Что означает клеймо на ложке nbm. Маркировка серебра – какие бывают пробы

Ложка которой пользовался предположительно немецкий солдат 1941-1945 год. Нашёл в заброшенном доме. На обратной стороне ручки надпись: "PLEWKIEWICZ GALW", согласно информации из интернета, мною выяснено следующее: " ". Далее выбита цифра "6", по всей видимости она обозначает номер предмета в столовом наборе. потому что оказывается существуют подобные и ложки и вилки. А на окончании ручки выбиты буквы "BM". Сначала я думал, что это инициалы владельца, но всё оказалось проще. "ВМ" обозначают металл из которого сделан предмет, в данном случае "ВМ"-белый металл.(мельхиор). Есть столовые приборы с другим клеймом "Rostfreier Stahl"(нержавеющая сталь).

Возможно, что такие ложки использовались повсеместно. В наших краях много было Румынских солдат, воюющих за фашистскую Германию. Всем известно, что и некоторые польские граждане были в рядах рейха. Не исключено, что подобные сервизы покупались мирными жителями в довоенное и послевоенное время.

У меня уже давно залежалась ещё одна ложка, как оказалась с буквами "ВМ", её я нашёл по молодости на развалинах заброшенного хутора. Она явно гражданского происхождения. На ложках выпущенных Германией специально для армии, офицерского состава имеется клеймо орла со свастикой.

Фирма Fraget.

Для интересующихся посетителей добавляем ещё один экземпляр старинного столового прибора. На фото ниже, мы видим предмет с надписью "Fraget (Фражет)". Это означает, что предмет состоит из меди или медного сплава, сверху гальваническим способом посеребрённый. Основатель завода в Польше, выпускавшего приборы по данной технологии - Йозеф Фражет (1797-1867). Предметы из польского серебра имели большую популярность, их поставляли и царским особам (Сербии, Румынии, Афганистана). В коллекциях известных музеях находятся предметы с маркой "Fraget".

Интересные материалы сайта

Вам понадобится

  • Ювелирная лупа
  • Горячая вода
  • Электрическая лампа
  • Магнит
  • Резиновые перчатки,пипетка,азотная кислота

Инструкция

В первую очередь стоит обратить внимание на маркировку изделия. На современных фабричных изделиях обязательно будет стоять , дизайнерские украшения из серебра так же должны маркироваться в пробирной палате, но не все художники выполняют эти правила. На изделиях российского производства вы можете встретить следующие пробы - 960,925,875,830,800. Все они свидетельствуют о процентном содержании серебра в сплаве. Так в изделии с маркировкой 875 содержится 87,5% серебра. Сплав с 80% содержанием серебра используется, в основном, для столовых приборов. Серебро 925 пробы во всем мире принято называть стерлинговым (sterling).

В других странах есть разные стандарты сплавов, поэтому на изделиях из-за рубежа могут быть иные численные пробы, кроме того некоторые страны используют такие маркировки как STERLING, STER, S/S, SILVER. Не стоит забывать и о клеймах. Образцы клейм известных мастеров и крупных фирм знают все, кто интересуется серебром. На серебряных изделиях, выпущенных в Советском Союзе, в качестве клейма, использовалась пятиконечная , на антикварном серебре может красоваться леопард с поднятой лапой. Если вы покупаете антикварное серебряное изделие с рук, поинтересуйтесь имеющимися клеймами и проверьте их через специализированные сайты. В зависимости от страны, эпохи, мастера существуют сотни клейм, проб, марок и их комбинаций.

Чистое , среди металлов, имеет самый высокий коэффициент теплопроводности. Поэтому чем выше проба, чем чище , тем быстрее нагревается изделие. Вы можете опустить в горячую воду две ложки – мельхиоровую и, предположительно, серебряную, вторая должна нагреться быстрее. Кольцо, серьги, цепочка, браслеты из ювелирного, стерлингового серебра очень быстро становятся горячими, их даже рекомендуют снимать перед баней или сауной, чтобы не получить ожог.

