Конспект занятия по фэмп во второй младшей группе «большой-маленький. один, много, ни одного

НОД по ФЭМП во 2 младшей группе

Подготовила и провела воспитатель Бульбас Н.П.

Тема: «Все игрушки сосчитаем»

Цели:

Упражнять в составлении группы предметов и умении выделять из группы предметов один.

  • Закреплять знание понятий: один, много, немного.

Познакомить с геометрической фигурой кругом.

Упражнять в правильном назывании геометрической фигуры круг и обобщающего понятия «игрушки».

Оборудование демонстрационное: игрушки — мишка, заяц, машина; раздаточное: мелкие игрушки трех видов — одна, несколько, много, (кубики, пирамидки, мячик) разноцветные кружки по количеству детей.

Ход занятия

Воспитатель – Ребята, сегодня в группу я принесла игрушки, но их почему-то нигде нет, только письмо лежит на столе. Давайте почитаем и узнаем, что в нём написано.

Письмо: Вам пишет злой волшебник, который забрал ваши игрушки, если вы

отгадаете про них загадки, я вам их верну.

Воспитатель – Ну, что ребята, будем отгадывать загадки?

Дети – Да.

Воспитатель – Слушайте внимательно.

Воспитатель — Зверь забавный сшит из плюша.

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу.

Дети — Мишка.

Воспитатель — Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней?

Дети — Машина.

Воспитатель — Комочек пуха,

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку.

Дети — Заяц

(Под сказочную музыку появляются игрушки Мишка, Зайка и машина)

Воспитатель – Я очень рада, что вы отгадали все загадки правильно.

Воспитатель – Ребята, как назвать одним словом мишку, зайку и машину?

Дети – Это игрушки.

Воспитатель – Правильно, а для чего нужны игрушки?

Дети – Для того, чтобы с ними играть.

Воспитатель - Ребята, игрушки принесли вам подарки,

игрушки мелкие игрушки

Воспитатель – Кирилл, сколько мячиков принес мишка?

Кирилл – Одну.

Воспитатель – Настя,сколько кубиковпривезла машина?

Настя — Много.

Воспитатель – Вика, сколько пирамидок принес зайка?

Вика -Две.

Воспитатель – Это много или мало?

Вика — Немного, мало.

Воспитатель — Задания:

Одному из детей взять мячик и положить на стол. Сколько мячиков у мишки и сколько стоит на столе?

Дети – У мишки нету мячиков. На столе один мячик.

Воспитатель — Насте взять кубики и поставить на стол.

Воспитатель — Настя, сколько кубиков ты поставила на стол?

Настя – Я поставила пять кубиков.

Воспитатель – А сколько осталось в машине?

Настя – В машине не осталось ни одного кубика.

Воспитатель – Зайка предлагает Родиону взять

пирамидки, поставить около машины на стол.

Воспитатель – Родион, сколько пирамидок дал тебе зайчик?

Родион – Две пирамидки.

Воспитатель – Молодцы ребята. Вы все правильно справились с заданием.

Физкультминутка.

Мы – весёлые матрёшки, Хлопки в ладоши.

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки, Топотушки.

Ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пёстрых, Кружение, руки на поясе.

Ладушки, ладушки.

Мы похожи словно сёстры,

Ладушки, ладушки.

Воспитатель – У меня есть интересные фигуры

разного цвета, посмотрите.

Воспитатель – На что они похожи?

Дети – На круг, колесо, солнышко.

Воспитатель – Правильно. Расскажу я вам о геометрической фигуре круг. (показываю жестом его окружность)

Воспитатель - Предлагаю вам взять свои маленькие кружочки и тоже показать, какие они круглые, покатать в руках, полюбовать­ся ими.

Воспитатель – Ребята, покажите у кого кружочки зелёного цвета. (Дети поднимают кружки)

Воспитатель – Молодцы, ребята, я рада, что вы знаете зелёный цвет.

А на что похож ещё зелёный кружок?

Дети – На зелёный светофор.

Воспитатель – Правильно.

Воспитатель – А давайте посмотрим на нашу машину.

Скажите мне есть ли у машины детали похожие на круг?

Дети – Да. Это колёса.

Воспитатель – Действительно, смотрите как они крутятся и машина может ехать по дороге.

Воспитатель – Ребята, я слышу, что Мишка и Зайка о чём – то беседуют между собой. Они что – то мне хотят сказать.

Воспитатель – Ребята, наши игрушки хотят извиниться им пора в гости в другую группу. Нам всем понравилась считать и играть с фигурой круг, но наше занятие тоже подходит к концу.

