Рисовать кукле масленице лицо. Сжигать чучело Масленицы с человеческим лицом неправильно – хабаровская епархия

@fiesta.spb

Масленица - это такой заводной, веселый праздник, который находится на причудливом стыке славянской мифологии и православия. И именно из-за обрядов, оставшихся от мифологии, это не только веселье, но иистинный хардкор.

Самым брутальным обрядом из всех этих веселых дней несомненно является сжигание чучела. Выглядит это, конечно, специфически: куча довольных и радостных людей объедаются блинчиками и с удовольствием наблюдают, как горит жалобно-улыбающееся самоотверженное чучело.

Мы собрали самые жесткие, странные и пугающие чучела, которые можно встретить на улицах городов России на этой неделе. Посмотрите, например, на лицо этого (этой). Приблизьте и вы услышите мольбу о помощи.

И кстати, почему надо жечь чучело?

Существует несколько любопытных версий о целях этого милого ритуала. Первая принадлежит российскому этнографу Дмитрию Зеленину и говорит о том, что этот праздник отмечал рубежное время перед постом. Крестьяне для этого приглашали не кого-то там, а своих померших родственников. А к встрече с ними что нужно было сделать? Правильно, разжечь костер.

Соломенного чувака уже не спасти из огня, а детишки смеются. Прелесть!

@bulushevasofia

Экземпляры без лиц завоевывают место самых криповых. А если ничего особенного вы не видите, то представьте, что встретили одного из них ночью.

@julia_htrf

Основная версия заключается в том, что Масленица все же является праздником встречи весны и прощания с зимой. Зиму нужно хоронить, чтобы попрощаться с ней, и для того чтобы символизировать эту «смерть», сжигалась Марена - мифологическая героиня, связанная с обрядами «убийства» и «воскрешения» природы. Собственно, она и является прототипом современных чучел.

Вот эта, например, является такой, мягко скажем, раскрепощенной Мареной. С дредами и чокером на шее.

По лицу этой убиенной можно сказать, что она не западнославянская Марена, а, скорее, русская Маринка. Но, так или иначе, и ее уже не спасти.

@vlad_reporter

Всемирно известный и уважаемый филолог и фольклорист В. Я. Пропп тоже поддерживал версию об умирающем и воскресающем божестве. Однако связывал он этот обряд, да и вообще масленицу, со стимуляцией и призывом плодородия, что было важнейшей точкой в системе координат крестьянина, так как от нее зависела вся его жизнь.. Сожжение чучела Масленицы по его мнению символизирует сожжение и прощание со старым, исчерпавшим свои ресурсы плодородием и стимуляция нового.

Если бы это чучело сейчас ожило и побежало с криком, мы бы не удивились.

@on_thin_legs

Многие фольклористы и этнографы нам показывают, что неверно воспринимать сожжение чучела как явление, напоминающее некий сатанинский ритуал поджигания идола, которому поклоняются. Это не так, чучело всегда являлось символом.

Вот этот странный парень, например, из Литвы. Был. Автор фото пишет:

«Сегодня в Литве праздник - Užgavėnės (Ужгавенес) ».

@helen_bask

А это... Стоп, что?

В Хабаровске в разгаре Сырная седмица или Масленица. Традиционные праздничные гуляния в честь проводов зимы и встречи весны пройдут во всех районах краевой столицы уже в эту субботу. Главным атрибутом праздника остается сжигание Масляного чучела. Однако в последнее время многие горожане выступают против этой традиции, считая варварством поджигать соломенную фигуру, особенно если на ней нарисовано человеческое лицо.

В древности, изображаемые куклы не только походили формой на человеческое тело, но и обязательно имели особенные признаки присущие тому или иному полу. Масленица изображалась с большой грудью, а Масленик имел явные мужские особенности. Особенно тщательно прорисовывалось лицо.

Важнейшее обрядовое действие при создании таких персонажей было их одевание — “наряжение”. Костюмы у масленичных чучел должны были быть старыми, ветхими, рваными, а иногда на них надевали еще шубы, с вывороченным наружу мехом. При всем этом, как солому для снопа (туловища) Масленицы, так и все предметы для одежды обязательно отбирали в разных крестьянских домах. Могли даже купить в складчину, считая чучело обрядовым символом всех членов деревни. В большинстве случаев, персонажу еще и присваивали личное имя — Гаранька, Авдотья, Дуня, и т.п.

