Система реджио эмилия. Реджио — педагогика свободы

Класс Реджио-сада в Италии

Наверняка многих интересует, как же организована жизнь и деятельность в «настоящем» Реджио-саду в городе Реджио-Эмилия. Я постоянно собираю информацию о и о садах в разных странах, в том числе и в Италии. И на основе ее подготовила небольшой обзор о ключевых особенностях Реджио-садов и яслей. В Италии существуют сады для детей 3-5 лет и ясли для деток 1-3 лет, в некоторых заведениях они объединены под одной крышей, в некоторых существуют отдельно друг от друга.

Пространство и среда

Прежде всего, стоит отметить, что сады и ясли значительно больше по площади, чем мы привыкли. Пространство детского сада насыщено полезной для ребенка тактильной, зрительной и даже обонятельной информацией. Тут находятся предметы, которые интересно взять в руки, разобраться в их устройстве, применить в игре: это огромное количество природных материалов (листья, семена, ветки, цветы, плоды и т. п.) и предметов для их изучения (лупы, микроскопы, просветные столы, столярно-слесарные инструменты и т. п.), разные конструкторы и игрушки, бусины, пуговицы и краски, бросовые материалы. В мебели предпочтение отдается старинной и уникальной (комоды, сундуки, ящички, корзинки и этажерки), которая имеет «индивидуальное лицо» и постепенно заполняется материалами и работами детей. В помещении есть несколько уровней: можно уединиться в домике с книжкой, уютно расположиться на подушках, залезть на чердак или галерею. Для ролевой игры отведено специальное место, где можно переодеться: тут собирают разную одежду, шляпы, ленточки, кружева, обувь и аксессуары. В детском саду постоянно работает художник-ательерист, который придумывает, как помочь детям открывать мир. Дети очень много рисуют и изображают, используя разные материалы. Вначале обычно передают первые впечатления фломастером, затем техника усложняется, а под конец может быть создано большое общее панно. Интерес к каждому отдельному ребенку приводит к созданию коллекции его произведений за время пребывания в детском саду.

Планировка дошкольного учреждения устроена так, чтобы возбуждать детское любопытство и любознательность. В центре каждого сада, по итальянской традиции, находится «пьяцца» - место встречи всех детей; там же внутренний двор или зимний сад с зелеными растениями. Чтобы все видели, что и где происходит - много прозрачных стен и стекол. С непривычки это мешает ориентироваться, так как слишком много всего одновременно везде происходит, но со временем это становится удобным инструментов развития и взаимодействия детей. В яслях двери в верхней части стеклянные, в нижней части есть окошки, так что даже ползающие дети могут следить за другими, да и их самих видно. Во всех помещения, в том числе и на полу, зеркала. Принципиально важно, чтобы дети все время наблюдали за собой, сравнивали себя с другими, анализировали движения и действия. В зале - большие игровые элементы вроде пирамид, домиков, машин, спортивных снарядов (горка, Фуба, лестница и т. п.), игрушки, а также зимний сад за стеклянной стеной без крыши или с прозрачной крышей, так что от него исходит зеленый свет. В детский сад ведет один вход, но из разных комнат есть выходы на улицу. При изготовлении предметов для детского пользования берутся материалы, отличающиеся на ощупь и по другим своим свойствам: мягкие, легкие, тяжелые, шершавые, наклонные, темные, светлые и т.п. Это особенно важно для детей ясельного возраста.

Кухня находится рядом со входом, общая столовая - это часть холла. Повар - активный участник жизни детского сада. Все дети по очереди помогают ему готовить (по-настоящему участвуют в приготовлении пищи: режут, мешают, лепят и т.д.), накрывать на стол, убирать. Они могут приносить свои рецепты и готовить блюда по ним сами. Меню на каждый день написано большими буквами, а рядом с названием помещена фотография блюда, так чтобы даже малыши могли понять, чем их будут кормить сегодня. С поваром любят разговаривать родители. Они часто обсуждают, что и сколько может и будет есть их ребенок, а в детском саду или яслях стараются учитывать вкусы детей, одновременно приучая их к новому.

В каждой возрастной группе есть одна большая классная комната, библиотека или уголок, где можно читать, слушать музыку или сказку, смотреть картинки, а также мини-мастерская, туалет, где есть умывальники. В душевой оборудовано зона для игр с водой. Кроме того, есть одна общая мастерская, которая называется «ателье». В нем постоянно работает художник-ательерист. Сначала Лорис Малагуццы, основатель Реджио-подхода, приглашал узких специалистов (гончаров, скульпторов, художников и т.д.) на частичную занятость. Со временем, ему стало понятно, что творчество - важная и неотъемлемая часть ежедневного процесса детского развития и выражения, поэтому ательерист стал работать постоянно. Более того, постепенно все научили друг друга разным техникам и приемам и стали универсалами. Как в большой, так и в маленьких мастерских много разнообразных материалов, доступных детям. Специально подбираются и складываются в определенные емкости природные материалы (шишки, камни, листья и т.д.), которые можно по желанию использовать в творчестве.

В ясельных группах есть по-разному решенные спальни: особое помещение со свисающими с потолка тканями, матрасы, двух-этажные кровати. В детских садах отдыхают в комнатах, кто хочет - спит.

Внутреннее пространство Реджио-сада, Diana school, Реджио-Эмилия, Италия

Документирование

Особое внимание и значение в Реджио садах и яслях уделяют документированию процесса, как отдельному инструменту развития и планирования детской деятельности. Все разговоры и действия детей, по возможности, фотографируются, записываются на диктофон или протоколируются, снимаются на видео. Регистрируются все стадии работы, а результаты деятельности детей с подробным описанием процесса и достижений вывешиваются на стендах и просто в помещении. Для хранения таких материалов в каждом детском саду есть свой архив. Для каждого ребенка создается своя папка с документами (фотографии, рисунки, записи рассказов, сувениры и др.), которую родители могут купить, когда ребенок будет поступать в школу. В папке оставляют пустые страницы, чтобы родители и ребенок продолжали ее заполнять.

Режим дня

Детские сады Реджио Эмилия открыты с начала сентября до конца июня. В каждом детском саду 3-4 группы по 25 детей, в ясельных группах младенческого возраста до 15 человек в группе, более старшего - по 20. В каждой группе работает по два воспитателя. Заведующего нет вообще: дела распределяются между всеми; кроме того, есть совет дошкольного учреждения, контролирующий его деятельность. В обязанности вспомогательного персонала входят уборка, помощь при одевании детей и т. д. (примерно по одному помощнику на группу). Помощники участвуют во всех делах группы, в проектах, в обучении персонала. Не обходится без конфликтов и споров, но здесь считают, что в результате дискуссий рождаются новые идеи, разрушаются опасные стереотипы и прокладывают себе дорогу свежие идеи.

