Сочинение на тему осень. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Осень Составление рассказа на тему осень

Цели:

Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.

Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой.

Закрепление представлений о ранней осени. Обогащение лексики яркими, красочными признаками (эпитетами). Развитие диалогической речи. Использование распространенных вопросительных и повествовательных предложений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Коммуникация»

Тема:

Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.

Цели:

Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.

Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой.

Закрепление представлений о ранней осени. Обогащение лексики яркими, красочными признаками (эпитетами). Развитие диалогической речи. Использование распространенных вопросительных и повествовательных предложений.

Предварительная работа:

Наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени

А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..»,

А. К. Толстого «Осень!.. Обсыпается весь наш бедный сад...»,

А.Н. Плещеева «Осень наступила...»,

Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»

Оборудование:

Мяч

Ход ООД:
Воспитатель:

Дети, какое сейчас время года?

Дети:

Время года – осень.

Воспитатель:

Назовите месяца осени.

Дети:

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель:

Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным.

Обозначим план рассказа.

Во – первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменения в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди.

Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках.

Дети:

Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло.

Солнышко светит мало.

Моросит мелкий дождь.

После дождя появляются грибы.

Часто дует холодный ветер.

Птицы улетают в теплые края.

Воспитатель:

Теперь вспомним, как выглядят деревья и кусты, где прячутся жуки и пауки.

Дети:

Листья на деревьях стали желтые, красные, багряные, золотые, разноцветные.

С деревьев падают листья.

Начинается листопад.

Деревья стоят в зелёно – золотом уборе.

Осенью начинает желтеть и жухнуть трава.

Жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щелочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну

Воспитатель:

Дети, кто обобщит услышанное?

Рада:

Ранняя осень – красивое время года.

Осенью все деревья надевают разноцветный наряд.

Дует ветер и срывает с ветки листочек. Они летают. Солнышко светит мало, часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик.

Воспитатель:

Спасибо, Рада, очень интересный рассказ получился.

Даша:

Ранней осенью холодает, но ещё тепло. Солнце светит ярко. Дожди идут редко. Листья на деревьях начинают менять окраску. В садах и парках ещё цветут цветы. На огородах и садах собирают урожай овощей и фруктов. В лесу собирают грибы. Перелётные птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту на юг.

Воспитатель:

Спасибо, Даша, замечательно.

Лера:

В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. Люди одеваются теплее.

Воспитатель:

Спасибо, вам, девочки у вас получилась разная красивая осень

А сейчас мы немного отдохнём.

Физкультурная минутка

«Танец листиков»

(Воспитатель говорит, дети изображают)

Листья дубовые, листья кленовые

Желтеют и падают тихо.

Ветер хватает, в кучу бросает,

Кружит листики тихо.

Так заставляет летать и кружиться,

Так он играет и веселится.

Листья танцуют свой хоровод,

Снова вернутся лишь через год.

Дождик появился, хоровод на землю опустился.

Воспитатель:

Давайте заглянем в сады и огороды и я расскажу о том, что делают люди.

Осенью продолжается уборка урожая. Хлеба убирают специальными машинами - комбайнами.

Осенью убирают картофель, капусту, морковь, свеклу.

Земледельцы знают, как важно на убранное поле внести удобрения. Затем поле вспахивается.

Зимой вспаханная почва хорошо промерзнет, в ней погибнут семена сорняков и вредные насекомые, спрятавшиеся на зиму.

Но осень не только пора сбора урожая. На вспаханные поля высевают семена ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.

В городских парках и скверах осенью тоже много работы. В это время высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть деревьев красят известью, чтобы обезвредить насекомых. Побеленные стволы деревьев не будут грызть зайцы.

Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают. Это помогает деревьям перенести зимние морозы и дать на будущий год хороший урожай.

Вот такая она – ранняя осень!

Предлагаю послушать Пашу.

Паша:

Плещеев А.Н.

« Осень наступила»

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит…

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Воспитатель:

Какие чувства вызывает это стихотворение?

Дети:

Грусть.

Воспитатель:

Почему?

Дети:

Потому что закончилось лето, когда тепло, можно купаться загорать. Наступила холодная осень.

Воспитатель:

Найдите подтверждение своим словам в стихотворении.

Дети:

Небо закрыто тучами.

Солнце не светит.

Дует сильный ветер.

Идёт дождь.

Воспитатель:

Дети, не надо грустить, у природы нет плохой погоды.

Осень по - своему прекрасна.

Игра в мяч - словообразование относительных прилагательных от слова осень

Солнце осенью –

Дети:

Осеннее.

Воспитатель:

Ветер осенью -

Дети:

Осенний

Воспитатель:

Небо осенью -

Дети:

Осеннее

Воспитатель:

Туча осенью –

Дети:

Осенняя

Воспитатель:

Дождь осенью -

Дети:

Осенний

Воспитатель:

Лес осенью –

Дети:

Осенний

Воспитатель:

Погода осенью –

Дети:

Осенняя

Воспитатель:

Пальто осенью –

Дети:

Осеннее

Воспитатель:

Сапоги осенью –

Дети:

Осенние

Воспитатель:

Одежда осенью –

Дети:

Осенняя

Воспитатель:

Вот наша беседа подошла к концу. Скажите, дети, о каком времени года мы говорили?