Спустя какое-то время в некоторых районов России - эту роль начал выполнять живой человек. Он одевался в старые вещи, пугал людей, после чего уезжал в лес и возвращался уже в своем привычном облике.

На сегодняшний день мнения горожан на счет того, «очеловечивать» чучело или нет разделились. Некоторые уверены, что это пережитки варварского прошлого.

— Я не против того, что сжигать чучело из соломы, которые только очертаниями напоминает настоящего человека. Но когда это улыбающаяся счастливая фигура - выглядит жутко, как будто она на костре инквизиции. И если раньше в это вкладывали глубокий смысл, то теперь это просто развлечение. Поэтому я не считаю нужным рисовать на ней лицо, — рассказала Елена, хабаровчанка.

— Я вижу, что многие учителя, воспитатели детских садов и другие люди, которые работают детьми, выступают категорически против «варварского обычая». С их точки зрения факт сожжения чучела, в наше время, ни о чём не говорит подрастающему поколению, и лишь нанеся детям психологическую травму подтолкнет их к подобным негативным поступкам в будущем. Но я с этим не согласен. Наоборот, нужно разъяснить детям истинную суть этого и других русских обрядов, обычаев и традиций, и подготовить своих воспитанников к их правильному восприятию. Но рисовать лицо все же не стоит, — рассказал Антон, хабаровчанин.

Другие не видят в этом ничего плохого.

— Насколько я знаю, сжигание чучела и проводы зимы в ее лице — чуть ли не единственный языческий обряд, который негласно получил одобрение христианской церкви. Так что полезное это дело — масленицу сжигать и веселиться, — поделился мнением Николай, хабаровчанин.

Несмотря на то, что сразу после окончания масленичной недели начинается Великий пост, официально эти два события никак друг с другом не связаны. Поэтому православная церковь также не поддерживает сжигание «человеческого чучела», так как это языческая традиция.

— Это народная традиция - сжигание чучела. Христиане подобное не поддерживают. Конечно, каждый сам решает для себя как ему изображать чучело, но все-таки неправильно поджигать что-то с человеческим лицом - это как-то кощунственно, — рассказала пресс-секретарь хабаровской епархии Наталья Гараева.

— Сжигание чучела масленицы, залезание на столб - это чисто языческие пережитки. На эти народные гулянья лучше не ходить православному человеку. Они к христианству никакого отношения не имеют, — поделился мнением Юрий, прихожанин.

Напомним, в Хабаровске Масленицу в этом году будут отмечать во всех округах города . Гуляния пройдут 21 февраля. Во всех местах празднования пройдут спортивные состязания, собравшихся будут угощать блинами, развлекать хабаровчан будут творческие коллективы краевой столицы.

В Южном округе праздник начнется в 12 часов на территории зоны отдыха «Дельфин». Тем, кто отважится добраться до вершины столба, могут достаться ценные подарки. В ходе проведения мероприятия будет организована работа полевой кухни, где всех желающих будут бесплатно угощать солдатской кашей и горячим чаем. Также будут развернуты торговые точки с блинами, шашлыками и пловом.

В Центральном округе на территории нижнего городского пруда широкая Масленица пройдет с 13.00 до 15.00. В программе - народные гуляния, выступление профессиональных и самодеятельных творческих коллективов, спортивные состязания, веселые конкурсы и розыгрыши призов от компаний-спонсоров. Зрители увидят представление веселых скоморохов, ряженых, примут участие в веселых эстафетах. В конце праздника традиционно пройдет обряд сжигания чучела зимы.

В Железнодорожном районе для широкой Масленицы определена площадка на территории кафе «Оазис» на улице Авиационной, 45а. Здесь праздничные мероприятия начнутся в 12 часов. Организаторы предоставят всем желающим возможность покататься на пони и снегоходах, а также дать в аренду беседку с мангалом и древесным углем для веселого зимнего пикника.

В Северном округе гуляния начнутся в парке «Северный» в 12 часов. Здесь будут организованы игровые зоны, гостей угостят солдатской кашей и горячим чаем, и весь день они смогут развлекаться на горках и различных аттракционах.

Великий Пост начнется 23 февраля. Он венчает праздник Воскресения Христова — Пасхи. В этом году главный христианский праздник отмечается 12 апреля.

Источник - новости Хабаровска на DVHab.ru

В старину на Руси дети играли тряпичными куклами, у которых, как правило, отсутствовали лица. Почему? Неужели мастерицам было просто лень нарисовать куколке глаза, нос и рот? Нет, на то были совсем другие причины.