Все (взрослые и дети) обязаны начинать свою деятельность в 8.00 и кончать в 16.00. Поскольку есть дети, приходящие к 7.30 и остающиеся до 18.20, для присмотра за ними приходят специальные люди, работающие неполный рабочий день. Все дети собираются вместе один раз на утреннем кругу на «пьяцце» в 9.00. Здесь дети и взрослые обсуждают, что происходит в детском саду и вне сада, что интересно делать и как могут развиваться начатые и новые проекты. Обсуждается, какие вещи сейчас интересуют детей, что предстоит сделать сегодня, какие проекты продолжаются, что нового, принимаются основные решения о делах на день, обсуждаются текущие проблемы. Затем все расходятся по своим делам. Этот ритуал очень важен, он задает тон и план на весь день, позволяет обмениваться идеями и находками, учат вниманию и уважению друг к другу. Чтобы воспитатели всегда знали, кто находится у них в саду, ребенок приносит табличку со своей фотографией, которую вечером уносит. В Реджио-саду организована внутренняя детская почта в виде ящичков с именами для каждого, куда все кладут друг другу письма и рисунки.

Дети, родители и воспитатели

Важная составная часть Реджио педагогики. Совместное планирование и обсуждение, коллективное принятие решений, рассказы о том, что происходит, чего достигли воспитанники, занимают большую часть времени и служат дальнейшему развитию профессионализма воспитателей. Совместные мероприятия происходят и в выходные дни, что еще более сплачивает взрослых и детей. Родители участвуют в многочисленных походах и экскурсиях, в документировании и обработке материала, сборе денег при помощи различных базаров и в других видах деятельности с детьми. Составляются и соблюдаются хартия прав детей, воспитателей и родителей. Родители могут заниматься с детьми. Если среди родителей, бабушек и дедушек есть люди, готовые показать, что они умеют делать, то они приходят в детский сад и занимаются своим любимым делом (например, вяжут корзины), а дети, расспрашивая, наблюдают за их действиями. Родительские собрания, иногда в форме лекций приглашенных специалистов, проходят раз в 1 -2 месяца. Воспитатели ежедневно беседуют с родителями, хотя бы по нескольку минут. Важно, чтобы последние разделяли идеологию детского сада и не противопоставляли свои требования требованиям персонала.

Состав группы определяется возрастом детей. Предполагается, что все дети будут вместе с начала и до конца и с одними и теми же воспитателями. Новые дети никогда не приходят в течение учебного года. Перед приходом ребенок вместе с родителями заранее знакомится с воспитателями, с помещением и т.п. Если ребенок переезжает в другой город, расставание становится большим событием для остальных детей в группе. Если ребенок болеет, ему звонят по телефону, посылают открытку, приносят подарок.

Много творчества

Мировую известность Реджио подход получил, после того, как была организована международная выставка детских работ воспитанников садов Реджио Эмилия. Неординарность, продуманность и художественность поделок, выполненных в самых различных техниках, вызывает восхищение практически всех посетителей Реджио Эмилия. Символом педагогики стала огромная зебра, нарисованная детьми. Стоит сказать, что искусство, которому уделяется много времени и внимания, не является целью работы, и художниками становится не больше выпускников, чем в обычном детском саду. Оно рассматривается как один из ста языков, на которых ребенок рассказывает об окружающем мире. Кроме искусства предлагаются и разнообразные другие виды деятельности - занятия компьютером, игры, конструирование, чтение и т. п.

Ателье, Реджио-Эмилия, Италия

Проектная деятельность

Педагогика Реджио Эмилия основана на проектной деятельности. Детский интерес, поощряемый взрослыми и развиваемый совместно, перерастает в настоящие проекты, которые могут длиться от одного дня до целого года. Один из таких проектов, родился из детских потребностей, и получил потом название «Как нарисовать льва». Чтобы ответить на этот вопрос, дети не только знакомились с жизнью животного, но изучали каменную статую льва на площади, делали его из разных материалов. Окончательный рисунок - лев - огромен и поражает своей красотой, но за этим стоит длительный путь понимания.

Другой проект, родился из рассказа ребенка о том, что осенью он видит всегда у бабушки в деревне желтые ромашки, оказался посвященным изучению жизни этих цветов. Не всем это показалось вначале интересным: так, один мальчик захотел рисовать грузовики, а другой - астронавтов. Сначала дети (те, кто хотел) рисовали цветы по своему внутреннему представлению, так что получался известный символ цветка с расправленными лепестками, хотя настоящие цветы стояли перед ними на столе. Когда выяснилось, что изображение не совпадает с оригиналом, педагог решил, что этому простому явлению, мимо которого так легко пройти, следует уделить больше времени. Подумав, о чем можно узнать и что можно делать, когда придешь к ромашкам в гости на луг, шестеро детей и двое взрослых (остальные знали, что настанет и их очередь, и принимали участие в обсуждении) пошли к ромашкам, стали изучать их жизнь, здороваться и разговаривать с ними (головки цветов находились на уровне детских голов). Заметили, что в них обитают разные живые существа (насекомые, жизнь которых подчиняется своим законам): значит, они относятся к ромашкам не так, как мы, а как к своему дому. Выяснилось, что ромашки разного возраста, разных оттенков желтого цвета (их дети попытались сформулировать вербально: желтый-желтый, гладкий желтый, ярко-желтый и т. д.). Цвет меняется и от освещения. Форма меняется от точки, с которой смотришь На цветок. Может быть, среди цветов есть мальчики и девочки? Задумались, какова связь цветов и бабочек, цветов и паутины.

Вернувшись в детский сад, дети рассказали остальным о том, что видели, о чем думали. Теперь, когда они рисовали, то создавали уже индивидуальные портреты цветов. Став более внимательными, пофантазировав на тему, как устроено внутреннее пространство цветов, дети изображали их по-разному, стараясь не упустить ни одной мелочи. Например, среди них есть и бутоны, и некрасивые, и увядшие. Умершие ромашки - они умерли сами или умерли только их волосы? Насколько внимательно можно вглядеться в цветок? Взрослый только создает условия для разглядывания, старается растянуть этот процесс во времени, но он не должен давать свою готовую схему. Дети должны пройти путь сами, и неизвестно, к чему они придут. Иногда нужно сделать паузу, чтобы накопленная информация приняла новое качество.

Иногда дети исследуют, как идти по высокой траве; устроить концерт в парке; обливаться водой; сделать радугу; какие бывают тени; через что протекает вода; как растет лист; как измерить время. Дети часто наблюдают за трудом взрослых и помогают им, например, в уходе за лошадьми, в сборе винограда.

Это не метод воспитания, а способ размышления о жизни, о ребенке, о знании и о способах его усвоения, нечто такое, что можно вместе создавать, но нельзя в готовом виде передать. Приводят вполне итальянскую притчу для сравнения: когда несколько художников пишут фреску, то нужно иметь терпение дождаться, когда из фрагментов сложится целое, чтобы понять, о чем оно и что это такое вообще.

Вот в общих чертах, как проходит жизнь в итальянском Реджио саду. Какие особенности вам понравились больше всего, пожалуйста, делитесь в комментариях.

" data-provider-name="YouTube">

По материалам статей и учебника «Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность».