Дети:

Мы говорили об осени.

Воспитатель:

А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью и «Нет», если не бывает.

Игра «Да или нет?»

Осенью растут грибы?

Дети:

Да

Воспитатель:

Тучки солнце закрывают?

Дети:

Да

Воспитатель:

Холодный ветер прилетает?

Дети:

Да

Воспитатель:

Ну а птицы гнезда вьют?

Дети:

Нет

Воспитатель:

А букашки прилетают?

Дети:
Нет

Воспитатель:

Звери норки закрывают?

Дети:

Да

Воспитатель:

Урожай все собирают?

Дети:

Да

Воспитатель:

Птичьи стаи улетают?

Дети

Да

Воспитатель:

Часто-часто льют дожди?
Дети:
Да

Воспитатель:

Достаем ли сапоги?

Дети:

Да

Воспитатель:

Солнце светит очень жарко?

Дети:

Нет

Воспитатель:

Можно детям загорать?
Дети:

Нет

Воспитатель:

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Дети:

Гаврилова Татьяна Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР -детский сад № 45 "Колосок"
Населённый пункт: г. о. Подольск, Московская область
Наименование материала: Конспект открытого занятия в средней группе. НОД по развитию речи.
Тема: Чтение стихов об осени. Составление рассказов - описаний игрушек.
Дата публикации: 22.10.2017
Раздел: дошкольное образование

Дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка -детский сад № 45 " Колосок"

КОНСПЕКТ

открытого занятия в средней группе.

НОД по развитию речи.

Составила: воспитатель Гаврилова Т.В.

г.о. Подольск, 2017г.

НОД по развитию речи

Тема: Чтение стихотворений об осени.

Составление рассказов - описаний игрушек.

Цель: развитие интереса к художественной литературе, приобщение детей к

восприятию поэтической речи.

Расширять представления детей о многообразии природных явлений,

устанавливать простейшие связи между ними.

Обобщить сведения об осени.

Учить внимательно слушать поэтическую речь.

Продолжать учить рассказывать об игрушке по плану.

Совершенствовать монологическую и диалогическую речь, учить активно

участвовать в беседе.

Формировать бережное отношение к игрушке.

Развивать память, образное мышление, внимание.

Воспитывать интерес к литературе и любовь природе.

Оборудование :

элементы осеннего пейзажа в группе

(иллюстрации,

листочки желтого, красного, оранжевого цветов) ; портреты А. Пушкина и

А. Плещеева, корзинки с овощами и фруктами, букет осенних цветов.

Методы и приемы.

1. Беседа.

2. Чтение стихотворений.

3. Наблюдение за явлениями природы.

4. Дидактическая игра "Опиши игрушку".

5 Прослушивание музыки.

6. Физкульминутка.

7. Исполнение песни.

Музыкальное сопровождение:

Джойс " Осенний сон".

П.И. Чайковский "Осенняя песня".

организованной образовательной деятельности.

Организационный момент (дети сидят перед доской).

На столе у воспитателя осенний букет. На доске висят крупные, красочные

иллюстрации.

Воспитатель (беседа по вопросам) Здравствуйте ребята! Сегодня мы

поговорим об осени, почитаем и послушаем стихи. Дети, давайте посмотрим

в окно. Ранняя осень миновала

и заканчивается второй осенний месяц -

ноябрь. Изменилась погода, большие изменения происходят в природе.

Давайте сравним лето и осень.

Как изменилась температура осенью?

Дети: Стало прохладно.

Воспитатель. А как было летом?

Дети . Было жарко.

Воспитатель. А почему было жарко? От чего это зависит?

Дети: Согревало солнышко.

Воспитатель Каким стало небо?

Дети : Хмурым и серым,

Воспитатель А каким было летом?

Дети. Летом было голубым.

Воспитатель Каким стал ветер?

Дети : Холодным.

Воспитатель . Как изменилось настроение людей?

Дети : Стало грустно.

Воспитатель. Вместе с теми в стихах об осени изменилось настроение.

(воспитатель читает стихотворения А Пушкина " Уж небо осенью дышало..."

(отрывок из романа "Евгений Онегин"). Тихо звучит музыка.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на полях туман,

Гусей крикливый караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Воспитатель. Какое настроение присутствует в этом стихотворении?

Дети . Грустное.

Воспитатель. Дети, а вы знаете стихи об осени?

Дети . Да.

Дети выходят по-одному и читают стихи.

А. Плещеев "Осень наступила"

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет

Дождик моросит....

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Е. Благинина «Осень спросим».

Здравствуй осень, здравствуй осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим:

«Что в подарок принесла?

Ты и яблок, ты и мёду,

Ты и хлеба принесла.

А хорошую погоду

Нам в подарок принесла?»

Воспитатель. Молодцы!

Физкультминутка. " Моя семья". (дети загибают пальчики).

Этот пальчик-папа,

Этот пальчик-мама.

Этот пальчик- бабушка.

Этот пальчик- дедушка.

Этот пальчик- я.

Вся моя семья!

Воспитатель. Ребята, скажите, почему осень называют "золотой"?

Дети . На земле много желтых листьев.

Воспитатель. А как называется природное явление, когда падают листья?

Дети . Листопад.

