Как правильно отвечать вопросы детей. Консультация «Детские вопросы: как правильно на них отвечать? Что такое любовь

Как ответить на вопрос ребенка о смерти? Даже взрослому человеку сложно принять известие о смерти другого человека - такова наша психология. А деткам приходится порой сталкиваться с ощущением утраты, толком не представляя, как вообще теперь можно жить.

Как считают многие психологи и психотерапевты, человек - это существо «замкнутого цикла», то есть он пребывает в постоянном душевном равновесии. Как только равновесие нарушается, меняется и жизнь человека. Появляются страхи, социальные и личные проблемы, наконец, человек может даже заболеть от переживаний.

Этот баланс называется комфортным житьем. Но баланс, как вы понимаете, нарушается. Дети, у которых особенно сильна потребность в любви и безопасности, любой дисбаланс воспринимают как угрозу своей жизни. И для них это действительно так. Они всё чувствуют буквально кожей и, конечно, известие о смерти близких людей ранит их остро и надолго.

Ведь они чувствуют, как частичка привычной любви ушла. Куда? Зачем? Как ответить на вопрос ребенка?

Взрослые порой считают нужным умалчивать о печальном известии до последнего, а то и вовсе рассказать о нем потом, «когда-нибудь». Они забывают при этом, что самое страшное испытание для ребенка, связанное с потерей близкого человека, наступит в тот момент, как только он узнает об этом.

И отсрочка ничего не меняет. Ребенок - это не взрослый. Детки часто задают вопрос об умерших родственниках, а отвечать на вопрос ребенка приходится родителям, которые к тому же сами эмоционально подавлены тем же событием. Как смягчить этот удар? Как по возможности меньше травмировать ранимое сердце и воображение малыша? Как ответить на вопрос ребенка?

Ребенок должен своевременно знать о случившемся. Потому что, если он захочет увидеть и проводить своего близкого человека, а это будет уже невозможно, тяжесть травмы окажется куда сильнее. Ребенок должен воспринимать смерть естественно.

Сказки и былины в этом смысле хорошо информируют и показывают в доступной малышу форме, что есть иная сторона жизни. Потому не стоит пропускать и по-своему интерпретировать некоторые «щекотливые» моменты в книжках, как делают многие взрослые с целью избежать лишних расспросов.

Итак, как ответить на вопрос ребенка: «Почему люди умирают?»

Малыш, и это тоже закон природы. Люди рождаются, растут, играют, учатся, взрослеют, занимаются делами, стареют и умирают. Нам сложно это представить, но человеку со старым телом очень тяжело жить, ведь оно становится дряхлым и человек не может жить так, как раньше.

А человек-то в душе молодой, он, может, хочет бегать, осваивать новые профессии, знакомиться с новыми людьми. Тело умирает, когда больше не может служить человеку, а душа продолжает жить.

Некоторые считают, что у души когда-нибудь появится новое тело, и человек проживет новую жизнь, а кто-то считает, что душа человека остается там, где ей больше хочется. Обнимайте малыша, разговаривая на такие серьезные темы, будьте искренни, ведь ему нужна эмоциональная поддержка.

В конце концов, ребенок все поймет. Не будем забывать: он близок к природе и воспринимает информацию больше на уровне чувств.

Как ответить на вопрос ребенка: «Почему хищники едят других животных?»

Маленькая Катя недоумевала и, кажется, даже была готова расплакаться из-за разочарования.

Она обожала тигров, львов и прочих крупных кошек. Фигурки их собирала, в зоопарк ходила чуть ли не каждый месяц. Однажды по телевизору началась программа про обитателей саванны.

И, конечно, не обошлось без полосатых и пятнистых хищников. Мама позвала девочку к телевизору и ушла, но через некоторое время девочка прибежала с испуганными глазенками и выдохнула: «Он съел ее!» Подбородок дрожал.

Оказалось, что тигр догнал антилопу или лань, расправился с ней, да еще своих тигрят «позвал» пообедать. Тая впервые увидела, как гибнут животные, как жесток мир хищников и их отношения… Малышка, говорит мама, даже плохо спала после этого. А потом все же спросила: «Почему же такие красивые звери едят других красивых зверей? Почему они такие злые?»

Согласитесь, многим детям приходится проходить через муки непонимания законов живой природы. Законов очень агрессивных. Как мы можем помочь малышам разобраться с этой философией? Как ответить на вопрос ребенка?

Малыш, звери делятся на хищников и всех остальных зверей. Хищники должны кушать травоядных. Так устроила природа, и только так они выживут. А травоядные кушают растения, семена, мох. Их организм устроен таким образом и не сможет воспринимать другую еду.

Нам с тобой кажется, что хищники злые, но в действительности они часто спасают территорию, где живут, от многих бед, съедая слабых и больных животных. Иначе они гибли бы еще в большем количестве. Природа придумала, что каждое животное может кушать то-то определенное, и только так может быть.

На самом деле каждое животное «знает» о своей роли на Земле. Потому законы природы и не нарушаются. А мы сейчас можем наблюдать и тигров, и пантер, и антилоп, и кошек, и морских свинок, и кроликов. Так как они существуют на нашей Земле, живя по своим «звериным» законам!

Как ответить на вопрос ребенка: «Зачем люди женятся?»

Маленьких и потому особенно неутомимых почемучек всегда интересует этот вопрос. В какой-то момент они вдруг замечают, что в большинстве семей всё так и существует - попарно. Есть мама и папа, бабушка и дедушка.