Вспомнив фильмы итальянского неореализма, можно предста­вить себе, в какой обстановке возникли в первые послевоенные годы в городе Реджио Эмилия в Италии детские сады и ясли, признанные сегодня лучшими в мире. Родители сами построили помещения для детей, а молодой педагог Лорис Малагуцци, при­ехавший в 1946 г. на велосипеде посмотреть, как продвигаются дела в коммуне, и решивший сделать осмысленным и счастливым детство детей, остался здесь до своей смерти в 1995 г. и основал новую педагогику для младшего возраста. Без ссылок на его имя невозможна теперь ни одна статья по дошкольному воспитанию в международном журнале. Сейчас провинция Эмилия Романья -достаточно процветающий край, в котором развиты сельское хо­зяйство и крупная промышленность, но прежде всего мелкая и средняя индустрия.

Название «Реджио Эмилия» должно быть знакомо поклонни­кам «Грамматики фантазии» Джанни Родари: именно здесь он про­водил свои эксперименты по придумыванию с детьми сказок. И дру­гие знаменитости не обошли эти места стороной: профессора ма­тематики, филологии, истории, издатели, поэты, архитекторы, режиссеры (в числе последних - Юрий Любимов) приезжают сюда, чтобы поиграть с воспитанниками Реджио Эмилия. Выставки дет­ских работ объехали весь мир. Чтобы принимать всех желающих ознакомиться с педагогикой, была организована специальная служ­ба. Сейчас в провинции функционируют краткосрочные и долго­срочные курсы, готовящие специалистов, и проводятся семина­ры, позволяющие приверженцам обмениваться опытом. Серджо Спаджиари и Веа Векки продолжают дело Лориса Малагуцци. Опыт Реджио Эмилия не поддается буквальному переносу в другую культу­ру, в другие условия, к другим людям. Вырастая и складываясь посте­пенно в определенное время и под знаком личности Л. Малагуц­ци, он может быть усвоен и переработан, но повторить его мож­но, только изменив, приспособив к своим нуждам и создав твор­ческий, постоянный, слаженный коллектив взрослых, заинтере­сованных в этом типе работы с детьми.

Чтобы более глубоко понять значение этой педагогики, следует знать, что в Реджио Эмилия много дошкольных учреждений: 47 % из них коммунальные, 34 % - католические (в Италии в целом -30%), 13% - государственные (в Италии в целом - 50%) (ос-


ильные частные или акционерные). Традиционная итальянская се­мья, где сосуществуют многие поколения, в чистом виде - анах­ронизм. Наиболее часто встречаются семьи из отца, матери и од­ного, редко двух детей. В области Эмилия Романья (столица - Бо-юнья) нет безработицы (оба родителя работают), нет миграции, пгт прироста населения. Сильно влияние коммунистической партии. Рождаемость в Италии вообще сейчас самая низкая по сравнению " 11 всеми предшествующими временами. Женщины (они составля­ют большинство персонала дошкольных учреждений) в Италии имеют право на пенсию после 20 лет работы. Дети живут с родите -1ями вплоть до 30 лет, связь между поколениями прочная, конф­ликтов между поколениями не наблюдается. Официально браки часто не заключаются. Обряд по католическому закону если и про­исходит, то достаточно поздно, когда люди прожили вместе мно-i о лет, и то в редких случаях. Это не мешает тому, что фактически i у шествующие семьи включены в плотную и прочную сеть род-II венных отношений, старики живут близко к молодым, все друг другом часто и активно общаются, а бабушки присматривают за младенцами. Путешествуют мало, обычно внутри Италии. Ребе­нок - это как бы предмет роскоши, которого красиво одевают, которым забавляются, но собственно детскую жизнь ему не обес­печивают (в системе дошкольного воспитания, созданной Л. Ма-"кпуцци и его последователями, это не так). В Италии очень корот­кий послеродовой отпуск для матери, после которого женщины идут работать, а детей отдают в ясли, принимающие воспитанни­ков от 0 до 3 лет. Вообще, в Италии школьная система зависит от жономических возможностей коммуны. Частные школы часто орга­низуются духовными братствами, например братьями-монахами или сестрами-монахинями. Специальной подготовки к школе нет, однако много детских садов для детей 3 - 5 лет, где используются элементы метода Монтессори. В основной школе дети учатся с б до I б лет.

В Реджио Эмилия дошкольным воспитанием охвачено 94 % де­тей. Система Реджио Эмилия, система Лориса Малагуцци, роди-лась из практической работы, а не из какого-то специального педа­гогического исследования. В начале нового педагогического пути лежало стремление воспитать «нового» человека. Не обошлось без

коммунистических идей: равные возможности для всех детей, не сугубо религиозное воспитание. Первая попытка нового метода от­носится к 1963 г. Это был детский сад под названием «Робинзон»: в нем пытались повторить с детьми содержание жизни героя книги Дефо, на пустом месте воздвигнуть целое функционирующее хо­зяйство. Поскольку отношение общественности было насторожен­ным, приходилось документально фиксировать каждое педагоги­ческое решение, чтобы всегда можно было доказать, что ничего плохого с детьми не делают. Однажды в течение недели препода-


вание велось прямо в центре города, в колоннаде театра и парке, чтобы сделать метод открытым для всех. На следующий год за основу работы была взята история Пиноккио. Проникнувшись идеями Пиаже, Малагуцци и его коллеги начали эксперимен­тировать с преподаванием математики и абстрактных понятий, что было новым для Италии. В конце 60-х годов детские сады, созданные по инициативе родителей, стали муниципальными и получили, таким образом, финансовую поддержку коммуны. По­степенно приходило признание, хотя нужно было бороться за право на существование с церковными кругами. Сегодня детские сады являются местом, где взаимодействуют воспитатели, дети и родители, и их связи разнообразны, обширны, подкреплены информацией, передающейся как бы «на ста языках» - всеми возможными способами. Дух кооперации, соединение индивидуаль­ных и коллективных усилий, взаимосвязь роста, развития и обуче­ния, разнообразные типы отношений с окружающим миром и внутри детского сада составляют суть философии Реджио Эмилия. В раз­ные годы на нее оказывали воздействие различные психологи­ческие и педагогические теории, а также обмен опытом с други­ми детскими садами и реакция общественности на работу Реджио Эмилия.

«Ребенок состоит из сотни, - писал Л. Малагуцци в одном из своих стихотворений. - У ребенка сто языков, сто рук, сто мыс­лей, сто способов думать, играть и говорить. Сто, всегда сто спо­собов слушать, восхищаться, любить. Сто радостных чувств, что­бы петь и понимать, сто миров, чтобы совершать открытия, сто миров, чтобы делать изобретения, сто миров, чтобы мечтать. У ре­бенка сто (и еще сто, сто, сто) языков, но у него крадут девяно­сто девять из них. Школа и культура отделяют голову от тела. Они учат думать без рук, делать без головы, слушать молча, понимать без радости, а любить и восторгаться только на Пасху и Рождество. Они учат открывать уже существующий мир, а девяносто девять из ста миров крадут. Они учат: игра и труд, реальность и фантазия, наука и воображение, небо и земля, разум и мечты - вещи, не­совместимые друг с другом. В общем, учат, что нет никакой сотни. Ребенок говорит: сотня здесь».