Звучит песня в исполнении детей (П.И. Чайковский "Осенняя песня").

Воспитатель. Но осень - это не только хмурые дни и грустное настроение.

Осень - это и время сбора урожая овощей и фруктов. Осенью мы запасаемся

витаминами. Посмотрите, что же осень нам принесла?

(Воспитатель обращает внимание на корзину с фруктами и овощами)

Что у меня стоит на столе?

Дети. Корзина с овощами и фруктами.

Воспитатель. Назовите, какие вы видите овощи?

Дети. Помидоры, огурцы, перец, лук.

Воспитатель. Назовите, какие вы видитефрукты?

Дети. Виноград, яблоко, грушу

Воспитатель. Какой формы помидор и капуста?

Дети. Круглой.

Воспитатель. А огурец?

Дети. Продолговатый и длинный.

Воспитатель. Из какого материала сделаны игрушки?

Дети. Из пластмассы.

Воспитатель. В каких играх можем мы использовать эти игрушки?

Дети. "Дом", "Столовая" , " Магазин".

Воспитатель . Итак, мы с вами описали игрушки, которые лежат у меня на

столе. А теперь кто-нибудь из вас хочет описать свою игрушку (обращает

внимание на игрушки, которые стоят на столах у детей).

Описывают свою игрушку 2 человека.

Воспитатель. Молодцы!

Воспитатель. Молодцы!Итак, наши игрушки узнали о себе много нового.

Завершая разговор об осени, нужно ещё добавить, что ещё она радует нас

красивыми цветами. Посмотрите на букет, в нём последние осенние цветы.

Послушайте стихотворение о цветах.

Воспитатель читает стихотворение «Осенние цветы».

Осень последними красками

Разукрасила наши цветы.

Вот георгины красные,

А вот жёлтые ноготки.

Вспыхнули солнцем настурции

Бархатцы пахнут свежо,

Астры горят всеми красками,

Осень, как же с тобой хорошо!

Воспитатель предлагает детям подарить цветы гостям. Дети дарят цветы

присутствующим гостям.

Рефлексия.

- Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили?

Каким красивым словом называют осень?

Понравились вам новые стихи об осени? А музыка?

Воспитатель благодарит всех детей за участие в занятии.

Список литературы.

1.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. М.:"Мозаика-Синтез", 2017.

2. Хрестоматия по литературе для средней группы.

«Люди, встречаясь, приветствуют друг друга, – продолжает разговор педагог. – Интересно, какие слова они произносят? (Здравствуйте, привет, добрый день, доброе утро, добрый вечер.) Если вы обратитесь к приятелю или приятельнице: „Доброе утро. Я рад тебя видеть” или „Добрый день. Как хорошо, что мы встретились”, а бабушке по телефону скажете: „Здравствуй, бабуленька. Я звоню, потому что соскучился по тебе”», то друзья и родные будут считать вас милыми, воспитанными детьми. Быть воспитанным необходимо и этому нужно учиться. А еще вам придется учиться ладить друг с другом и обходиться без ссор и обид», – завершает занятие воспитатель.
В конце занятия педагог может поинтересоваться, знают ли дети загадки или считалки, и выслушать всех желающих.
Затем воспитатель «дарит» детям загадку или считалку. Например:


Шел котик по лавочке -
Раздавал булавочки.
Шел по скамеечке -
Раздавал копеечки:
Кому девять, кому пять,
Выходи, тебе искать!

Маленький Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом ткнет,
Там черту подведет.
(Карандаш)

Занятие 2. Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…»

Цель. Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки…».

Ход занятия

Воспитатель просит ребят назвать известные им русские народные сказки. Перечисляет сказки, не упомянутые детьми. В некоторых случаях дает подсказку, например: «В одной сказке непослушный братец в козленочка превратился («Сестрица Аленушка и братец Иванушка») . В другой сказке маленький человечек Бабу-ягу перехитрил» («Жихарка») . В третьей – волк без хвоста остался («Лисичка-сестричка и серый волк») ».
Далее педагог спрашивает, как обычно начинаются русские народные сказки. («Жил-был, жили-были».) Рассказывает о том, что многие русские народные сказки имеют сказочную концовку, например: «Тут и сказке конец, кто дослушал – молодец».
«А теперь послушайте, какие слова я сейчас произнесу, – продолжает разговор педагог, – книжища – домище – чемоданище . О каких по величине предметах идет речь? Правильно, об очень больших предметах.
Послушайте, как рассказывал о себе заяц из русской народной сказки „Заяц-хвастун”: „У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи”» .
Педагог повторяет цитату, а дети помогают ему, хором произнося существительные с суффиксом-ищ .
«Должно быть, в сказке «Заяц-хвастун» идет речь о зайце-великане», – размышляет педагог. Выслушав ответы детей, читает сказку.
Перед чтением произведения воспитатель читает присказку:


Начинаются наши сказки,
Заплетаются наши сказки.
На море-океане,
На острове Буяне,
Там березонька стоит,
На ней люлечка висит,
В люльке зайка крепко спит.
Как у зайки моего
Одеяльце шелково,
Перинушка пухова,
Подушечка в головах.
Рядом бабушка сидит,
Зайке сказки говорит.
Сказки старинные
Не короткие, не длинные:
Про кошку,
Про ложку,
Про лису и про быка,
Про кривого петуха…
Про гусей-лебедей,
Про смышленых зверей…
«Итак, что же, в этой сказке действительно был заяц-великан?» – повторяет вопрос воспитатель после чтения произведения.
Педагог просит детей охарактеризовать зайца. (Сначала заяц – хвастун и трусишка. Увидев ворону, он испугался, а потом проявил себя как настоящий храбрец.)

