Рисование в старшей группе весенний лес. Конспект комплексного занятия по развитию речи и рисованию в старшей группе — «к нам в гости пришла весна»

Природа оказывает исключительно положительное влияние на формирование характера и индивидуальности дошкольника. Она пробуждает любознательность, формирует эстетические чувства. Рисование пейзажей в детском саду позволяет детям изобразить неисчерпаемое многообразие природы и в то же время выразить эмоциональное отношение к ней, чувства, возникающие от созерцания этой красоты. В старшей группе дошкольники переходят от рисования отдельных природных объектов к созданию целостных пейзажных композиций, будь то лесной, горный, морской пейзажи или изображение природы в определенное время года.

Особенности рисования пейзажей в старшей группе детского сада

В старших группах дошкольники осваивают непосредственно рисование пейзажа, поскольку в более раннем возрасте (средняя группа) такое работа была главным образом направлена на изображение отдельных объектов природы (елочка зимой, яблоня со спелыми яблочками, развесистое дерево, цветочки на лугу). Теперь же ключевую роль начинает играть построение композиции рисунка: гармоничное заполнение всего пространства основы, прорисовка переднего и заднего плана, правильное соотношение по величине природных объектов.

Постановка темы пейзажного рисования в этом возрасте настраивает детей уже не только на изображение группы предметов, но и на передачу в композиции определенного сюжета, а также поиск разных вариантов его исполнения.

Рисование пейзажей в старших группах непосредственно связано с познанием и развитием речи. Большую роль в такой изобразительной деятельности играет непосредственное наблюдение за природой и восприятие поэтических строк.

Яркое весенне впечатление

Зимние впечатления

Созерцая природу, дошкольники получают яркие наглядные впечатления. Их хорошо закрепить просмотром иллюстраций, репродукций пейзажей известных художников. Таким образом, ребята уяснят приемы передачи выразительных образов (цветовая палитра, пропорции, композиционное расположение), в стихотворении же их заменяют образные свои средства (яркие метафоры, красочные эпитеты, меткие сравнения).

Отметим, что дети пяти-шести лет при рассматривании картин с легкостью определяют изображенное художником время года, характерные признаки осени, зимы, весны или лета, а также цветовые оттенки, выбранные для создания образов.

В старшем дошкольном возрасте вполне можно практиковать рисование пейзажей с натуры, опять-таки привлекая к этому процессу стихотворные произведения.

Отметим, что воспитанники старшей группы способны рисовать не только знакомые им пейзажи, которые они наблюдают в повседневной жизни, но и те картины природы, которые они лично никогда не видели, а имеют представление о них только по репродукциям, фотографиям, видеофильмам и пр. Так, в данном возрасте ребятам предлагается изображение морского и горного пейзажа, лунного и даже фантастического. Кроме того, картины природы в детских рисунках могут представать в своем первозданном виде (лес, луг, озеро, море, горы и т.д.), а также измененные человеком (сельский пейзаж, парк с красивыми скамейками, мостиками, фонарями, железная дорога, включенная в природный ландшафт и пр.).

Что касается изображения природы в определенное время года, то каждое занятие имеет свою специфику. Так, тема «Картинка про лето» предполагает, что воспитатель должен обсудить с ребятами их летние впечатления, уточнить, что они наблюдали в лесу, в поле, на речке или озере. Педагог с помощью наводящих вопросов способствует более полному выражению детских впечатлений. При этом будет замечательно почитать стихи о лете.

Осенью внимание ребята нужно обратить на то, как изменилось все вокруг - прежде всего окраска деревьев и кустарников, цвет неба.

При изображении зимнего леса педагог обращает внимание на различие старых и молодых деревьев - по высоте, толщине и окраске ствола. Ели и сосны будут различаться также по цвету иголок: у старых деревьев они темнее. Особенно воспитатель обращает внимание дошкольников на большие развесистые деревья - строение их ствола и ветвей особенно заметно в зимний период.

Весной внимание дошкольников обращается опять-таки на цвет неба и признаки пробуждения природы.

Кроме того, дети должны знать особенности городского пейзажа - это сочетание природных объектов (деревья, кусты) с домами и автомобилями.

Большая роль на занятии отводится анализу детских композиций. Ребята отмечают те работы, где образы природы получились наиболее выразительными, и рассуждают, за счет каких средств и приемов живописи это получилось (грамотная композиция, яркая цветовая палитра). Хорошо, когда дети придумывают образные названия свои работам - это способствует активизации словарного запаса.

Наиболее уместные материалы и основа для работы

При создании пейзажных композиций большое значение имеет цвет основы (поскольку большинство таких работ выполняется красками). Так, при рисовании летней картинки понадобятся листы бумаги привычного формата, тонированные в светлые оттенки (желтоватый, сероватый, голубоватый). В зависимости от композиции рисунка можно обозначить линию горизонта, разграничив голубой верх и низ основы иного цвета.

Для осеннего пейзажа понадобится более мрачный и приглушенный цвет неба. Зимние же картины природы изображаются на бумаге любого бледного тона.

При рисовании морского пейзажа требуется особенный фон, более того, он имеет в композиции первостепенное значение. Поскольку цвет воды и неба, в принципе одинаковые, то выразительность рисунка достигается за счет контраста оттенков: море следует рисовать более темного цвета, чем небо. Причем, ближе к горизонту вода должна быть более темного цвета.

Рисование морского фона имеет свои особенности: ближе к линии горизонта вода должна становиться темнее

Что касается материалов для рисования, то пейзажи создаются как гуашевыми, так и акварельными красками. Гуашь хорошо передает краски лета, зимние образы на темном фоне. Акварель оптимальна для весеннего пейзажа. Эти два вида краски можно успешно сочетать в рисунке: например, бабочки рисуются яркой гуашью, а цветочный луг - более нежной акварелью.

Для рисования развесистого зимнего дерева, покрытого инеем, хорошо использовать сангину или угольный карандаш. Снег же изображается белилами.

Рисование сангиной, карандашом и белой гуашью

Сдержанные спокойные пейзажи можно рисовать и цветными карандашами, восковыми мелками. Хотя регулируя силу нажима, можно получить и вполне колоритные картины, не уступающие по яркости краскам.

Рисунок карандашом

Техники и приемы рисования (в том числе отпечатки/оттиски, монотипия, кляксография и другие)

Пейзажная живопись требует от старших дошкольников овладения различными изобразительными приемами. Так, картинка про лето обычно начинается с рисования травы. Это можно сделать разными способами: слитной линией, короткими мазками либо длинными разнонаправленными линиями. Также по-разному изображаются деревья: с толстыми и тонкими стволами, высокие и стройные либо искривленные, молодые и старые. Бабочек в летнем пейзаже нужно учиться рисовать неотрывным движением руки.

Педагог должен напоминать воспитанникам и о правильной композиции рисунка: соотношении по величине близких и удаленных объектов. Кроме того, дети должны определиться с ориентацией листа бумаги в зависимости от изображаемых образов.