В 60-е годы детские сады были в основном католическими и частными, теперь появилось еще и много коммунальных. Нужно было весьма аргументированно доказывать, что избранный педа­гогический путь не только имеет право на существование, но и является хорошей альтернативой традиционному, прежде всего религиозному воспитанию. В частности, отсюда родилась идея «до­кументирования»: регистрации всего, что делают и говорят дети. Накопленный за 50 с лишним лет материал - уникальное собра­ние документов детства. В тот момент, когда в Реджио Эмилия на­чали создаваться детские сады, в области отмечался прирост насе-


пения, происходил всплеск женского движения, а строительство it организация общественного дошкольного воспитания вызывали общий энтузиазм и желание работать безвозмездно. Участвовали вообще все взрослые, а не только родители детей, поскольку они возлагали надежды на будущее поколение.

Большинство дошкольных учреждений в Реджио Эмилия было построено в середине 70-х годов, и теперь в старинном городе с населением в 130 тыс. жителей 22 детских сада (для детей 3 - 5 лет) и 13 яслей (для детей 0 - 3 лет), работающих по этому методу. Же­лающих поступить слишком много, и они должны выдержать эк-чамен. Без экзамена берут только детей с недостатками развития и детей из неполных семей. Плата за пребывание в детском саду та­кая же, как в обычных детских садах (исчисляется в зависимости от доходов и расходов каждой семьи). Воспитатели получают обыч­ную для Италии зарплату.

Основная идея состоит в том, что ребенок самовыражается мно­жеством способов, которые остаются не замеченными взрослыми. Способности детей останутся нераскрытыми, если не поощрять вос­приятие и не давать времени и возможности вдуматься в окружаю­щее. Глаз дремлет, пока разум не разбудит его вопросом. Восприя­тие ребенка своеобычно, его интерпретации и трактовки само­ценны, он учится у самого себя, у других детей и взрослых, но не прямо, а косвенно, включая свои впечатления в контекст деятель­ности и перерабатывая их. Дети с недостатками развития могут вос­питываться вместе с нормально развитыми детьми. Такие природ­ные явления, как вода и ветер, свет и тень, преломление луча в призме, рост и развитие растений, жизнь и способы передвиже­ния животных (улитки, например) изучаются так же подробно, как произведения человеческих рук (стол, обувь, колодец, статуя льва), сказки, общественные отношения (работа почты, транс­порта, типографии, супермаркета). Детям предоставляют возмож­ность несколько раз взглянуть в разное время (дня, недели, года, при разном освещении и погоде) на одно и то же явление, сфо­тографировать происходящее. Тема работы определяется спонтан­но, из вопросов и интересов детей, из догадок, случайно возник­ших в ходе детских разговоров. Обсуждение происходит каждое утро во время сбора всей группы и на протяжении работы. Оречевление происходящего - важнейший принцип Реджио Эмилия. Дети учатся друг у друга задавать вопросы, ставить и обсуждать проблемы, выд­вигать объяснительные гипотезы. В области обучения важнейшим принципом является следующее положение: то, что дети выучи­вают, не следует автоматически из того, что им преподают; это, скорее, в значительной степени вытекает из их собственной дея­тельности как следствие их активности и ресурсов взрослых. Среди психологов, наиболее сильно повлиявших на формирование мето­да, кроме Пиаже и Выготского перечисляются также Ферриере,

Дьюи, Брунер, Бронфенбреннер и др. Говоря о детской креатив­ности, Малагуцци не считал ее «священной»: возникая из повсед­невного опыта, она является неотъемлемой характеристикой че­ловеческого способа мышления, знания и выбора. В нее входит свобода исследования за пределами известного, умение предсказывать и принимать неожиданные решения. Творчество можно стимулиро­вать, поддерживая когнитивные, аффективные, имагинативные (свя­занные с воображением) процессы и интерперсональную (межличнос­тную) коммуникацию.

Пространство детского сада сверхнасыщено полезной для ре­бенка зрительной и тактильной информацией, предметами, кото­рые интересно взять в руки, разобраться в их устройстве, приме­нить в игре: это огромное количество природных материалов (ли­стья, семена, ветки и т. п.) и предметов для их изучения (лупы, микроскопы, просветные столы, столярно-слесарные инструмен­ты и т. п.), разные конструкторы и игрушки, бусины и краски, бросовые материалы. Мебель предпочтительна старинная (комо­ды, сундуки, ящички, корзинки и этажерки), которая имеет «ин­дивидуальное лицо» и постепенно заполняется материалами и ра­ботами детей. В помещении есть несколько уровней: можно залезть на полати, уединиться в уголке-домике с книжкой, зарыться в подушки или уйти в кукольную избушку. Есть место переодеться для ролевой игры: там собирают разную одежду, шляпы, ленточ­ки, кружева, обувь. В детском саду постоянно работает художник-ательерист, который придумывает, как помочь детям открывать мир. Творчество, фантазия - вот что максимально развивается в таком дошкольном учреждении. Дети очень много рисуют и изоб­ражают, используя разные материалы. Вначале обычно передают первые впечатления фломастером, затем техника усложняется, а под конец может быть создано большое общее панно. Интерес к каждому отдельному ребенку приводит к созданию коллекции его произведений за время пребывания в детском саду. В детском саду детей кормят завтраком, обедом и ужином. Для разных возрастных групп это возможность встретиться вместе в одной столовой. Об­щим местом для игр является и внутренний двор в помещении, и прогулочный участок.

Дошкольные учреждения построены так, чтобы возбуждать дет­ское любопытство и любознательность. В центре каждого дошкольно­го учреждения находится, по итальянской традиции, «пьяцца» -место встречи всех детей; там же внутренний двор или зимний сад с зелеными растениями. Почти все стены прозрачные или с боль­шим количеством окон. Много прозрачных стен и стекол, так что все видят, что где случилось; поначалу с непривычки немного сложно ориентироваться, так как слишком много всего одновре­менно везде происходит. В яслях двери в верхней части стеклян­ные, в нижней части есть окошки, так что даже ползающие дети


могут следить за другими, да и их самих видно. Везде, в том числе п на полу, зеркала, и это принципиально: важно, чтобы дети все нрсмя наблюдали за собой, сравнивали себя с другими, анализи­ровали движения и действия. В зале - большие игровые элементы ироде пирамид, домиков, машин, спортивных снарядов (горка, Фуба, лестница и т. п.), игрушки, а также зимний сад за стеклян­ной стеной без крыши или с прозрачной крышей, так что от него исходит зеленый свет. В детский сад ведет один вход, но из разных комнат есть выходы на улицу. При изготовлении предметов для ютского пользования берутся материалы, отличающиеся на ощупь и по другим своим свойствам: мягкие, легкие, тяжелые, шерша-in.ie, наклонные, темные, светлые и т.п. Это особенно важно для и: гей ясельного возраста.

Кухня находится рядом со входом, общая столовая - это часть шла. Повар - активный участник жизни детского сада. Все дети по очереди помогают ему готовить (по-настоящему участвуют в при­готовлении пищи: режут, мешают, лепят и т.д.), накрывать на ггол, убирать. Они могут приносить свои рецепты и готовить блю­да по ним сами. Меню на каждый день написано большими буква­ми, а рядом с названием помещена фотография блюда, так чтобы даже малыши могли понять, чем их будут кормить сегодня. С пова­ром любят разговаривать родители. Они часто обсуждают, что и сколько может и будет есть их ребенок, а в детском саду или яслях стараются учитывать вкусы детей, одновременно приучая их к но-кому.