Занятие 3. Пересказ сказки «Заяц-хвастун»

Цель. Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана.

Ход занятия

«Раньше, когда вы были в средней группе, вас не учили пересказывать сказки, потому что пересказ – дело серьезное. Надо ничего не пропустить и не перепутать. И пересказывать следует так, чтобы вас было приятно и не утомительно слушать, – начинает занятие педагог. – Сейчас я прочитаю вам сказку „Заяц-хвастун”, а вы попробуете ее пересказать».
Педагог читает сказку. Затем выясняет у детей: «О чем следует рассказать сначала? (О том, что заяц пришел снопы воровать.) А потом? (О том, как заяц хвастался.) А дальше? (Зайцы рассказали о хвастуне тетке вороне.) И тетка ворона? (Не велела хвастаться.) Чем сказка закончилась?» (Заяц ворону от собак спас.)
«Знаете, что мы с вами сейчас сделали? – интересуется педагог. – Составили план пересказа. Мы кратко озаглавили каждую самостоятельную часть сказки. Так всегда делают взрослые, умеющие пересказывать. Придерживаясь плана, пересказывать легче. Попробуем? Я расскажу о том, что заяц пришел снопы воровать, а кто будет рассказывать, как заяц хвастался? Кто продолжит рассказ?» (Педагог вызывает четверых детей.)
Воспитатель начинает рассказывать сказку, помогает детям своевременно «принять эстафету», при необходимости подсказывает нужное (более точное) слово.
Педагог интересуется, понравилось ли детям рассказывать по плану. Вызывает еще четверых рассказчиков (хотя лучше, если дети будут отвечать с мест).
Каждый раз начиная пересказ, педагог называет сказку: «Русская народная сказка „Заяц-хвастун“».

Занятие 4. Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с

Цель. Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям известные им песенки-звуки: з-з-з – (песня комара), с-с-с(так течет из крана вода (выходит воздух из мяча)).
«Давайте условимся, – объясняет задание педагог, – если вы услышите звук з – прогоняйте комара, вот так (делает легкое отмахивающее движение рукой), услышите с – умывайтесь, не касаясь ладонями лица (показывает). Звук за мной не повторяйте, а лишь показывайте те или иные движения».
Педагог проговаривает 3–4 звука, проверяя, как дети поняли задание. Далее произносит вперемешку 9–11 звуков. (Выполняя это и следующие упражнения, воспитатель произносит звуки (слова) с одним и тем же интервалом, считая про себя: «Раз, два, три», и заканчивая счет заранее оговоренным с детьми жестом, означающим завершение действия.)
Воспитатель дает детям новое задание: «Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук – з или с – слышится в слове: слон, зебра, зеленый, синий .
А теперь не называйте звук, а, как при выполнении первого задания, жестами показывайте, что слышите: сахар (педагог проверяет, как дети выполняют задание), озеро (объясняет, кто ошибся и почему), заря, синичка, золотой, серебряный, солнце, звезда ».
Далее задание выполняют только девочки (мальчики контролируют) (слова: зеленый, суровый, заяц, снегирь ). Затем – мальчики (слова: слева, внизу, озорник, сутолока ).
«Я назвала вам много слов со звуком з , – говорит педагог. – А какие слова назовете вы?» (За правильный ответ дается фишка.)
Педагог ставит на подставки для книг картинки с изображениями синицы (звук с ) и комара (звук з ). Между подставками располагает мелкие предметы: совок, наперсток, салфетку, замок, игрушечного зайчонка, значок. Воспитатель объясняет задание: надо взять предмет, назвать его, вслушаться в название, определить, какой знакомый звук есть в этом слове, и положить предмет либо к картинке с синичкой, либо к картинке с комаром. Если задание выполнено верно, дети должны хором сказать: «Правильно, правильно», если ребенок ошибся: «Нет-нет-нет». В последнем случае педагог возвращает предмет на прежнее место и вызывает другого ребенка.
Воспитатель выставляет пять пирамидок и объясняет задание: «Сейчас я расскажу вам про сорок. Кто это такие? В предложении, которое я произнесу, будет пять слов со звуком с , столько же, сколько пирамидок. Вы должны назвать эти слова. Назовете слово правильно, – получите пирамидку».


Сорок сорок
В короткий срок
Съели сырок.
Дети повторяют рифмовку хором и по одному, называют слова соро́к, со́рок, срок, съели, сырок .
Воспитатель сообщает, что рифмовка про сорок – скороговорка и поэтому произносить ее надо быстро. Педагог предлагает повторить скороговорку всем вместе несколько раз: сначала медленно, четко выговаривая слова, затем быстрее, потом еще быстрее и очень быстро.
После совместного проговаривания дети упражняются в быстром и четком самостоятельном произнесении скороговорки.
Заканчивая занятие, воспитатель спрашивает, какие звуки дети учились различать и кто сколько получил фишек и пирамидок.
Примечание. В свободное от занятий время педагог повторяет слова суровый и сутолока . Просит объяснить их смысл и дает правильное объяснение.