При рисовании дерева дошкольники совершенствуют навыки работы с кистью: мелкие ветки и прочие детали прорисовываются кончиком, ствол же и крупные ветви - всем ворсом. Листья проще всего изобразить способом примакивания (если речь идет о традиционной технике рисования).

Если дерево изображается карандашом, восковым мелком или сангиной, то следует использовать разной силы нажим, чтобы передать более светлые и темные части. Также как средство выразительности используются линии разной интенсивности. Ведь, не все ветки дерева имеют одинаковый цвет, и это обязательно нужно отразить в рисунке.

Что касается сангины, которая хорошо передает шершавую текстуру коры, то воспитатель должен подчеркнуть, что она очень хрупкая, и не стоит сильно сжимать ее пальцами и надавливать на бумагу.

В процессе создания пейзажей педагог стимулирует детей использовать разнообразные цвета и оттенки, многие из которых образуются путем смешивания основной краски с белилами.

При создании картины природы некоторые объекты стоит сначала прорисовать простым карандашом, например, бабочку или таким способом наметить их расположение на основе.

Что касается горного пейзажа, то, чтобы горы не казались повисшими в воздухе, следует рисовать их от края листа, поднимаясь вверх. Другой способ - изображать их от линии горизонта.

В пейзажной живописи при создании необычных выразительных образов на помощь дошкольникам приходят нетрадиционные техники рисования. Так, крону дерева можно оригинально изобразить мятой бумагой. Кусочек бумаги окунается в краску и прижимается к основе. Отметим, что для каждого цвета нужно использовать новый комочек.

Листва изображается с помощью мятой бумаги

Для этой цели также можно использовать рисование пальчиком или тычком полусухой кистью.

При рисовании кроны и опавших листьев используется пальчиковая живопись

Листья изображаются тычком полусухой кистью

Для изображения ствола дерева с причудливыми изгибами ветвей хорошо подходит метод кляксографии. Он уместен и для рисования травы. С помощью же ладошковой живописи можно эффектно изобразить бабочек на летней картинке.

Рисование с использованием нетрадиционных техник (ладошковая живопись и кляксография)

Кляксография прекрасно передает образ дерева со множеством ветвей

Очаровательные пейзажи получаются с помощью монотипии - таким способом обычно рисуют деревья, отраженные в водоеме.

Монотипия

Стоит упомянуть и о нетрадиционной технике эбру - рисовании на воде с последующим оттиском на бумажную основу. В детском саду для этой цели лучше использовать молоко: оно дольше не смешивается с гуашью (молоко могут принести родители каждого из воспитанников). Как вариант - можно добавить в воду немного конторского клея. Жидкость наливается в емкость. Для нанесения на нее краски можно использовать обычную кисточку, пипетку или зубочистку. На поверхности молока ребенок создает различные образы. Когда пейзаж готов, он переносится на бумагу. Хорошо подходит пористая акварельная бумага (прекрасно абсорбирует краску), хотя можно использовать и обычную альбомную.

Первый этап рисования в технике эбру

Итог работы - композиция на бумаге

Техники эбру идеально подходит для создания фантазийных пейзажей, хотя таким способом получаются и очаровательные летние картины природы.

Рисунок в технике эбру

Рисунок в технике эбру

Дополнительные виды изобразительной деятельности, которые можно задействовать при создании работ, реализация индивидуального подхода на занятии

Замечательные пейзажные композиции получаются, если не ограничивать дошкольников в выборе материала, предоставляя им на занятии рисованием цветную бумагу, пластилин и прочие принадлежности. Так, картину зимнего леса сделают незабываемой мелкие кусочки поролона, создающего образ снежных хлопьев.

Рисование с элементами аппликации поролоном

А летнюю композицию идеально дополнят бабочки, силуэты летящих птиц, лепестки цветов, выполненные в технике пластилинографии.

Рисование с элементами пластилинографии и аппликации

Подобные приемы оптимальны для проявления творческой индивидуальности детей, особенно тех, кто проявляет повышенный интерес и способности к изобразительной деятельности.

Из аппликативных деталей можно создать замечательную коллективную работу: каждый ребенок прорисовывает силуэт дерева, который затем приклеивается в общую композицию.

Рисование с элементами аппликации (коллективная работа)

Кстати, дерево на шаблоне можно изобразить и пластилином. А затем приклеить его на красиво нарисованный фон.

Рисование с элементами аппликации (коллективная композиция)

Варианты композиций

Пейзажной живописи посвящено достаточно много занятий. Так, в начале учебного года (сентябрь) дошкольникам предлагается нарисовать картинку про лето, в которой они должны отразить впечатления, полученные от общения с летней природой.

Чуть позже (также в сентябре) ребята создают композицию «Осенний лес», где они упражняются в рисовании самых разных деревьев и кустарников в желто-оранжевом наряде.

В декабре дети рисуют пейзаж «Зима». Задача данного занятия - отобразить зимнюю картину природы в лесу, поле либо в поселке или городе. Таким образом, дошкольники знакомятся с понятием «городской пейзаж».

Рисование на зимнюю тему «Большие и маленькие ели» (декабрь) учит ребят создавать в одной композиции образы деревьев, различающихся по высоте, окраске, строению.

В феврале детям предлагается тема «Красивое развесистое дерево». Здесь акцент ставится на тщательной прорисовке одного образа, красивом композиционном решении рисунка (разместить одно дерево на основе - оно изображается не слишком мелким, но и не крупным).

На другом занятии ребята создают красивую лесную картинку – «Деревья в инее».

Весенние пейзажи связаны с созданием образов цветущего сада и луга с порхающими над ним бабочками. Эти темы традиционно предлагаются в мае. Рисование «Цветут сады» направлено на развитие композиционных умений, а «Бабочки летают над лугом» упражняет воспитанников старшей группы в создании несложного сюжета окружающей природы.

Кроме указанных тем, связанных с изображением природы в то или иное время года, целесообразно предлагать ребятам рисование морского или горного пейзажа. Такие композиции, как правило, получаются красивыми и колоритными. Для развития же творческой фантазии детям предлагаются такие темы, как фантазийный пейзаж (например, сказочный лес) или космический (поверхность луны или какой-то неизвестной планеты с диковинными деревьями и пр.).

Пейзажи можно создавать и коллективно. Удобнее всего это сделать, используя элементы аппликации: ребятам раздаются силуэты деревьев, которые они прорисовывают и раскрашивают, а затем наклеивают на общий фон.

Организация мотивирующего начала непосредственно образовательной деятельности: демонстрация картин, наблюдение на прогулке, беседа, стихотворение, сказка и прочее

Что занятие пейзажной живописью максимально увлекло дошкольников, воспитатель должен продумать подходящую игровую или сказочную мотивацию. Например, в группу приходит письмо от пингвинов с далекого Севера. Оказывается, пингвины учатся в своей художественной школе, и преподаватель дал им задание изобразить летний пейзаж. Но ведь, они никогда не видели лета, даже не знают, какого оно цвета - ведь, на Севере всегда лежит снег. Пингвины просят ребят помочь - показать им, как выглядит лето. Воспитатель предлагает детям дидактическую игру «Составь пейзаж», где из множества природных объектов они выбирают те, которые соответствуют летнему сезону. Дошкольники успешно создают картинку, но она всего одна, а пингвинов много, поэтому дети приступают к рисованию летнего пейзажа, чтобы сделать подарок каждому пингвину.

