Рекомендации родителям и воспитателям по развитию звукопроизношения. Воспитание у ребёнка навыков правильного звукопроизношения

Развитие фонематических процессов и коррекция нарушений звукопроизношения .

1. К моменту поступления в школу ребенок должен правильно произносить все звуки речи родного языка и не путать их между собой в речевом потоке. Перед школой необходимо проконсультироваться с логопедом.

2. Если ваш ребенок говорит, по вашему мнению, абсолютно «чисто», не помешает, все-таки, обратиться к логопеду и проверить так ли это на самом деле.

3. Работу по устранению дефектов звукопроизношения должен проводить только специалист. Самостоятельное вмешательство родителей в процесс коррекции звукопроизношения может привести к отрицательному результату.

4. Обратите внимание на сформированность слоговой структуры речи у вашего ребенка. К шести годам ребенок безошибочно, не переставляя и пропуская слоги, должен произносить слова типа: милиционер, экскаватор, велосипедист и т.д.

5. Формируйте у ребенка способность к различению на слух всех звуков речи, - это поможет в дальнейшем избежать трудностей в овладении письменной речью.

6. Развитию фонематических процессов помогут упражнения, которые можно выполнять не только дома, но и по дороге в детский сад, на прогулке, в магазине и т.д. :

· Произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку), когда услышит заданный звук. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Р]». Так можно «играть» с любым звуком речи.

· Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на звук [Ш] (или любой другой звук).

· Предложите самостоятельно придумать 5-7 слов, начинающихся на заданный звук.

· Попросите вспомнить и назвать учебные принадлежности (продукты из магазина, домашних или диких животных и т.д.), в названиях которых «спрятался» звук [С] (или любой другой).

· Произносите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку) когда услышит мягкий согласный звук в начале слова (Например: лента, лапка, моль, мир, мяч, лужа, ремонт, рама, кошка, кедр, санки, сено, и т.д.); в конце слова (моль, укол, якорь, забор, огонь, вагон и т.д.); в середине слова (малина, коляска, корабль, вареный, косилка, косынка).

· Предложите ребенку самостоятельно придумать слова, начинающиеся: на мягкие и твердые согласные звуки; звонкие и глухие согласные.

К моменту поступления в школу у ребенка должны быть сформированы процессы языкового анализа и синтеза, которые являются важной операцией при последующем обучении ребенка. Развитию навыков языкового анализа и синтеза помогут следующие задания, выполнение которых не требует специальных условий и могут происходить, например, на прогулке:

1. Сосчитай, сколько слов в предложениях: «Мама моет посуду.», «Петя пьет вкусный сок.», «Папа едет на работу.». Назови первое и последнее слово в предложении.

2. Самостоятельно придумай предложение, в котором будет два, три слова и т.д.

3. Придумай предложение с маленьким словом «на» (так можно придумывать с любым предлогом), например: «Ваза стоит на столе.»

4. Придумай предложение с первым словом "веселый" (или любым другим), постепенно добавляя слова связанные между собой по смыслу. Например: «Веселый…», «Веселый кот…», «Веселый кот прыгнул…», «Веселый кот прыгнул на …», «Веселый кот прыгнул на диван.».

5. Составь как можно больше слов, используя буквы заданного слова. Например: метрополитен, велосипедист, экскаватор и др. Можно использовать любые длинные слова.

6. Доскажи слог, чтобы получилось слово. Например: ма-ли-(на), ка-ран-(даш), кар-тош-(ка) и др.

7. Сосчитай сколько слогов в словах. Пример: слон, дом, кран, пень (слова с одним слогом); каша, лето, сумка, урок, сырок (слова с двумя слогами); малина, картина, цыпленок (слова с тремя слогами).

8. Назови первый звук в словах. (Произносим слова с первым гласным звуком: утка, аист, указка, апельсин, игла, обруч и т.д.; с первым согласным звуком: кошка, шуба, зонт, лента и т.д.)

9. Назови последний звук в словах. В 8 и 9 задании родители обращают внимание на то, что ребенок должен произнести именно звук, а не букву.