Ещё одно свойство серебра – наивысшая светоотражательная способность. Положите серебряное изделие под яркий свет и убедитесь в том, что оно отражает его лучше, чем мельхиоровая или металлическая ложка или так же, как другое серебряное украшение той же пробы. Не забудьте убрать, если это не противоречит художественному решению, с контрольного серебряного изделия патину, которая, безусловно, приглушит свойственный серебру яркий блеск.

Большую популярность имеет следующий тест - если потереть серебряное изделие чистой мягкой светлой тканью, на ней останутся темные пятна. Его эффективность вызывает большие сомнения по ряду причин. Во-первых, вопреки распространенному мнению, серебро не окисляется кислородом, но активно вступает в реакцию с серосодержащими соединениями, которые, в тех или иных количествах, есть в окружающей среде и естественных выделениях человеческого тела. Количество вырабатываемого организмом сероводорода и серы у всех разное, именно поэтому и существует миф о том, что серебро «предчувствует» заболевание владельца и темнеет. Во-вторых, как правило, в сплавах серебра содержится медь, а вот она как раз вступает в реакцию окисления с кислородом, содержащимся в воздухе. Соответственно, чем чище сплав, тем меньше окисление и, соответственно, ниже эффективность «тканевого» теста. И последнее, третье. Производители, прекрасно осведомленные о свойстве серебра и его сплавов, для поддержания товарного вида, защищают изделия от окисления, покрывая его тонким слоем никеля, прозрачным лаком, гальваническим родированием или толстым слоем специального воска.

Ещё один сомнительный тест определяет подлинность серебра при помощи магнита. Да, серебро это диамагнетик, но медь, свинец, кадмий так же не притягиваются магнитом, поэтому единственное, что можно сказать по результатам этого теста, это есть ли в изделии большая примесь железа или никеля.

Один из самых точных тестов серебра – азотной кислотой. Выберите на изделии неприметное место, слегка поцарапайте его, чтобы снять возможное защитное покрытие и капните немного азотной кислоты. Посеребренная латунь, мельхиор, низкокачественный сплав серебра окрасится в зеленый цвет из-за высокого содержания меди, стерлинговое серебро станет кремовым, в черный цвет окрашивается практически чистое серебро.

Большая и светлая столовая с огромным столом, белоснежная скатерть с ручной вышивкой, хрусталь, фарфоровые тарелки и непременно серебряные фамильные столовые приборы…
Многие из нас, простых сибирских девушек, могут похвастаться таким приёмом гостей? И если скатерть, хрусталь и тарелки еще можно получить в наследство от бабушки, то с серебром, увы, — мельхиор наше всё!

Все алхимики с древних времен бьются над тем, как из доступных химических элементов изготовить золото (или сплав на него похожий, чтобы дурить окружающим голову), но всё никак не удается им этот фокус, не в пример — мельхиору!
Мельхиор называют столовым серебром не случайно — он такой же красивый (при должном уходе) и имеет благородный глубокий серебряный блеск, но в мельхиоре нет ни грамма серебра!
Давайте разбираться, что же это такое. Мельхиор это сплав меди (70-80%) и цинка (30-20%) с небольшим содержанием никеля, марганца и железа, название своё получил в честь своих изобретателей-французов Майо (Maillot) и Шорье (Chorier). По-русски эти фамилии звучат, как Майо и Шорье, но французское название Maillot-Chorier в немецком языке исказилось в Melchior, и затем распространилось в русском и прижилось.
Из сплава изготавливают разнообразные столовые приборы, ювелирные изделия и предметы интерьера, чеканятся монеты и даже отливаются хирургические инструменты.
По сравнению с серебром мельхиор обладает большей износоустойчивостью и механической прочностью, почти не подвержен коррозии (даже при строительстве подводных лодок используется!) и, в то же время, сплав пластичен и отлично поддается обработке — штамповке, резке, чеканке и в холодном, и в горячем виде, превосходно полируется и паяется — определенно, сплав-находка!
Логично, что с открытием этого справа производство его распространилось практически во всех странах, т.к. теперь стало доступным «кушать с серебряной ложки».
Историки говорят, что пик популярности мельхиора в России пришелся на царское время, когда такие приборы были в особенном почете у среднего класса. В высшем же свете мельхиор не признавали и называли его «серебром бедняков».

