Профессии, требующие повышенной концентрации внимания. Профессиональное внимание юриста Развитие свойств внимания в профессиональной деятельности

    Введение………………………………………………………………………3

2. Внимание как познавательный психический процесс……………………...4

3. Виды внимания………………………………………………………………..6

4.Формирование непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания……………………….…………………………………………………7

5. Внимание и его свойства…………………………………………………….10

    Значение внимания в жизни и деятельности человека……………………12

    Заключение…………………………………………………………………..16

    Список литературы………………………………………………………….18

    Введение.

Целью данной работы является изучение природы и закономерностей внимания. Для реализации данной цели в работе поставлены следующие задачи: рассмотрение внимания как проявления активности личности, определение значения внимания в жизни и деятельности человека, а также рассмотрение формирования непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания в процессе обучения.

Внимание - способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» на одном объекте с целью его изучения (познания).

Внимание - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени), распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей), возможность переключения.

2. Внимание как познавательный психический процесс.

Внимание – один из тех познавательных процессов, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности.

С другой стороны, существуют разногласия в том, к какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание – это познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует определенных волевых усилий.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.

Чтобы определить, что представляет собой внимание, необходимо представить школьника, выполняющего домашнее задание по математике. Он целиком углублен в логику задачи, сосредоточен на ее решении, обдумывает ее условия, переходит от одного вычисления к другому. Характеризуя каждый из этих эпизодов, мы можем сказать, что он внимателен к тому, что делает, что он обращает внимание на те предметы, которые выделяет из других. Во всех этих случаях можно говорить о том, что его психическая деятельность на что-то направлена или на чем-то сосредоточена. Эта направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном называется вниманием.

В свою очередь, под направленностью психической деятельности следует подразумевать ее избирательный характер, т. е. выделение из окружения значимых для субъекта предметов, явлений или выбора определенного рода психической деятельности. В понятие направленности включаются также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, необходимо удержать этот выбор, сохранить его на некоторое время.

Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в психике. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчетливо, однако направленность нашего внимания может меняться.

На мой взгляд, внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

3. Виды внимания.

В современной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания:

1. Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от воли. Деятельность захватывает человека само по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Следует учитывать, что обычно, при возникновении непроизвольного внимания мы имеем дело с целым комплексом причин, в состав которых входят физические, психофизиологические и психические.

2. Произвольное или непреднамеренное, внимание возникает и развивается в результате волевого усилия и напряжения человека и отличается целенаправленностью, организованностью, повышенной устойчивостью. В учебной деятельности произвольное внимание имеет наибольшее значение. При этом уровень произвольного внимания в большинстве случаев зависит от того, насколько глубоко осознается необходимость той или иной деятельности.

Существует еще один вид внимания – послепроизвольное, которое возникает из произвольного. Вначале человек усилием воли заставляет себя сосредоточиться на чем-либо, а затем уже внимание конкретизируется на предмете деятельности само собой. Необходимо подчеркнуть, что перевод произвольного внимания в послепроизвольное в процессе учебно-воспитательной деятельности является одним из перспективных направлений повышения качества учебного процесса.

4. Формирование непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания.

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным.

Если лекция преподавателя интересна по содержанию, то студенты без всяких усилий, внимательно ее слушают. Это – проявление так называемого непроизвольного внимания. Оно нередко появляется у человека не только без всяких волевых усилий, но и без намерения что-либо видеть, слышать и т.п. Поэтому данный вид внимания называют также непреднамеренным.

Что же вызывает непроизвольное внимание?
Тут имеется несколько причин:

1. Относительная сила раздражителя;

2. Неожиданность раздражителя;

3. Движущиеся предметы. Французский психолог Т. Рибо особенно выделял этот фактор, он считал, что именно благодаря целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете;

4. Новизна раздражителя;

5. Контрастные предметы или явления;

6. Внутреннее состояние человека.

Иной характер имеет так называемое произвольное внимание. Оно возникает потому, что у человека появляется цель, намерение что-то воспринимать или делать. Этот вид внимания называют также преднамеренным. Произвольное внимание имеет волевой характер.

Психологи еще третий вид внимания, которое возникает после определенных волевых усилий, но когда человек как бы «входит» в работу, начинает легко сосредотачиваться на ней. Такое внимание советский психолог Н. Ф. Добрынин назвал послепроизвольным (или вторичным), так как оно приходит на смену обычному произвольному вниманию.

Если условием появления непроизвольного внимания являются, как было сказано, качества внешних раздражителей и особенности внутреннего состояния человека (его потребности, интересы), то для появления и поддержания произвольного внимания необходимо сознательное отношение к деятельности. Однако нередко бывает так, что это сознательное отношение имеется, цель ясна и достижение ее признается совершенно необходимым, тем не менее человек не может работать сосредоточенно. Так бывает у людей со слабо развитой волей, которые не привыкли проявлять определенное усилие, чтобы быть внимательными.

Лобные доли коры мозга связаны со всей произвольной сознательной деятельностью, с функционированием речи. Это свидетельствует о сущности внимания как способе функционирования всего сознания.

Психические процессы могут иметь непроизвольную (не зависящую от воли) направленность. В этих случаях они организованы в форме непроизвольного (непреднамеренного) внимания. Так, резкий, неожиданный сигнал вызывает внимание помимо нашей воли.

Способность произвольно направлять психическую деятельность - одна из основных особенностей сознания человека. В процессе деятельности произвольное внимание может перейти в послепроизвольное, не требующее постоянных волевых усилий. Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д. Этапы развития:

1. Первые две недели жизни – проявление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2. Конец первого года жизни – возникновение ориентировочно - исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни – зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкция взрослого.

4. Второй – третий год жизни – развитие произвольного внимания.

5. Четыре с половиной – пять лет – направление внимания на сложные инструкции взрослого.

6. Пять – шесть лет – возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций.

7. Школьный возраст – развитие и совершенствование произвольного внимания.

5. Внимание и его свойства.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами:

Одним из свойств психики является ее избирательная направленность.

Избирательная ориентация сознания повышает эффективность текущей деятельности благодаря торможению всех других конкурирующих процессов.

Централизация в сознании того, что имеет наибольшую значимость для деятельности человека, - организация сознания, проявляющаяся в его направленности и сосредоточенности на значимых объектах.

Направленность сознания - это отбор существенных в данный момент воздействий, а сосредоточенность - это отвлечение от побочных раздражителей.

Таким образом, внимание - организация всей психической деятельности, состоящая в избирательной ее направленности и сосредоточенности на объектах деятельности.

Внимание, обеспечивая выделение значимых для данной деятельности объектов, представляет собой оперативно-ориентирующую функцию психики.