Если тема занятия «Зимний пейзаж», то разыгрывается обратная ситуация - письмо уже приходит из жаркой Африки, от детишек из детского сада «Пальмочка». У них очень жарко, они целый год купаются и загорают, даже зимой. Африканские ребятишки хотят узнать, как выглядит русская зима.

Для рисования весеннего или летнего пейзажа опять-таки используется прием получения письма. У двери группы педагог находит послание от человечков из сказочной страны. Злой волшебник заколдовал их прекрасные сады, и они перестали цвести. Чтобы развеять чары злодея, воспитанники детского сада должны нарисовать цветущие деревья для человечков.

Письмо детям может написать сама Весна. Она переживает, что из-за проделок коварной Зимы и ее помощников - злых ветров и трескучих морозов - не может примерить свои цветущие зеленые наряды. Весна просит детей помочь стать красивой.

Другой вариант мотивации - воспитатель приносит ребятам в подарок картину «Осенний лес». Но, оказывается, по дороге дождь смыл с нее осенние краски - остались только зеленые елочки. Педагог просит дошкольников исправить ситуацию - нарисовать красивые осенние пейзажи в желто-оранжевых тонах.

Детей всегда привлекает сказочная мотивация. Для этой цели при рисовании пейзажей можно использовать экологические сказки. Как вариант рассмотрим произведение А. Лопатиной «Почему у земли платье зеленое». Здесь маленькая девочка интересуется у мамы, почему трава и деревья на Земле зеленого цвета. Мама рассказывает дочке, что когда Творец попросил Природу сшить для Земли наряд цвета веры и надежды, то волшебница Природа выбрала зеленый цвет. С тех давних времен созерцание зеленого ковра ароматных трав, кустарников и деревьев дарит человеку надежду и веру, делает его лучше и очищает. Девочка возразила маме, что травка осенью высыхает, а листва опадает с деревьев. Мама после раздумий спросила дочку, сладко ли ей спалось сегодня в мягкой кроватке. Девочка удивилась ее вопросу, а мама объяснила, что так же сладко спят травы и цветочки на полях под пушистым снежным одеялом. И деревья отдыхают, чтобы набраться сил и радовать людей новыми надеждами. А для того чтобы людям не было совсем грустно зимой без зелени, елочки и сосны на радость нам носят зеленый наряд.

Иллюстрация к сказке А. Лопатиной

После прочтения этой замечательной сказки воспитатель беседует с детьми о колорите природы, выясняет, нравится ли ребятам больше летний или зимний лес. Можно также порассуждать на тему: чтобы изменилось на земле, если бы природа сшила бы не зеленый, а красный или фиолетовый наряд. После беседы ребята приступают к рисованию летнего или зимнего пейзажа (на выбор). При изображении зимнего леса там должны присутствовать елочки или сосны.

При рисовании картин природы очень уместно включать в занятия и стихотворные произведения. Например, если дошкольника предлагается тема ««Большие и маленькие ели» то очень кстати будет стихотворение И. Токмаковой «Ели», где деревья наделяются антропоморфными чертами:

Ели на опушке -
До небес макушки.
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата-елочки,
Тонкие иголочки,
У лесных ворот
Водят хоровод.

Для рисования осеннего пейзажа подойдет стихотворение И. Михайловой:

Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой –
Как хорош ты, лист цветной!..
А ветер щёки толстые
Надул, надул, надул.
И на деревья пёстрые
Подул, подул, подул!
Красный, жёлтый, золотой…
Облетел весь лист цветной!..

Еще одни замечательные строки про осень:

Е. Трутнева «Осень»

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах-
Это платье золотое
У березы на плечах.
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Все летит… Должно быть, это
Пролетает наше лето.

Очень красивое стихотворение про зиму написала О. Шалимова:

Шёл по миру снегопад.
Шёл куда глаза глядят –
То в деревню завернет,
То по городу пройдет.
А потом, потом в лесок,
На прибрежный пляж, песок,
На пригорки, на холмы,
На деревья и кусты…
По дорогам, по тропинкам,
Всем он нес свои снежинки.
Нес и нес легко, светло.
Стало всё белым - бело.
Всё сияло нежным светом,
И сменилась ночь рассветом.
Снегопад шагал, шагал
И немножечко устал!
Он устал и перестал.
Он снежинки все раздал!
Пусть немного отдохнёт,
Он потом опять придет!

Перед созданием завораживающей картиной заката солнца на море детям стоит услышать строки В. Амелина:

Я обожаю красоту заката…
Особенно когда он на воде…
Блеск волн горящих дивного наката…
Всё воскрешает лучшее во мне…
Захватывает дух от наважденья…
И сердце от блаженства всё поёт…
Для тела - это просо искушенье…
Его на подвиг издали зовёт…
Нельзя красой такою насладиться…
Закат на море - это Рай Земной…
Не замечая можно, так влюбиться…
И заболеть всей этой красотой…
Люблю заката дивные свеченья…
Закат и вправду стал мне, как родной…
Откину, уберу я все сомненья…
Всей полюбил закат своей душой.

Создать нужную творческую атмосферу на занятии помогут также физкультминутки.

Весенняя тематика:

Физкультминутка «Прогулка к морю» (занятие по рисованию морского пейзажа)

Что мы видим на просторе? Дети поочередно прикладывают ладони ко лбу, вытягиваясь и вглядываясь вдаль
Волны плещут в Черном море. Волнообразные движения руками с покачиванием туловища
Вот и мачты кораблей. Встать на носки, вытянуть руки вверх
Пусть плывут сюда скорей! Приветственные махи руками
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем.
Ходьба на месте
Что-то жарко стало, братцы,
Не пора ли искупаться.
Обмахивание руками
Чтобы плыть еще скорей,
Надо нам грести быстрей.
Гребем руками и ногами.
Кто угонится за нами?
Имитация плавательных движений
Все. На берег вылезаем
И на песочке отдыхаем.
Сесть на ковер
Ракушки ищем мы в песке.
Их сжимаем в кулаке.
Наклоны из положения сидя, имитация поиска ракушек, сжимание кулака

Пальчиковая гимнастика на осеннюю тему

Пальчиковая гимнастика «Зима»

Физминутка - аутотренинг.

  • А теперь мы с вами превратимся в деревья.
  • «Я - большое заснеженное дерево.
  • Мои ветви тянутся к небу.
  • Ярко светит солнце,
  • Дует лёгкий ветерок,
  • Я вдыхаю его чистый свежий воздух
  • Надо мной гордо кружат птицы.
  • Мне хорошо и приятно».

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Кобер Л.