Давайте с игрушками попрощаемся. Скажем им до новых встреч.

Дети – До свидания.

(Под весёлую музыку игрушки уезжают на машине)


Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, цвете и длине предмета, понятия большой – маленький; на, под, пустая- полная.
Задачи:
Образовательные:

Совершенствовать умение называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;
Закреплять представления детей о цвете предмета;
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине (короткий- длинный); по величине (большой- маленький).
Закреплять понятие на, под, пустая, полная.
Развивающие:
Развивать психические процессы.
Развивать мелкую и общую моторику.
Воспитательные:
Знакомить с правилами безопасности при обращении с кипятком и электрическим чайником.
Материалы и оборудование:
1. Дорожки длинная и короткая (для ходьбы по ним).
2. Геометрические фигуры, разрезанные на 4 части.
3. Кукольная посуда (чайные наборы разного цвета).

Ход занятия
I Организационный момент.
- Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости, поэтому встретим их как хорошие хозяева. В нашу группу заглянуло солнышко и хочет с нами поиграть! Протяните ладошки!
1. Самомассаж
Цель: снятие мышечного напряжения, создание положительного эмоционального настроя.

Ладошка – это солнышко,
А пальчики – лучи
Просыпайтесь, лучики,
Согревайтесь, рученьки.

Солнышко проснулось,
лобика коснулось
И погладило, и погладило

Солнышко проснулось,
К щечкам прикоснулось,
И погладило, и погладило.

Солнце личико согрело.
Потеплело, потеплело.
Наши ручки потянулись,
Наши губки улыбнулись.
А теперь повернемся к гостям, улыбнемся им и скажем «Здравствуйте!»
2. Сюрпризный момент
Раздается звонок, воспитатель берет трубку.
Алло, здравствуйте! Я, кукла Катя. Звоню в детский сад, приглашаю всех ребят со мною чай попить, о хорошем поговорить.
- Ребята, кукла Катя пригласила нас в гости на чай. Отправляемся к ней?
-Да!
Наша кукла Катя живет в сказочном городе, а значит и дорога к ней будет интересной и непростой.

II Основная часть

1. "Пройди по дорожке"
- Ребята, перед нами две дорожки. Одна длинная, а другая короткая. Но, чтобы быстрее прийти к Кате, нам с вами необходимо пройти по короткой дорожке.
- Давайте определим, какая короткая дорожка, а какая длинная. Дети показывают короткую дорожку, а затем проходят по очереди по ней.
(дорожка со следами, дети должны наступать четко по следам- развитие глазомера, координации движений).

Под музыку дети идут по дорожке

Физминутка:
Дети выполняют движения по тексту.
По маленькой дорожке шагают наши ножки
Маленькие ножки топ, топ, топ.
Дружно по дорожке топ, топ, топ.
Весело шагают топ, топ, топ.
Песни напевают хлоп, хлоп, хлоп.
Мы хлопаем руками хлоп, хлоп, хлоп.
Киваем головою, киваем головою
Мы руки поднимаем
Мы руки опускаем

Мы руки разведем
И по дорожке мы пойдем.

2. Дидактическая игра "Собери геометрическую фигуру"
- Ребята, посмотрите, фигуры рассыпались на несколько частей, давайте попробуем их собрать. Собирать будут: Назар, Тимофей, Илона.
- Какие фигуры вы собрали? (треугольник, квадрат, круг)
- А какого цвета треугольник? (зеленого)
- Какого цвета квадрат? (желтого)
- Какого цвета круг? (красного)
- А кто знает, как эти фигуры можно назвать одним словом? (Геометрические)
- Молодцы!

Дети приходят к кукле в дом. А вот и наша Катя.
- Ребята, Катя немного расстроена, что случилось?
- Здравствуйте, ребята. Я вас пригласила на чай, а сама не могу найти коробку с посудой.
Воспитатель: - Ребята, давайте вместе поищем коробку. Посмотрите, а что это там под столом? Дети находят коробку с посудой. Посмотрите внимательно - коробка стоит под столом
А сейчас я ее поставлю на стол
Ребята, в коробке много посуды, коробка полная посуды, правильно? (да)
Итак - коробка полная посуды.
Воспитатель расставляет чашки с блюдцами. Показывает пустую коробку - а сейчас коробка пустая.
- Ребята, когда в коробке была посуда, коробка была какая? (Полная), а без посуды коробка какая? (Пустая)
- Молодцы.
- А сейчас девочки, подойдите к столу и возьмите чашку, а теперь мальчики возьмите.
- Ребята, у нас с Катей большая чашка. Поднимите руку у кого большие чашки. Варя, а какая у тебя чашка – маленькая. А сейчас ребята поднимите руку у кого маленькие чашки.
- Прежде чем пить чай мы вспомним правила безопасности:
- Прежде чем включить чайник, что мы должны сделать? (Ответы детей)
- Как мы должны разливать чай, чтобы не обжечься? (ответы детей)
- А сейчас мы с вами попьем чай:
Пальчиковая игра «Чай»:
Вот чашка, вот блюдце,
Вот чайник заварной.
Наливаем чай мы в чашку
И попьем его со мной!
(движения в соответствии с текстом игры;
игра повторяется дважды)
Какой вкусный чай. Спасибо Катя за угощение. А нам пора возвращаться в детский сад. До свидания!
Кукла Катя на прощание всем детям дарит раскраску с чайной парой.
III Итог занятия.
- Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятии?
- Что вам больше всего понравилось?