Выделение значимых объектов осуществляется как во внешней среде - внешненаправленное внимание, так и из фонда самой психики - внутринаправленное внимание.

Основным физиологическим механизмом внимания является функционирование очага оптимального возбуждения, или доминанты. Благодаря оптимальному возбуждению в определенной области коры мозга создаются условия для наиболее точного и полного отражения того, что особенно значимо в данный момент, и блокируется отражение всего того, что не имеет отношения к текущей деятельности.

Физиологическим механизмом внимания является и врожденный ориентировочный рефлекс. Мозг выделяет из окружающей среды каждый новый необычный раздражитель. Функционирование ориентировочного рефлекса сопровождается соответствующей настройкой анализаторов, повышением их чувствительности, а также общей активизацией деятельности мозга. Исследованиями нейропсихологов было установлено, что сохранение направленного, программированного действия и торможение всех реакций на побочные воздействия осуществляется лобными долями коры головного мозга.

Все виды внимания связаны с установками человека, с его готовностью, предрасположенностью к определенным действиям. Установка повышает чувствительность анализаторов, уровень всех психических процессов.

Так, мы скорее заметим появление определенного объекта, если ожидаем его появления в определенном месте и в определенное время.

    Значение внимания в жизни и деятельности человека.

Свойства внимания - направленность, объем, распределенность, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость и переключаемость - связаны со структурой деятельности человека. На первоначальном этапе деятельности, при осуществлении общей ориентации, когда предметы этой обстановки еще равнозначимы, основной особенностью внимания является широта, равномерно распределенная направленность сознания на несколько объектов. На этой стадии деятельности еще нет устойчивости внимания.

Но это качество приобретает существенное значение, когда из имеющихся объектов выявляются наиболее значимые для данной деятельности. Психические процессы концентрируются на этих объектах.

В зависимости от значения деятельности психические процессы становятся более интенсивными. Длительность действия вызывает необходимость устойчивости психических процессов.

Объемом внимания называется количество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности.

Если наблюдателю показать одновременно на короткий срок ряд объектов, то окажется, что люди охватывают своим вниманием четыре, пять объектов. Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития. Объем внимания значительно увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизированы.

Объем внимания несколько меньше объема осознавания, ибо наряду с

отчетливым отражением объектов в нашем сознании в каждый момент происходит и неотчетливое сознавание многих других объектов (до нескольких десятков).

Распределенность внимания - направленность сознания на выполнение нескольких одновременных действий. Распределение внимания зависит от опыта, навыков и умений. Начинающий водитель напряженно регулирует движение автомобиля, он с трудом может оторвать взгляд с дороги, чтобы посмотреть на приборы, и ни в коей мере не расположен поддерживать разговор с собеседником. Начинающему велосипедисту очень трудно одновременно двигать педали, сохранять равновесие и следить за особенностями дороги. Приобретая в процессе упражнения соответствующие устойчивые навыки, человек начинает совершать те или иные действия полуавтоматически: они регулируются теми участками мозга, которые не находятся в состоянии оптимального возбуждения. Это и дает возможность совершать несколько действий одновременно, тогда как любое новое действие требует полного сосредоточения сознания.

Концентрация внимания - степень сосредоточенности сознания на одном объекте, интенсивность направленности сознания на этот объект.

Переключаемость внимания - скорость произвольной смены объектов психических процессов. Это качество внимания в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека - уравновешенности и подвижности нервных процессов. В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвижно, других - менее подвижно. Эта индивидуальная особенность внимания должна учитываться при профессиональном отборе. Частые переключения внимания представляют значительную психическую трудность, вызывают переутомление центральной нервной системы.

Устойчивость внимания - продолжительность сосредоточенности психических процессов на одном объекте. Она зависит от значимости объекта, от характера действий с ним и от индивидуальных особенностей человека.

Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями, человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голосов доходят до его слухового аппарата. Мы можем не почувствовать боли, если наше внимание направленно на что-нибудь другое. Напротив, глубоко сосредоточившись на каком-либо предмете или деятельности, человек подмечает все детали этого предмета и действует очень продуктивно. А фиксируя свое внимание на ощущениях, мы увеличиваем свою чувствительность.

В коре больших полушарий мозга могут протекать два процесса: возбуждение и торможение. Когда человек внимателен к чему-либо, это значит, что у него в коре мозга возник очаг возбуждения. Остальные участки мозга в это время находятся в состоянии торможения. Поэтому человек, сосредоточенный на чем-либо одном, может ничего другого в этот момент не замечать.

Деятельность невозбужденных участков мозга связана в это время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека.

Большое значение для появления внимания имеет так называемый ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды.

Способность настораживаться, реагируя иногда на очень незначительное изменение в окружающей среде, объясняется наличием в больших полушариях мозга сети нервных путей, соединяющих ретикулярную формацию (совокупность структур головного мозга, регулирующих уровень возбудимости) с разными участками коры больших полушарий. Нервные импульсы, идущие по этой сети, возникают вместе с сигналами от органов чувств и возбуждают кору, приводя ее в состояние готовности реагировать на ожидаемые дальнейшие раздражения. Таким образом, ретикулярная формация вместе с органами чувств обуславливает появление ориентировочного рефлекса, являющегося первичной физиологической основой внимания.

При рассеянности сознание человека не имеет определенной направленности, а переходит с одного предмета на другой, т.е. рассеивается.

Можно выделить два основных вида рассеянности. Первый – результат общей неустойчивости внимания. Им, как правило, отличаются дети младшего возраста. Однако оно может быть и у взрослых в результате слабости нервной системы или большого утомления, недосыпания и т.д. Такой вид рассеянности появляется также при отсутствии привычки работать сосредоточенно.

Второй вид рассеянности имеет совсем иной характер. Он возникает потому, что человек сосредоточен на чем-то одном и поэтому не замечает ничего другого. Такой рассеянностью отличаются люди, увлеченные своим делом.

Если человек привыкает все делать внимательно, то внимание, становясь постоянной особенностью, перерастает во внимательность, которая, как черта личности, имеет большое значение в общем психологическом облике человека. Тот, кто обладает этим качеством, отличается наблюдательностью, способностью лучше воспринимать окружающее. Внимательный человек реагирует на события быстрее и переживает их часто глубже, отличается большой способностью к обучению.

Внимательность связана с большим развитием свойств внимания: его объема, сосредоточенности, устойчивости, распределения. Обладая этим качеством, человек легко сосредотачивается, у него хорошо развито непроизвольное внимание. Даже при отсутствии интереса к работе внимательный человек может быстро мобилизовать произвольное внимание, заставить себя сосредоточиться на трудном и неинтересном занятии.

Обычно выдающиеся ученые, писатели, изобретатели, вообще творческие люди отличаются внимательностью. Здесь можно назвать Дарвина, Павлова, Толстого, Чехова, Горького.