Образовательные задачи : учить рисовать летние пейзажи акварельными красками, находить выразительные средства для отражения впечатлений, закреплять приемы работы кистью.
Развивающие задачи : развивать композиционные умения, цветовосприятие.
Воспитательные задачи : воспитывать интерес к природе и творчеству, умение согласовывать свои действия с другими участниками работы.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: картинки с изображением летнего пейзажа.
Раздаточный материал: бумага формата А4 по количеству детей, акварельные краски, кисти, баночки-непроливайки, салфетки.
Ход занятия:
Занятие начинается с релаксационного упражнения «Лето»: детям предлагается лечь на ковер и закрыть глаза. Звучит спокойная музыка. Ребята представляют себе лето с ярким солнышком, теплой речной водой, голубым небом, ароматными цветами и травами и т.д.
После этого дошкольники рассматривают картинки с летними пейзажами. Каждый ребенок выбирает картинку и составляет по ней небольшой рассказ, находя признаки лета.
Педагог читает стихотворение В. Орлова «Лето»:

    Что ты мне подаришь, лето?
    -Много солнечного света!
    В небе радугу-дугу
    И ромашки на лугу!
    -Что еще подаришь мне?
    -Ключ звенящий в тишине,
    Сосны, клены и дубы,
    Землянику и грибы!
    Подарю тебе кукушку,
    Чтобы, выйдя на опушку,
    Ты погромче крикнул ей:
    «Погадай мне поскорей»!
    И она тебе в ответ
    Нагадала много лет!

Обсуждение стихотворения, в том числе настроения автора.
Ребятам предлагается нарисовать картинку про лето - цветущий луг с жучками, паучками, порхающими бабочками.
Самостоятельная деятельность дошкольников. Выставка рисунков.

Малахова Г.В. «Царство хозяйки зимы»
(рисование с использованием нетрадиционных техник кляксографии и печатания засушенными листьями)

Загадка про зиму:

  • Тройка, тройка прилетела,
    Скакуны в той тройке белы,
    А в санях сидит царица-
    Белокожа, светлолица.
    Как махнула рукавом-
    Все покрыла серебром!

Беседа о том, почему зиму называют царицей, подходят ли ей эпитеты «белокожа», «светлолица».
Воспитатель напоминает дошкольникам, что они создавали уже много рисунков на зимнюю тему, и предлагает им нарисовать композицию «Царство хозяйки зимы». Дети вспоминают цвета холодной гаммы, приемы их смешивания. Для создания пейзажа педагог предлагает использовать технику кляксографии, печатания засушенными листьями деревьев и набрызга. Воспитатель напоминает, что для ближнего плана нужно использовать листья большего размера. С помощью кляксографии создается образ хозяйки-зимы, у которой потом прорисовываются черты лица кончиком тонкой кисти. Можно также добавить волосы и корону.

Проводится динамическая пауза - под музыку дети выполняют движения: покачивают поднятыми руками, имитируя деревья, плавно кружатся вокруг себя, как снежинки, приседают. Ребята закрывают глаза и предсталяют мысленно образ царицы зимы.

Самостоятельная работа дошкольников под музыкальное сопровождение.
В середине рисования проводится физкультминутка-танец «Белая краска зимы» (пока подсыхает краска перед рисованием лица зимы).
Выставка рисунков. Дети рассказывают о своих работах. У кого-то зима получилась злая, колючая, у кого-то - добрая, веселая.

Маколова С.В. «Цветут сады»

Беседа о весне, цветущих в это время плодовых деревьях.
У двери группы воспитатель находит письмо от жителей сказочной страны. Злой волшебник заколдовал их сады, которые всегда цвели по весне. Чтобы снять злые чары, нужно нарисовать красивые цветущие деревья (мотивация).
Чтение стихотворения Елены Аткиной:

  • От белой яблони в цвету
    Мне глаз не оторвать,
    Невесты юной красоту
    Я вижу в ней опять.

Обсуждается, почему цветущие яблони сравниваются с невестой. Рассматривание картинки с яблонями.
Педагог напоминает дошкольникам, что такое пейзаж:

  • Если видишь на картине
    Нарисована река
    Или ель и белый иней,
    Или сад и облака.
    Или снежная равнина,
    Или поле и шалаш,
    Обязательно картина
    Называется… пейзаж.

Проводится пальчиковая гимнастика на цветочную тему:

  • Наши белые цветки распускают лепестки.
    Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
    Наши белые цветки закрывают лепестки,
    Головой качают, тихо засыпают.
    Только мы не станем спать
    А начнем мы рисовать.

Медленно разгибать пальцы из кулачков, покачивать кистями рук вправо-влево; медленно сжимать пальцы в кулачки, покачивать кулачки вперед-назад. Ритмичные сжатия кулачков рук, опущенных вниз.
Воспитатель показывает детям основные приемы рисования весеннего пейзажа. Сначала обозначается линия горизонта, голубое небо. Для рисования травы нужно смешать желтую и синюю краску (зеленую же заколдовал злой волшебник).
Дети приступают к работе. Пока изображение подсыхает, проводится физкультминутка:

  • Видишь бабочка летает,
    На лугу цветы считает.
    Раз, два, три, четыре, пять.
    Сосчитать, не сосчитать
    За день, за два, за целый месяц
    Шесть, семь, восемь, девять, десять.
    Даже мудрая пчела
    Сосчитать бы не смогла.

Дошкольники рисуют яблони: ствол - толстой линией, всем ворсом, а ветки - тонкой, кончиком кисти. Зеленые листочки изображаются тычком полусухой кистью, а цветы на яблоне - ватной палочкой.
Рассматривание готовых композиций.

Гараева Г.Д. «Морской пейзаж»

Неожиданное начало занятия - педагог предлагает дошкольникам побыть «ветром». На столах стоят мисочки с водой, окрашенной в голубой цвет. Ребята должны дуть на воду, чтобы образовались волны. В воду опускаются бумажные кораблики: когда дети дуют на них, они плывут. Воспитатель объясняет, что при сильном ветре может случиться кораблекрушение.
Цитируются строки А.С. Пушкина:

  • Ветер по морю гуляет
    И кораблик подгоняет.
    Он бежит себе в волнах
    На раздутых парусах.

Рассматривание картины с изображением морского пейзажа. Изображение условно можно разделить на три части: песчаный берег с морской пеной, море бирюзового цвета и синее небо с белоснежными облаками. Также на картине есть парусные лодки: большая - на переднем плане и маленькая - на заднем.
Ребятам предлагается нарисовать морской пейзаж акварелью «по-сырому» – на мокрой бумаге. Воспитатель демонстрирует приемы рисования. Лист бумаги смачивается мокрой губкой с двух сторон и приклеивается к столу. К основе прикладываются два треугольника (паруса) из газетной бумаги. Вначале изображается небо легкими мазками голубоватой краски с пробелами - облаками. Море должно быть темнее неба (на палитре смешивается синяя краска с капелькой желтой). Песок рисуется желтым. Прибрежная пена не закрашивается - остается белой.
Пока бумага не высохла, нужно снять газетные паруса. С помощью тонкой кисточки дорисовываются лодочки коричневого цвета с красными флажками.
После физминутки дети приступают к работе.
Анализ готовых композиций.

Пейзажные композиции воспитанников с комментариями по выполнению работы

Летняя природа пробуждает у дошкольников творческую фантазию. Композиции на это тему проникнуты теплотой и радостным настроением. Поэтому солнышко часто изображается улыбающимся («Колосится рожь», «Красота лета», «Летний день»).