Думаю, у многих в шкафах лежат бережно хранимые мельхиоровые ложки и вилки — в специальных картонных коробках на бархатной или шелковой подложке. Такие приборы было принято доставать по особому случаю, на большие праздники и значимые события.
А кто-то решал устроить себе праздник каждый день и использовал мельхиоровые вилки/ложки ежедневно.
И в итоге каждая хозяйка (рано или поздно) сталкивалась с проблемой — как почистить мельхиор, который потемнел от времени?
Условно говоря, мельхиор плохо вступает в реакцию в агрессивными средами, поэтому, чтобы потемнеть до черноты, ему надо или несколько лет пролежать без дела, или использовать его должны и в пир, и в мир.
При контакте в некоторыми веществами сплав может образовывать темные окислы.
Например, обычная чистая вода губительна для внешнего вида мельхиоровой ложки или вилки — высохшая естественным путем даже самая маленькая капелька оставит после себя на поверхности темное пятнышко (поэтому золотое правило, которое я запомнила еще с детства, — парадные мельхиоровые ложки надо вытирать после мытья сразу и насухо!). Потемнение могут вызвать и непромытые остатки пищи или жира, забившиеся в тонкий узор на поверхности.

На протяжении десятилетий хозяйки боролись с потемневшим мельхиором с помощью зубного порошка и щетки, иногда вместо порошка использовали соду, Но твердые частички царапают металл, и поверхность покрывается микро-дефектами, в которых задерживается вода и остатки пищи — получается замкнутый круг — чем больше мы ухаживаем за мельхиором с помощью зубного порошка или соды, тем быстрее приборы темнеют ((
Мама моя, помню, держала в шкафчике страшную ценность — бутылочку с жидкостью для чистки мельхиора и серебра и пару раз в год устраивала генеральный уход за внешним видом нашего парадного набора столовых приборов.
Еще я слышала варианты с протиранием мельхиора нашатырным спиртом (фу-фу-фу) или помещение потемневших приборов в картофельных отвар (т.е. при варке картошки надо всегда держать в голове — сливать или нет воду в канализацию).

Но есть реально волшебный способ, после которого даже самая страшная мельхиоровая ложка, провалявшаяся бог знает в какой грязи, за пару минут засверкает как новенькая!
Сода, соль, капелька фейри для растворения жира и кусок самой обычной фольги!

Да ладно, не знаете такой способ? Мне кажется, все про него уже читали!)))

1.Берем любую подходящую ёмкость — неважно, пластик, стекло, металл, большая кастрюля, тазик или вместительный контейнер.
2.На дно укладываем кусок обычной алюминиевой фольги.
3.Насыпаем от души и от объема потемневшей посуды пищевую соду и чуть меньше поваренной соли.
4.Заливаем кипятком.
5.Помещаем на 5 минут в этот раствор мельхиоровые (или серебряные) изделия.

Если посуда не полностью покрыта водой — можно прямо «в живую» наблюдать за процессом очистки — части находящиеся в воде на глазах становятся светлыми! Чтобы большие предметы очистились полностью их нужно будет несколько раз перевернуть и поместить грязные стороны в этот хитрый раствор. Ну а для извлечения уже чистых предметов из горячего раствора используйте щипцы и вообще работайте в перчатках!

Чистые мельхиоровые (и серебряные) предметы надо обязательно промыть под проточной водой, насухо вытереть и высушить в комнатных условиях.

Чтобы была очевидна разница, покажу до и после))

Таким способом можно привести в порядок не только мельхиор, но и , обычные стальные ложки-вилки тоже приобретают магазинный вид, а вот предметы с красивым чернением могут стать полностью белыми — чернение «отмоется» вместе с окислами и грязью, но со временем, конечно, вернется.