    Заключение

Таким образом, по работе можно сделать следующие выводы:

1. Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в психике.

2. Внимание человека обладает пятью основными свойствами:

    Устойчивость – способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте.

    Сосредоточенность – способность сконцентрировать свое внимание на одном объекте при этом отвлечении от других.

    Переключаемость – перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.

    Распределение – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности.

    Объем – размер информации, которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания.

3. Внимание, обеспечивая выделение значимых для данной деятельности объектов, представляет собой оперативно-ориентирующую функцию психики.

4. Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным.

5. Психические процессы могут иметь непроизвольную (не зависящую от воли) направленность. В этих случаях они организованы в форме непроизвольного (непреднамеренного) внимания. Так, резкий, неожиданный сигнал вызывает внимание помимо нашей воли.

Но основной формой организации психических процессов является произвольное (преднамеренное) внимание, характеризующееся планомерной

направленностью сознания. Произвольное внимание обусловлено вычленением значимой информации.

Способность произвольно направлять психическую деятельность - одна из основных особенностей сознания человека. В процессе деятельности произвольное внимание может перейти в послепроизвольное, не требующее постоянных волевых усилий.

Словарь основных терминов и понятий

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности.

Устойчивость внимания – способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте.

Сосредоточенность внимания – способность сконцентрировать свое внимание на одном объекте при этом отвлечении от других.

Переключаемость внимания – перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.

Распределение внимания – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности.

Объем внимания – размер информации, которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания.

Внешненаправленное внимание - выделение значимых объектов во внешней среде.

Внутринаправленное внимание - выделение значимых объектов из фонда самой психики.

Непроизвольное (непреднамеренное) внимание - не зависящую от воли

Произвольное (преднамеренное) внимание, характеризуется планомерной направленностью сознания. Произвольное внимание обусловлено вычленением значимой информации.

Послепроизвольное внимание – результат перехода в процессе деятельности произвольного внимание во внимание, не требующее постоянных волевых усилий.

8. Список литературы.

1. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. – М.: Психология и педагогика, 1999. – с. 125-132.

2. Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение, Владос, 1999. - 492 с.

3. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Психология и педагогика, 2002. - 351 с.

4. Роберт Л. Солсо Когнитивная психология. – М.: Медицина, 2001. – 228 с.

5. Психология. Словарь. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.


  1. Познавательные психологические процессы

    Контрольная работа >> Психология

    Калуга 2009 Тема: «Познавательные психологические процессы» . План. Введение Ощущение Восприятие Внимание Память Мышление Воображение... . По преобладающему в процессах запоминания анализатору выделяют такие виды памяти, как зрительная, слуховая, двигательная...

  2. Познавательно -психологические процессы

    Реферат >> Психология

    ... ; основные свойства восприятия; виды мышления; мыслительный процесс . 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНО -ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ 1.1 Понятие об ощущении... в нем познавательные процессы и личность. познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание , память, ...

  3. Особенности познавательных психических процессов у людей с формами зависимости

    Дипломная работа >> Психология

    И воображение как венец развития познавательных процессов 1.3 Память и внимание и их роль в познавательных процессах 2. Психологическая зависимость 2.1 ... различные структуры состояний, свойств и видов внимания (например, состояние бдительности, способность...

Носит избирательный характер, что связано с необходимостью целенаправленного восприятия информации, относящейся к конкретному делу или выбранному объекту. Нагрузка юриста чрезмерная, одновременно приходится выполнять несколько разноплановых видов работы и соответственно распределять внимание, поэтому для него чрезвычайно важно умение переводить внимание в зависимости от обстоятельств с одного объекта на другой при сохранении общей картины события и одновременного выполнения не менее двух действий. К профессионально важным свойствам внимания относятся его концентрация, устойчивость, быстрота переключения. Все характеристики профессионального внимания определяются в основном типологическими свойствами и особенностями нервной системы и, по мнению психологов, слабо подвержены изменениям. С этим утверждением можно соглашаться или не соглашаться. Но целеустремленный человек, тем более специалист, может развить и повысить свое внимание. На устойчивость профессионального внимания влияют отрицательно монотонность, утомляемость, перенапряжение и отсутствие интереса к работе, тогда как заинтересованность в работе, содержательность и ответственность выполняемой задачи вызывают рост устойчивости внимания. Внимание связано с профессиональной памятью.

Интеллектуальные способности

Отражают общие и профессиональные интеллект и эрудицию юриста и охватывают широкий диапазон его способностей. К наиболее важным из них можно отнести: наблюдение за происходящим и умение видеть это происходящее, выделяя наиболее важные обстоятельства с учетом решаемой задачи; способность учитывать и использовать опыт коллег и делать выводы; действия по сбору, анализу и обработке информации с последующей интерпретацией, выводами и необходимыми рекомендациями; способность выяснить причины появления проблемы (невыполнение задания, несвоевременное выполнение или срыв выполнения задания) и выработать обоснованные предложения и рекомендации ее решения; генерацию оригинальных и инновационных идей с последующим внедрением их в повседневную практику; способность творческого нестандартного мышления и умение планировать свои конкретные действия и деятельность в целом; умение определить приоритетные направления деятельности и рассчитать необходимые ресурсы для реализации кратко- и долгосрочных целей; способность предвидеть последствия реализации принимаемых решений; умение увидеть и проанализировать взаимосвязи между явлениями; способность заниматься организационными вопросами, установить и проанализировать сильные и слабые стороны прогнозируемых действий, предвидеть риски и определить новые возможности; умение подняться над ситуацией и думать глобально; способность выявить свои слабые позиции в профессиональной подготовке и критически оценить личные возможности; способность внедрять в свою работу новые знания, в том числе из других сфер деятельности, стремление постоянно совершенствовать и обновлять свои знания и навыки и эффективно комплексно применять весь свой профессиональный инструментарий. Внимательность и аккуратность в изучении деталей дела – часть профессиональной культуры юриста, малейшая неточность ведет к иному результату.

Наблюдательность . Еще одно необходимо важное качество из перечня ПВК юриста. Наблюдательность – это основывающееся на ощущении и восприятии психическое свойство, предполагающее высокую чувствительность зрительного восприятия (прямая связь со здоровьем, в частности, со зрением). Благодаря своей наблюдательности, человек по незначительным признакам различает объекты, подмечает частности и подробности, малозаметные свойства явлений и фактов, отмечает различия между ними, сокращая время восприятия объекта, явления, процесса.

Наблюдение в деятельности юриста – важный инструмент познания другого человека. Юрист может судить о качествах и внутреннем состоянии человека по внешним признакам: внешность, мимика, речь, слова, моторика, пантомимика.