10. «Угадай слово». Родители предлагают ребенку угадать слово, которое они произносят по отдельным звукам, делая между ними в произнесении паузу. Например: [с] - [л] –[о] –[ н].

11. «Где спрятался звук?». Ребенок должен определить приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки» (в начале), в слове «миска» (в середине), в слове «нос» (в конце)».

12. «Рассыпушки». Ребенку предлагается собрать слова из букв, которые «рассыпались», т.е. поменялись местами. Такое задание не обязательно выполнять дома, сидя за столом; интереснее разгадывать слова, написанные во время прогулки палочкой на песке или земле. Можно загадывать слова из 3, 4 и 5-ти букв. Например: а р к (рак), и а л с (лиса), с о т л (стол), о к ш к а (кошка).

В коррекционной работе над звукопроизношением введение нового звука в речь ребёнка становится процессом долгим и трудным, требующим от взрослых терпения, а от детей - усердия. В силу того, что вновь выработанные нервные связи ещё слабы, ребёнок пользуется приобретённым звуком крайне нерегулярно.

Поэтому необходимо развивать его внутренний самоконтроль за своей речью.

Процесс нормализации речи и угасание патологического процесса возможны только при повышенном внимании ребёнка к речи окружающих и к своей собственной. Взрослым необходимо также внимательно следить за звукопроизношением детей и корректно исправлять ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Процесс автоматизации звуков протекает у некоторых детей очень сложно, самоконтроль за звукопроизношением бывает низким, иногда ребёнок быстро утрачивает приобретённый навык. Поэтому такая работа требует от взрослых терпения, такта, собранности, постоянной изобретательности.

С этой целью мы можем использовать следующие стимулирующие приёмы.

Например, игровое упражнение "Попугай".

Если ребёнок неправильно произнёс какой - то звук, мы просим его:

"Повтори за мной слово 2, 3, 4 раза и "нажми" на этот звук.

Придумай предложение или чистоговорку с этим звуком".

В начале организованной деятельности, давая установку на правильную, грамотную, чёткую речь, используем такое стихотворение:

"Каждый день, всегда, везде,

на занятиях, в игре громко,

чётко говорим,

никогда мы не спешим!"

Выучите его вместе с детьми.

Для стимулирования и активизации самоконтроля звукопроизношения в самостоятельной речи проводим с детьми игру - соревнование "Говорим правильно" в разных вариантах:

"Ёлочка - красавица".

"Много на ёлочке шариков цветных и шишек золотых" - дети получают в качестве поощрения за правильное произношение разноцветные шары и шишки, украшают ими каждый свою веточку на ёлочке.

"Мороз снежком укутывал" - снежками и снежинками и так далее.

Также правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Артикуляционные упражнения хорошо выполнять сопряженно с движениями рук.

При этом движения кистей рук могут дублировать движения языка или быть направлены в противоположную сторону.

Так, в упражнении «Часики» сначала выполняется движение:

язык вправо и руки вправо, язык влево и руки влево.

Когда движение будет освоено, вводится усложнение:

язык вправо, а руки влево, язык влево, а руки вправо.

В упражнении «Качели» - сначала язык вверх и руки вверх, затем с усложнением - язык вверх, а руки вниз.

В упражнении «Индюк» одновременно с движением языка вперед-назад по верхней губе выполнять мягкие движения кистями поднятых рук.

«Колечко» . Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Кулак-ребро-ладонь» . Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе со взрослым, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении предложите ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь» , произносимыми вслух или про себя.

Ведущая роль в речевом развитии ребенка принадлежит родителям. Казалось бы, внимательные любящие мама и папа скорее увидят отставание или нарушение. К сожалению, иногда приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители постепенно привыкают к неправильному произношению ребенка. «Он у нас еще маленький, подрастет, будет говорить правильно», — возражают они в ответ воспитателям или посторонним взрослым. Конечно, неправильное произношение тех или иных звуков в определенные периоды (когда ребенок учится их произносить, приспосабливает свой артикуляционный аппарат) является допустимым. Если же процесс затягивается — необходимо обращаться за помощью к специалистам. Неправильное звукопроизношение — вершина айсберга . Причинами нарушения могут быть различные факторы:

  • особенности строение артикуляционного аппарата (укороченная подъязычная связка, высокое готическое нёбо и др.);
  • дизартрия;
  • фонетико-фонематическое недоразвитие.