А теперь урок химии (и физики немножко)!

Итак, что же такого волшебного происходит при погружении металлического предмета в теплый раствор соды и соли с куском алюминиевой фольги?

Происходит обычная реакция замещения и восстановления — соль, сода и алюминий совместно «забирают» атомы из окисла на поверхности металлического предмета. Если решитесь на такие химические эксперименты, не удивляйтесь — во время процесса очистки в воздухе стоит легкий, но неприятный «металлический» запах.
В растворе начинается химическая реакция, в результате которой фольга темнеет, а мельхиор, наоборот - светлеет и возвращает чистоту поверхности.
Не углубляясь в сложные химические формулы (как давно я была в школе!), в этом растворе мы создаём некий триосульфат натрия — сильнейший восстановитель, который превращает оксиды металлов в чистые металлы.

Если взять, к примеру, серебро, то со временем оно сначала тускнеет, а затем темнеет — происходит окисление серебра. Обычно, при окислении серебро соединяется с серой и формирует сульфид серебра, который имеет черный цвет и покрывает серебряный предмет тонкой пленкой.
Чтобы вернуть серебру прежний блеск нужно удалить этот сульфид серебра и для этого есть два пути: либо механически очистить (содрать) эту пленку, попутно стирая и частички серебра под ней, либо провести реакцию восстановления — обратить вспять химическую реакцию окисления и «превратить» сульфид серебра обратно в серебро.
При помещении одновременно алюминия и сульфида серебра в щелочную среду, алюминий, как более «сильный» металл забирает у оксида серебра атомы серы, получается сульфид алюминия, серебро освобождается и становится чистым во всех смыслах этого слова.
Важное условие — реакция между алюминием и сульфидом серебра произойдет тогда, когда два эти металла погружены в раствор соды и соприкасаются. Т.е. можно и смятый кусок фольги положить в раствор, но застеленная фольга на всё дно контейнера позволит провести эту химическую реакцию быстрее. Также реакция происходит быстрее, когда раствор теплый — поэтому сухие компоненты раствора заливаются кипятком.
Когда химическая реакция переносит серу из серебра в алюминий, то сульфид алюминия может присоединиться к алюминиевой фольге (что мы и наблюдаем по итогу — вся фольга в желто-коричневых пятнах и разводах) или образовать крошечные, бледно-желтые хлопья на дне контейнера.

Есть еще момент, объясняющий, почему серебряный предмет и алюминиевая фольга должны быть в контакте друг с другом — это уже из школьного курса физики. В процессе реакции между этими двумя металлами образуется не сильный электрический ток, создается так называемая «гальваническая пара», которая связана через электролит (вот зачем в растворе есть соль). Между серебром и фольгой образуется разность потенциалов, (кстати, именно такая реакция используются в аккумуляторных батареях для получения электроэнергии), так что наш раствор — настоящая мини-батарейка!))

Ну, это всё я занудствую относительно серебра, а что насчет того же мельхиора (в котором, как мы уже выяснили, серебра нет), почему он очищается?
Да потому, что метод этой химической реакции восстановления работает почти со всеми металлами, которые мы используем в повседневной жизни.
Точно также очистится и стальная, и золотая ложка. Правда с золотом немножко другой ход реакции — оксид золота растворяется в щелочной среде (растворе соды), так что тут мы рискуем немного уменьшить толщину золотого покрытия)))
И точно не стоит применять этот способ для очистки позолоченных изделий — тончайшее напыление скорее всего облезет.
А еще все дружно бежим и смотрим маркировку на своем столовом серебре!
Если стоит штампик «МНЦ» — «медь, никель, цинк», значит приборы изготовлены из сплава с красивым эльфийским названием нейзильбер — этакий улучшенный мельхиор, или «новое серебро». Содержание цинка в нейзильбере больше, чем в обычном мельхиоре, он дешевле в производстве, но его обязательно серебрят, иначе у вилок и ложек со временем появится «металлический» привкус.
Так что с приборами с такой маркировкой тоже не стоит часто увлекаться восстановительными реакциями — не сразу, конечно, но со временем тончайшей серебряное покрытие исчезнет и с таких ложек будет неприятно кушать.

