, методика тренировок полностью с нами согласована, а все тренеры прошли стажировки в нашей академии.

- Что в этом партнерстве получил «Спартак»?

Во-первых, возможность не потерять детей, которые по каким-то причинам не попали в академию, но хотят играть в «Спартаке». Через какое-то время они, возможно, вернутся к нам, но уже более подготовленными. Плюс мы получим осознанных родителей, которые понимают, нужен ли им сын-футболист. Во-вторых, есть финансовая составляющая. «Спартак» получает процент с доходов проекта. Озвучивать конкретную цифру не буду, но мы практически в равных долях, учитывая расходы создателей City Football. Мне это направление кажется очень перспективным. Проект работает с сентября, а там уже регулярно занимаются 170 детей.

- Как еще зарабатывает академия «Спартак»?

В июле мы проводим футбольный лагерь. Две смены по 80 детей. Стоимость путевки 38 900 рублей. Планируем развивать это направление, в том числе по причине все чаще поступающих запросов из других стран. Прорабатываем и возможность проведения лагерей на аутсорсинге под нашим методическим контролем. Это, конечно, небольшой доход, копейки в рамках бюджета, но это важно. Плюс это помогает бороться с нечистоплотными компаниями, которые организуют подобные лагеря под нашим именем.

Еще один источник дохода - компенсации за воспитание футболистов. Если выпускник клубной академии заключает первый профессиональный контракт с другим клубом, то подписавший его должен выплатить школе (или школам), где его вырастили, определенную сумму. Регламент ее определяет в размере от 25 000 до 50 000 рублей за год обучения, так что в среднем мы получаем около 2 млн рублей в год.

- И сколько выпускников академии «Спартак» становятся профессиональными футболистами?

Около 75% продолжают карьеру. У нас лучший показатель в стране. Спартаковское футбольное образование сродни диплому МГУ.

- Насколько выплаты за игроков компенсируют затраты на то, чтобы их вырастить?

Не компенсируют. В среднем по стране – учитывая и государственные, и частные футбольные школы – затраты на одного ребенка в год составляют от 300 000 до 600 000 рублей. Цифры очень сильно зависят от региона (разный уровень зарплат, аренды и т.д.), от наличия инфраструктуры и прочих факторов. Младшие возраста больших затрат не требуют, а вот с ребятами постарше, которым нужны спарринги, турниры, уже совершенно другие расходы.

- Поэтому Леонид Федун в своем революционном интервью «Спорт-Экспрессу» предложил вычислять компенсацию не от трансферной стоимости футболиста, а от его зарплаты. И даже высчитал, что в таком случае переход Артема Дзюбы в «Зенит» покрыл бы 35-40% годового бюджета спартаковской академии. Официальной информации по зарплатам в российском футболе нет - а сколько составляет бюджет академии?

Мы не раскрываем цифры. Каждый год мы рассчитываем предполагаемые расходы и защищаем бюджет у руководства. За последние годы он рос, но очень незначительно - буквально за счет индексации зарплат или закупки какого-то необходимого оборудования. Могу сказать, что некоторые государственные школы озвучивают бюджет в 200 млн рублей. И это очень хорошие цифры, многие клубные академии о таком могут только мечтать.

- Самая богатая футбольная школа в России – это «Краснодар» или «Зенит»?

Мы не комментируем конкурентов.

- Но Академия «Спартак» входит в тройку по бюджету?

В пятерку.

- Что составляет основную часть расходов?

Около 25% - содержание инфраструктуры, участие в турнирах - 10%, зарплаты - 30%. Плюс экипировка ­- 10%, питание, транспорт, перелеты, медицина и т.д.

В 2010 году Леонид Федун вслух мечтал, чтобы академия каждый год поставляла хотя бы одного игрока главной команде. Как сейчас формулируется задача футбольной школы?

Нужно еще быстрее давать классных, индивидуально сильных игроков, ну а защитники - вообще на вес золота. Уже четыре года подряд Московская федерация признает нашу академию лучшей среди столичных школ: мы выигрываем главный турнир региона - Клубную лигу. Кроме того, наши команды регулярно побеждают в общероссийских соревнованиях, и думаю, что теперь самое время сосредоточиться на индивидуальной работе с особенно талантливыми ребятами, уделять им больше времени и внимания. Здорово, когда команда в своем возрасте всех побеждает, но по факту лучше пусть будет одна звезда в команде, потому что эта звезда нужна в основном составе. И я могу сказать, что у нас в каждом возрасте есть минимум один потенциальный игрок для главной команды.

Когда в 2010-м спартаковская футбольная школа превратилась в академию, методика подготовки игроков как-то поменялась?