Магическое значение

Согласно православной вере, человек был создан по образу и подобию Божьему. Кукла же – неодушевленный предмет. Однако, если бы она была похожа на человека, то она также воплощала бы в себе образ Бога. Поэтому делать её похожей на человека было недопустимо.

Напротив, наши предки верили, что в человекоподобную куклу может вселиться нечистая сила, например, бес или домовой. В результате ребенок, который играет с куколкой, может пострадать: он будет болеть или его постигнут другие неприятности. Не зря в наше время куклы с человеческими лицами, в которых вселяются злые духи, фигурируют во многих фильмах ужасов.

Куклы на Руси служили не только игрушками, они играли роль оберегов. При этом и для детей, и для взрослых. В древности куклы охраняли людей от болезней, злых духов, разнообразных несчастий. Считалось, что наибольшей магической силой обладали куклы, выполненные без использования иглы и ножниц. Ткань при их изготовлении не резали, а рвали. Так и называли этих кукол – «рванки». Часто у них не было не только лиц, но и рук, и ног.

Куклы-обереги

Ещё до рождения ребенка делали куклу-«сонницу», которую клали в колыбель, чтобы малыш спал крепко и спокойно. До крещения младенца в люльку клали куклу-«пеленашку» в виде запеленутого ребеночка. Изготавливали её обычно из кусков старой одежды. После крещения куколку хранили вместе с крестильной рубахой ребенка.

В северных регионах России была популярна кукла-«берёстушка». Делали ее из свернутой в трубочку бересты. Внутрь вкладывали листок с защитной молитвой или заговором. «Берестушек» называли также «бабушкиными куклами», поскольку обычно их дарили своим внукам родные бабушки.

На свадьбу дарили новобрачным кукол-«неразлучников»: у мужской и женской фигурок была одна общая рука, символизирующая крепость брачного союза. Изготавливали их из трех красных лоскутов одинакового размера. Куколки закрепляли на полотенце. Когда в молодой семье появлялся первенец, «неразлучников» снимали с полотенца, которое затем использовали в хозяйстве. Самих же куколок отдавали играть ребенку, либо просто хранили в доме.

Куклу-«десятиручку» дарили на свадьбу невесте или женщине, недавно вышедшей замуж. По поверью, куколка должна была помочь молодой хозяйке все успевать, а также способствовала ладу в семейной жизни.

Оберегом всей семьи считалась кукла-«крупеничка». Делали её после сбора урожая. Туловище куколки представляло собой мешочек с зерном. Считалось, что такая кукла принесет в дом достаток и благополучие. Кроме того, «крупеничка» символизировала плодородие, поэтому была популярна у женщин, которые хотели иметь детей.

На юге России бытовала традиция изготавливать обереги для жилища в виде кукол, которых звали «день и ночь». Изготавливать такую куколку было положено под Новый год из тканей темного и светлого тонов, символизировавших соответственно ночь и день. По утрам куклу поворачивали к себе светлой стороной, а по вечерам – темной. Это нужно было для того, чтобы день или ночь прошли спокойно.

Кукла-«веник» спасала от ссор и разлада в доме. Изготавливали ее из травы, лыка или соломы, надевая на нее платочек и сарафанчик в соответствии с местными традициями.

Еще делали двенадцать куколок, пеленали их как младенцев и скрепляли вместе, а потом помещали в укромном месте за печкой. Эти куклы звались «лихорадками». Считалось, что они защищают хозяев от болезней.

Куклы для праздников

Существовали и специальные обрядовые куклы, которых использовали в различных магических ритуалах, в том числе связанных с праздниками. Так, кукла-«стригушка», изготовленная из первого сжатого снопа, «отвечала» за богатый урожай. Куклу-«козу» использовали в рождественских колядках. Куклу-«крестец» ставили на Крещение у ведра с освященной водой.

В Масленичную неделю за окно вывешивали куклу под названием «домашняя масленица». К Вербному воскресенью делали красноликих пасхальных кукол, которых принято было отдавать странникам и паломникам. На Ивана Купалу обряжали куклу-«купавку», на руки которой вешали ленточки, обозначавшие девичьи желания. Затем ленты снимали и пускали плыть по реке. Считалось, что они не только способствуют исполнению желаний, но и забирают с собой все невзгоды.