Ну и чтобы не заканчивать на заумной ноте (я ж девочка, я не такая!) покажу картинки своих серебряных и не очень сокровищ!
Как оказалось вот прям чего-то раритетного и редкого у меня нет.

Обычные столовые ложки и вилки как раз из нейзильбера с маркировкой «МНЦ», из той же оперы десертная вилочка и пара кофейных ложек:

Кастрюлька-супница и кофейник из того же материала производства Кольчугинского завода с узнаваемым клеймом в виде глухаря:

А вот это уже мельхиоровый (клеймо «мельх») подстаканник «Космос» (тоже нифига не редкий, а самый обычный) того же Кольчугинского завода:

Вьетнамская серебряная ложечка «нонейм»:

И подарок от свекрови — приборы для салата. Конечно же были описаны как фамильная ценность и настоящее серебро, нашлась только полустертая маркировка «Lead Free», которая означает, что изделие не содержит свинца, буду верить на слово и гордиться)))


Ложки — предметы сервировки стола или кухонный инвентарь (в зависимости от назначения). По материалу разделяются на металлические, деревянные, пластмассовые, стеклянные, костяные, роговые.

Ложки

Металлические ложки в зависимости от назначения и формы выпускаются нескольких видов.

Столовые, десертные, чайные, кофейные ложки — с черпаками, вытянутыми в длину, иногда округлой формы; все цельнометаллические, чаще штампованные, иногда литые.

Ложки различаются между собой только размерами. Толщина металла в черпаке равномерно уменьшается от основания к концу, это не только улучшает эксплуатационные качества ложки, но и позволяет получить достаточно массивную и прочную ручку. Такая конструкция достигается специальной подкаткой заготовки или применением для штампования ложек ленты соответствующего профиля. При штамповании ложек из листового металла без подкатки заготовок используется прокат меньшей толщины; в этом случае для обеспечения необходимой прочности узкой шейки ручки на изгиб её обычно фасонируют выдавкой продольного ребра жёсткости, что несколько ухудшает внешний вид ложек, а также затрудняет их чистку. В качестве столовых ложек для детей используются ложки десертные. Для детей выпускаются также ложки с таким изгибом ручки, который позволяет пользоваться ложкой только правой рукой.

Разливательные — столовые и кухонные, обычно штампованные с приклёпанными, приваренными или припаянными ручками, реже цельнометаллические литые. В зависимости от назначения различаются: суповые — с полушаровым или круглым плоскодонным черпаком; соусные — с резко вытянутым сливом на боковой грани черпака или такие же, как столовые, но соответственно большего размера; для молока с полушаровым черпаком и коротким сливом. Разливательные ложки кухонные для их подвешивания обычно имеют крючки или отверстия на концах ручек.

Чайные заварные ложки — с двустворчатым, формы обычной чайной ложки «яблочком», запирающимся защёлкой разных конструкций. Диаметр отверстий на створках 0,7—1,0 мм.

Ложки для горчицы, соли и т. д. — разных форм, с плоским или вогнутым черпачком.

Ложки для салата — штампованные цельнометаллические или составные, с ручками различных фасонов и конструкций. Выпускаются в комплекте со специальной для салата, с которой они составляют приборы для салата. Основные размеры металлических ложек и применяемые для их изготовления металлы приведены в таблице ниже.

Ассортимент, применяемые материалы и основные размеры металлических ложек

Марки металлов, применявшиеся в СССР с пятидесятых годов для производства ложек: сталь нержавеющая — 1Х18Н9, 2Х18Н9, 1Х18Н9Т (ГОСТ 5632—51); сталь декапированная (ГОСТ 1368—47); мельхиор — МН19 (ГОСТ 492—52); латунь — Л62, Л68, Л70; томпак — Л90; Л96 (ГОСТ 1019—47); алюминий листовой — ММ; вторичные алюминиевые сплавы АЛЗЧ, АЦЗЧ и АЛ14Ч, серебро 875-й пробы.