Занятие 5. Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени

Цель. Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.
Предварительная работа. Начиная с первых чисел сентября педагог организует целевые прогулки на природу, отыскивая с детьми приметы осени. Тем, кто любит рисовать, предлагает изобразить в специальном альбоме наиболее интересные моменты. (Например, однажды на прогулке поднялся сильный ветер и заморосил дождь. Большой мокрый кленовый лист опустился на Олину голову и прикрыл ее как зонтиком. Долго искали, куда спрятались жуки, и нашли одного в ямке, другого под корой березового чурбачка. Потеплело, и в групповую комнату залетела бабочка. Привезли солить несколько мешков капусты. Ходили на кухню смотреть, как специальная машина шинкует капусту. Убедились в том, что шинковать капусту вручную тяжело и долго, – машина это делает в несколько раз быстрее.)

Ход занятия

Воспитатель напоминает, что сентябрь – первый месяц осени.
«Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным, – сообщает педагог. – Что такое коллективный рассказ? А содержательный рассказ?
Прежде всего обозначим план рассказа. Во-первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменениях в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди.
Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках».
Педагог выслушивает ответы детей, следит за их речью, исправляет ошибки, предлагает подумать, как можно иначе (точнее) сказать о том или ином событии (явлении). Затем обобщает сказанное в коротком емком рассказе.
«Теперь припомним, как выглядят деревья и кусты, где прячутся жуки и пауки», – продолжает разговор воспитатель и выслушивает всех желающих. Хвалит детей, сумевших интересно рассказать о том или ином явлении.
Воспитатель просит ребенка обобщить услышанное и подсказывает начало рассказа, например: «Ранняя осень – красивое время года». Затем интересуется, нет ли желающих рассказать о красоте осени подробнее.
«Давайте заглянем в сады и огороды и расскажем о том, что делают люди, как они одеты», – предлагает педагог. Выслушивает ответы детей, просит кого-нибудь обобщить услышанное и составить рассказ.
Педагог интересуется у ребят, получился ли, по их мнению, коллективный рассказ о ранней осени, и чему они учились на сегодняшнем занятии.
Завершая занятие, воспитатель читает детям любое стихотворение об осени, а позже, вне занятий (в помещении, на участке) – другие поэтические произведения.


Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
А. К. Толстой

Занятие 6. Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень»

Цель. Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокращении).

Ход занятия

«Помните, когда мы с вами искали приметы осени, я читала вам строчки стихотворения Ивана Алексеевича Белоусова „Осень“», – начинает занятие педагог.
Напоминает первое четверостишие:


Садик мой веселый,
Где ж твои цветы?
Под дождем осенним
Изменился ты!
Педагог уточняет: «Садик был… (веселый) . Почему садик был веселый? (Цвели цветы.) Кто изменил веселый садик?» (Осенний дождь.)
Повторяет четверостишие и просит 2–3 детей прочитать его. Воспитатель предлагает ребятам подумать, почему, читая последние две строчки, он делает акцент на слове изменился . (Совсем другой садик увидел поэт и удивился.)
Педагог повторяет четверостишие, присоединяя к нему два последующих:

Ветер злой, холодный
Листья оборвал,
По дорожкам грязным
Все их разбросал.

Как тебя утешить,
Что тебе сказать?
Жди – весна вернется,
Зацветешь опять!

Воспитатель уточняет: «Ветер какой? (Ветер злой, холодный.) Листья (оборвал) , по дорожкам… (грязным) все их… (разбросал) ».
Педагог повторяет второе четверостишие. Дети очень тихо проговаривают стихотворные строчки вместе с воспитателем. Затем 2–3 ребенка самостоятельно читают четверостишие.
Педагог читает первые два четверостишия и присоединяет к ним третье. Просит двух-трех детей проговорить первые две строчки, сохраняя вопросительную интонацию. Воспитатель оценивает декламацию, отмечает, у кого из детей она получилась интереснее и правильнее (точнее). Просит ребенка повторить вопрос автора, обращенный к садику.
«А вот последние строчки стихотворения – утвердительные, – говорит педагог. – Все закончится хорошо. Весна вернется и садик зацветет опять».
Воспитатель рассказывает о том, что одно и то же слово в стихотворении можно прочитать по-разному и тогда стихотворные строчки будут восприниматься иначе. Произносит слово жди сначала громче обычного и с утвердительной интонацией («Жди»), потом – нараспев с утешительной интонацией. («Жди-и-и».)
Дети упражняются в выразительном чтении последнего четверостишия.
Педагог сообщает автора и название стихотворения, делает паузу и читает произведение еще раз.
Воспитатель повторяет стихотворение. Дети без голоса читают вместе с ним (упражнение на запоминание и артикуляцию). В последующие дни педагог повторяет стихотворение, оживляя его в памяти детей.

Занятие 7. Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней

Цель. Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.