В гостях - тетя Оля и дядя Ваня, дома у Тамары папа Коля и мама Олеся. А еще взрослые вечно говорят: «Ну, ты что забыл тетю Таню, она же с дядей Сережей приезжала?» Как будто наличие второй «половинки» многое объясняет… То есть, конечно, многое объясняет.

Ребенок действительно многое запоминает «оптом», и, не найдя в недрах памяти одной ассоциации, легко улавливает другую, параллельную. Так устроено детское восприятие. Очевидно, так проще и эффективнее происходит развитие маленького человека.

И все эти «парные люди», как сказала один маленький ребенок, ходят исключительно вместе. И в сознании малыша, и наяву. Зачем? А что, логичный вопрос…

Ты любишь бывать один? Как только выдается свободная минутка, ты скорее зовешь меня поиграть с тобой, а если сидишь один в комнате, говоришь, что тебе скучно. Взрослые люди тоже скучают. Потому вместе жить всегда веселее, радостнее, проще.

А еще, когда люди живут семьей, они любят друг друга. Им хочется бывать все время вместе, вместе все делать. И, когда у них в семье появляются малыши, они любят и друг друга, и своих деток! А женятся, то есть играют свадьбу, они потому, что это очень красиво. Как в сказке.

На свадьбе любящие друг друга люди - как принц и принцесса. И все гости поздравляют их, желают счастья, дарят подарки. Настоящая любовь создает семью и становится с каждым днем крепче и сильнее.

Как ответить на вопрос ребенка: «А почему тогда люди разводятся?»

Напрасно некоторые думают, что маленький ребенок ничего не понимает в разводе родителей. Доказано, что он не только понимает, но и переживает столь же остро, как переживал бы будучи взрослым, прожив счастливую жизнь с детства с двумя родителями.

Это закон психики ребенка и его отношение к родителям. Если отношения нормальные (то есть не асоциальные), то ребенок не может не жалеть о том, что родители больше не будут жить в одном доме. Фактически, это вновь угроза безопасности детской трепетной психики. И это всегда страшно, и в 5 лет, и в 25. Повторюсь, если в семье не было явных проблем, отягощающих повседневный быт.

Развод - это больно и сложно. А главное - остается открытым вопрос: что будет дальше? Разговаривая с крохой, не забывайте повторять, что и мама, и папа любят его: для малыша нет ничего важнее, чем знать, что родители разошлись не из-за него, и что его будут любить независимо от обстоятельств.

Знаете ли вы, что говорят на эту тему психологи? Каждый ребенок, независимо от ситуации, в разводе родителей винит в первую очередь себя, свое поведение, свою успеваемость в школе и т. д. Он - во главе проблемы! Это тяжело и страшно для любого ребенка разводящейся пары. Потому ваша первая и главная задача - убедить его в обратном!

Бывает так, что люди разводятся. В этом никто не виноват. Жизнь меняет людей. Людям бывает сложно договориться друг с другом.

И, если они начнут реже видеться, то, может быть, им проще будет общаться. Но важно знать, что, даже когда родители расходятся, они помнят, что когда-то любили друг друга больше всего на свете. Даже если это было недолго.

И уж точно, они всегда будут любить своих детей, и так же, как и прежде, уделять им свое время, заботиться и помогать во всем.

Как ответить на вопрос ребенка: «Откуда берутся дети?»

В автобус зашла мама с двумя близнецами - мальчиком и девочкой лет пяти. Мама, явно шустрая молодая «девчонка» с озорной мальчишеской стрижкой, с первого взгляда производила впечатление приятное. Было видно, что ей собственные малыши в радость, а не в тягость.

Также было понятно, что это их привычный образ жизни - справляться без помощи бабушек и нянь. Все трое ехали на детские занятия. В автобус подсела еще более молодая мама с младенцем на руках. Все пассажиры дружно засуетились, уступая ей место.

Когда общее оживление стихло и возникла естественная пауза в разговорах, активизировались близнецы. По-детски громко мальчик спросил: «Мам, а дети откуда получаются, кстати?» Автобус напрягся, перестал «листать страницы» на смартфонах - слушал…

Мама решила ответить на вопрос ребенка по-быстрому: «Ну как откуда, рождаются у родителей. Ты чего, забыл? Готовьтесь, нам на следующей выходить!»

Но мальчик не унимался, явно детская настойчивость брала верх: «Ну а как они рождаются-то, откуда?» Пока мама краснела, а пассажиры еле сдерживали хохот - хоть бы кто выручил! - вступила девочка: «Покажи?».

Тут надо дать занавес, так как у всех сдали нервы, и ответ мамы уже не был слышен за раскатами гомерического смеха. Признаться, у мамы близнецов все же верная тактика. Все же лучше не искажать реальность капустой, иначе потом будет еще больше вопросов.

Вот некоторые правила, как ответить на щекотливый вопрос ребенка:

Доносим информацию сжато, но правдиво, доступно для понимания, но без лишних акцентов. Все детки рождаются у мамы и папы. В какой-то момент мама с папой понимают, что хотят, чтобы у них родился малыш.

Папа сажает маме семечко, и оно растет в животике до тех пор, пока не становится маленьким мальчиком или девочкой. Семечко нельзя увидеть, так как оно очень-очень маленькое. А как это происходит, тоже не видно, так как мама и папа могут посадить семечко только когда они вдвоем и им никто не мешает.

Так детки и берутся, из животика. Теперь можно поцеловать любопытную кроху, и мягко переключить на другую тему, если вы не готовы к дальнейшим расспросам.