Кстати, и в наши дни можно купить или заказать безликую куклу-оберег, которая служит тем или иным магическим целям. При желании такими куклами могут играть и дети, но вряд ли современного ребенка сильно заинтересует игрушка, сделанная в соответствии со старинными традициями. Сегодня мало кто помнит об изначальном сакральном предназначении подобных вещей.

.

Каждый год в конце зимы в жителях России просыпается дух языческих предков, и, несмотря на мольбы и угрозы МЧС не создавать пожароопасную ситуацию, во дворах и на площадях пылают чучела антропоморфной формы.

К сожалению, даже такой древний языческий обряд не избежал коммерциализации и многие поддаются слабости, покупая готовые чучела. Мы же решили написать первую инструкцию по изготовлению настоящей Масленицы, чтобы проводы зимы прошли в соответствии с правилами.

Нашим экспертом стал заведующий фольклорной секцией Самарского центра русской традиционной культуры Андрей Давыдов, много лет собирающий традиции и обряды, присущие нашим краям.

Жечь или не жечь?

Андрей Давыдов:

- Во-первых, у нас, в Самарской области, чучело было далеко не везде. Жечь чучело на Масленицу — это стереотип. В некоторых сёлах просто сваливали солому в кучи и жгли. Сжигали старые вещи — считалось, что таким образом мы избавляемся от старого и переходим к чему-то новому. И далеко не всегда это была фигура Масленицы.

Во-вторых, если всё-таки было чучело, то его тоже наряжали в старые изношенные вещи, в разное тряпьё. Масленицу могли просто повозить по селу, спеть масленичные песни, а потом вывезти на пустырь и просто растащить, растоптать.

Традиционно считается, что если делали голову, то делали её обезличенной, то есть без лица. Вообще, у традиционной куклы очень поздно появилось лицо: якобы считалось, что рисование лица копировало какого-то человека. Тут есть некий ритуальный момент (вспомнить даже куклы Вуду) — на куклу можно сделать наговор. Так что куклу или чучело старались обезличить, чтобы душа в ней жить не могла.

У наших соседей в Ульяновской области, в Корсунском районе была традиция делать большую куклу Масленицы, наряжать в лохмотья и везти её на разукрашенных санях по улицам села. Вез её так называемый Дед. Это был мужик, который наряжался в старика, надевал бороду из пакли, шапку набекрень. Он возил Масленицу по улицам и так оповещал всех, что праздник начинается.

Символика, обряды и блины


Л.С. Кожин — «Масленица. Проводы Зимы»

Если не вдаваться в подробности и не расписывать всю глубину обрядов, то суть Масленицы можно объяснить празднованием окончания зимы и начала весны. Сюда вплетается и тема начала новой жизни, а значит, отказ от всего старого.

Кроме того, древние языческие обряды переплелись с православием, и масленичная неделя считается мясопустной, когда верующие готовятся к Великому посту. Однако можно было есть яйца, масло, сыр, всевозможные пироги, и среди прочего были блины, которые только недавно стали считаться особенным блюдом.

Андрей Давыдов:

- Блины — это тоже стереотип, они не являются исключительно масленичной атрибутикой. Во-первых, блины не жарили, как сейчас, переворачивая на сковородках, а пекли в русской печи, блин был достаточно толстым. И никогда не считался символом Солнца, как сейчас принято думать.

Их пекли не из пшеничной муки, которая была достаточно дорогая, а из гречишной с добавлением других круп — и блин получался чёрно-коричневым. Это уже в позднее время Куприн сравнил его с Солнцем, и пошла эта катавасия.

Масленичных песен не так много. У нас на территории Самарской области в этих песнях нет ни слова про Масленицу. Но их пели, когда молодёжь каталась на санях.

Одной из любимых тем была свадьба, когда молодые пары сажали на сани и катали по деревне, показывая красивых молодожёнов. И им пели лирические песни, которые считались масленичными.

В соседних областях пели, например, такую песню:

Запрягу я кошку в санки и поеду до кумы Наталки.
Масляная счастливая, протянися до Велика дня! (то есть до Пасхи)

Запрягу я бугая, куда люди, туда я.
Масляная счастливая, протянися до Велика дня!

Едут люди по сено, болит мое колено,
Едут люди по дрова, болит моя голова.
Едут люди по горелочку, а я с ними помаленечку!

Как сделать чучело?


В.Б. Котляров — «Масленица. Проводы зимы»

Несмотря на то, что в разных регионах Масленица отмечалась по-разному, сейчас самым популярным обрядом считается сожжение чучела. В тех регионах, где практиковалось подобное, необходимыми признаками Масленицы была человекоподобная конструкция, имеющая ярко выраженные женские формы.