Ход занятия

Воспитатель говорит детям, что сегодня покажет им новую картину. Ставит картину «Осенний день» (из серии «Четыре времени года» О. Соловьевой (М.: Просвещение)) на мольберт, дает ребятам возможность рассмотреть ее. (Дети должны сидеть поближе к картине.) Интересуется, все ли понятно, и, если возникают вопросы, отвечает на них.
«Как бы вы назвали эту картину? – спрашивает воспитатель и выслушивает ответы детей. – Какое время года и время суток изобразил художник? Как об этом сказать одной фразой? Верно, художник изобразил осенний день и точно так же назвал эту картину – „Осенний день”. Но как вы догадались, что на картине день? (На улице светло. Дети возвращаются из школы. Бабушка гуляет с внуком.)
А почему вы решили, что день осенний? (Листья на деревьях пожелтели, покраснели, опадают. Дети возвращаются из школы. На прилавках овощной палатки – дары осени.)
Какой осенний день на этой картине? (Теплый, солнечный.)
В теплый солнечный день особенно хорошо вокруг. А как это отображено на картине? (Синее небо и яркие желтые кроны деревьев. Желтые и синие цвета радуют глаз.) В погожий осенний день трудно усидеть дома – тянет на улицу! Не спеша идут школьники. Мама встретила первоклассника . У нее на поводке собачка. С собачки не спускает глаз мальчик-дошкольник. Он стоит около прилавка с овощами, ждет бабушку.
Мы с вами рассмотрели картину, а теперь будем учиться составлять интересные рассказы по ней, – завершает педагог эту часть занятия. – Очень важно начать рассказ с предложения, отражающего суть картины (чему она посвящена). Пофантазируем?»
Воспитатель выслушивает ответы детей, помогая им найти удачное начало рассказа. Далее напоминает, что в прошлом году дети учились составлять план рассказа, мысленно разбив картину на законченные части.
«Итак, кто о чем будет рассказывать и в какой последовательности?» – спрашивает педагог. Он одобряет ответы с краткими названиями пунктов плана. Затем подводит итог: «Мы решили, что начать рассказ можно так: „Стоял теплый осенний день (теплый сентябрьский день)“ или: „Художник назвал свою картину „Хороший (теплый) осенний день“. Далее мы будем рассказывать об осенней природе (выслушивает ответы, задает уточняющие вопросы). Теперь переходим к раскрытию второго пункта плана – о людях на улице». (Корректирует ответы детей.)
В заключение воспитатель дает свой образец рассказа:«На дворе теплый день. Чистое синее небо и легкое кружево золотистой листвы радуют глаз.
На улице много людей. Возвращаются из школы дети. Одного из мальчиков встретила мама. У нее на поводке собака. На собаку загляделся малыш. Он стоит около прилавка с овощами и ждет бабушку.

Конец бесплатного ознакомительного фрагмента

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по развитию речи в старшей группе

на тему: «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила».

Воспитатель:

Ситдикова Л.И .

Программное содержание:

Образовательная: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;

продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающая: развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику;

продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Воспитывающая : воспитывать любовь к природе.

Методические приемы: Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ; Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения, Практические: дидактические игры и упражнения.

Материал:

фланелеграф

картинки с признаками осени

сюжетные картинки для составления рассказов

мяч

осенние листья

Словарная работа : желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья.

Предварительная работа : чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам», разучивание стихотворений об осенних месяцах, целевые прогулки на природу.

План.

1.Организационный момент – 3 мин.
2. Игра с мячом – 5 мин.
3. Физминутка – 2 мин.

4. Составление рассказов по индивидуальным сюжетным картинкам –

13 мин.
5. Итог занятия – 2 мин.

Ход проведения:

    Организационный момент. Рассказ-загадка.

Вос. Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»

(отрывок из рассказа О.Иваненко «спокойной ночи»)

Вос. Ребята, о каком времени года здесь говорится?

Реб: Об осени.

Вос.А как вы догадались?

Реб. Трава пожелтела, птицы стали улетать.

Вос. А кто еще знает признаки наступления осени?

Реб. Осенью часто идут дожди.

2 реб. Осенью начинает холодать.

З реб. Бывают первые заморозки.

4 реб. Листья желтеют.

Вос. А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч.

«Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.»

    Игра с мячом .

Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.

Вос. - листья осенью (что делают?) –

Реб. Листья осенью желтеют и опадают.

Вос. -дождь осенью (что делает?) –

2 реб. Дождь осенью моросит, идет.

Вос. -урожай осенью (что делают?) –

3 реб. Урожай осенью убирают.

Вос. - птицы осенью(что делают?) -

4 реб. Птицы осенью улетают.

Вос. -деревья осенью(что делают?) -

5 реб. Деревья осенью роняют листья.

Вос. -звери осенью (что делают?)-

6 реб.Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

3.Физминутка (Пальчиковая гимнастика) “Осенний букет”.

Вос. Ребята, давайте соберём осенний букет. Хором. Раз, два, три, четыре, пять – Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки). Листья берёзы. Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы). Мы соберём В вазу осенний Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).

Вос. Молодцы ребята!

4.Составление рассказов по индивидуальным сюжетным картинкам.

Звучит музыка ветра. Забегает мальчик в костюме осеннего ветра и разбрасывает разноцветные листья возле доски. Мальчик убегает.