Летний пейзаж ассоциируется с насекомыми, яркими цветами в изумрудной или нежно-зеленой траве. Причем, насекомые часто изображаются нарочито крупными(«Краски лета» , «Летний день», «Подсолнухи»).

Особенно колоритны картины, выполненные гуашью («Красота лета», «Сказочное лето»). На риснуке «Сказочное лето» крупным планом изображен цветок, похожий на «Цветик-семицветик» из одноименной сказки, и яркая бабочка с красивывм рисунком крыльев.

Очаровательна композиция «Лето красное», где на переднем плане детально прорисованы одуванчики, а вдали красуется радуга. Работа выполнена в нежных пастельных тонах.

На рисунке «Беззаботное лето» мы видим узкую тропинку, по краям которой растут цветы. Ребенок изобразил в работе самые разные летние цветочки, включая скромные ромашки и синие колокольчики.

В композиции «Радостное лето» в пейзаж включен человек - мальчик, купающийся в озере.

Фотогалерея: примеры детских работ

Рисунок акварелью Рисунок карандашами Рисунок акварелью Рисунок гуашью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью (коллективная композиция) Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок гуашью Рисунок акварелью и фломастерами

Воспитанники старшей группы создают чудесные осенние пейзажи. В этом им помогают нетрадиционные техники. Так, методом тычка полусухой кистью изображены листья на рисунке «Деревья в золоте». Образы деревьев в осеннем наряде созданы с помощью оттиска листьями («Волшебница осень», коллективная композиция «Золотая осень»). Оригинальна работа «Осень в лесу», где способом кляксографии созданы причудливые образы деревьев, солнца, травы и ежиков. Как всегда эффектны работы в технике монотипии («Деревья, отраженные в воде»). Желтые кроны деревьев и опавшую листву можно изобразить также поролоновой губкой («Осенний лес»).

Аккуратно выполнена работа «Волшебные краски осени», где мы можем увидеть и птичек, и самые разные виды грибов, и даже зайчика. Представляет интерес композиция «Таинственный осенний лес», изображающий природу на фоне ночного неба, усыпанного звездами.

Фотогалерея: готовые рисунки

Оттиск листьями (коллективная композиция) Рисунок акварелью Рисование тычком Оттиск листьями Рисунок карандашом Кляксография Монотипия Рисунок гуашью Рисование поролоновой губкой

виктория костенюк
Конспект интегрированного занятия по рисованию в старшей группе «Весна пришла»

Конспект интегрированного занятия по рисованию в старшей группе «Весна пришла » .

Костенюк Виктория Александровна.

Тема занятия : «Пришла весна » старшая группа .

Направление : познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей : речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Тип занятия : закрепление и творческое применение.

Цель : закрепить и систематизировать знания детей о весне .

Задачи :

Образовательные :

Расширять и обобщать представления дошкольников о весенних изменениях в природе;

Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями

Систематизировать знания детей о насекомых, перелетных птицах, диких животных.

Развивающие :

Развивать познавательный интерес детей ;

Развивать умение обобщать и анализировать;

Развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к природе;

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу

Организационный момент.

Игра – приветствие. «Доброе утро»

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

А также порадуемся улыбчивым лицам

И всем, кто живет на этой планете,

«Доброе утро!» скажем мы вместе.

2. Проблемная ситуация.

Посмотрите на экран. К нам пришло необычное электронное видеописьмо.

Текст письма : Здравствуйте ребята! Мы ребята из детского сада «Пальмачка» у нас на Родине, в Африке, в любое время года жарко : зимой не бывает снега, осенью листья с деревьев не опадают. Нам воспитательница рассказала, что у вас тоже весна , но не такая как у нас. Помогите нам в этом разобраться….

Воспитатель : Чем мы можем помочь ребятам? как вы думаете? Как же мы расскажем ребятам о весне , они же в Африке, а мы в здесь? (ответы детей)

Дети : можно послать письмо.

Воспитатель : в письме можно рассказать, а нам надо еще и показать.

Дети : записать на цифровую видеокамеру.

Воспитатель : Правильно, я предлагаю нам снять для ребят видеосюжет что мы знаем о весне на цифровую видеокамеру и отправить видеоролик по электронной почте. Согласны? Я устанавливаю цифровую камеру, в нашем центре игры для мальчиков.

Воспитатель : Сначала мы расскажем ребятам о приметах нашей весны , по нашей таблице.

Приметы весны : мнемотаблица, таблица прикреплена на мольберт.

Воспитатель : показывает картинки по порядку, дети называют приметы.

1. Весной ярко светит солнце . Оно не только светит, но и греет.

2. В лесу тает снег, бегут ручейки, звенит капель.

3. Появляются проталины.

4. Распускаются подснежники.

5. На деревьях набухают почки.

6. Возвращаются птицы с юга и поют свои песни.

7. Весной после зимней спячки просыпаются дикие животные (медведь, еж, барсук)

8. Дикие животные линяют. (ЛИНЬКА) . Заяц и белка меняют цвет своей шубки.

9. Весной у диких животных появляются детеныши, а у птиц птенцы.

Продолжим наш рассказ о приметах весны в наших центрах в познавательном и речевом.

3. Самостоятельная работа в центрах.

Воспитатель : В каждом центре для вас приготовлены игры о весне .

Сейчас разделитесь на 2 команды по 5 чел. Выберите карточки с изображением центра в котором вы будете работать (дети вытягивают карточки с изображением центра.)

Каждая команда подойдите к своему центру, ничего не трогаем, слушаем мою инструкцию. Сейчас я вам объясню задания, которые вы будете выполнять.

В познавательном центре : вам нужно разделить насекомых на подгруппы летают , прыгают, ползают. Обратите внимание на символы. Будьте внимательны

В речевом центре : вам нужно выбрать из всех птиц только перелетных птиц и прикрепить на мольберт. Задание всем понятно. Как услышите звук металлофона вам нужно построиться около своих центров. Приступаем.

Звук ксилофона. Заканчиваем.

Воспитатель : Сейчас ребята с познавательного подойдите в речевой центр? Расскажите нам что вы делали? Мы выбрали перелетных птиц. Назовите этих птиц.

Предлагаю вам поиграть в игру «Какая птица»

Если у птицы длинный хвост, она какая?- (ответ детей) длиннохвостая.

Если у птицы длинная шея? – длинношеяя.

Если у птицы длинные ноги?- длинноногая.

Если у птицы острый клюв?- остроклювая

Если птица умеет плавать?- она какая? -водоплавающая.

Молодцы справились. Мы рассказали ребятам про перелетных птиц.

Теперь переходим в познавательный центр. Расскажите какие насекомые прыгают, летают, ползают. Почему вы не наклеили паука? А почему насекомых называют насекомыми (у них есть насечки) . Как многие насекомые защищаются от хищников.

Что они делают? (маскируются) . Как это способность назвать по -научному МИМИКРИЯ.