Как ответить на вопрос ребенка: «А рожать очень больно?»

Подобные вопросы обычно задают дети постарше, но отвечать на них столь же сложно. Отвечая на этот вопрос, не забывайте о ранимости детской психики и постарайтесь не сформировать у ребенка чувство вины перед родителями, особенно перед мамой.

Подобный вопрос обычно провоцируют случайно услышанные обрывки взрослых разговоров или очередная «зацепка» из фильмов или СМИ.

Как показывают наблюдения психологов, раннее узнавание о сопряженных с родами проблемах часто вызывает глубокий стресс и страх, особенно у девочек (который, к слову, может не пройти даже после того, как девочка сама станет мамой).

Поэтому очень важно проявить максимальную деликатность и мудрость отвечая на вопрос ребенка!

Если бы это было так невыносимо, людей уже давно бы не было, так как они бы перестали рождаться.

Посмотри: и мы с тобой, и все твои друзья родились у своих мам. А у многих есть братья и сестры.

Когда рождается малыш, его мама очень хочет этого. Она его долго ждет и любит больше всех на свете, хотя еще ни разу и не видела. Ей радостно оттого, что скоро она возьмет своего ребенка на ручки, познакомится с ним.

Роды бывают немного неприятными, но ощущения забываются сразу, потому что у мамы появляется ее ребеночек! Ты видела на улице женщин с колясками? Они спокойные и радостные, потому что дети - это счастье для каждых родителей!

Если в младенчестве для развития эмоционально-интеллектуальной сферы ребенка родителям необходимо лишь улыбаться малышу и «агукать» с ним, то уже к 2-годовалому возрасту этого будет явно недостаточно. Наступает время детских вопросов, и ответы на них должны быть достаточно четкими, ясными, соответствующими возрасту ребенку. Как же правильно отвечать вопросы детей, чтобы удовлетворить любопытство малыша и обогатить его развивающийся мозг доступной информацией?

Когда маленькие дети начинают задавать вопросы?

Средний возраст, когда дети начинают задавать вопросы – около двух лет. Но самый возраст для маленьких «почемучек» - это от 2,5 до 5, когда вопросам, кажется, никогда не будет конца. Ребенок знакомится с окружающим его миром - он первый раз уже во вполне сознательном состоянии увидел снег, новогоднюю елку, услышал, как кто-то поет, или увидел, как кто-то плачет. Самостоятельно понять, почему все вокруг происходит именно так, а не по-другому, он не может. Поэтому детские вопросы «Почему?» сыпятся как из рога изобилия, малыш постоянно что-то спрашивает у взрослых. Малышам просто необходимо находить проблемы, а затем решать их с помощью вопросов, задаваемых взрослым, - так они легче потом войдут в самостоятельную жизнь. Давая серьезные ответы на детские вопросы, нужно учитывая, что спрашивая о чем-то родителей, малыш стремится к контакту с ними, и это тоже нужно поощрять.

В возрасте 2,5-3-х лет у детей появляется всякого рода любопытство к предметам, которые они раньше не замечали. В литературе это называют термином «половое любопытство». Психологи понимают под этим выраженное стремление к разглядыванию и ощупыванию своих половых органов. Конечно, это не половое любопытство в полном смысле слова, а просто детская любознательность и тяга к исследованию всего неизвестного. Поэтому ответы родителей на детские вопросы подобного рода должны помочь постепенному формированию представлений о должном характере поведения мальчика или девочки.

Как правильно отвечать на вопросы детей дошкольного возраста

Взрослые должны отвечать на вопросы детей дошкольного возраста как можно доступнее и проще, особенно это касается вопросов, касающихся полового воспитания. Помогут в этом специальные книги, в которых вся информация изложена в понятной для малышей форме. Как правило, такие книги снабжены качественными картинками. Выполнение данной задачи успешно повлияет не только на интеллектуальное и моральное развитие, но и окажет значительную поддержку .

А как правильно отвечать на детские вопросы, ответы на которые малышу знать ещё рано? Ни в коем случае нельзя говорить ребенку в любом возрасте, что он еще слишком мал, чтобы получить ответ на свой вопрос, - у него может выработаться комплекс неполноценности, или, что ничуть не лучше, равнодушие к окружающему миру. Ребенок спрашивает, потому что он познает мир, потому что ему интересно, а еще потому, что он доверят взрослым.

В возрасте трех лет нельзя подрывать доверие малыша, заставляя его замолчать, говоря, что он надоел со своими вопросами и так далее. Как же отвечать на вопросы детей, если эти «Почему?» на самом деле вызывают у взрослого сложность или недоумение?. В этом случае следует отвлечь малыша от вопроса, показав ему что-нибудь интересное.

Возраст почемучек - самый забавный и один из важнейших в жизни человека. Чтобы облегчить себе жизнь, родителям можно приобрести книги, разработанные специально для детей такого возраста.

Вопросы детей «Почему?» и ответы на них

Ниже приведены примеры вопросов «Почему?» и возможных ответов детям.

Ребенок: «Почему днем светит солнце, а ночью - нет?»

Родители: «Потому что ночью солнышко спит, так же, как и ты». Это первый вариант ответа, легкий и очевидный. Можно предложить и другой вариант: «Потому что планета, на которой мы живем, Земля, круглая, как твой мяч, и ночью солнышко прячется за нее». Родители сами решают, какой ответ следует дать ребенку в каждом отдельном случае - научный или игровой.

Ребенок: «Почему у собаки четыре ноги, а у человека две?»