Самостоятельно преодолеть нарушение в домашних условиях довольно сложно. Особенности строения речевого аппарата, которые невозможно скорректировать, обуславливают необходимость тренировки органов речи с помощью специальных упражнений под руководством учителя-логопеда.

Диагноз дизартрия в Международной классификации болезней МКБ значится под кодом R 47.1. Этот диагноз ставится совместно неврологом (психоневрологом) и учителем-логопедом.

Дизартрия — тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи. Дизартрия (от греч. dys — приставка , означающая расстройство, arthroo — членораздельно произношу ) — нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. Под дизартричной речью обычно понимается речь неясная, смазанная, глухая, часто с носовым оттенком. Для её характеристики применяют выражение — «как будто каша во рту». Дизартрии возникают в результате поражения нервного исполнительного аппарата речи с той или иной локализацией поражения в центральной нервной системе. Дизартрия отрицательно влияет на формирование учебных навыков. Часто дети с дизартрией имеют нарушения письма и чтения, испытывают затруднения при обучении математике. Такое нарушение требует длительного времени для коррекции, не всегда преодолевается полностью, поэтому, чем раньше начинается специальная работа, тем лучше.

Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем при нормальном физическом слухе и интеллекте. У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. Для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. У них наблюдаются трудности в запоминании речевого материала. Раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием является необходимым условием для успешной коррекции недостатков в дошкольном возрасте и предупреждения нарушений письма. В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний.

  • Недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируется правильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития.
  • Недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо.
  • При глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.

Фонетико-фонематическое недоразвитие требует систематической коррекционной работы довольно продолжительный период времени. Логопедическая помощь бывает эффективна в тех случаях, когда родители активно взаимодействуют с логопедом и систематически занимаются с ребенком дома (выполняют задания, делают артикуляционную гимнастику и т. д.).

Не только специальные упражнения способствуют нормализации звукопроизношения. Иногда причиной нарушения звукопроизношения является неготовность артикуляционного аппарата к выполнению правильной артикуляции звуков родного языка. Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Для некоторых целая проблема прожевать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Причина — слабость челюстных мышц, а она, в свою очередь, не позволяет точно выполнять необходимые движения. Помогает в таких случаях жевание сухарей, целиковых овощей и фруктов, хлеба с корочками и кускового мяса. Любящая мама всегда может придумать, как приготовить и украсить блюдо, чтобы заинтересовать ребенка его видом и побудить желание к жеванию. Иногда можно предлагать ребенку поучаствовать в приготовлении салата, поручить порезать те или иные ингредиенты, обязательно попробовать каждый. Увлекаясь игрой, ребенок забывает, что жевание для него — тяжелая работа и охотно тренируется.

Чтобы развить мышцы щек и языка, научите ребенка самостоятельно чистить зубы и полоскать рот. Играйте, надувая щеки и удерживая воздух, полезно «перекатывать» его из одной щеки в другую.

Иногда приходится наблюдать ситуацию, когда в кабинете учителя-логопеда ребенок старательно правильно выговаривает все звуки, а вот, выйдя за его пределы, без логопеда совершенно себя не контролирует. На первых порах это допустимо. Самоконтроль формируется у ребенка постепенно и длительно.

Однако если родители не будут настойчивыми, успех заставит себя долго ждать. Важную роль играет формирование слухового внимания. Нередко бывает, что родители вроде и вместе с ребенком, а общения между ними нет. Взрослый дает короткие команды, например, «Не лезь в лужу» или «Отряхни руки». Важно говорить с ребенком, озвучивать любую ситуацию — но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию. Разговор взрослого должен быть доступен для восприятия и понимания ребенка. Говорите просто, четко, внятно, проговаривая каждое слово, фразу. Дети очень чутки к интонации. Интонационная выразительность вашей речи формирует четкость и выразительность речи ребенка.