ОПЫТ : Сейчас мы это проверим. Пройдем в познавательный центр возьмем лист бумаги с контуром кузнечика и зеленый пластик. Мы сейчас видим кузнечика? Дети : да. Возьмите зеленый пластик и накройте кузнечика. Видно его? Дети : нет. Что он сделал? Дети : замаскировался. Вот так маскируются многие насекомые от хищников.

Воспитатель : Сейчас мы под веселую весеннюю песню потанцуем и покажем ребятам как мы рады приходу весне . ФИЗКУЛЬМИНУТКА «ВЕСНА ПРИШЛА »

Воспитатель : Приглашаю вас пройти в центр творчества. Продолжить наши рисунки, которые мы с вами будем рисовать при помощи мятой бумаги и ватных палочек. Расскажем и покажем ребятам как мы это будем делать.

1. взяли лист с цифрой 1 начинаем мять, чем сильнее мы его сомнем, тем фактурнее и интереснее будет наш рисунок . кладем готовый комочек в белую гуашь

2. взяли лист с цифрой 2 начинаем мять, кладем в зеленую гуашь

3. взяли лист с цифрой 3 начинаем мять, кладем в желтую гуашь.

Мы приготовили с вами наши кисти.

Сейчас опустили ручки на коленочки. внимательно смотрим, как мы будем рисовать .

4. Беру комочек из белой гуаши и обмакиваю его в гуашь и рисую облака методом тычка. Всем понятно приступаем.

Закончили. Молодцы, какие красивые облака у нас получились.

5. Следующий шаг мы рисуем траву.

Я беру комочек из контейнера с зеленой краской и обмакиваю в зеленую гуашь. И рисую траву.

приступаем. Закончили. Кладем наш комочек.

Молодцы, какая красивая трава у нас получилась.

6. Следующий шаг мы рисуем солнце, внимание смотрим, как сделаю это я. Приступаем.

берем комочек из желтой краски. Рисуем солнце. Нарисовали молодцы .

7. А теперь мы будем рисовать первые цветы , которые у нас появляются весной МАТЬ И МАЧЕХА .

Я показываю вы внимательно смотрите. беру комочек из желтой гуаши аккуратно опускаю в краску. Маленькие солнышки. точечно.

Молодцы ребята наши рисунки. возьмите салфетки на столе и вытрите руки. Кладем грязную салфетку в контейнер. Пока наши рисунки сохнут. Я вас прошу пройти на ковер

А теперь присаживайтесь кружком поговорим ладком.

1. От кого нам сегодня пришло эл . письмо.

2. О чем мы рассказывали ребятам.

3. Какие первые цветы появляются весной

4. Как назвать их одним словом

5. Как называется свойство животного, которое умеет маскироваться?

6. Почему насекомых называют насекомыми

7. Какую технику рисования мы с вами освоили

интересно весны .

Оценка деятельности детей. Воспитатель : Пока подсыхают наши рисунки подойдите ко мне в круг. Когда у нас тает снег и бегут ручейки мы любим по ним пускать кораблики. Вот такие показываю готовый кораблик. Которые мы сейчас сделаем. Перед вами паруса разных цветов синий желтый красный. Но прежде чем взять парус послушайте внимательно. возьмите зеленый парус если – было легко и интересно , желтый если – испытывали некоторые затруднения, красный если – было очень трудно, проткните парус зубочисткой и вставьте в свой кораблик. Какие красивые кораблики у нас получились, мы их возьмем с собой на прогулку и будем запускать по нашим ручейкам.

Рефлексия на ковре. А теперь присаживайтесь кружком поговорим ладком. (приглашаю детей присесть на ковер) . Букетик получай на мой вопрос отвечай.

8. От кого нам сегодня пришло эл . письмо.

9. О чем мы рассказывали ребятам.

10. Какие первые цветы появляются весной

11. Как назвать их одним словом

12. Как называется свойство животного, которое умеет маскироваться?

13. Почему насекомых называют насекомыми

14. Какую технику рисования мы с вами освоили

Молодцы, ребята, мы справились со всеми заданиями я думаю, что ребятам будет интересно посмотреть и узнать об особенностях нашей весны .

Воспитатель : Ребята, нас благодарят за помощь и рассказ про весну в России . Они прислали вам картинки животных жарких стран. В свободное время вы их раскрасите в группе .

Татьяна Турусова

Конспект НОД по рисованию в старшей группе

Тема: «Ранняя весна. Прилет грачей».

Задачи:

Обучающие:

Расширять знания детей о перелетных птицах. Воспитывать чувство доброты, любовь к птицам.

Учить гармонично располагать сюжет на листе бумаги.

Закреплять способы и приемы рисования цветными карандашами.

Развивающие:

Развивать мелкую моторику рук, амплитуду движений кисти руки.

Развивать способность смотреть на мир глазами художников, замечать и творить Красоту;

Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и уважение к изобразительному искусству;

Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;

Воспитывать навыки самостоятельности.

Материалы: листы бумаги формата А4, простой карандаш, ластик, цветные карандаши. Аудио и видео техника, репродукция картины А. К Саврасова «Грачи прилетели».

Предварительная работа: Наблюдение за птицами на улице. Рассматривание иллюстраций о весне. Чтение стихотворения о весне.

Коррекционная работа. Употребление в речи слов: картина, пейзаж, природа, художник. Названия перелетных птиц, приметы весны.

Ход НОД

Воспитатель (загадывает загадку)

Кто прошел так тихо-тихо,

Ну, конечно, не слониха,

Даже толстый бегемот

Тихо так пройти не мог.

Это идет красавица,

Легко земли касается,

К чему прикасается,

Все распускается.

Дети. Весна.

Воспитатель. Правильно. Как вы уже догадались, разговор у нас сегодня пойдет о весне. О ранней весне. Весну издавна любил народ. Люди ее называли «Весна – красна». О весне поэты слагали стихи. Кто из вас вспомнит и прочитает нам стихи о весне? (Дети читают ранее разученные стихи)

Воспитатель. С чего же начинается весна? (С капели, проталин, светит ярко солнце, появляются подснежники, прилетают перелетные птицы и т. д.)

Воспитатель. А какие птицы прилетают к нам весной? (Грачи, журавли, скворцы, ласточки, жаворонки.)

Воспитатель. А что они делают? (Строят гнезда, чинят старые.)

Воспитатель. Да, весна несет радость жизни, радость творчества не только поэтам. Видеть удивительный мир природы, его красоту, помогают нам художники. Сегодня мы с вами познакомимся с картиной русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова, который очень любил рисовать природу нашей страны. Как называется она, я пока не скажу. Попробуем догадаться.

Какое время года изображено на картине?

Почему вы так решили? По каким признакам можно сказать о приближении весны?

Основная деталь, подтверждающая наши выводы о приближении весны – грачи. Где сидят грачи? О чем они заботится, когда возвращаются из теплых краев?

Почему так хорошо видны следы птиц на снегу?

Где стоят березы? Опишите их, какие они? Какими красками нарисовал художник картину?

Что написано голубым цветом? Что серым? Коричневым?

Что самое яркое в картине?

Какое настроение передает художник? Как художнику удалось это показать?

О чем эта картина? Как бы вы назвали эту картину?