Родители: «Потому что собаке надо быстрее бегать».

Ребенок: «Почему деревья не умеют разговаривать?»

Родители: «Деревья тоже разговаривают, только с помощью шелеста листьев, и человек их не понимает».

Ребенок: «А почему у людей нет листьев?»

Родители: «У людей есть рот, с помощью которого они разговаривают».

Ребенок: «Почему лягушки зеленые?»

Родители: «Чтобы лучше прятаться среди травы или камышей от цапли, которая очень любит ими лакомиться».

Ответы родителей на детские вопросы должны содержать только необходимый минимум информации. Надо стараться отвечать так, чтобы ребенку было понятно и интересно и чтобы ответ не являлся отговоркой, сказанной только для того, чтобы малыш отстал.

Помните: отвечать на детские вопросы нужно как можно правильнее, ведь одна из главнейших целей родителей - достичь такого уровня авторитета у своего малыша, при котором он будет непререкаемым. В этом случае ребенок обратится к ним с абсолютно любым вопросом, так как знает, что получит на него ответ. Даже трехлетний малыш должен получить понятный, четкий, грамотный и простой ответ на любой свой вопрос. В дальнейшем это приведет к доверительным близким отношениям между родителями и подрастающим ребенком, что особенно важно в переходном подростковом периоде, а также в юношеском возрасте. Можно посоветовать родителям самим задавать ребенку вопросы, не влезая при этом в его внутренний мир: «Как ты думаешь, почему так получилось?», «Как ты считаешь, мы могли бы это исправить?», «Ты думаешь, так делать хорошо?» Эти и подобные вопросы помогут ребенку уже в раннем возрасте начать думать, а также почувствовать уважение со стороны родителей и воспитателей.

Возраст маленьких почемучек уникальный и удивительный, и родителям надо относиться к нему как к одному из самых интересных периодов в жизни ребенка.

Статья прочитана 12 575 раз(a).

сточником развития и удовлетворения детского интереса к познанию нового являются ответы взрослых на детские вопросы.

Для ребенка, еще не умеющего читать, объяснения взрослых — единственный источник знаний. Они помогают разобраться в обилии впечатлений, вносят систему в познание мира, учат ребенка думать, стимулируют дальнейший интерес к событиям и явлениям.

Поэтому недопустимы приблизительные или неправильные ответы, — они вносят в детское сознание путаницу. И абсолютно недопустимо просто отмахиваться от детских вопросов, ссылаясь на утомление и глупость детей. Ребенок обращается к взрослому как к авторитетному для него источнику знаний, которым потом смогут стать книги. Если отбить у ребенка охоту узнавать новое на этом этапе, он может и дальнейшем не полюбить чтение, остаться нелюбознательным.

Важно помнить, что мыслительные процессы ребенка отличаются конкретностью (дети мало способны к абстрагированию) и в то же время образностью. Именно поэтому детские вопросы часто ставят взрослых в тупик. Так, например, спрашивая «Откуда я появился?», ребенок поясняет: «Вот Саша говорит, что он приехал из другого города, а я откуда?». Взрослые же видят в этом вопросе более глубокий смысл. Следует взять за правило: если вопрос смущает или логика вопроса непонятна, нужно расспросить ребенка подробнее о том, что именно он хочет узнать.

Иногда дети просто не могут правильно сформулировать то, о чем они хотят спросить. Очень хорошо будет поговорить с ребенком о предмете его любопытства, выяснить, что натолкнуло его на вопрос.

Дети лучше понимают внешние связи между предметами и явлениями. Поэтому не всегда нужно отвечать на вопросы развернуто, сложно. Иногда стоит ограничиться простым примером, провести аналогию с другим предметом.

И, конечно, необходимо расширять круг впечатлений ребенка, стимулировать интерес к событиям, явлениям природы. Ответ должен заключать в себе возможность дальнейшего исследования предмета. Нередко дети задают вопросы, на которые они могли бы ответить сами. В таком случае не следует давать готовый ответ. Нужно пробудить его собственную умственную активность, попросив подумать или понаблюдать самостоятельно.

Итак, выделим три правила при ответе на детские вопросы:

  1. Не игнорировать, не отмахиваться от вопросов.
  2. Отвечать кратко, по сути вопроса. Если вопрос непонятен или смущает вас, уточнить у ребенка, почему его заинтересовал этот вопрос.
  3. Ответ должен содержать возможность для раздумий и самостоятельных выводов, предполагать дальнейшее исследование предмета разговора.

Ох, уж этот чудный период детских «почему?». Начинается он обычно в возрасте 3-4 года, когда малыш уже хорошо говорит и каждый день дарит ему удивительные открытия, о которых он и не знал раньше. А кто поможет разобраться с очередным «почему», если не самый близкий и авторитетный человек, то есть вы! Сегодня мы обсудим, как правильно отвечать на детские вопросы и почему это так важно.

Почему так важно отвечать на все детские «почему»?

Все достаточно очевидно. Ваш малыш только начинает осваивать этот большой и непонятный мир, а вы для него – самый доступный источник информации. Отвечая на его вопросы, вы, таким образом, не только развиваете кругозор ребенка, но и подогреваете дальнейший интерес малыша к познанию. Именно поэтому так важно не отмахиваться даже от тех вопросов, которые вам кажутся глупыми, а постараться дать серьезный ответ.

Маленькая «почемучка» 🙂

Как правильно отвечать на детские вопросы?

Правильно отвечать на детские вопросы – целое искусство, которым вам непременно нужно овладеть!