У каждой возрастной группы есть одна большая классная ком­ната; библиотека или уголок, где можно читать, слушать музыку или сказку, смотреть картинки; мини-мастерская; туалет, где есть умывальники. Часть душевой оборудована для игр с водой. Кроме того, на весь детский сад есть одна большая мастерская, где каж­дый день работает художник-ательерист. Первоначально у каждого художника была своя специализация (глина, куклы и т. п.), но постепенно все научили друг друга разным техникам и приемам и стали универсалами. Как в большой, так и в маленьких мастерских много разнообразных материалов, доступных детям. Специально подбираются и складываются в определенные емкости природные материалы (шишки, камни, листья и т.д.), которые можно по желанию использовать в творчестве.

В ясельных группах есть по-разному решенные спальни: особое помещение со свисающими с потолка тканями; матрасы; двух-> гажные кровати. В детских садах отдыхают в комнатах, кто хочет - спит.

По возможности все разговоры и действия детей записываются па магнитофон или протоколируются, фотографируются, снима­ются на видео. Регистрируются все стадии работы, а результаты деятельности детей вывешиваются на стендах и просто в помеще-

нии. Архив ведется с самого основания, совершенствуются только сами способы фиксации. Для хранения таких материалов в каждом детском саду есть свой архив. Для каждого ребенка создается своя папка с документами (фотографии, рисунки, записи рассказов, сувениры и др.), которую родители могут купить, когда ребенок будет поступать в школу. В папке оставляют пустые страницы, что­бы родители и ребенок продолжали ее заполнять.

Кроме того, есть общий педагогический центр, где работают педагоги, каждый из которых курирует по 4 - 5 учреждений. Они не участвуют в работе с детьми, но работают с персоналом, бывая в детских садах или яслях минимум раз в неделю. Они же организу­ют курсы повышения квалификации для своих педагогов и семи­нары для чужих. Постоянное общение, слушание специальных лек­ций, разбор документации - факторы, позволяющие формиро­вать профессиональных педагогов.

Детские сады Реджио Эмилия открыты с начала сентября до конца июня. Персонал выходит на работу раньше детей и уходит позже, отпуск составляет полтора месяца. В каждом детском саду 3 - 4 группы по 25 детей, в ясельных группах младенческого возра­ста до 15 человек в группе, более старшего - по 20. Все воспитате­ли имеют высшее университетское образование (6 лет обучения) в отличие от обычной практики, не требующей особенной подго­товки от сотрудников дошкольного учреждения. В каждой группе работает по два воспитателя. Заведующего нет вообще: дела рас­пределяются между всеми; кроме того, есть совет дошкольного учреждения, контролирующий его деятельность. В обязанности вспо­могательного персонала входят уборка, помощь при одевании де­тей и т. д. (примерно по одному помощнику на группу). Помощни­ки участвуют во всех делах группы, в проектах, в обучении персо­нала. Не обходится без конфликтов и споров, но здесь считают, что в результате дискуссий рождаются новые идеи, разрушаются опасные стереотипы и прокладывают себе дорогу свежие идеи.

Все (взрослые и дети) обязаны начинать свою деятельность в 8.00 и кончать в 16.00. Поскольку есть дети, приходящие к 7.30 и остающиеся до 18.20, для присмотра за ними приходят специаль­ные люди, работающие неполный рабочий день. Все дети бывают вместе только один раз в день: на утренней беседе в 9.00 - ассам­блее или форуме, когда дети и взрослые обсуждают, что происхо­дит в детском саду, что интересно делать и как могут развиваться начатые и новые проекты. Обсуждается, какие вещи сейчас инте­ресуют детей, что предстоит сделать сегодня, какие проекты про­должаются, что нового, принимаются основные решения о делах на день, обсуждаются текущие проблемы. Затем все расходятся по своим делам. Всех детей приводят почти одновременно, и момент встречи очень важен. Каждый ребенок приносит табличку со своей фотографией, которую вечером уносит, так что воспитатель все-


гда знает, кто здесь, а кого уже забрали родители. В детском саду

есть внутренняя детская почта: ящички для каждого, куда все кладут друг другу письма и рисунки.

Важнейшее условие успеха - четкая работа всех участников педагогического процесса. Так, никто из воспитателей не отвлека­ется на посторонние дела в течение того времени, что находится с детьми: 31 час в неделю в группе; 4,5 часа на обработку документа­ции, беседы, планирование, собрания; 0,5 часа на подготовку ма­-териалов и организационные моменты (всего 36 часов в неделю). Правда, многие воспитатели остаются на работе больше своего положенного рабочего времени: этого требует вдумчивое осмыс­ление происходящего в детском саду.

Взаимодействие родителей и воспитателей - важная составная часть педагогики. Совместное планирование и обсуждение, кол­лективное принятие решений, рассказы о том, что происходит, чего достигли воспитанники, занимают большую часть времени и служат дальнейшему развитию профессионализма воспитателей. Совместные мероприятия происходят и в выходные дни, что еще

более сплачивает взрослых и детей. Родители участвуют в много­численных походах и экскурсиях, в документировании и обработ­ке материала, сборе денег при помощи различных базаров и в дру­гих видах деятельности с детьми. Составляются и соблюдаются хар-111И прав детей, воспитателей и родителей. Родители могут зани­маться с детьми. Если среди родителей, бабушек и дедушек есть люди, готовые показать, что они умеют делать, то они приходят в детский сад и занимаются своим любимым делом (например, вя­жут корзины), а дети, расспрашивая, наблюдают за их действия­ми. Родительские собрания, иногда в форме лекций приглашен­ных специалистов, проходят раз в 1 -2 месяца. Воспитатели ежед­невно беседуют с родителями, хотя бы по нескольку минут. Важ­но, чтобы последние разделяли идеологию детского саца и не про­тивопоставляли свои требования требованиям персонала.

Состав группы определяется возрастом детей. Предполагается, что все дети будут вместе с начала и до конца и с одними и теми же воспитателями. Новые дети никогда не приходят в течение учеб­ного года. Перед приходом ребенок вместе с родителями заранее знакомится с воспитателями, с помещением и т.п. Если ребенок переезжает в другой город, расставание становится большим со­бытием для остальных детей в группе. Если ребенок болеет, ему звонят по телефону, посылают открытку, приносят подарок.

  • Методика проведения: лекция. «Педагогика воспитания в органах внутренних дел». Обсуждена и одобрена на заседании кафедры Протокол № от «___»_________2009 г
  • Методика проведения: лекция. «Педагогика управления органом внутренних дел». Обсуждена и одобрена на заседании кафедры Протокол № от «___»_________2009 г
  • Педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов

  • Иван Шамаев и Наталья Лазуткина занимаются детскими образовательными проектами в России и строят детский сад с реджио-подходом к воспитанию. А для интересующихся родителей и педагогов Иван и Наталья организуют на родине реджио-педагогики — в Италии — обучающий тренинг на русском языке 2-5 июля 2018. Сейчас ещё можно записаться .
    Нам ребята рассказали, чем же так хорош реджио-подход.