2 младшая группа

Образовательные задачи :

Закрепить знание геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник).

Учить узнавать и называть цвета.

Закрепить умение определять величину предметов, результат сравнения отражать в речи: большой, маленький, поменьше.

Упражнять в сравнивании двух предметов по высоте.

Находить высокий и низкий предметы.

Развивающие задачи :

Активизировать память, внимание, мышление.

Активизировать словарь детей: вводить в речь слова, определяющие величину предметов.

Воспитательные задачи:

Воспитывать умение слушать воспитателя,

Аккуратность при работе с карандашами,

Развивать коммуникативные навыки,

Учить детей работать небольшим коллективом дружно.

Материалы:

-демонстрационный : лисичка, коробка – сюрприз, фигурки - человечки.

Раздаточный: картинки для раскрашивания на каждого ребенка, наборы цветных карандашей по числу детей.

Ход занятия

1 часть. Вводная.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришла в гости лисичка. Давайте поздороваемся с ней (дети здороваются). Лисичка хочет с вами поиграть, и поэтому она принесла с собой вот такую красивую коробку. Давайте посмотрим, что лежит в этой коробке (воспитатель заглядывает в коробку и начинает загадывать загадки). Только тот, кто будет внимательным, сможет поиграть с лисичкой.

2 часть. Знакомство с геометрическими человечками.

Итак, слушайте первую загадку:

Нет углов у меня и похож на блюдце я.

На тарелку и на крышку,

На кольцо и колесо.

Угадайте, друзья, кто же я?

Дети : Круг.

Воспитатель : Верно, молодцы. А кто это у нас (воспитатель достает круглого человечка). Это круглый человечек. У него есть ручки. Какие они?

Дети: Круглые.

Воспитатель : У него есть ножки. Какие они?

Дети : Круглые.

Воспитатель : А что еще есть у круглого человечка?

Дети : Глазки, ротик. Они тоже круглые.

Воспитатель : Совершенно верно. А какого цвета человечек?

Дети : Человечек – желтый.

Воспитатель : А теперь найдите в нашей группе что-нибудь круглое. (Дети называют предметы круглой формы).

Воспитатель: Слушайте следующую загадку от лисички:

Три вершины, три угла, три сторонки у меня. Кто же я?

Дети : Треугольник.

Воспитатель : (показывает треугольного человечка). Познакомьтесь, это треугольный человечек. Какого он цвета? Что у него есть?

Дети : Человечек красного цвета, у него есть ручки, ножки, глазки, ротик. Они все треугольные.

Воспитатель : А что похоже на треугольник?

Дети : Флажок, пирамидка, крыша домика.

Воспитатель : Какие вы молодцы! А у нас с лисичкой еще есть загадки и отгадают их только самые внимательные.

Что похоже на открытку,

На конверт и на платок?

Что сравнить скажите можно

С одеялом и ковром?

Какая это фигура?

Дети : Прямоугольник.

Воспитатель : У нашего прямоугольного человечка руки круглые?

Дети : Нет. Они прямоугольные.

Воспитатель : А ножки, глазки, ротик на какую фигуру похожи?

Дети : На прямоугольник.

Воспитатель : Покажите длинные стороны у прямоугольника, короткие стороны. Хорошо. А какого цвета наш прямоугольник?

Дети : Прямоугольник – зеленый.

Воспитатель : А теперь вспомните, что вы видели на улице прямоугольное?

Дети : Окна, двери, кирпичи.

Воспитатель : Молодцы! Слушайте следующую загадку:

Не овал я и не круг, треугольнику не друг,

Прямоугольнику я брат.

И зовут меня...

Дети : Квадрат.

Воспитатель : Познакомьтесь – это квадратный человек. А почему он называется так?