Вот ряд правил, которыми следует руководствоваться родителям маленьких «почемучек»:

Правило №1. Никогда не раздражайтесь, когда малыш задает вам вопрос!

Даже если вы на него отвечали вчера или то, о чем он спрашивает, вам кажется абсолютно бессмысленным. Малыш, видя ваше раздражение, решит, что он делает что-то не так и у него может и спрашивать о чем-то вас.

Правило №2. Отвечайте простым языком.

Наверняка, вы можете многое объяснить с научной точки зрения. Но ребенок в 4 года вряд ли поймет эти термины, а, соответственно, не удовлетворит свой интерес. Постарайтесь говорить максимально просто, доступными малышу словами, хоть это и не всегда легко!

Правило №3. Отвечайте на любой вопрос и отвечайте честно.

А если не знаете правильный ответ, ничего не выдумывайте, а лучше смело признайтесь малышу в этом и вместе отыщите ответ: в книжках, Интернете или спросите у других членов семьи.

Правило №4. Спрашивайте в ответ.

На некоторые вопросы вместо того, чтобы дать готовый ответ, лучше поинтересуйтесь, что думает сам малыш, помогите ему порассуждать, выводя на правильный ответ.

Правило №5. Фильтруйте вопросы.

Иногда малыши спрашивают нас о чем-то не потому, что им нужен ответ, а для того, чтобы привлечь наше внимание или просто пообщаться. Например, знакомая всем череда вопросов, вытекающих из ваших ответов, которую невозможно закончить:

— А что ты делаешь?

— Уборку.

— А зачем?

— Чтобы было чисто.

— А зачем надо, чтобы было чисто?…

В такие моменты нужно не забывать про правило №1 и правило №4 : не нервничайте и спросите что-нибудь в ответ: «А ты как думаешь, для чего нужно убираться?». Или отшутитесь еще после первого вопроса: «Дрова рублю!». Посмейтесь вместе и предложите малышу помочь вам.

Желаем вам терпения в ответах на все вопросы малышей!

Общение - одна из социальных потребностей ребенка. Научно доказано, что в ходе познавательного общения ребен­ка с родителями будут преодолеваться и эмоциональные труд­ности. Родителям можно порекомендовать серьезно относить­ся к детским вопросам и высказываниям, не отмахиваться от них. Если любознательность ребенка удовлетворяется и уме­ло направляется взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях. К сожалению, можно привести немало нега­тивных примеров, когда родители «гасят» детскую любозна­тельность.

Приведем пример:

üРебенок играет с машинкой-цистерной, мама занята бесе­дой с подругой. Ребенок тщательно обследует машинку и делает «открытие»: «Мама, я понял, что в эту машинку можно заливать воду, молоко, бензин!» Мама недовольно прерывает беседу и строго говорит: «Ты что, дурак? Она же пластмассовая!»

Детские вопросы удивляют и порой ставят в тупик и ро­дителей и воспитателей. Иногда дети утомляют взрослых и вызывают недовольство: «Замучили твои "почему?" и "зачем", перестань спрашивать, займись делом!»

Какое значение имеют вопросы для развития детей? Нужно ли отвечать на все вопросы? Как на них отвечать? - вот над чем задумываются родители. Ребенок познает мир. Развиваясь, он все больше начинает интересоваться окру­жающими его предметами, жизнью людей, природы, заду­мываться над тем, что видит и слышит. Но круг его поня­тий очень узок, вот почему он и прибегает к помощи взрос­лого - задает его. Вопросы, которые показывают, как растет его сознание. Из детских вопросов можно узнать, чем инте­ресуются дети, какие у них знания, как расширяется кру­гозор, какие трудности при этом встречаются. В то же вре­мя вопросы показывают, какое влияние на развитие ребен­ка оказывают взрослые. Взрослые должны внимательно прислушиваться к детским вопросам, разумно и правильно на них отвечать, развивать детское внимание, память, на­блюдательность, любознательность. Это поможет в дальней­шем во время учения в школе. Некоторые родители сетуют на то, что их дети не любят читать. Чтение - это способ получения информации, а у детей, возможно, нет интереса к этому, так как взрослые в свое время отбили у них жела­ние узнавать новое.

Прежде чем ответить на вопрос ребенка, надо его внима­тельно выслушать, вдуматься в суть, понять, что его интере­сует. Детям иногда трудно сформулировать свои мысли.

Как отвечать на вопросы детей? Сказать: «Подрастешь - узнаешь» - значит удерживать их в стремлении к знаниям. При этом не следует рассказывать о недоступных, сложных вещах. Иногда дети по-своему объясняют услышанное. Так, на вопрос шестилетнего Коли «Откуда взялся первый чело­век?» отец принялся рассуждать об эволюции в животном мире и о происхождении человека от обезьяны. Разъяснение отца мальчик понял по-своему. На другой день в детском саду он делился своими знаниями с друзьями: «Я знаю, мой де­душка был обезьяной, начал работать и стал человеком. Потом он народил папу, а папа меня». Много подобных примеров описано в книге К. И. Чуковского «От двух до пяти».

Иногда правильный, но труднодоступный для понимания ответ взрослых вызывает новый, более сложный вопрос: «От­куда все взялось?»

Маленький ребенок больше всего спрашивает о том, что он видит вокруг себя, о новых, незнакомых ему предметах: «Это кто?», «Это что?», «Как это называется?» На такие воп­росы детей не сложно ответить. Даже маленького ребенка интересует не только то, как называют предметы, но и для чего они нужны.