Взрослый в разговоре с ребенком должен избегать длинных фраз и множества сложных слов. Большой объем речевого потока притупляет внимание ребенка, препятствует пониманию речи взрослого. Складывается ситуация, когда ребенок слушает взрослого, но не слышит . Постепенно он переносит этот отрицательный опыт на других взрослых — воспитателя, логопеда, учителя. Вырабатывается стойкая привычка, которая вызывает трудности в обучении.

Важно всегда принимать и поддерживать желание ребенка вступить с вами в контакт. При этом выключайте музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Правильная речь развивается на основе подражания. Домашнее чтение — хороший способ расширять кругозор и развивать речь ребенка, закреплять правильное звукопроизношение. Читайте как можно больше стихов, сказок, рассказов и др. Перечитывайте их много раз — не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение — покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребенку поиграть. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя это делать ему. Рассказывайте стихотворения вместе, фрагментами. Способность к запоминанию формируется в дошкольном возрасте. Некоторые дети не посещают детский сад. Стихи вроде бы некому декламировать, а, значит, и учить не надо. Однако возможности памяти максимально развиваются в дошкольном возрасте. Не упускайте это время! В процессе декламации контролируйте правильное произношение.

Хорошим стимулом для речевого развития и формирования звукопроизношения является развитие мелкой моторики. Обучаясь ловко и точно владеть кистью, ребенок учится контролировать органы речевого аппарата. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами помогает развивать точность движений пальцев и кистей, готовят руку к письму. Застегивание пуговиц, молний, шнурование, завязывание узелков и бантиков помогает развивать зрительно-двигательную координацию и речь. Не стоит покупать обувь на липучках, одежду без пуговиц, чтобы облегчить жизнь ребенку. Необходимые навыки самообслуживания должны формироваться до начала школьного обучения.

Нам, взрослым, надо запастись терпением. Наши дети познают мир. Не стоит их торопить или делать что-то за них, лучше делать вместе.

Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых — родителей, членов семьи, педагогов дошкольного учреждения и др.), сначала механического (рефлекторного), а затем все более и более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние, прежде всего, выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение театральных представлений, выставок, концертов и т.д. В условиях дошкольного учреждения педагоги умело привлекают и акцентируют внимание детей на образцах правильной речи при помощи разнообразных дидактических игр и пособий; ведут просветительную работу с родителями воспитанников, так как некоторые из них в своей речи стремятся приноровиться к языку ребенка и сознательно искажают слова — сюсюкают; другие недостаточно обращают внимание на общение с ребенком и заменяют его просмотром телевизионных программ, фильмов, играми на компьютере и т.д., что также не способствует формированию правильного звукопроизношения. В этой связи предлагаем родителям следующие рекомендации :

Обращаясь к ребенку, следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, четко выделять ударный слог;

Каждое новое слово должно быть понятным ребенку, т.е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребенка на соответствующий предмет, явление или действие; неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два-три раза;

Правильное добровольное повторение слова ребенком следует поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения, которое ему еще не по силам, вместо желания говорить может вызвать у него отвращение к речи.
Как уже отмечалось, основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения — работа по подготовке артикуляционного аппарата.

Организация работы по развитию артикуляционного аппарата

В младшем дошкольном возрасте целесообразнее использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный подготовительный комплекс упражнений. Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции. Продолжительность занятий составляет 3—5 минут. Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6— 8 раз.

— «Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
— «Чашечка»: рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5—10 секунд.
— «Иголочка»: рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперед. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.

— «Горка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык в таком положении удерживать не менее 10 секунд.
— «Трубочка»: рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх и образуют узкий желобок. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
— «Качели»: рот открыт. Напряженным языком попеременно тянуться сначала к носу, затем к подбородку.

— «Катушка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.

— «Лошадка»: присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения.
— «Маляр»: рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба. Проследить, чтобы подбородок при этом не шевелился (можно придерживать его рукой).