Мы стали подходить к тренировкам более системно. Никакой тренерской самодеятельности, все строго по разработанной программе, хотя, конечно, футбол развивается и в программу тоже вносятся изменения. Плюс обязательное медицинское сопровождение, питание, полная аналитика.

В Европе есть несколько футбольных школ, чьи системы подготовки считаются особенно эффективными. Например, академия «Аякса» - ее воспитанников в лучших европейских чемпионатах больше всего. Там практикуются более широкие возрастные группы, у младших нет деления на амплуа, а тренеры регулярно меняются командами…

Да, тренерская ротация там доходит даже до ненормальности - тренеры у детей меняются чуть ли не каждый месяц. Мы тоже хотели менять каждый год, но поняли, что каждый тренер силен в работе с определенной возрастной группой. Поэтому 2-3 года он работает с одним возрастом, а потом мы его меняем. Кроме того, мы смотрим, как у тренера развиваются игроки - если прогресса нет, то надо что-то предпринимать.

Другие принципы футбольной подготовки «Аякса» в «Спартаке» используют? Или, может, вы ориентируетесь на другой пример?

Нельзя сказать, что мы взяли какую-то конкретную модель. Мы были во многих академиях - в Голландии, в Испании, в Англии. И везде подмечаем какие-то полезные детали. При этом колоссальной разницы в тренировочном процессе между европейскими школами и «Спартаком» нет. Вот, например, 1,5 года назад у нас проводили спортивный аудит представители «Аякса», и они тоже не заметили каких-либо существенных различий в подготовке. Тем более даже в «Аяксе» методика со временем меняется. Кроме того, в Европе есть свои особенности законодательства и менталитета. Например, у нас в детских школах не могут играть легионеры, а условный «Аякс» или «Партизан» такими правилами не ограничен - и собирает всех лучших. Или проблема родителей. На Западе есть четкое разделение ответственности: если я отдал ребенка тренеру, значит я ему доверяю. Мама с папой пришли на игру, поаплодировали и продолжили обсуждать свои темы. У нас же некоторые родители считают, что разбираются в тонкостях тренировочного процесса лучше тренера и зачастую негативно влияют на ребенка.

- Какая школа в Европе показалась вам самой интересной?

- «Барселона» поразила. Уровень игроков, их обученность, скорость выполнения упражнений. И особое внимание, которое уделяют младшим возрастам. Там спокойно используют игроков на разных позициях, совершенно не обращая внимание на счет в матче. А в России это основной губительный момент детского футбола - все заточено под турнирный результат. Мы стараемся убрать слово «результат» из процесса. Ориентируемся на то, чтобы вырастить индивидуально сильных, разносторонних игроков, готовых играть по различным тактическим схемам.

После перезагрузки спартаковской футбольной школы прошло уже больше 7 лет, но своих воспитанников в составе главной команды почти нет. Почему?

Еще рано оценивать результаты. Хотя и за это время довольно много воспитанников привлекались в основу - Антон Митрюшкин, Денис Давыдов, Зелимхан Бакаев, Игорь Леонтьев, Артем Самсонов и другие. Хороший шанс сейчас получили голкипер Александр Максименко, защитник Николай Рассказов, полузащитник Михаил Игнатов. Но академия - это только начало. Следующий шаг - создание вертикали «школа - молодежный состав - «Спартак-2» - основа». Раньше многие игроки просто не успевали дорасти до основы, а промежуточной команды для них не было: и ребята либо заканчивали, либо уходили в другие клубы. Теперь вертикаль работает. Кроме того, нынешние тренеры молодежной команды и «Спартака-2» - из академии, всех ребят очень хорошо знают. И сейчас сильнейший 2001-й год рождения на подходе. Не стоит забывать и о наших воспитанниках в сборных страны всех уровней. К примеру, в костяк молодежной сборной входят 9 выпускников Академии «Спартак». Думаю, это достойный результат.

- Сколько составляет средняя зарплата тренера спартаковской академии?

У нас нет средней зарплаты - все тренеры получают одинаково. Эту практику ввел еще Сергей Родионов (генеральный директор ФК «Спартак» - Forbes), когда работал в академии. Раньше бывало так, что все «сливки» получал тренер старших возрастов, а тренеры младших были обделены. Теперь все в равных условиях. И это правильно. В «Спартаке» не самые высокие зарплаты, в некоторых частных и государственных школах получают больше. Но там премии зависят от турнирных результатов, у нас же система мотивации основывается на качестве и количестве подготовленных футболистов. Нам нужны не титулы, а игроки.