Дошкольников особенно волнуют взаимоотношения меж­ду «большими» и «маленькими», нормы поведения. Очень много вопросов задают дети о труде взрослых. Старших детей интересует не только то, что делают окружающие их люди, но и кто делает, создает предметы. Огромное количество вопро­сов дети задают о природе. Лучше всего свой ответ сопровож­дать наглядным показом. К трудным относятся вопросы дош­кольников о мироздании: «Почему солнце не падает?», «Поче­му воздух ночью черный?» Детям понятны поверхностные, внешние связи между явлениями природы, поэтому ребенок удовлетворяется иногда простой аналогией, ссылкой на при­мер. Не всегда надо отвечать на сложный вопрос ребенка. В отдельных случаях можно дать понять, что надо учиться, что­бы многое знать. Опасно делать из ребенка всезнайку. Иногда следует показать ребенку само явление или провести с ним игры и работы с разными предметами, материалами, инстру­ментами.

Ответы на вопросы детей о рождении человека затрудня­ют взрослых и не случайно. Во-первых, потому, что часто они воспринимаются как проявление нездорового любопытства; во-вторых, потому, что на многие из них действительно труд­но дать простой и понятный маленькому ребенку ответ. Иног­да взрослые ограничиваются кратким ответом, не поддержи­вая в дальнейшем интерес ребенка к этом вопросу, иногда дают в простых словах объяснения, иногда создают такие условия, чтобы ребенок мог длительно наблюдать за развитием животных: котят, щенят, цыплят. Нельзя стыдить ребенка, приписывая ему плохие мысли: дети чаще всего вкладывают совершенно иной смысл в содержание вопроса. Так, интерес­ный пример описан в книге А. О. Пинта «Это вам, родители». Мальчик спрашивает: «Откуда я взялся?» Родители отсыла­ют его за консультацией друг к другу, смущаются, пытаются рассказать об аистах и капусте. А потом вдруг спрашивают, почему его интересует эта проблема. И тут слышат неожидан­ный для них ответ: «А Петька сказал, что он из другого города приехал. А я откуда взялся?»

Ребенка интересуют вопросы о начале и конце бытия. К. И. Чуковский отмечает, что оптимизм нужен ребенку как воздух. В его душевном арсенале есть достаточно средств для защиты необходимого ему оптимизма. Так, на исходе четверто­го года жизни он убеждается в неотвратимости смерти для все­го существующего, он торопится уверить себя, что сам он «во­веки пребудет бессмертен». Так, глядя на похоронную процес­сию, он говорит с удовольствием: «Все умрут, а я останусь».

Иногда дети переделывают сюжет сказки на свой лад. В книге К. И. Чуковского «От двух до пяти» приводится пример сказки «короткой, но вполне утешительной»: «Жила-была де­вочка-шапочка, пошла и открыла дверь. Все! Я больше не знаю!

А волка не надо. Я его боюсь».

Часто дети спрашивают о смысле новых слов. По мере развития усложняются вопросы, бесконечные «Зачем?», «По­чему?» и др.

Нередко дети задают вопросы, на которые они могли бы дать ответ сами, если бы немного подумали. Не надо торо­питься давать в таких случаях ответы. Удовлетворяя любоз­нательность ребенка, надо пробуждать его собственную ум­ственную активность, приучать пользоваться собственным опытом, знаниями. Например, если ребенок спрашивает, по­плывет ли камень, дерево, сосулька, надо предложить ему самому проверить и обратить его внимание на то, что плавает, а что тонет.

Не надо отвечать на вопросы детей формально или в на­смешливой форме, отговариваться какой-нибудь бессмысли­цей. Это обидит ребенка, и он в дальнейшем будет стесняться спросить что-либо.

Среди детских вопросов бывают и сугубо познавательного характера, например: «Почему самолет летает?», «Кто его толкает?», «Как раньше звали Красную Шапочку?», «Почему ведьма только в сказках, а тигр на самом деле?» и др.

Представляют интерес и детские высказывания, направ­ленные на понимание окружающего мира, самостоятельные умозаключения, пусть и неверные. Например, дочка что-то ищет в календаре. На вопрос папы, что она там хочет найти, девочка отвечает:

А я ищу, когда будет еще Восьмое марта.

В этом календаре больше не будет, - говорит отец.

А может, будет, я все же поищу.

Или дети загадывают загадки, пусть и наивные, напри­мер: «Пишут и рисуют, хорошенькие, цветные».

О конкретности детского мышления говорят высказыва­ния детей. Ребенок, услышав, что молоко убежало, отвечает: «А ты его догони». Или спрашивает: «А сливочное масло - из слив?» Увидев, как из яблока выползает червяк, вскрики­вает: «Ой, витамин ползет!» Один мальчик делится с другим планом пригласить воспитательницу к себе в гости. Другой возражает: «Кто же нас тогда воспитывать будет?» Можно привести и примеры из бессмертного творения К. И. Чуков­ского «От двух до пяти». На вопрос: «Обо что ты оцарапал­ся?» - ребенок отвечает: «Об кошку». Или такой диалог:

Мама, крапива кусается? -Да.

А как она лает?

А вот еще забавный вопрос:

Что ли, ножик вилкин муж?

Предлагаем обсудить

Дайте характеристику детского вопроса. Как бы вы на него ответили?

Ребенок спрашивает о радио:

А как же дяди и тети с музыкой влезли?

И о телефоне:

Папа, когда я с тобой говорила по телефону, как же ты туда, в трубочку, забрался?