Из особенностей наблюдательности юриста и вообще профессии "человек – человек" следует выделить: 1) способность увидеть в поведении и внешности человека его психическое внутреннее состояние и свойства; 2) способность дифференцировать признаки, посредством которых человек выражает себя: физиогномическая маска, осанка, походка, мимика, жесты, позы; 3) избирательный и направленный интерес к личности как объекту наблюдения и восприятия; 4) способность понять, изучить личность в общении, во взаимоотношениях с другими; 5) комплексность, исключающую категорические оценки на основе единичной фиксации отдельных признаков.

В каждодневной работе юриста особое место занимает умение понимать язык внешних проявлений. Он, как бы молча говорит, показывая, как человек вошел в помещение, как подошел, как поздоровался, как сел и какое положение рук, кистей и пальцев, какую фразу и почему, как и с какой интонацией произнес, почему запнулся на одном вопросе и обошел другой, как и на кого в тот или иной момент посмотрел, почему опустил глаза, почему и когда дрогнули веки и многое другое.

Значения языка внешних проявлений может иметь вероятностный характер, но профессионал должен понимать и уметь читать его. Этот бессловесный язык скажет профессионалу о данном человеке значительно больше, чем он сам о себе. Некоторые умеют управлять языком внешних проявлений, но профессиональное наблюдение позволяет увидеть двойственность поведения.

На чем должен юрист акцентировать свое внимание, чтобы понять, кто перед ним? Он должен обратить внимание: 1) на словарный запас и логику построения речи, логику изложения мыслей и ответы на вопросы, – по этим признакам можно установить уровень образованности, культуры, профессиональной принадлежности, умственного развития, а также принадлежность к той или иной социальной группе, криминализованность и правовую осведомленность; 2) на содержание высказываний, которые позволяют определить взгляды и убеждения, цели и планы, интересы и ценностные ориентации собеседника; 3) на произношение, которое раскрывает регионально-национальную принадлежность, а также вероятное место рождения и длительное жительство; 4) на темп речи, интонацию, жестикуляцию, выразительность мимики и экспрессивность речи, по которым можно определить темперамент, умение владеть собой, эмоциональную уравновешенность и силу воли.

Профессиональная наблюдательность помогает юристу выявить криминально значимые признаки у собеседника, понять его прошлое и настоящее: 1) признаки криминализации речи – присутствуют слова из криминального жаргона, обращения "гражданин начальник", "командир", выражения из "блатных песен"; 2) татуировки (не путать с модными тагу) – несут смысловую нагрузку, устанавливающую статус ее носителя в криминальной среде, отношение к закону, характер преступной деятельности, число "ходок" ("отсидок"); 3) жесты, движения, детали одежды, привычки поведения – характерная жестикуляция и движения кистью и пальцами как форма безмолвного обмена информацией и безмолвной связи, манера входа в кабинет, помещение, своеобразная походка и необычное для нормального человека поведение при общении, привычка сидеть на корточках у стены или особенности ожидания (например, три шага вправо и три влево – по размеру камеры), способы симуляции болезни или способ хранения личных вещей, обращение по кличке, неумение пользоваться столовыми предметами (ножом и вилкой) и привычка смешивать в одно разные блюда, наличие массивных перстней на пальцах.

Профессиональное наблюдение позволяет юристу увидеть противоречивость личности человека, который пытается выдать желаемое за реальность, представляя себя окружающим далеко не таким, каким он является в действительности. Например, человек пытается показать себя тихим, недалеким, стеснительным, ведущим скромный образ жизни простого обывателя, немножко туповатым, но в то же время быстро и остроумно отвечает на вопросы, используя художественные обороты и красочные сравнения, профессионально и блестяще ставит защиту, тонко парируя выдвигаемые обвинения, в ответах на специфические вопросы проявляются профессиональные знания, в общении чувствуется жесткий самоконтроль, настороженность, повышенная готовность к агрессивной самозащите, переходящей в наступление.

Наблюдательность позволяет юристу определить психическое состояние человека по таким признакам, как взволнованность и тревога, напряженность и растерянность, страх и расслабленность, злость и радость.

К внешним признакам психического состояния относятся: голос с его меняющейся интонацией, колебаниями темпа и тембра, бегающие глаза, направление взгляда и выражение глаз, цвет лица и выступающие капли пота, жесты, поза (состояние напряженности, например, неестественная поза, скрещенные на груди руки, дрожащие пальцы рук или напряженно сжимающиеся в кулак), неосознанные движения рук (человек в состоянии волнения берет в руки карандаш, сигарету, расческу и начинает интенсивно вертеть).

Юрист должен определить психическое состояние клиента, потерпевшего, свидетеля: успокоенность или тревожность, страх и напряженность, так, например, появляющиеся капельки пота в некоторые моменты разговора свидетельствуют о чувстве опасности и страхе. Следует обратить внимание: на движение глаз; некоторую растерянность; задержку с ответом и уход от прямого ответа, попытки перевести разговор на другие темы; появляющиеся в голосе оттенки уверенности и неуверенности; внезапные провалы в памяти и появление признаков лживости или искренности; внезапное покраснение или красные пятна на шее и капли пота на лице; усиленную манипуляцию предметом (ручкой, карандашом, зажигалкой, пуговицей, пепельницей и пр.) и (или) постукивание пальцем; непроизвольное, неконтролируемое расширение зрачков глаз; естественные или наигранные реакции.

Опытный юрист, владеющий методикой психологического наблюдения, увидит психологические проявления и обратит внимание на любые попытки собеседника ввести его в заблуждение, обмануть.

Профессиональная наблюдательность юриста опирается на профессиональные знания, личностные особенности, имеющиеся представления и понятия о протекающих явлениях и процессах и познавательный опыт, включающий сложившиеся познавательные структуры для осмысления, систематизации, классификации и вербального изложения воспринимаемого, что позволяет не просто увидеть и заметить, а провести тонкую дифференцировку видения малозаметного.

Без профессиональных знаний и опыта нельзя увидеть то, чего не знаешь и не понимаешь. Наблюдение имеет избирательный характер и позволяет увидеть только то, что знаешь, что ищешь, что нужно увидеть. Нередко юристы разного профессионального уровня и (или) разной специализации видят одно и то же, но при обмене мнениями выясняется, что они видят разное. Без должных знаний и специального познавательного опыта (адвоката, следователя, судьи, юриста-международника, корпоративного юриста, нотариуса) можно не увидеть то, что нужно увидеть.

Высокой наблюдательностью обладал знаменитый литературный герой Шерлок Холмс и, конечно, высокая абсолютная и относительная наблюдательность у писателей.

Наблюдательность как элемент сложной психической системы обусловлена особенностями зрительного анализатора, памяти и мышления и входит в целостную единую структуру психики человека, с его прошлым опытом, направленностью, эмоциональными предпочтениями.