Вос. Ребята, это ветер к нам забегал, и разбросал листочки, посмотрите какие они красивые, надо их собрать. Поднимите по одному листочку. (На листьях приклеены сюжетные картинки об осенних признаках.)

Вос. Ребята, придумайте к своей картинке короткий рассказ, а мы все листики соединим, и у нас получится большая осенняя книга.

(Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».)

Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик. Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.

5.Итог.

Вос. Посмотрите, какая красивая, большая книга получилась у нас. Мы положим её в уголок природы и в дальнейшем сделаем другие книги о зиме, весне и лете.

Вос. Вот наша образовательная деятельность подошла к концу, скажите, ребята: о каком времени года мы говорили на образовательной деятельности?

Реб. Об осени. Вос. Что бывает только осенью?

Реб. Сбор урожая.

2 реб. Отлет птиц.

3 реб. Листопад.

Цель.

Совершенствовать умение детей составлять связный рассказ с опорой на мнемотаблицу.

Задачи.

  • Обобщать представления детей о признаках осени, ее характерных особенностях.
  • Продолжать учить строить полные и четкие предложения, а из них короткий рассказ.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Развивать связную речь и обогащать словарный запас детей через участие в словесно - речевых играх.
  • Воспитывать умение осуществлять совместную творческую деятельность.

Словарная работа. Дать определение осенней погоды: солнечная, ветреная, облачная, дождливая, сырая, морозная, снежная.

Предварительная работа.

  • Экскурсии в природу, наблюдения на прогулке.
  • Беседы с детьми об осени, осенних явлениях, жизни растений, животных и людей осенью.
  • Рассматривание иллюстраций, картин.
  • Заучивание стихотворений, чтение произведений об осени.
  • Загадки на тему «Осень».
  • Дидактические игры по экологии.
  • Проведение физкультминуток.

Виды деятельности. Игровая, коммуникативная, познавательная, музыкальная, двигательная.

Форма организации : игровое занятие, 30 минут

Средства. Письмо, магнитная доска, магниты, мнемотаблица для составления рассказа, компьютер, музыка для физминутки, осенние листочки (по количеству детей), мнемотаблица «Фрукты, овощи», поднос с фруктами и овощами, корзина, осенние медали (по количеству детей).

Участники. Дети подготовительной группы.

Организационный момент.

Эмоциональный настрой детей «Хорошее настроение».

Воспитатель. Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и всем окружающим вас людям. Подарите свои улыбки нашим гостям, чтобы у них появилось хорошее настроение.

Создание проблемной ситуации.

Воспитатель . Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло необычное письмо. Сейчас я вам его прочитаю (показывает конверт).

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам птичка-невеличка. Я живу в одном лесу на большом красивом дереве. Это дерево - мой дом. Мне знакома на нем каждая веточка и каждый листочек. Однажды я заметила, что с деревом что-то происходит. Зеленые листочки на дереве стали желтеть и опадать. С каждым днем листьев на дереве становится все меньше и меньше. Наверное, мое дерево заболело и скоро погибнет. Где же я буду жить? Ребята, расскажите мне, что происходит с моим деревом?»

Воспитатель. Скажите, что происходит с деревом, на котором живет птичка? Оно погибает? (Нет. Это пришла осень.)

Воспитатель. Как мы можем рассказать об этом птичке? (нарисовать осенний рисунок, выполнить аппликацию, сделать фото, составить рассказ).

Воспитатель. Вы хотите составить рассказы об осени и отправить в письме птичке - невеличке? (да). Она их прочитает и больше не будет волноваться о своем дереве.

Ход ООД.

Воспитатель. Когда наступает осень? (после лета)
Воспитатель. Какой месяц начинает осень? (сентябрь)
Воспитатель. Какой второй? (октябрь)
Воспитатель. Третий месяц осени? (ноябрь)

Воспитатель. Хочу предложить вам поиграть в осеннюю игру, которая называется «Друзья». В этой игре слова поссорились со словом «осень», а мы должны их подружить.

Осень, небо - осеннее небо Осень, лист - осенний лист

Осень, солнце - осеннее солнце Осень, лес - осенний лес

Осень пальто - осеннее пальто Осень, сапоги - осенние сапоги

Осень, ветер - осенний ветер Золото, осень - золотая осень

Осень, день - осенний день Осень, погода - осенняя погода

Воспитатель. Осеняя погода очень переменчива. В народе говорят: осенью семь погод на дворе. Бывает даже так, что за один день можно увидеть все семь погод.

Игра «Осенний день»

Утром на небе светило солнце. Если светит солнце, какая это погода? (солнечная)

Вдруг налетел сильный ветер. Что говорят о такой погоде? (ветреная)

Ветер собрал на небе много облаков, которые закрыли все небо. Какая это погода? (облачная)

В обед с неба полил сильный дождь. Как можно сказать? (дождливая)

Дождь прошел, вокруг была сырость. Как можно охарактеризовать? (сырая)

К вечеру пришел мороз. Что скажете о такой погоде? (морозная)

А ночью выпал снег. Как называют такую погоду? (снежная)

Воспитатель . Вот таким может быть осенний день.

Воспитатель. Но, тем не менее, ребята, осень красивое время года. Об осени поэты сочинили много стихов, художники написали много картин. А я предлагаю вам составить интересный рассказ об осени. Хотите это сделать? (да).