Дети : Человек похож на квадрат.

Воспитатель : Что еще есть у квадратного человечка?

Дети : Ручки, глазки, ножки, ротик. Они квадратные.

Воспитатель : Посмотрите внимательно на нашу группу и найдите что-нибудь квадратное.

Дети : книжка, окно, кубик.

Воспитатель : Лисичка спрашивает у вас, какого цвета квадратный человечек?

Дети : Синего.

Воспитатель : Я думаю, что лисичке очень понравилось с вами играть. А сейчас мы отдохнем. Я приглашаю вас поиграть в «Трех медведей».

3 часть. Физкультминутка.

1,2,3 – повернись и в медведей превратись.

Три медведя шли домой (изображают медведей)

Папа был большой-большой (поднимают руки вверх)

Мама с ним поменьше ростом, (руки перед грудью)

А сынок – малютка просто, (присесть)

Очень маленький он был

С погремушкою ходил. (руки в кулачках, изображают погремушку)

Дзинь-дзинь-дзинь.

1,2,3 – повернись и в ребяток превратись.

4 часть. Практическая.

Воспитатель: А сейчас нас ждет еще одна интересная работа. Я вас приглашаю в Волшебный сад.

Дети садятся за столы. Для каждого ребенка – лист с заданием: закрасить яблоки на высокой яблоне желтым цветом, а на низкой яблоне – красным.

Воспитатель: Посмотрите, сколько яблонь в саду. Ребята, яблони одинаковые или разные?

Дети: Разные. Одна высокая, а другая низкая.

Воспитатель: Лисичка просит вас раскрасить яблоки. Возьмите желтый карандаш и раскрасьте яблоки в желтый цвет на высокой яблоне. А красным карандашом раскрасьте яблоки на низкой яблоне.

(Дети выполняют задание, те, кто справится быстро предложить раскрасить стволы и сами деревья). Обратить внимание, что яблоки на яблонях круглые, раскрашивать надо аккуратно – не выезжать за контур.

Воспитатель: Ну, как, нравится вам в нашем Волшебном саду? Какой аромат от ваших спелых яблок! Вы сегодня порадовали и меня и лисичку своей игрой. Поэтому, она хочет угостить вас яблочками (лисичка угощает детей и прощается).

Занятие по математике в детском саду для детей 3-4 лет

Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе.

Тема : «Один, много, ни одного»
Цель: Учить находить в окружающей обстановке много однородных предметов и выделять из нее один предмет.
Задачи: Познакомить с понятиями «один», «много».
Развивать умением согласовывать числительное «один» с существительными в роде и падеже.
Воспитывать доброжелательность, желание помогать игровому персонажу.
Материалы: корзинка, осенние листья, иллюстрации картинок один, много, мишка игрушка.

Ход занятия.

Сюрпризный момент: Воспитатель собирает детей в круг и сообщает, что сегодня к ним в гости пришел мишка и он хочет с нами поиграть.
Спрашивает детей где он живет, что любит есть, какой у него окрас…

Дети садятся на ковер и играют с пальчиками под стишок
«По полянке Мишка шел».
По полянке мишка шел пальцы одной руки шагают по ладони
другой
И в бочонке мед нашел. царапающие движения пальцев одной
руки по ладони другой
Лапкой мед он доставал, надавливание на центр ладони
указательным пальцем другой руки
Язычком его лизал. круговые движения указательным
пальцем по центру ладони другой руки
Нету меда. крепко зажать кулачки

Где же мед? выпрямить напряженные пальцы

Ищет мишка - не найдет. ладони на щеках, качаем головой

Hyжнo обязательно
Мишке быть внимательным. указательными
пальцами обеих рук стучим по коленям

Затем спросить детей: Сколько пальчиков на ручке? (много), теперь спрятали пальчики в кулачек, сколько кулачков у нас? (один). Молодцы.

Воспитатель: А какое сейчас время года? (Осень)
«Осень, осень к нам пришла много листьев принесла.» Мишка из лесу принес нам в корзинке букет из осенних листочков.
- Что лежит у мишки в корзинке? (листики)
- Сколько у мишки листиков в корзинке? (Много)
- Возьму один листик. У меня один желтый листик.
- Саша, возьми листик. Сколько ты листиков взял? Какой у тебя листик? У тебя один желтый листик. Повтори. (Раздать все листики)
- Сколько было листиков в корзинке? Много.
- А теперь сколько осталось? Ни одного.
Было много листиков, мы взяли по одному, и ни одного листика не осталось.
Давайте поиграем с нашими листиками.