Каждый человек обладает индивидуальными особенностями наблюдательности, что определяется разной заинтересованностью.

Разная наблюдательность определяется различной остротой восприимчивости: один человек тонко воспринимает цвета, их оттенки, но слабо различает звуки, интонацию голоса, у другого все наоборот; один видит все обобщенно, выделяя главное, и игнорирует детали, другой акцентирует внимание на деталях, частностях, но не способен к обобщению и не может выделить главное.

Эмоциональная устойчивость (стрессоустойчивость). Входит в список юридических ПВК и играет в судьбе профессионального юриста значительную роль; слабая или недостаточная эмоциональная устойчивость в любой момент может стать непреодолимым барьером на пути профессиональной деятельности и карьерного роста юриста.

Эмоциональная устойчивость, или стрессоустойчивость, охватывает совокупность личностных свойств, обеспечивающих человеку возможность переносить существенные интеллектуальные, эмоциональные и волевые нагрузки, связанные с особенностями профессиональной деятельности, но без значимых вредных последствий для его здоровья и деятельности и для окружающих.

Эмоциональная устойчивость – это черта здравомыслящего, цивилизованного человека, умеющего контролировать свои эмоции, раздражение и гнев, не позволяя им, подобно джину, вырваться наружу, и способного вести себя в соответствии с ситуацией, не поддаваясь требованиям раздраженной гневом души. Когда-то А. С. Пушкин писал в "Евгении Онегине":

Учитесь властвовать собою;

Не всякий вас, как я, поймет;

К беде неопытность ведет.

Эмоциональную устойчивость обеспечивают уравновешенный темперамент, стабильная самооценка, душевная гармония, тогда как контроль и управление нахлынувшими эмоциями обеспечивают сила сознания и сила воли.

Эмоциональная устойчивость позволяет переносить жизненные невзгоды, сохранять внутреннюю гармонию, оставаться энергичным и активным, сохранять нервную систему и здоровье.

Стрессоустойчивость юриста выступает гарантией его успеха, поскольку в процессе профессиональной деятельности ему нередко приходится переносить повышенные психофизиологические перегрузки. Юрист прямо и косвенно связан с судьбами других людей, поэтому постоянно попадает в стрессовые ситуации и испытывает эмоциональные переживания и сопереживания. Надеть скафандр и изолироваться от них невозможно. Подобное бегство оборачивается потерей клиентуры, блокированием профессионального роста и изоляцией от юридического сообщества. Юрист – потом, сначала – человек, сопереживающий другим. В одном лице объединены нервно-психологические свойства человека и профессионально-личностные качества юриста с попеременным доминированием то первого, то второго. Сопереживания и перегрузки оставляют свой след в нервно-психической системе человека и сказываются на состоянии его здоровья. Не допустить психофизиологических перегрузок, а если они все-таки состоялись, то смягчить их последствия, юрист, как и любой человек, может за счет правильной организации своего времени, чередуя работу с отдыхом и организуя эффективный досуг, укрепляя оптимистическое настроение и блокируя нотки пессимизма.

Психологическая структура стрессоустойчивости, или эмоциональной устойчивости, охватывает пять взаимосвязанных компонентов: 1) поведенческий, 2) волевой, 3) когнитивный, 4) эмоциональный и 5) мотивационный.

Поведенческий компонент направлен на личность, работу и общение с другими людьми и предполагает умение в процессе служебного и внеслужебного общения взаимодействовать с людьми, устанавливать межличностные отношения и решать различные вопросы, а также умение представлять и отстаивать личностные интересы.

Волевой компонент определяет возможность личности не бояться ответственности за принимаемые решения и последующие действия, способность к самоконтролю и регулированию собственного поведения.

Когнитивный компонент определяет познавательный интерес и познавательную активность индивида, его знание резервов и ресурсов психической организации личности и стратегии формирования эмоциональной устойчивости.

Эмоциональный компонент отражает чувствительность и реакцию личности к критическим ситуациям, умение анализировать, регулировать и контролировать собственные эмоциональные реакции и переживания.

Мотивационный компонент охватывает совокупность мотивов по преодолению психологических барьеров, возникающих при повышенной напряженности, в том числе знание способов формирования позитивной мотивации и умения использовать их для достижения успеха.

Освоение указанных компонентов позволяет сформировать и развивать эмоциональную устойчивость юриста.

Для профессиональной деятельности юриста, как отмечалось выше, характерны высокая интенсивность, насыщенность многочисленными организационно-правовыми и социально-психологическими стрессами, частые вмешательства внешних факторов, многочисленные социальные контакты, постоянное непосредственное общение с другими людьми, включая неформальные отношения в коллективе, которые нередко характеризуются повышенным эмоциональным перенапряжением. Все это в совокупности создает предпосылки и условия для возникновения и развития синдрома эмоционального выгорания.

Парадокс эмоциональной устойчивости – стрессоустойчивости практически каждого человека, включая юриста, – проявляется в остаточной стрессоустойчивости: когда человек абсолютно контролирует себя на работе, в деловой, служебной обстановке, сдержан и предельно внимателен к окружающим, но срывается в кругу близких и на близких, выпуская пар, более того, бестактен и вспыльчив, тиран и хам, восточный деспот.

Можно ли характеризовать такого юриста как человека эмоционально устойчивого? Ведь, кроме того, эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость – это контроль гнева, раздражения (что положительно). А как быть с чувством радости, любви?! Подавить или дать выплеснуться?!

Безэмоциональность может обернуться нервным срывом. Неэмоциональный человек – это ужасно, это катастрофа в отношениях. Отсутствие эмоциональности в отношениях – это их гибель. Эмоциональность в отношениях – это, возможно, трудно, но все-таки прекрасно.

Противостоять синдрому эмоционального выгорания или эмоционального истощения можно укреплением эмоциональной устойчивости посредством повышения профессиональных знаний и профессионализма, развития уверенности в себе, в своих профессиональных знаниях и своих компетенциях, путем укрепления межличностных отношений, развития социальной смелости и коммуникативных способностей, посредством ведения наступательной профессиональной деятельности, креативного (творческого) решения стоящих задач и проблем. Успехи в профессиональной деятельности заблокируют дорогу эмоциональному истощению, а добрые, теплые взаимоотношения в семье создадут добротную, благоприятную почву для успешного развития профессиональной деятельности.

  • Подробнее см.: Прикладная юридическая психология: учеб. пособие / под ред. А. М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001; Регуш Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб.: Питер, 2001; Сергеева О.
  • См.: Сергеева О. Как научиться разбираться в людях? 49 простых правил. М.: Эксмо, 2008.

Внимание в профессиональной деятельности юриста

Внимание: понятие, свойства, виды.