У меня есть карточки - подсказки, которые помогут в составлении рассказа.

Карточка№1 - желтого цвета.

Воспитатель. Какое время года мы обозначаем желтым цветом? Составьте предложение со словом «осень» (ответы детей)

Воспитатель . К нам пришла осень.

Карточка №2 - солнце.

Воспитатель. Составьте предложение о том, какое солнце осенью? (ответы детей).

Воспитатель. Солнце светит, но слабо согревает землю.

К арточка №3 - туча и дождь.

Воспитатель. Что это обозначает? (ответы)

Воспитатель. Осенью небо затянуто облаками, часто идет дождь.

Карточка №4 - листья падают с деревьев.

Воспитатель. Что происходит осенью с листьями? (ответы детей)

Воспитатель. Листья на деревьях меняют свою окраску, падают с деревьев. Деревья стоят голые.

К арточка №5- птицы.

Воспитатель. Какие изменения происходят в жизни птиц. Расскажите, что вы знаете об этом? (ответы детей)

Воспитатель. Перелетные птицы улетают в теплые края, остальные остаются с нами зимовать.

Карточка №6 - звери.

Воспитатель. Что делают осенью звери? (ответы)

Воспитатель. Звери готовятся к зиме: делают запасы на зиму, меняют шубку, кто-то впадает в спячку до самой весны.

К арточка №7 - урожай.

Воспитатель. Что поспевает осенью в садах и огородах? (ответы).

Воспитатель. Люди собирают урожай. В садах и огородах поспевают овощи и фрукты.

Карточка №8 - одежда.

Воспитатель. Что обозначает эта карточка? (ответы)

Воспитатель. Осенью погода становится прохладной, поэтому люди надевают теплую одежду.

Воспитатель. Осенью часто дует ветер, который срывает листочки с деревьев. Посмотрите, сколько листьев нападало вокруг (на полу разбросаны осенние листья). Предлагаю вам с ними поиграть.

Физминутка «Листочки, листочки» (муз. А Филиппенко)

Листочки, листочки по ветру летят, (попеременно поднимают руки вверх )

У деток под ножками тихо шуршат.

И плавно качаясь, ведут хоровод. )

То вправо, то влево листочки летят, (качают руками вправо - влево)

Прощается с нами осенний наш сад.

И плавно качаясь, ведут хоровод, (подняв руки, кружатся вокруг себя )

А ветер осенний им песню поет.

Воспитатель. Ребята, вы назвали много осенних признаков. Посмотрите, какая большая схема у нас получилась. Теперь можно составить рассказ об осени. У каждого рассказа есть название, начало и конец. Послушайте мой рассказ.

«К нам осень пришла»

К нам пришла осень. Солнце все реже появляется на небе и слабо греет землю. Листья на деревьях меняют свою окраску, становятся желтыми, красными, оранжевыми. Когда дует сильный ветер, они летят с деревьев разноцветной метелицей. С каждым днем становится все холоднее и холоднее. Погода бывает пасмурная, часто идет дождь. Перелетные птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. С нами остаются только зимующие птицы, потому что им зима не страшна. Звери тоже меняют свой образ жизни: делают запасы на зиму, меняют шубку на более теплую, а кто-то ложится спать до самой весны. Люди собирают выращенный урожай овощей и фруктов и делают домашние заготовки на зиму. Мне очень нравится осень.

Воспитатель. Молодцы! Хорошие получились у вас рассказы. Я отправлю их в письме птичке-невеличке, чтобы она не волновалась за свое дерево.

Воспитатель. В своих рассказах вы говорили о том, что осенью поспевает урожай овощей и фруктов. Сейчас мы будем придумывать загадки про фрукты и овощи.

(выставляет на стол поднос, на котором лежат: морковь, огурец, картошка, яблоко, банан, лимон)

Игра «Угадай по описанию».

(дети с помощью мнемотаблицы составляют загадки- описания)

Это фрукт. Он бывает красного, зеленого и желтого цвета, круглой формы, может быть большим и маленьким, сладкий, растет на дереве, на ощупь - твердый. Можно есть в сыром виде, сварить компот, варенье (яблоко).

Это овощ. Оно коричневого цвета, круглой формы, растет на огороде в земле, Можно варить, жарить, запекать (картофель). И т.д.

Релаксация.

Воспитатель. Кто прислал нам письмо?

Какое полезное дело мы сделали для птички?

За ваши хорошие рассказы осень приготовила подарки. Она дарит вам игру и осенние награды.

Игра «Приметы осени. Да или нет» (дайте правильный ответ)

Вставайте в круг. Я буду задавать вопросы, а за правильный ответ вы получите осенние медали.

Осенью растут цветы? (нет)

А давайте уточним, какой осенью не растут цветы, ранней или поздней? (поздней)

Осенью растут грибы? (да)

Тучки солнце закрывают? (да)

Туманы осенью плывут? (да)

А букашки прилетают? (нет)

Урожай все собирают? (да)

Птичьи стаи улетают? (да)

Часто - часто льют дожди? (да)

Достаём ли сапоги? (да)

Можно детям загорать? (нет)

Ну, а что же надо делать

Куртки, шапки одевать? (да)

Воспитатель. Молодцы, хорошо знаете, что такое осень, поэтому все получили награды.