Воспитатель: Художник Саврасов назвал свою картину «Грачи прилетели». Люди всегда ждали весну и радовались ее приходу, о чем свидетельствовал прилет грачей. Есть такая пословица – «Грач на горе …весна на дворе». Когда я смотрю на картину, то вспоминаю стихотворение С. Русановской, которое мне очень нравится:

Зима с грачами спорит –

Морозит и метелит.

Открывшуюся землю

Опять снежком устелет.

Грачи не унывают –

И каркают, и скачут:

«Дорогу одолели

И будем живы значит!

Мы так летели долго

На родину, домой!

Немножечко потерпим,

Помиримся с зимой!»

Мне очень понравилась эта картина. Она вызывает чувство радости.

Воспитатель. А сейчас, ребята, я вам предлагаю стать художниками и нарисовать весеннюю картину. Подумайте, ребята, что вы изобразите на своем листе бумаги. Какие цвета вы возьмете для ранней весны?

Самостоятельная работа детей.

После композиционного наброска простым карандашом дети приступают к цветовому решению своего рисунка. Цветные карандаши дают превосходный эффект детской работе, особенно, когда используются несколько цветов или оттенков для украшения изображения. В ходе работы следить, чтобы дети правильно и свободно, без напряжения держали карандаш, следить за осанкой детей

Итог.

Когда дети закончили работу провести анализ детских рисунков, отметить, кто очень старался, а кто мог нарисовать и лучше.

Ребята, мы с вами сегодня много говорили о весне, рассматривали картину А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Каждый из вас старался, и в ваших рисунках видно, что природа проснулась, ожила.



Публикации по теме:

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе. Творческое рассказывание по картине «Ранняя весна» Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: «Творческое рассказывание по картине «Ранняя весна» (придумывание начала и конца.

Конспект занятия «Ранняя весна. Весенние месяцы. Первые весенние цветы. Буква ь» Коррекционно – образовательные цели. Обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе. Уточнение, расширение.

Интегрированное занятие «Ранняя весна». Использование нетрадиционной техники рисования - «каплетерапия» Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Весну красную зовем» Автор конспекта.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Ранняя весна» Образовательные задачи: обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе; расширение, уточнение, актуализация.

Цель:формирование умения отражать в рисунке образ Весны. Задачи: образовательные: - закреплять умение делать набросок графитным карандашом;.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Весна!»

Цель: формирование умения отражать в рисунке образ Весны.

Задачи:

образовательные:

Закреплять умение делать набросок графитным карандашом;

Продолжать учить соблюдать в рисунке пропорции тела;

Продолжать учить делать изображение во весь лист;

развивающие:

Развивать образные представления;

Развивать навыки рисования акварелью - размывание цвета;

Продолжать учить смешивать краски для получения нужного оттенка;

воспитательные:

Воспитывать интерес к изобразительному творчеству;

Воспитывать любовь к природе.

Материал и оборудование :

Альбомные листы;

Кисти;

Краски акварельные;

Салфетки;

Баночки с водой;

Палитры;

Магнитофон, диск с записью музыкального произведения П. И. Чайковского "Апрель" из альбома "Времена года"

Предварительная работа:

Знакомство с портретной живописью;

Рассматривание иллюстраций по теме "Весна";

Разучивание пословиц о весне;

Заучивание стихотворения И. Токмаковой "Весна"

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, сегодня мы будем говорить о таком прекрасном времени года, как весна. Недавно мы учили стихотворение И. Токмаковой «К нам весна шагает». Кто его помнит?

Ребёнок. К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны,

Верно, очень тёплые

Ноги у весны.

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, какие изменения происходят в природе весной. (Слайд)

Дети. С наступлением тёплых дней на снегу появляются проталины, снег начинает таять, текут ручьи, с крыши свисают сосульки.

Воспитатель. Каким весной становится небо?

Дети. Весной небо голубое, светлое, безоблачное. (Слайд)

Воспитатель. А солнце, какое?

Дети. Солнце весной тёплое, яркое, ласковое. (Слайд)

Воспитатель. А кто знает, что такое капель?

Дети. Когда под тёплыми лучами сосульки быстро тают и капельки воды часто-часто капают с крыши. (Слайд)

Воспитатель. Как вы понимаете слова «день прибывает?»

Дети. Когда дни становятся длиннее, а ночи короче.

Воспитатель. Вы молодцы, ребята. Вспомнили все весенние признаки в природе. Но, чтобы окончательно в этом убедиться, давайте отгадаем загадки.

Воспитатель обращает внимание детей на экран.

Воспитатель. Появился из-под снега,

Увидал кусочек неба.

Самый первый,

Самый нежный,

Чистый маленький…

Дети. Подснежник.

Воспитатель. Солнце греет у порога,

И растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи,

Прилетели к нам…

Дети. Грачи.

Затем воспитатель предлагает детям нарисовать картинку о весне, который они себе представили. Перед началом уточнить соотношение частей тела. Воспитатель напоминает, как правильно держать кисть, уточняет правила работы с акварелью. Предлагает сделать сначала эскиз графитным карандашом, без нажима.

Физминутка. « Спал цветок».

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся,

(Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх вдох. Посмотреть на руки).

Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты в стороны выдох).

Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

Воспитатель. А помогать нам будет музыка П. И. Чайковского. Весна вдохновила его на создание этого музыкального произведения.

(Звучит пьеса "Апрель" из альбома "Времена года" П. И. Чайковского)

Итог работы.

Рассматривание и оценка работ. Предложить детям определить самую веселую, самую нарядную Весну.

Воспитатель: Молодцы, ребятки! Замечательные, красочные картины получились у вас.


Цель:

Развитие творческих способностей и познавательных интересов дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания детей о весенних явлениях в природе.

Развивающие:

  • Активизировать словарь детей по теме «весенние цветы».
  • Развивать умения и навыки детей в рисовании в технике «рисование по мокрому».
  • Развивать воображение, чувство композиции.

Воспитывающие:

  • Воспитывать смелость, уверенность, инициативность в опытном освоении новых художественных материалов и способов работы с ними.

Предварительная работа: наблюдение весенних явлений в природе; рассматривание цветов, чтение стихотворений, художественной литературы, загадывание загадок.

Словарная работа: первоцветы, путешествие, щебечут, чудесная, Красная книга, медуница, сон-трава, гусиный лук, ветреница.

Материалы: рисунок солнца грустного и веселого, аудиозаписи, ноутбук, ватман, акварель, манка, соль, кисти, карандаш, стаканчики с водой, тонированный лист бумаги голубого цвета на каждого ребенка.

Ход занятия

Дети входят и встают вокруг педагога.

Воспитатель:

В страну чудесную

я приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

Нет и снега там, нет и холода,

Там все проснулось ото сна.

Мы поедем из города

В страну чудесную — Весна!

Воспитатель: — Согласны отправиться в путешествие?

Дети: — Да.

Воспитатель:

Мы все весело шагаем, (Идут маршевым шагом)

Ноги выше поднимаем. (Ходьба с высоким подниманием колена)

Потопают ноги

По прямой дороге. (Шагают на всей стопе).