Основой для туловища Масленицы служил сноп соломы, на который крепили верёвками голову и руки. Большую грудь делали из соломенных жгутов. Главное, чтобы внешние признаки были комично преувеличенными, а сама фигура должна была быть как можно больше.

Самым же популярным и доступным способом изготовления Масленицы в современных условиях считается использование деревянной крестовины, на которую наматывается либо солома, либо, что сейчас актуальнее и доступнее, старые газеты. Всё это крепится к крестовине бечёвкой. Разумеется, никакого скотча, полиэтиленовой плёнки и других химических материалов быть не должно.

Голова, несмотря на соблазн нарисовать глаза, рот и щёки, у настоящей Масленицы должна быть обезличена. Одежда Масленицы — старая и ветхая.

Иллюстрация обложки: А. Брусилов. «Масленица»

Главным персонажем и незаменимым атрибутом для обрядовых действий на празднике является масленик, масленичная кукла, чучело Масленица или как его еще называют современники Масленичное чучело. Практически во всех уголках России знали, что без него Масленичная неделя невозможна. Народ в деревнях свято верил, что Масленичное чучело, каким бы его не сделали, наделено невообразимым магическим даром. Поэтому с помощью обрядов старались продемонстрировать его преувеличенные показатели как наружные, так и внутренние. По традиции многих поколений Масленица была широкая, разгульная, обжористая, пьяница. На уличных гуляниях все присутствующие дружно скандировали: «Толстуха Масленица вина напилась и блинов обожралась!». Одеждой, рваной, нелепой, санями старыми, ветхостью и необычностью «выезда» подчеркивали отживание этого персонажа. В славянской мифологии этот атрибутный персонаж олицетворял смерть и зиму. И заливистый смех, громкий крик и повальное веселье, присутствующие во всех обрядах, расценивались как защитные свойства.

На празднике она воссоздавалась огромной человекоподобной (соломенной или деревянной) фигурой. Могла иметь как женский, так и мужской облик. Зачастую ее роль исполнял реальный человек.

Популярна была не только Масленица, но и Масленик. Их могли задействовать как вместе, так и поодиночке. В самом начале сыропустной недели поручали делать их молодым замужним женщинам, имеющим ребенка, под руководством пожилой крестьянки. Основой для туловища Масленицы служил сноп соломы, на который крепили веревками голову и руки. Большую грудь делали из жгутов соломы. Когда тело было готово, его наряжали в праздничную вышитую рубаху, поверх которой надевали красивейший сарафан с аппликациями, бахромой и узорчатый фартук. На голове завязывали, концами назад, непременно красный платок.

Как делали чучело Масленицы в древности?

Изображаемые куклы в древности не только походили формой на человеческое тело, но и обязательно имели особенные признаки присущие к тому или иному полу. Масленица изображалась с большой грудью, а Масленик имел явные мужские особенности. Важнейшее обрядовое действие при создании таких персонажей было их одевание — «наряжение». Костюмы у масленичных чучел должны были быть старыми, ветхими, рваными, а иногда на них надевали еще шубы, с вывороченным наружу мехом. При всем этом, как солому для снопа (туловища) Масленицы, так и все предметы для одежды обязательно отбирали в разных крестьянских домах. Могли даже купить в складчину, считая чучело обрядовым символом всех членов деревни. В большинстве случаев, персонажу еще и присваивали личное имя Гаранька, Авдотья, Дуня, и т.д.

В некоторых Сибирских районах не только женщинами изготовлялось масленичное чучело, но и молодыми парнями.

А население центральных губерний Москвы, Калуги, Владимира изготавливали наряду с главным общим обрядовым персонажем «семейные» миниатюрные куклы, уподобленные обще деревенской Масленице. Не более того домашние образы обладали привлекательной внешностью. Брови, глаза, нос разрисовывали им углем, губы — свеклой. Старались наряжать в яркий нарядный костюм, все также подчеркивая признаки пола. Как для домашнего, так и общественного Чучела подбирали соответствующие аксессуары, характеризующие выпекание блинов. Так дома могли Масленицу снабжать сковородками, половниками, мисками, пристраивали на лавку, имитируя выпечку блинов. Такое изображение не имело какого-то серьезного значения. А жители в Калужской губернии изготовляли до 7 различных фигур, соответствующих каждому дню Масленичной недели, которые у окна на лавке занимали почетном место. Девицы, брали их с собой, собираясь на посиделки, игрища, гуляя с ними по деревне, катаясь на санях, распевая страдальческие любовные песни. В основном такой персонаж создавали там, где была девушка на выданье. Довольно часто ряженая кукла после празднования становилась простой игрушкой, и она была, как и кукла-мотанка, своеобразным оберегом.