Можно привести вариант ответа. Трехлетнему мальчику тетка, физик по образованию, тотчас принялась объяснять устройство телефонного аппарата. Он внимательно выслушал ее, но после всех объяснений спросил:

А как же папа оттуда вылез?

А петух может совсем-совсем забыть, что он петух, и снести яичко? - спрашивает малыш.

Пришли гости, и кто-то спросил про трехлетнюю Валю:

Чьи у Вали глаза?

Папины, - отвечают гостю.

А папа, бедный, значит, без глаз остался, - подумала Валя. И тут же она сочинила такую гипотезу: «Когда я еще не родилась, у папы было много глаз: и большие, и маленькие; а когда мама купила меня, папа отдал мне большие глаза, а себе оставил маленькие».

Эти примеры свидетельствуют о конкретности детского мышления, о небольшом жизненном опыте детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «КАК ОТВЕЧАТЬ НА ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ?»

Цель:

Дать родителям знания о сущности детских вопросов, их видов;

Формировать потребность грамотно отвечать на детские вопросы, не подавляя проявления детской инициативы и любознательности.

Комментарий воспитателя

Общение - одна из социальных потребностей ребенка. Научно доказано, что в ходе познавательного общения ребен ка с родителями будут преодолеваться и эмоциональные труд ности. Родителям можно порекомендовать серьезно относить ся к детским вопросам и высказываниям, не отмахиваться от них. Если любознательность ребенка удовлетворяется и уме ло направляется взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях. К сожалению, можно привести немало нега тивных примеров, когда родители «гасят» детскую любозна тельность.

Приведем пример:

  1. Ребенок играет с машинкой-цистерной, мама занята бесе дой с подругой. Ребенок тщательно обследует машинку и делает «открытие»: «Мама, я понял, что в эту машинку можно заливать воду, молоко, бензин!» Мама недовольно прерывает беседу и строго говорит: «Ты что, дурак? Она же пластмассовая!»

Детские вопросы удивляют и порой ставят в тупик и ро дителей и воспитателей. Иногда дети утомляют взрослых и вызывают недовольство: «Замучили твои "почему?" и "зачем", перестань спрашивать, займись делом!»

Какое значение имеют вопросы для развития детей? Нужно ли отвечать на все вопросы? Как на них отвечать? - вот над чем задумываются родители. Ребенок познает мир. Развиваясь, он все больше начинает интересоваться окру жающими его предметами, жизнью людей, природы, заду мываться над тем, что видит и слышит. Но круг его поня тий очень узок, вот почему он и прибегает к помощи взрос лого - задает его. Вопросы, которые показывают, как растет его сознание. Из детских вопросов можно узнать, чем инте ресуются дети, какие у них знания, как расширяется кру гозор, какие трудности при этом встречаются. В то же вре мя вопросы показывают, какое влияние на развитие ребен ка оказывают взрослые. Взрослые должны внимательно прислушиваться к детским вопросам, разумно и правильно на них отвечать, развивать детское внимание, память, на блюдательность, любознательность. Это поможет в дальней шем во время учения в школе. Некоторые родители сетуют на то, что их дети не любят читать. Чтение - это способ получения информации, а у детей, возможно, нет интереса к этому, так как взрослые в свое время отбили у них жела ние узнавать новое.

Прежде чем ответить на вопрос ребенка, надо его внима тельно выслушать, вдуматься в суть, понять, что его интере сует. Детям иногда трудно сформулировать свои мысли.

Как отвечать на вопросы детей? Сказать: «Подрастешь - узнаешь» - значит удерживать их в стремлении к знаниям. При этом не следует рассказывать о недоступных, сложных вещах. Иногда дети по-своему объясняют услышанное. Так, на вопрос шестилетнего Коли «Откуда взялся первый чело век?» отец принялся рассуждать об эволюции в животном мире и о происхождении человека от обезьяны. Разъяснение отца мальчик понял по-своему. На другой день в детском саду он делился своими знаниями с друзьями: «Я знаю, мой де душка был обезьяной, начал работать и стал человеком. Потом он народил папу, а папа меня». Много подобных примеров описано в книге К. И. Чуковского «От двух до пяти».

Иногда правильный, но труднодоступный для понимания ответ взрослых вызывает новый, более сложный вопрос: «От куда все взялось?»

Маленький ребенок больше всего спрашивает о том, что он видит вокруг себя, о новых, незнакомых ему предметах: «Это кто?», «Это что?», «Как это называется?» На такие воп росы детей не сложно ответить. Даже маленького ребенка интересует не только то, как называют предметы, но и для чего они нужны.

Дошкольников особенно волнуют взаимоотношения меж ду «большими» и «маленькими», нормы поведения. Очень много вопросов задают дети о труде взрослых. Старших детей интересует не только то, что делают окружающие их люди, но и кто делает, создает предметы. Огромное количество вопро сов дети задают о природе. Лучше всего свой ответ сопровож дать наглядным показом. К трудным относятся вопросы дош кольников о мироздании: «Почему солнце не падает?», «Поче му воздух ночью черный?» Детям понятны поверхностные, внешние связи между явлениями природы, поэтому ребенок удовлетворяется иногда простой аналогией, ссылкой на при мер. Не всегда надо отвечать на сложный вопрос ребенка. В отдельных случаях можно дать понять, что надо учиться, что бы многое знать. Опасно делать из ребенка всезнайку. Иногда следует показать ребенку само явление или провести с ним игры и работы с разными предметами, материалами, инстру ментами.