— «Вкусное варенье»: рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

— «Автомат»: рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося: [т-т-т-т-т-т-т] [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно убыстрять темп.

— «Фокус»: рот приоткрыть, язык в форме «чашечки» высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на кончик носа.

Опыт работы показал, что выполнение данного комплекса упражнений в течение 2—3 месяцев способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.

Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания.

Организация работы по развитию речевого дыхания

Следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но всей речи в целом. Полезно ежедневно выполнять с воспитанниками (в зависимости от возраста, от 3 до 6 минут) дыхательные упражнения и игры:

— дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;

Дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;

— надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
— сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (игра в «Футбол»);

— дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т.д.
Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов.
Профилактика заболеваний ЛОР-органов: острый и хронический ринит, риносинусит, искривление носовой перегородки, полипы носовой полости, увеличение аденоидов и т.д. — важнейший компонент работы по развитию звукопроизношения дошкольников. Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба. Так, например: хронический ринит приводит к постоянной заложенности носа, затрудняет дыхание. Со временем ребенок привыкает дышать ртом, вследствие чего у него может увеличиться размер языка, что приводит к возникновению межзубного произношения и т.д.

Дыхательная гимнастика

Для профилактики и лечения этих заболеваний, а также формирования правильного носового дыхания необходимо ежедневно проводить следующую дыхательную гимнастику:
— Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице — сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5—6 раз).
— Сделать по 8—10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем — через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

— Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

— При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.

— Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести звуки «ба-бо-бу» и «г-м-м-м».

— Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3—4 раз).

— Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произнести звук [а-а-а-а] (5—6 раз).
— Полоскать горло 1,5%-ным раствором морской (поваренной) соли.

Основная трудность для родителей - нежелание ребенка заниматься.
Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей - игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры! Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом. Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания. Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

Материал подготовлен Ириной Ереминой по материалам сайтов:

На протяжении учебного года систематически проводятся консультации для родителей. Логопед показывает приемы индивидуальной коррекционной работы с ребенком, отмечает его труд и успехи, подсказывает, на что необходимо обратить внимание дома.

У каждого ребенка есть тетрадь, где фиксируется содержание логопедической работы. Родителям объясняется, как необходимо оформлять эту тетрадь, даются образцы выполнения домашнего задания (зарисовка предметов, наклейка переводных картинок, запись стихов, рассказов и т. д.). Тетрадь всегда должна быть аккуратной и хорошо оформленной.

При работе с детьми дома родители должны учитывать следующее:

1. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя выбирать произвольно. Надо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые ребенок произносит неправильно. Если он искажает все группы звуков, то одновременно можно брать упражнения комплекса для свистящих и сонорных звуков, а потом переходить к другим комплексам.

2. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут лучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны ребенку.

3. На одном занятии не стоит давать больше 2-3 упражнений. К последнему упражнению надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.

4. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения (ребенок сидит спокойно, плечи и пальцы рук расслаблены и не двигаются).

5. Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.

6. У ребенка не всегда может сразу все хорошо получиться. Порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, — надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось.

7. Выполнять все упражнения надо поэтапно. Нельзя объяснять ребенку сразу всю последовательность движения артикуляционного аппарата: дети не могут их «залпом» и правильно выполнить. Инструкцию необходимо давать поэтапно, например: «улыбнись; покажи зубы; приоткрой рот; подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами; постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д-д». Так же поэтапно следует проверять выполнение ребенком упражнения. Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка, и отработать с ним данное движение.

8. Если у ребенка нормализуются звуки, надо их постепенно, с помощью логопеда вводить в его речь, т. е. учить употреблять звук в словах, а затем – во фразовой речи.

9. Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с логопедом, обращаясь к нему со всеми возникшими затруднениями.

10. Начинать работу по дифференциации звуков с ребенком можно лишь после того, как он научится правильно произносить дифференцированно звуки: [с]-[ш]; [з]-[ж]; [б]-[п]; [л]-[р] и др.

Черкасова Ульяна,
учитель-логопед