У крестьян из Пермской губернии главным символом праздника была не соломенная кукла, а деревянная статуя. Они наряжали или деревянный толкач, или скатывали из снега снежную бабу, усаживали на санки катали ее с горки и по улицам деревни.

Но в пятидесятых годах ХIХ в. традиции во многих местах России изменились.

Теперь для обряда на роль Масленицы общественность подбирала какого-либо эксцентричного крестьянина. Его всем селом, хохоча и веселясь, наряжали в разношерстную одежонку. Она обязательно должна была быть женской, ветхой, смешной и рваной. Многочисленными нелепыми аксессуарами и средствами передвижения дополнялся персонаж Масленицы.

Крестьянин, фантастически и нелепо одетый разъезжал по всему селению. Лошадь, была запряжена в сани старые и разваливающиеся. Их застилали выцветшими половиками, рваными рогожами, вешали мочалу, лапти. Он громко пел, паясничал, жеманничал и собирал вокруг себя толпу шумных односельчан. Масленицу провожали за околицу села, на поля или в лес, где он переодевался в обычную одежду. После обряда «Проводы Масленицы» все возвращались по домам.

В Вологодских деревнях по современным традициям на эту роль выбирался молодой парень, который катался на детских салазках, запряженных маленьким жеребенком с соломенной сбруей.

А в деревнях Пензенской губернии в перевернутые бороны запрягали телят и жеребят, усаживали легкого молодого парня, давали в руки ему помело и кочергу и, под дикий хохот односельчан возили его по деревне. Во Владимирских деревнях на роль Масленицы подбирали мужика, усаживали его в огромные сани на колесо, прикрепленное к высокому шесту. Ездил он с бутылем вина и огромным калачом.

Интересные традиции русского народа на Масленницу имели одно общее свойство: они все начинались и заканчивались карнавальным шествием. Популярный обряд сжигания чучела Масленицы символизировал «проводы, похороны» отжившей зимы.


Обряд сжигания чучела Масленицы выражает идею векового и ежегодного обновления. В древности на этот костер подбрасывали старые ненужные вещи, чтобы предать огню все грешное, печальное и плохое. От того как все горело, зависел приход ранней весны. Ведь правильно проводить надоевшую Зиму (быстрое сжигание Чучела), значит помочь Весне. Пеплом удобряли поля для обилия будущего урожая.

Как сделать Масленичное чучело?

1. Современное масленичное чучело сильно отличается от того, которое делали наши древние предки. Все чаще и чаще его создают, взяв за основу огородное пугало. Его делают из двух сухих, разных по длине брусков. Длинный — это основа для туловища, тот, что короче — для рук. Бруски прикладываю накрест и сбивают.

2. Для формирования тела берут сено, бумагу, солому — самые горящие материалы. Их привязывают веревками, шпагатом, создавая фигуру чучела. Если нет в наличии соломы или сухой травы, замените их на 2-3 веника.

3. Голову комплектуют из светлого полотняного мешка, который заполняют соломой, сеном и внизу сшивают. Вместо мешка можно взять белую бумагу, обернув ее соломой. Ярким платком, завязанным кончиками сзади, покрывают голову.

4. Для наряда масленичному чучелу выберите старый или сарафан, или платье, зашив его подол. Тогда трава, солома из чучела сыпаться не будут.

Если есть желание творить сделайте гламурную Масленицу — последний писк моды!

Оденьте ее в шокирующий укороченный жакет с рукавами — фонарик, на голову — берет, на шею — огромный шарф. Низ — юбка контрастного цвета. Для кистей рук возьми старые рукавички, и тоже набейте их сеном. Укрепите их на концах меньшей палки веревками.

5. Разрисуйте лицо. Глаза — обязательно закрытые — тонким косметическим карандашом. Для алых щечек и губок подойдут румяна и яркая помада. Такой персонаж отчетливо будет контрастировать с белым снегом.

6. Для двух кос переплетите белую ткань или оттенки желтой ткани. На кончиках кос завяжите ленточки. Закрепите косы под платком. Теперь куклу осталось поставить в сугроб или закрепить на снегу.