    «Во время семинара будет полное погружение в работу одного из самых успешных международных детских садов Италии. Он построен по космическому архитектурному проекту компанией Benetton. Будем разбираться, как организовать такое пространство у себя дома или в саду».


    Главным идейным вдохновителем и основателем реджио-педагогики был Лорис Малагуцци , на протяжении многих лет руководивший городскими детскими садами на территории Италии в городе Реджио-Эмилия. В 1946 году Малагуцци получил степень в области педагогики и стал активно участвовать в создании новых школ и садов в послевоенной Италии. Вплоть до самой своей смерти 30 января 1994 года Лорис Малагуцци руководил работой муниципальных яслей и детских садов в Реджио-Эмилия, соблюдая новые педагогические принципы. И вот в чём они заключаются.

    Методика известна во всем мире как одна из самых мягких и уважительных к ребёнку : ребёнок чувствует, что он является частью большого или маленького коллектива, где он так же ценен, как любой человек - неважно, другой ли это ребёнок, родитель, педагог.

    Реджио-подход можно внедрять в любой стране, в любой культуре, учитывая местные особенности, традиции, менталитет. Подход не навязывает четких методик и инструкций, по которым необходимо вести образовательную программу.

    В основе подхода — проектная деятельность , которая стала популярна во всем мире не только для образовательной деятельности, но и для успешного решения рабочих задач во многих компаниях. Проекты в детском саду – это самостоятельная деятельность детей под наставничеством взрослых. Участие в проекте позволяет малышам проявить свои способности. В ходе работы ребёнок учится планировать свои действия, контролировать процесс выполнения задач, а также учится прогнозировать результат своей деятельности.

    Реджио-подход — это подход открытых вопросов. Это значит, что начиная рассказ о новой теме, мы сначала спрашиваем детей, что они уже знают об этом? Так мы способствуем развитию у них креативности и критического мышления.
    Главная задача педагогов — задавать как можно больше открытых вопросов, а не закрытых, на которые можно ответить только «да» или «нет». Важно — побудить ребёнка подумать, предложить своё видение темы.

    Основа реджио-воспитания – это работа детей в малых группах (2-4 человека). Дети сами решаютпроектные задачи.

    Пространство детского сада само становится как бы воспитателем. Детям в саду должно быть спокойно, тихо, тепло. Сами стены призваны воодушевлять ребёнка на познание, общение и сотрудничество. Эстетика пространства имеет в реджио-подходе огромное значение.

    Реджио-подход направлен на выстраивание дружественных равнозначных отношений . Родители являются полноценными участниками процесса познания и приглашаются к активному участию в совместных занятиях, событиях и обсуждению того, что можно улучшить в детских садах.

    Дина Дианова — эксперт по адаптации реджио-подхода, 12 лет она развивает студию свободного развития« Зеленое яблоко». Именно этот подход был выбран для , и он показался нам настолько интересным, что захотелось рассказать о нем и другим. Эта тема не связана с продуктами питания, о которых мы обычно пишем, но очень близка к философии« ВкусВилл». Надеемся, нашим читателям будет интересно.

    « В центре реджио-подхода стоит ребенок, не привычный нам пустой сосуд, который надо наполнить чем-то необыкновенным с нашей, взрослой, точки зрения, какой-то научной картиной мира и правильными вещами, — рассказывает Дина Дианова, — Мы относимся к ребенку, как к ларцу с сокровищами, которые надо явить миру. И взрослым надо создать такие условия, в которых эти сокровища явятся».

    Для этого создается особая богатая среда, наполненная различными материалами, специальными устройствами и возможностями, которые провоцируют интерес ребенка, а взрослые являются своего рода фасилитаторами, которые помогают ребенку в этой среде реализовать этот интерес и строить свой мир.

    « Это нам позволяет увидеть реальные интересы ребенка: как он строит отношения с другими детьми, другими объектами, как он себя проявляет в этом взаимодействии. Потому что реджио — это действительно педагогика свободы, но это свобода сообщества, в которой ребенок находит баланс между своими интересами и интересами группы, в которой он находится», — объясняет Дина.

    Подход был создан гражданами, это не выдуманная в кабинетах система, а педагогика, выросшая из реальной истории маленького городка Реджио-Эмилия на севере Италии, откуда она и получила свое название. В послевоенные годы жители решили, что их будущее будет зависеть от настоящего их детей и захотели создавать такие школы и сады, в которых личность развивалась бы свободной, творческой, критически мыслящей, то есть, приобрела бы все бесценные навыки для XXI века — софт-скиллз, как мы бы назвали их сейчас.

    Потом к энтузиастам присоединился молодой учитель Лорис Малагуцци. Он был настолько вдохновлен гражданским подвигом простых людей, что начал активно изучать, привлекать и перерабатывать все новое в психологии и педагогике того времени, включая систему Марии Монтессори, вальдорфскую педагогику, идеи основателей когнитивной психологии Льва Выготского и Жана Пиаже, а также других мыслителей практиков.

    В итоге к 60-м годам в Реджио-Эмилии возникла целая система дошкольных учреждений, которая включала в себя ясли и сады с совершенно уникальным подходом — в центре сада Лорис Малагуцци поставил фигуру« художника», который работает с детьми, и «ателье» — у нас бы это называлось« творческая мастерская», наполненная разными возможностями.

    В этой мастерской происходит много интересного — там нет программы, а есть проектирование — постоянно возникающая программа от задач, которые стоят перед ребенком, перед группой детей, перед сообществом. И всегда есть ответ на вызов времени: возникают какие-то интересные явления в городе, и это явление может стать предметом проекта в группе.

    Нет никакой, в нашем понимании, программы обучения, жесткости плана, а есть открытая творческая обстановка. Всячески приветствуется исследовательское поведение детей, выдвижение детьми собственных гипотез. Ошибки и время рассматриваются как личный и групповой ресурс.

    Нет четких рамок в проекте: он может начаться, притормозиться, снова возобновиться. Он может охватывать всю группу, или быть предметом интереса одного или двух детей. Взрослый не указывает, что делать, а включен в процесс вместе с детьми. Он не навязывает помощь, не диктует, не задает вектор. Но может провоцировать.

    Например, ребенок приносит в студию игрушку, маленькую морскую звезду, кладет ее на поверхность оверхед-проектора, который в увеличенном варианте проецирует ее на большой белый лист на стене, затем он обводит эту уже выросшую в размерах звезду. А это волшебное действие провоцирует интерес у других детей и становится началом большому Морскому проект, в котором создается целый мир, населенный разными подводными обитателями, реальными и фантастическими.

    Итак, пространство мы создали, теперь оно должно наполняться правильными взрослыми. В чистом виде подход существует только в Реджио-Эмилии. За последние 50 лет по всему миру вдохновившиеся реджио-педагогикой специалисты и родители адаптируют ее и развивают под свои задачи и окружение. Но главное везде — насыщенная различными предложениями среда и сотрудничество детей и взрослых. Причем, взрослый не дает готовой научной картины мира, не критикует« несовершенные» детские гипотезы, он, прежде всего, создает возможности, наполняет ими среду и вместе с детьми ее поддерживает и наполняет.