Внимание - ϶ᴛᴏ сосредоточение сознания на определœенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение. Внимание осуществляет отбор нужной информации, обеспечивает избирательность программ действий и сохраняет постоянный контроль над их протеканием. В профессиональной деятельности юриста значение внимания проявляется в следующих аспектах: во-первых, оно непосредственно влияет на качество выполнения им своих функциональных обязанностей; во-вторых, умение следователя, судьи, прокурора правильно определить качественную сторону внимания участников уголовного, гражданского и административного судопроизводства помогает более объективно оценить их показания, способность осознавать происходящее.

Выделяют внешние и внутренние (субъективные) факторы, определяющие направленность внимания. К внешним факторам, прежде всœего, относятся интенсивность, силу, контраст и новизну раздражителя. Так, к примеру, если свидетель утверждает, что он не обратил внимания на какой-то сильный раздражитель, то это может свидетельствовать о том, что он либо находится в каком-то необычном психофизиологическом состоянии, либо просто не желает по каким-либо причинам говорить правду. К субъективным факторам, определяющим направленность внимания, относятся соответствие внешних раздражителœей потребностям человека и та значимость, которую он придает этим раздражителям. К данной группе факторов относятся также эмоции, чувства, которые вызываются воспринимаемыми объектами, интерес человека к воспринимаемому явлению. На уровень внимания в значительной степени влияют общее состояние здоровья человека, психофизиологические особенности и расстройства, усталость, приводящие к снижению объема внимания, к появлению рассеянности.

Человек, совершивший преступление, находится под интенсивным воздействием внешних и внутренних факторов, которые порой мешают ему сосредоточиться и целœенаправленно управлять своим вниманием на месте происшествия, в результате чего ему не удается полностью уничтожить или скрыть следы своей преступной деятельности. Усвоение следователœем этой истины должно мобилизовывать всœе его интеллектуальные силы, знания, опыт на поиск следов преступления в самой, казалось бы, безнадежной с точки зрения раскрытия преступления следственной ситуации. При решении подобных сложных задач особую роль играют волевые усилия следователя, позволяющие ему сосредоточить свое внимание на тех или иных предметах обстановки места происшествия.

Виды внимания:

1. Непроизвольное внимание - ϶ᴛᴏ отсутствие усилий со стороны человека, направленных на сосредоточение на объекте. Данный вид внимания характеризуется непреднамеренностью, отсутствием специальных усилий.

2. Произвольное внимание - ϶ᴛᴏ внимание, управляемое осознанной целью, носит отчётливо выраженный, сознательный, волевой характер и наблюдается при сознательном намерении выполнять какую-либо деятельность. Причиной, вызывающей и поддерживающей произвольное внимание, является осознание значения объекта внимания для выполнения данной деятельности, удовлетворение потребностей, тогда как при непроизвольном внимании значение объекта может и не осознаваться.

3. Послепроизвольное внимание - ϶ᴛᴏ сосредоточение на объекте в силу его значимости для личности.

Внимание представляет собой сложное психическое явление, наделœенное целым рядом характеризующих его признаков, свойств:

1. Объем внимания измеряется тем количеством объектов, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ может быть охвачено вниманием весьма ограниченный отрезок времени. В случае если между объектами устанавливаются смысловые связи, то объем внимания может увеличиваться. При этом чрезмерное увеличение объема внимания может отрицательно отразиться на его интенсивности и, следовательно, отрицательно повлиять на результаты деятельности. Данную особенность внимания следует учитывать во время осмотра места происшествия, обыска. Стремление быстрее завершить работу за счет расширения объема внимания, как правило, приводит к тому, что из поля зрения ускользают более мелкие объекты, различного рода следы и т. п.

2. Распределœение внимания - ϶ᴛᴏ субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определœенное число разнородных объектов одновременно. Распределяемость внимания позволяет следователю одновременно следить за несколькими независимыми процессами, совершать несколько действий: отслеживать процедуру обыска и наблюдать за поведением обыскиваемого. Умение распределять внимание является профессионально важным качеством юриста͵ особенно в условиях возрастающих нагрузок.

3. Концентрация внимания - ϶ᴛᴏ степень (интенсивность) сосредоточенности на одном объекте.

4. Устойчивость внимания - ϶ᴛᴏ длительное сосредоточение на одном объекте.

5. Отвлечение - ϶ᴛᴏ непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

6. Переключение - ϶ᴛᴏ намеренный перенос внимания с одного объекта на другой.

7. Рассеянность - ϶ᴛᴏ неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определœенном длительное время. Рассеянность может быть:

Мнимой - это невнимание человека непосредственно к окружающим предметам и явлениям, вызванное крайней сосредоточенностью его внимания на каком-то предмете;

Подлинной - ϶ᴛᴏ когда человек с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии.

Весьма распространенным приемом, позволяющим в течение всœего рабочего дня поддержать на должном уровне внимание, является смена действий (видов деятельности): к примеру, чередование допросов с составлением процессуальных документов, изучение поступивших материалов с приемом посœетителœей. Вместе с тем, чтобы развить внимательность сотруднику правоохранительных органов крайне важно знать некоторые правила сосредоточенной работы:

В первую очередь, нужно учитывать, что не всœе отвлечения вредны. Глубокая концентрация внимания сопровождается возбуждением определœенных участков коры головного мозга. При этом длительное поддержание возбуждение невозможно – наступает утомление. По этой причине, в ряде случаев, отвлечения оправданы – когда они носят характер кратковременного отдыха, усиливающего дальнейшую сосредоточенность. 5-10 минут каждого часа умственной работы достаточно для такого отдыха (несколько физических упражнений, гимнастика для глаз и т.п.).

При этом наибольшие неудобства нам доставляют непреднамеренные отвлечения в процессе самой работы: не связанные с ней посторонние мысли, желание разглядывать посторонние предметы. Отсюда вытекает второе правило – крайне важно создать соответствующую характеру работы обстановку. Некоторые люди могут сосредоточенно работать при любых условиях, но для большинства важны внешние факторы: относительная тишина, порядок на столе, хорошее освещение, удобная позы и т.д. Важна также чисто психическая возможность работать в данных условиях. По этой причине так легко сосредоточиться, к примеру, в библиотеке. Полезен и заблаговременно созданный настрой на работу. Люди с ярким образным мышлением могут попробовать следующий прием. Представим, что в нашей голове находится огромный шкаф с множеством ящиков. Каждому виду работы в этом шкафу отведен отдельный ящик. Перед началом серьезной работы, требующей максимального сосредоточения, максимально отчетливо нужно вообразить, как выдвигается ящик соответствующего вида работы (при этом остальные плотно задвинуты). Этот прием, по свидетельству современников, любил Наполеон, отличавшийся, как известно, огромной работоспособностью.