Ответы на вопросы детей о рождении человека затрудня ют взрослых и не случайно. Во-первых, потому, что часто они воспринимаются как проявление нездорового любопытства; во-вторых, потому, что на многие из них действительно труд но дать простой и понятный маленькому ребенку ответ. Иног да взрослые ограничиваются кратким ответом, не поддержи вая в дальнейшем интерес ребенка к этом вопросу, иногда дают в простых словах объяснения, иногда создают такие условия, чтобы ребенок мог длительно наблюдать за развитием животных: котят, щенят, цыплят. Нельзя стыдить ребенка, приписывая ему плохие мысли: дети чаще всего вкладывают совершенно иной смысл в содержание вопроса. Так, интерес ный пример описан в книге А. О. Пинта «Это вам, родители». Мальчик спрашивает: «Откуда я взялся?» Родители отсыла ют его за консультацией друг к другу, смущаются, пытаются рассказать об аистах и капусте. А потом вдруг спрашивают, почему его интересует эта проблема. И тут слышат неожидан ный для них ответ: «А Петька сказал, что он из другого города приехал. А я откуда взялся?»

Ребенка интересуют вопросы о начале и конце бытия. К. И. Чуковский отмечает, что оптимизм нужен ребенку как воздух. В его душевном арсенале есть достаточно средств для защиты необходимого ему оптимизма. Так, на исходе четверто го года жизни он убеждается в неотвратимости смерти для все го существующего, он торопится уверить себя, что сам он «во веки пребудет бессмертен». Так, глядя на похоронную процес сию, он говорит с удовольствием: «Все умрут, а я останусь».

Иногда дети переделывают сюжет сказки на свой лад. В книге К. И. Чуковского «От двух до пяти» приводится пример сказки «короткой, но вполне утешительной»: «Жила-была де вочка-шапочка, пошла и открыла дверь. Все! Я больше не знаю!

А волк?

А волка не надо. Я его боюсь».

Часто дети спрашивают о смысле новых слов. По мере развития усложняются вопросы, бесконечные «Зачем?», «По чему?» и др.

Нередко дети задают вопросы, на которые они могли бы дать ответ сами, если бы немного подумали. Не надо торо питься давать в таких случаях ответы. Удовлетворяя любоз нательность ребенка, надо пробуждать его собственную ум ственную активность, приучать пользоваться собственным опытом, знаниями. Например, если ребенок спрашивает, по плывет ли камень, дерево, сосулька, надо предложить ему самому проверить и обратить его внимание на то, что плавает, а что тонет.

Не надо отвечать на вопросы детей формально или в на смешливой форме, отговариваться какой-нибудь бессмысли цей. Это обидит ребенка, и он в дальнейшем будет стесняться спросить что-либо.

Среди детских вопросов бывают и сугубо познавательного характера, например: «Почему самолет летает?», «Кто его толкает?», «Как раньше звали Красную Шапочку?», «Почему ведьма только в сказках, а тигр на самом деле?» и др.

Представляют интерес и детские высказывания, направ ленные на понимание окружающего мира, самостоятельные умозаключения, пусть и неверные. Например, дочка что-то ищет в календаре. На вопрос папы, что она там хочет найти, девочка отвечает:

А я ищу, когда будет еще Восьмое марта.

В этом календаре больше не будет, - говорит отец.

А может, будет, я все же поищу.

Или дети загадывают загадки, пусть и наивные, напри мер: «Пишут и рисуют, хорошенькие, цветные».

О конкретности детского мышления говорят высказыва ния детей. Ребенок, услышав, что молоко убежало, отвечает: «А ты его догони». Или спрашивает: «А сливочное масло - из слив?» Увидев, как из яблока выползает червяк, вскрики вает: «Ой, витамин ползет!» Один мальчик делится с другим планом пригласить воспитательницу к себе в гости. Другой возражает: «Кто же нас тогда воспитывать будет?» Можно привести и примеры из бессмертного творения К. И. Чуков ского «От двух до пяти». На вопрос: «Обо что ты оцарапал ся?» - ребенок отвечает: «Об кошку». Или такой диалог:

Мама, крапива кусается? -Да.

А как она лает?

А вот еще забавный вопрос:

Что ли, ножик вилкин муж?

Предлагаем обсудить

Дайте характеристику детского вопроса. Как бы вы на него ответили?

Примеры, приводятся из книги К. И. Чуковского «От двух до пяти».

Ребенок спрашивает о радио:

А как же дяди и тети с музыкой влезли?

И о телефоне:

Папа, когда я с тобой говорила по телефону, как же ты туда, в трубочку, забрался?

Можно привести вариант ответа. Трехлетнему мальчику тетка, физик по образованию, тотчас принялась объяснять устройство телефонного аппарата. Он внимательно выслушал ее, но после всех объяснений спросил:

А как же папа оттуда вылез?

А петух может совсем-совсем забыть, что он петух, и снести яичко? - спрашивает малыш.

Пришли гости, и кто-то спросил про трехлетнюю Валю:

Чьи у Вали глаза?

Папины, - отвечают гостю.

А папа, бедный, значит, без глаз остался, - подумала Валя. И тут же она сочинила такую гипотезу: «Когда я еще не родилась, у папы было много глаз: и большие, и маленькие; а когда мама купила меня, папа отдал мне большие глаза, а себе оставил маленькие».

Эти примеры свидетельствуют о конкретности детского мышления, о небольшом жизненном опыте детей.


  • Разделы сайта