    Реджио-педагогика развивает в растущем человеке творческий подход к любой деятельности, критическое мышление, саморегуляцию, умение работать в команде.

    В реджио-подходе заложен огромный потенциал развития демократии — правила не спускаются сверху, а рождаются из прецедентов и ситуаций. Они свободно обсуждаются, поддерживаются и транслируются самими детьми. В подходе, прежде всего, уважается право ребенка на свой путь развития и строительства собственного знания о мире и о себе. Дети открыты к познанию, они с радостью объединяются в группы вокруг общих интересов. И у каждого ребенка должна быть возможность и самому что-то поделать или укрыться в уютном домике-норке и подглядывать за миром.

    «Ребенок состоит из сотни.
    У ребенка
    сто языков,
    сто рук,
    сто мыслей,
    сто способов думать,
    играть и говорить.
    Сто способов слушать,
    восхищаться,
    любить.
    Сто радостных чувств,
    чтобы петь и понимать
    сто миров,
    чтобы совершать открытия.

    У ребенка
    сто(и еще сто, сто, сто) языков,
    но у него крадут
    девяносто девять из них.
    Школа и культура
    отделяют голову от тела.
    Они учат:
    думать без рук,
    делать без головы,
    слушать молча,
    понимать без радости,
    а любить и восторгаться
    только на Пасху и Рождество.
    Они учат:
    открывать уже существующий мир,
    а девяносто девять из ста миров крадут.
    Они учат:
    игра и труд,
    реальность и фантазия,
    наука и воображение,
    небо и земля,
    разум и мечты —
    вещи, несовместимые друг с другом.

    В общем, учат,
    что нет никакой сотни.
    Ребенок говорит: сотня есть".
    Лорис Малагуцци, основатель реджио-подхода

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    Педагогика Реджо эмилия («reggio emilia») Реджо («reggio emilia») – не теория воспитания ребенка, не методика, не модель. Это скорее опыт отношения к детству и воспитанию детей, которым сегодня итальянцы делятся с воспитателями и учителями из других стран.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Реджо-педагогика - это оптимистическая педагогика. Ребенок, с его энергией, его любопытством, его фантазией - творец самого себя, конструктор своей личности - так полагает реджо-педагогика. Ребенок-силен, богат, могуч и сведущ,- так говорят реджо-воспитатели. И разве может быть самовоспитание чем-то иным, как не искусством сохранения и поощрения этой силы и богатства? Философию и методику для детских садов этого нового типа разработала группа педагогов под руководством Лориса Малагуцци в городе Реджо Эмилия (Reggio Emilia). Педагогика была основана на принципах уважения личности ребенка, воспитания личной ответственности и создания развивающей среды, приспособленной для реализации того вектора развития, который задается самим ребенком.

    4 слайд

    Описание слайда:

    В Реджо Эмилия дошкольным воспитанием охвачено 94% детей. Система Реджо Эмилия, система Лориса Малагуцци, родилась из практической работы, а не из какого-то специального педагогического исследования. В начале нового педагогического пути лежало стремление воспитать «нового» человека. Не обошлось без коммунистических идей: равные возможности для всех детей, не сугубо религиозное воспитание. Первая попытка нового метода относится к 1963 г. Это был детский сад под названием «Робинзон»: в нем пытались повторить с детьми содержание жизни героя книги Дефо, на пустом месте воздвигнуть целое функционирующее хозяйство. Поскольку отношение общественности было настороженным, приходилось документально фиксировать каждое педагогическое решение, чтобы всегда можно было доказать, что ничего плохого с детьми не делают.

    5 слайд

    Описание слайда:

    «Ребенок состоит из сотни, – писал Л. Малагуцци в одном из своих стихотворений. – У ребенка сто языков, сто рук, сто мыслей, сто способов думать, играть и говорить. Сто, всегда сто способов слушать, восхищаться, любить. Сто радостных чувств, чтобы петь и понимать, сто миров, чтобы совершать открытия, сто миров, чтобы делать изобретения, сто миров, чтобы мечтать. У ребенка сто (и еще сто, сто, сто) языков, но у него крадут девяносто девять из них. Школа и культура отделяют голову от тела. Они учат думать без рук, делать без головы, слушать молча, понимать без радости, а любить и восторгаться только на Пасху и Рождество. Они учат открывать уже существующий мир, а девяносто девять из ста миров крадут. Они учат: игра и труд, реальность и фантазия, наука и воображение, небо и земля, разум и мечты. – вещи, несовместимые друг с другом. В общем, учат, что нет никакой сотни. Ребенок говорит: сотня здесь».

    6 слайд

    Описание слайда:

    Основная идея состоит в том, что ребенок самовыражается множеством способов, которые остаются не замеченными взрослыми. Способности детей останутся нераскрытыми, если не поощрять восприятие и не давать времени и возможности вдуматься в окружающее. Восприятие ребенка своеобычно, его интерпретации и трактовки самоценны, он учится у самого себя, у других детей и взрослых, но не прямо, а косвенно, включая свои впечатления в контекст деятельности и перерабатывая их. Дети с недостатками развития могут воспитываться вместе с нормально развитыми детьми. Детям предоставляют возможность несколько раз взглянуть в разное время (дня, недели, года, при разном освещении и погоде) на одно и то же явление, сфотографировать происходящее. Тема работы определяется спонтанно, из вопросов и интересов детей, из догадок, случайно возникших в ходе детских разговоров. Обсуждение происходит каждое утро во время сбора всей группы и на протяжении работы. Оречевление происходящего – важнейший принцип Реджо Эмилия. Дети учатся друг у друга задавать вопросы, ставить и обсуждать проблемы, выдвигать объяснительные гипотезы. В области обучения важнейшим принципом является следующее положение; то, что дети выучивают, не следует автоматически из того, что им преподают; это, скорее, в значительной степени вытекает из их собственной деятельности как следствие их активности и ресурсов взрослых.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Среди психологов, наиболее сильно повлиявших на формирование метода, кроме Пиаже и Выготского перечисляются также Ферриере,Дьюи, Брунер, Бронфенбреннер и др. Говоря о детской креативности, Малагуцци не считал ее «священной»: возникая из повседневного опыта, она является неотъемлемой характеристикой человеческого способа мышления, знания и выбора. В нее входит свобода исследования за пределами известного, умение предсказывать и принимать неожиданные решения.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Пространство детского сада сверхнасыщено полезной для ребенка зрительной и тактильной информацией, предметами, которые интересно взять в руки, разобраться в их устройстве, применить в игре: это огромное количество природных материалов (листья, семена, ветки и т.п.) и предметов для. их изучения (лупы, микроскопы, просветные столы, столярно-слесарные инструменты и т.п.), разные конструкторы и игрушки, бусины и краски, бросовые материалы. Мебель предпочтительна старинная (комоды, сундуки, ящички, корзинки и этажерки), которая имеет «индивидуальное лицо» и постепенно заполняется материалами и работами детей. В помещении есть несколько уровней: можно залезть на полати, уединиться в уголке-домике с книжкой, зарыться в подушки или уйти в кукольную избушку. Есть место переодеться для ролевой игры: там собирают разную одежду, шляпы, ленточки, кружева, обувь. В детском саду постоянно работает художник-ательерист, который придумывает, как помочь детям открывать мир. Творчество, фантазия – вот что максимально развивается в таком дошкольном учреждении.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Дошкольные учреждения построены так, чтобы возбуждать детское любопытство и любознательность. В центре каждого дошкольного учреждения находится, по итальянской традиции, «пьяцца» – место встречи всех детей; там же внутренний двор или зимний сад с зелеными растениями. Почти все стены прозрачные или с большим количеством окон. Много прозрачных стен и стекол, так что все видят, что где случилось; поначалу с непривычки немного сложно ориентироваться, так как слишком много всего одновременно везде происходит. В яслях двери в верхней части стеклянные, в нижней части есть окошки, так что даже ползающие дети могут следить за другими, да и их самих видно. Везде, в том числе и на полу, зеркала, и это принципиально: важно, чтобы дети все время наблюдали за собой, сравнивали себя с другими, анализировали движения и действия.