В-третьих, крайне важно учитывать, что сосредоточенность усиливается действием небольших побочных раздражителœей. Не нужно стремиться работать в полной тишинœе: небольшой звуковой фон (тихая музыка, шум за окном) всœе-таки необходимы. Широко известен опыт одной из библиотек Лондона, в которой были созданы полностью звукоизолированные места для читателœей. Очень скоро выяснилось, что в полнейшей тишинœе работа невозможна.

В-четвертых, нужно ориентироваться на более благоприятные для умственной работы периоды в течение дня. Согласно многочисленным экспериментам пик психической активности приходится на 5, 11, 16, 20 и 24 часа. В эти периоды облегчено достижение максимальной концентрации внимания.

При этом в процессе умственной работы важна не только степень концентрации внимания, но и возможность ее длительного поддержания. Способность к длительной концентрации внимания можно тренировать. Целый ряд специальных упражнений предложен йогой, современными системами аутотренинга. Эти упражнения основаны на поддержании длительной концентрации внимания на каком-либо одном объекте. Главная задача при этом – обеспечение полного отсутствия всœе посторонних мыслей, которые не относятся к рассматриваемому предмету.

Формирование умения управлять своим вниманием неразрывно связано с формированием личности юриста͵ с его отношением к профессии и людям, с развитием таких качеств, как организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самообладание. Согласно убеждениям А.Ф. Кони, в частной жизни и, в особенности в профессионально-деловом общении юристу понужнобиться «немало терпения и терпимости к рассказчику, постоянно отклоняющегося в сторону и, спокойно выслушивая массу ненужностей, сохраняя нить Ариадны в лабиринте словесных отступлений и экскурсий по сторонам».

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте понятие «ощущения». Какую информацию дают человеку ощущения? Каковы виды ощущений?

2. Каковы свойства и закономерности ощущений? Как используются особенности ощущений в профессиональной деятельности юриста?

3. Раскройте понятие «восприятие». Каково значение восприятия в юридической практике?

4. Каковы основные свойства восприятия? Каковы виды и типы восприятия? Какой тип восприятия у вас?

5. Что такое мышление? Каковы его основные характеристики?

6. Какие существуют виды и операции мышления? Как учитываются их особенности в профессиональной деятельности юриста?

7. Что такое память? Каковы ее процессы и виды?

8. Какие факторы влияют на запоминание и сохранение информации? Какие качества памяти особенно необходимы юристу?

9. Раскройте понятие «воображение». Назовите его виды и дайте им характеристику.

10. Какие особенности воображения должны учитываться в работе юриста?

11. Что такое внимание? Какие виды внимания вы знаете? Каковы свойства внимания?

12. Какую роль внимательность играет в юридической практике?

Т е м а 3. Психолого-правовая оценка эмоций, чувств,

Концентрация внимания - это фундамент практического любого действия. От степени концентрации зависит успех в любом деле - в бизнесе, в обучении, в общении, в переговорах, в ораторском мастерстве и другой деятельности человека.

В бизнесе концентрация внимания - это степень целеустремленности и умение сосредотачиваться на главном.

В обучении - это умение полностью принять всю информацию от преподавателя или другого источника, концентрация значительно повышает воспринимаемость и обработку информации мозгом.

В общении - это великое искусство чувствовать и понимать в разговоре не столько себя, сколько другого человека. Человека рассеянного видно сразу по стилю общения. Он не может сосредоточиться на собеседнике, ерзает и подергивает руками и разными частями тела, глаза бегают по сторонам и не могут зафиксироваться на партнере. Его мысли перескакивают от одного к другому.

В переговорах концентрация внимания - это умение не дать себя запутать и реализовать свои интересы. Это умение отслеживать ходы партнеров и проводить свою линию, удерживая в сознании всю необходимую информацию.

В ораторском мастерстве - это умение при яркой и выразительной форме сохранять четкость мышления и глубокое содержание речи. Это искусство совмещать свой мыслительный процесс и ясное выражение этих мыслей, даже в условиях мешающих факторов.

Но есть отдельные профессии, где внимание особенно важно.

Например, корректор . Корректура – ответственная работа, поэтому требования к уровню профессионализма в этой области достаточно велики. Корректор проверяет текст на наличие ошибок, на соответствие стандартам оформления (формат записи дат и чисел, правильные тире и кавычки и т. д.). Ему необходимо умение работать с многочисленными справочниками и словарями.

Или бухгалтер - профессия бухгалтера не считается самой сложной в экономической среде, но, тем не менее, именно бухгалтер работает с финансовой основой компании, именно бухгалтер напрямую контактирует с банками, налоговыми службами, а также регулярно рассчитывает и выдает заработную плату для всех сотрудников предприятия. Если у такого специалиста будут ошибки в деятельности, несложно увидеть, чем это может грозить всему предприятию.

Ещё одна профессия, требующая концентрации внимания – водитель . Человек, отвечающий за жизнь пассажиров.

Инженер : в той или иной степени имеет дело с техникой, с техническими объектами и технологическими процессами. В любой области настоящий инженер должен действовать самостоятельно, инициативно, творчески. Большое значение для инженера имеет способность к сосредоточению, способность быстро переключаться с уровня абстрактного мышления и представлений на уровень представлений о конкретном продукте (результат своих разработок), критичность, способность к анализу и синтезу, а также способность переходить от конкретных, отдельных предметов к общим понятиям.

Безусловно, хорошей концентрацией внимания должны обладать операторы машин на производственных линиях. А также: развитой оперативной памятью, координацией движений рук, особенно движений пальцев при наборе информации па клавиатуре.

Крайне важно обладать хорошей концентрацией внимания операторам охраны , сидящим за мониторами слежения. От качества внимания этих людей зависит очень многое, иной раз чья-то жизнь. Неспроста текучесть кадров в охране потрясает: иной раз за месяц на объекте может обновиться весь штат из 5-10 человек.

Также подвергаются переутомлению и снижению работоспособности банковские служащие . Высокая ответственность, частые изменения инструкций, "размытость" юридических норм - все эти факторы создают напряженность в деятельности таких специалистов. Устойчивое и относительно высокое финансовое обеспечение банковских работников не компенсирует негативного влияния хронического стресса на их жизнь и работу.

От неумения правильно расслабляться мужчины прибегают к привычным средствам - развлечениям, алкоголю. А женщины посещают магазины, салоны, занимаются домашними делами. Но в целом эти действия проблему повышенной психологической напряженности не решает.

Для концентрации необходим не только внешний покой, но и внутренний. Перед тем как приступить непосредственно к работе, необходимо расслабиться и собраться с мыслями. Если мы нервничаем, напряжены, то мы не можем сконцентрировано работать.