И поскачут ноги,

Прямо по дороге, (Делают подскоки).

Скакали, скакали,

И встали. Стоп! (Останавливаются).

По узенькой дороге

Пойдут тихонько ноги. (Идут на носках).

Друг за дружкой побежали,

И нисколько не устали. (Бегут на носках).

И опять шагаем,

Ноги поднимаем. (Идут маршевым шагом)

Воспитатель: — Вот мы и приехали в эту чудесную страну. В этой стране солнце ласково смеется, звонко бежит ручей, тают сугробы.

А какие еще признаки весны вы знаете?

Дети: — Греет ярче солнце, появляются зеленые листочки, щебечут и поют птички, появляется зеленая трава.

Воспитатель: — А еще в этой стране есть чудесная цветочная поляна, усыпанная разными цветами. Хотите узнать какими?

Дети: — Да.

Воспитатель: — Пройдемте со мной и посмотрим.

Дети с воспитателем подходят к ноутбуку. Воспитатель показывает презентацию: «Весенние цветы».

Загадки: (Слайды).

1. На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький …(подснежник).

Золотой цветочек,

2. Листья изумрудные,

С одной стороны нежные,

А с другой чуть грубые.

Что это за растение?

Скажите поскорее! (мать-мачеха).

3. Он цветочный принц –поэт

В шляпу жёлтую одет.

Про весну сонет на бис

Прочитает нам …(нарцисс)

4. Белые горошки

На зелёной ножке (ландыши).

5. Их в Голландии найдёте,

Там везде они в почёте.

Словно яркие стаканы,

В скверах там цветут …(тюльпаны.)

6. Это прозвище недаром у красивого цветка.

Капля сочного нектара и душиста и сладка.

От простуды излечиться вам поможет… (медуница).

7. Цветы ветреницы на белых стебельках, покачиваются, даже от слабого ветра. (ветреница)

8. Не успело солнце появиться,

В земле его бутону не сидится.

Голубовато — лиловые колокольчики раскрывает,

Листья свои к свету не пускает.

Народ верил, что он сон навевает,

Людям радость и горе предвещает.

Носит мохнатую шубу в холодную погоду,

Не боится мороза и украшает природу.

Прострел раскрытый (сон-трава).

9. У корней берёзочки золотые звёздочки,

А в земле есть луковки, чуть побольше клюковки.

Его люди не едят, хоть он луку близкий брат,

Но если гуси прилетят, то им-то он не будет рад (гусиный лук).

10. Мы растенья эти знаем,

бережем и охраняем.

В книгу Красную они
уже давно занесены:

-подснежник

— ландыш
— ветреница
— медуница
-гусиный лук
— прострел…

11. Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок.

Если все: и я и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны и

не будет красоты!

Дерево, цветок, трава и птицы

Не всегда умеют защищаться

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

Воспитатель: — Ребята, вставайте в круг, давайте поиграем в игру «Весенние цветы».

Проводится игра с мячом «Весенние цветы».

Появляется Весна. (весенняя мелодия)

Подходим к мольберту на котором прикреплен ватман с нарисованной снежной полянкой и солнцем.

Весна: — Здравствуйте, ребята! Я — красавица Весна. В моей стране случилась беда.Солнышко не ласковое, совсем не улыбается (показываю на грустное солнышко) . Все белым-бело. А все потому что на волшебную поляну налетела злая Вьюга, занесла ее снегом, заморозила все цветы. Снежные сугробы такие глубокие, что лучам солнца никак не пробиться. Помогите, мне ребята, растопить снег.

Воспитатель: — Ребята, давайте поможем Весне.

Проводится игра «Веснянка»:

Солнышко, солнышко

Золотое донышко, (по кругу).

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Побежал в саду ручей (бегут).

Прилетело сто грачей (машут, стоя на месте).

А сугробы, тают, тают (приседают на месте),

А цветочки подрастают (дети медленно встают).

Весна: — Ребята, какие вы молодцы, растопили нашу цветочную поляну. Но посмотрите, что наделала вьюга, ни одного цветочка не пожалела. Давайте посадим на эту весеннюю поляну самый первый цветок, который просыпается весной. Угадали что это цветок?

Дети: — Это подснежник.

Весна: — Молодцы. Сейчас проходите к столам давайте и попробуем украсить поляну подснежниками.

Дети проходят к столам, где находится материал для рисования и присаживаются.

Весна: — Ребята, посмотрите на иллюстрацию подснежника (иллюстрация прикреплена на мольберт). Давайте рассмотрим эти цветы. Из каких частей состоит цветок?

Дети: — Стебель, чашелистик, лепестки, листья.

Весна: — Какого цвета будут у нас лепестки у подснежника? А стебель, чашелистик, листья?

Дети: — Лепестки-белые, стебель, чашелистик, листья — зеленые.

Весна: — Сегодня мы с вами научимся рисовать подснежник необычным способом – по «мокрому» с добавлением манки и соли (показ).

Весна: — Ребята, давайте подготовим наши пальчики для рисования.

Упражнение. Цветы

Наши нежные цветки (Плавно раскрывают пальцы)

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, (Помахивают руками перед собой)

Лепестки колышет.

Наши нежные цветки (Плотно закрывают пальцы)

Закрывают лепестки

Головой качают, (Плавно опускают их на стол)

Тихо засыпают

Дети выполняют работу под музыкальное сопровождение

Индивидуальная работа: помогаю затрудняющимся в работе детям.

В это время воспитатель меняет мимику солнца с грустного на веселое.

Весна: — Я рада, что вы нарисовали столько цветов для полянки.

Раз, два, три, выросли цветы!

К солнцу потянулись высоко:

Стало им приятно и тепло!

Пусть они цветут, растут,

Радость всем несут!

Весна: — Ребята, смотрите, солнышко стало улыбаться! Оно опять дарит нам тепло. Несите свои рисунки сюда на полянку. Какая она получилась у нас красивая! Какие вы молодцы! Спасибо вам! До свидания, ребята!

(Дети прикрепляют рисунки на полянку).

Воспитатель: — Пришло время прощаться с волшебной поляной. Нам надо возвращаться домой.

Педагог включает музыку «Весеннее настроение».

Воспитатель: — Раз, два, три все повернулись и в садик мы вернулись. Вам понравилось путешествие? Что больше всего запомнилось? Какое у вас настроение?

Дети: — Да, понравилось…(ответы детей)

Воспитатель: — Вот мы с вами вернулись в детский сад. Давайте, передадим свое хорошее настроение, свое тепло друг другу. Согласны?

Педагог включает аудиозапись «Встреча весны», проводится игра «Передача настроения»

Воспитатель: — Согрейте ладошки своим теплом. (дети имитируют беззвучные хлопки под музыку) Согревайте свои ладошки! А теперь передавайте тепло друг другу и всем нашим гостям! Подходите, не стесняйтесь! Передайте свое тепло и нежность гостям! (имитируют игру в «ладошки») . Посмотрите, как всем стало хорошо!

Скачать презентацию

воспитатель МБДОУ «Детский сад №11»

г. Лысьва, Пермский край, Россия