    10 слайд

    Описание слайда:

    Взаимодействие родителей и воспитателей – важная составная часть педагогики. Совместное планирование и обсуждение, коллективное принятие решений, рассказы о том, что происходит, чего достигли воспитанники, занимают большую часть времени и служат дальнейшему развитию профессионализма воспитателей. Совместные мероприятия происходят и в выходные дни, что еще более сплачивает взрослых и детей. Родители участвуют в многочисленных походах и экскурсиях, в документировании и обработке материала, сборе денег при помощи различных базаров и в других видах деятельности с детьми. Составляются и соблюдаются хартии прав детей, воспитателей и родителей. Родители могут заниматься с детьми. Если среди родителей, бабушек и дедушек есть люди, готовые показать, что они умеют делать, то они приходят в детский сад и занимаются своим любимым делом (например, вяжут корзины), а дети, расспрашивая, наблюдают за их действиями.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Из каких же ключевых приемов строится педагогика Реджо Эмилия? 1. Работа с детьми начинается с тщательного наблюдения за ними. В детских садах педагоги внимательно наблюдают за свободной детской игрой, разговаривают с детьми о том, что их интересует, записывают все действия, высказывания, вопросы ребенка. Затем этот материал подвергается тщательному анализу, в результате которого делаются выводы об основных вопросах, которые интересуют на данный момент малыша. Пожалуй, мама лучше любого педагога знает о том, что волнует ее малыша и без труда составит для себя самой список важных для ребенка проблем, а затем сформулирует на базе их задачи и необходимые для решения этих задач навыки.

    12 слайд

    Описание слайда:

    2. После того, как выявлены интересы ребенка, можно помочь ему развиваться в актуальном для него самого направлении. Ключом такого развития в педагогике Реджо Эмилия является проектная деятельность. Удачно выбранная тема проекта станет катализатором развития ребенка, поможет ему проявить себя во всех сферах, начиная от творчества и заканчивая развитием элементарных математических представлений. Очень важно принимать во внимание специфику проектной деятельности с дошкольниками. Она состоит в следующем: Основой проекта должен стать самый сильный, самый устойчивый интерес ребенка. У каждого малыша он свой: некоторых занимают автомобили, другие не представляют жизни без желтых пушистых цыплят. Все моменты и этапы проекта тщательно документируются. Длительность одного проекта ничем не ограничена, отличительная особенность подхода Реджо Эмилия – долгосрочные проекты. В среднем проект обычного дошкольника длится недели три, однако если ребенок очень увлечен своей темой, то можно заниматься им целый год. Взрослые работают над проектом вместе с детьми, но не вместо их, они выполняют роль одного из исполнителей, но далеко не всегда должны осуществлять руководство деятельностью детей, а только тогда, когда требуется. В проекте дошкольника важен не результат, а процесс.

    13 слайд

    Описание слайда:

    3. Особое место в этой системе отведено созданию развивающей среды (она считается «третьим учителем» ребенка). Среда должна быть организована таким образом, чтобы в ней можно было творить, экспериментировать, получать самый разнообразный сенсорный опыт. Это значит, что у ребенка должен быть рабочий стол для проектов, место для подвижной игры, сцена для выступлений. Развивающая среда педагогики Реджо Эмилия не предполагает готовых игрушек, зато в ней есть всевозможные инструменты, удобные для ребенка (молотки, лобзики, напильники), всевозможные материалы (даже камни, кирпичи и цемент), приспособления для творчества. Много времени отведено на создание игрового материала из старых вещей. Большое внимание уделяется красоте среды, окружающей ребенка. Считается, что красивые вещи и порядок в этих вещах способствуют не только эстетическому, но и общему развитию ребенка.

    14 слайд

    Описание слайда:

    Жизнь дошкольного учреждения подчиняется определенным принципам, затрагивающим область прав ребенка и взрослого. Исходный пункт: ребенок – продукт и наследственности, и окружающей среды. Он не развивается непрерывно по прямой, автоматически повторяя все вслед за другими. На направление развития влияют не только ближайшее окружение, но и весь мир. Меняться никогда не поздно. Каждый ребенок должен сам быть творцом своей жизни. Общение ребенка с окружающим начинается с его рождением. Любопытство ребенка ненасытно, он никогда не задает глупых или напрасных вопросов, и взрослому следует относиться к ним серьезно и уважительно. Надо всячески способствовать созданию благоприятных условий для роста и развития ребенка, активно слушать и наблюдать то, что происходит в жизни детей, стараться извлекать из этого мысли и вопросы, служащие дальнейшему развитию. Ребенок – не ящик, который нужно как можно плотнее заполнить, а ящик, из которого нужно как можно больше извлечь.

    15 слайд

    Описание слайда:

    Детский сад – это место, где могут осуществляться права детей. Он не должен отчитываться перед родителями за то, что сделано для детей, но очень важно, чтобы родители имели как можно более полную информацию обо всем, в чем участвует их ребенок и как он ведет себя в детском саду. Недостаточно осуществить деятельность, чтобы сказать, что ребенок чему-то научен. Важны его рассуждения о самой деятельности, осознание того, что происходит с ним. Творческое и индивидуальное изучение действительности должно быть и у взрослого, и у ребенка. Дети учатся не только у нас, но и через множество других влияний. В Реджо Эмилия считают, что учить ребенка можно только тому, чему он сам хочет научиться. Есть тысячи гипотез о действительности, тысячи способов провести проект; обсуждение проекта проходит как бы на песке, а сам проект как бы вырубается в скале; но пока мы выбираем один (из тысячи) вариант, мы гибки в выборе каждого последующего шага.

    16 слайд

    Описание слайда:

    Пожалуй, главным достоинством этой методики раннего развития является то, что взрослые и дети выступают в ней в качестве равноправных исследователей и коллег по общему делу. Это очень важный опыт, который необходим для воспитания солидарности и умения работать в команде.