Помогает справиться с нервозностью, внутренним напряжением и стрессом, усиливая при этом концентрацию. Способность к высокой концентрации предоставляет человеку возможность выполнить гораздо больший объем своей работы, своего дела! Более того, высокая сосредоточенность позволяет работать не только с большим количеством, но и с гораздо лучшим качеством.

Вопрос1: Понятие о внимании. Значение внимания в жизнедеятельности человека.

Внимание - избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчётливости содержания, являющегося предметом деятельности человека.

Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием часто стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, другие психологические характеристики личности. Это, прежде всего, вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием - его сознаваемостью. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту.

Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчётливое отражение его в психике. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчётливо, однако направленность нашего внимания может меняться.

Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов.

Значение внимания в жизнедеятельности человека.

Отмечая роль внимания в психической деятельности, вспомним слова великого русского педагога К. Д. Ушинского: «...внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».
Внимание характеризуется следующими свойствами: объемом, распределяемостью, концентрацией, устойчивостью и переключаемостью.

В свойствах внимания выражаются особенности личности В зависимости от всего склада психической жизни формируется внимательность личности По характеру внимания людей разделяют на внимательных, невнимательных, рассеяных.

Внимательность как черту личности следует отличать от психических состояний Внимательность и рассеянность как временные психические состояния наблюдаются у каждого человека, независимо от того, выработаны у него или нет соответствующие черты характера



Состояние обостренной внимательности возникает у человека, попадающего в новую, необычную для него обстановку; оно вызывается напряженным ожиданием существенных для жизни событий, выполнением ответственных поручений

Для состояния внимательности характерны обострение чувствительности, ясность мысли, эмоциональный побьем, увеличение скорости психических реакций, вызванное волевой мобилизацией сил, собранностью и готовностью к действию

Состояние вниматечьности может возникнуть при повышенном интересе к предмету в данный момент. В таком случае в основе внимательности лежит непроизвольное внимание

Состояние внимательности, как и все психические состояния,- явление преходящее Изменяется ситуация, и человек возвращается к своему обычному стилю внимания Вот почему бывают горькие разочарования в людях, когда приняв состояние внимательности за черту личности, позже начинаешь понимать истинный стиль внимания данного человека

Рассеянность как состояние внимания также переживается каждым чечовеком Усталость после напряженного рабочего дня, озабоченность своими мыслями при выполнении малоинтересного дела, радостное, приподнятое настроение при отсутствии отвегственного дела, пресыщение разговорами-все эти, как п некоторые другие, причины могут вызвать состояние рассеян ности В этом состоянии человек может проявлять не свойственною ему как личности невнимательность

Внимание как черта личности, т е внимательность, определяется прежде всего соотношением в деятельности видов внимания. Преобладание произвольного и послепроизвольного внимания характерно для волевого, целеустремленного человека, который ясно осознает, что и зачем ему нужно. В этом случае недостатки в отдельных качествах внимания (медленная пере-ключаемость, слабое распределение) компенсируются. Преобладание непроизвольного внимания свидетельствует о внутренней пустоте человека: его внимание находится во власти внешних обстоятельств, волевая регулировка внимания минимальна. Такое внимание может быть охарактеризовано как рассеянность, отличительным признаком которой является «легкость в мыслях необыкновенная», порхание от объекта к объекту.

Причиной рассеянности может быть и глубокая концентрация внимания на одном предмете В этом случае человек, недостаточно распределяя внимание, перестает замечать происходящее вокруг. По внешней картине поведения кажется, что этот человек вообще рассеянный. Сильная степень концентрации вниманий на одном предмете характерна для мыслителей. Такая рассеянность внимания - следствие концентрации внимания на одном объекте.

И внимательность, и рассеянность, связанная с неумением произвольно регулировать свое внимание, выражаются в мыслительной деятельности, первая - в доказательности, последовательности, непротиворечивости рассуждений; вторая - в эмоциональной отвлекаемости мысли, в неспособности последовательно и до конца довести рассуждение. Понятно, что внимание является не причиной, а одним из условии, определяющих логический ход мысли и ее результаты.

Преобладание у человека произвольного внимания говорит о том, что ему присуща внимательность как черта личности. Для более глубокого понимания внимательности следует проанализировать, во-первых, ее связь с деятельностью и направленностью личности, которые определяют содержательно-мотивационную сторону внимания, и, во-вторых, соотношение в структуре внимательности свойств внимания.

В трудовой и учебной деятельности выделяется устойчивый круг объектов, на которые чаще и направляется произвольное внимание человека. Эти объекты, выделяемые содержанием деятельности, а также целями, выражающимися в речевой форме, начинают постепенно занимать все больше и больше места в сознании. Возникает привычка обращать внимание на этот круг предметов и на определенную деятельность.

Знания позволяют подмечать такие детали в предметах или мыслях, мимо которых проходит неспециалист. Так, профессионализация внимания педагога сказываеэся в том, что он начинает замечать недостатки поведения окружающих не только в школе, но и вне ее, не может спокойно пройти мимо нарушений норм поведения. Занятие техническим конструированием заставляет рабочего, инженера присматриваться ко всякой новой машине. Мысль ученого становится предметом его неотступного думания, а следовательно, и внимания.

Мировоззрение, убежденность, идеалы человека оказывают зиачителыюе влияние па то, какие предмегы вызывают сосредоточение ею сознания. С направленностью личности связано умение поставить в центр внимания главное, растущее, новое в жизни.

Внимательность как черта личности проявляется в своеобразном синтезе свойств внимания. Формирует определенные свойства внимания активная деятельность человека. Например, педагогическая деятельность вырабатывает устойчивое, хорошо распределяемое и быстро переключаемое внимание. Труд ученого требует концентрированного и устойчивого, но менее гибкого внимания. Поэтому свойства внимания, связанные с типологическими особенностями нервной системы, формируются в результате деятельности.

Включенное в познавательную деятельность человека, внимание сочетается в чертах характера с индивидуальными особенностями умственной деятельности. В таких чертах характера, как наблюдательность и любознательность, синтезируются на основе своеобразия умственной деятельности и эмоциональное отношение человека, и особенности его внимания. В страстности как эмоциональной черте личности синтез внимания с познавательной деятельностью происходит на основе чувств.

Огромную ценность в обществе приобретает внимательность как черта характера, выражающая отношение к людям. Внимание к нуждам и интересам, переживаниям и здоровью членов коллектива должно быть обязательной чертой каждого руководителя. Это требование в полной мере относится и к преподавателю, для которого жизнь учащихся и их развитие представляют постоянный объект внимания. Внимательность составляет основу чуткости и такта в подходе как к детям, так и к взрослым.

Подводя итоги анализа внимательности как черты личности, следует подчеркнуть, что в ней отражаются:

2) типочогичекие особенности чеювека. Внимательность формируется в детельности и синтезируется с некоторыми чертами умственной деятельности и эмоциональными особенностями человека.