Физминутка. «Мы листики осенние»
Мы, листики осенние, на веточках сидели.
Дунул ветер – полетели
Полетели, полетели, и на землю сели.
Ветер снова побежал и листочки все поднял,
Повертел их, покружил и на землю опустил.
А теперь громко крикнули «листопад» и подбрасываем листики.

Сколько листиков лежит в корзинке? (Ни одного) - Я положу в корзинку 1 желтый листик. Сколько листиков стало в корзинке? (один).
Теперь вы возьмите по 1 листику и положите в корзинку.

П/И «Собери листики»
- Сколько в корзинке листиков? (Много)
-Мы положили по одному, и их стало много.
Мишке очень понравилось с нами играть, теперь он предлагает нам отправится прогулятся по осеннему лесу. А отправимся мы туда на поезде.
Дружно встанем в паровоз, чтобы в гости нас повез.

Игра "Поезд".
Дети двигаются по группе друг за другом под песенку «Мы едим, едим в далекие края…», положив руки на плечи впереди идущего. Паровоз «подъезжает» к 1 столу где лежит картинка с изображением одного большого гриба и много маленьких.


- Сколько больших грибов? Сколько маленьких?
Едем дальше.


- Сколько маленьких ежиков? Сколько больших?
- Сколько яблок у каждого ежика на спинке? (по одному) А сколько листиков у каждого ежика на спинке? (много).


На последней картинке, у которой останавливаются дети, после беседы по ней, как и с предыдущими картинками, воспитатель сообщает детям, что мишка живет на этой полянке и ему пора идти в свою берлогу, мишке очень понравилось с нами играть, и он хочет попрощаться с вами и говорит спасибо. А нам пора возвращаться в детский сад.
Итог.
- Ребята кто к нам приходил в гости?
- Что мы делали?
- Какая игра больше понравилась?
Похвалить всех детей.

После обеда можно предложить детям раскрасить картинку,которую оставил в подарок им Мишка

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе в соответствии с ФГОС

Образовательная область "Познавательное развитие"

Цели :

Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий-узкий, шире-уже.

Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько -сколько.

Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.

Задачи :

Систематизировать имеющиеся знания.

Развивать : память, воображение, внимание, связную речь, любознательность.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Два изготовленных из картона ручейка, разных по ширине; цветы с круглой и квадратной сердцевинами.

Раздаточный материал. Однополосные карточки, блюдца и оладушки, вырезанные из картона (по 5 шт. для каждого ребенка, цветы с круглой и квадратной сердцевинами меньшей величины, у воспитателя (по одному цветочку для каждого ребенка) .

Методические указания

I часть. Воспитатель читает потешку, а дети в такт стихотворению хлопают в ладоши.

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше -один,

Паше -один,

Ване -один,

Тане -один,

Саше-один,

Маше-один.

Хороши оладушки

У нашей доброй бабушки!

Воспитатель раздает детям карточки и предлагает расставить на них блюдца (предварительно напоминает правила раскладывания предметов) : «Сколько блюдечек вы поставили? На каждое блюдечко положите по одному оладушку. Сколько оладушек вы положили? На каждом блюдечке лежит один оладушек? Что можно сказать о количестве блюдечек и оладушек? По сколько их?» (Поровну) .

Физкультминутка «Зимняя прогулка»

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте,

Там снеговика лепили (махи руками,

А потом с горы катились (волнообразные движения руками,

Веселились и резвились (прыжки) .

В Таню кинули снежком (произвольные движения,

В Вову кинули снежком,

В Мишу кинули снежком -

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой (киваем головой) -

Побежим скорей домой (возвращаемся на места!

II часть. На полу-два ручейка (картонные полоски) .

Воспитатель. Ребята, давайте соберем для бабушки цветочки.

Но чтобы это сделать, мы должны перейти через ручейки. Одинаковые ли ручейки по ширине? Покажите широкий ручеек. А теперь узкий. Давайте перешагнем через широкий ручеек.

Дети делают большой шаг.

Воспитатель. А теперь перейдем через узкий ручеек.

Дети делают маленький шаг.

Воспитатель. Почему мы сначала сделали большой шаг, а том маленький?

(Воспитатель побуждает детей использовать слова шире, уже.)

III часть. Подвижная игра с музыкальным сопровождением «Найди свой цветочек» .

На полу разложены цветы.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть цветы на поляне, выяснить, какой формы у них серединка, выбрать по одному маленькому цветочку и образовать «букеты» : встать рядом с большими цветами с соответствующими сердцевинами .

Рефлексия. Спросить у детей, что они запомнили, что больше всего понравилось. Уточнить время года. Отметить самых активных детей.