Металлические ложки, применяемые при сервировке стола, в зависимости от оформления различаются: гладкие; с выштампованной окантовкой; со штампованным или гравированным рисунком. По форме ручек эти ложки не стандартизованы, выпускаются в большом количестве вариантов, в т. ч. фигурные.

Алюминиевые ложки всех видов, как штампованные, так и литые, изготовляются светло-галтованными или полированными до зеркального блеска; поставка алюминиевых матовых (травленых) ложек допускалась только с согласия заказчика. Выпускаются также ложки алюминиевые, отделанные анодированием «под золото» и пр. Ложки из нержавеющей стали выпускаются полированными до зеркального блеска, без покрытия. Ложки мельхиоровые изготовляются посеребренные с толщиной покрытия в среднем 20 ц, но не менее 10 ц в отдельных местах; посеребрённая поверхность этих ложек может быть оксидированной с зачисткой по контуру «под старое серебро». Ложки серебряные большей частью выпускаются полированные, реже с различными видами ювелирной отделки, в т. ч. с «чернью» (см. ). Металлические ложки, входящие в состав различных наборов (как в футлярах, так и без них), по фасонам и отделке оформляются так же, как и другие предметы набора, в т. ч. с пластмассовыми, деревянными и другими неметаллическими ручками или накладками на ручках.

Деревянные ложки изготовляются кустарным способом из древесины лиственных пород (берёзы, осины, липы и клёна), монолитные (из одной заготовки). В деревянных ложках различают следующие части: «лопасть» («ковшик») — черпак; «мостик» («гранка») — переходная часть от черпака к ручке; «черенок» — ручка и «коковка» — фигурное утолщение на конце ручки. В зависимости от назначения и формы деревянные ложки различаются: столовые рабочие — с круглой и глубокой лопастью; столовые тонкие — с несколько суженной и более мелкой лопастью и с тонким черенком; столовые полубаские — с овальной мелкой лопастью; столовые «загибка» — по форме приближающиеся к металлическим с овальным черпаком; кухонные «уполовники» — с круглой глубокой лопастью, часто с крючком на черенке для подвески; кухонные протиральные; горчичные — с вогнутым или плоским черпачком. Ассортимент и основные размеры деревянных ложек указаны в таблице.

Ассортимент и основные размеры деревянных ложек

Деревянные столовые ложки и уполовники изготовляются крашенные по предварительно ошкуренной, загрунтованной и шпаклёванной поверхности и оформляются : жёлтой, лаковой, «под ягодку», «под листок», «под травку», «под Кудрину», «под фон» и др.

После нанесения рисунка ложки несколько раз покрываются олифой, после чего подвергаются прокаливанию в печи («закалке») до получения тёмно-золотистого фона. Такая окраска очень прочна, водоупорна и теплостойка. Ложки деревянные протирочные и горчичные выпускаются хорошо ошкуренными, без окраски.

Ложки

Пластмассовые, стеклянные, костяпые, роговые ложки в зависимости от назначения изготовлялись следующих видов.

Ложки для мороженого — пластмассовые, прессованные из аминопластов разных расцветок, имеют форму чайной ложки, длина 115—130 мм.

Ложки для салата — в комплекте с вилкой для салата, выпускались пластмассовые, из органического стекла (штампованные), иногда с серебряной окантовкой ювелирной работы, и стеклянные прессованные из бесцветного или цветного стекла, форма и размеры те же, что и салатных металлических.

Ложки для горчицы — роговые и костяные, а также стеклянные прессованные, с круглым вогнутым черпачком или лопаткой, выпускались только в комплектах стеклянных настольных судков.

Ложки для крюшона — стеклянные (бесцветные или цветные), выпускались только в комплекте стеклянных крюшонных приборов

Требования к качеству ложек .

Для металлических ложек (ГОСТ 4893—49): края черпака («яблока») — в одной плоскости; отсутствие по всему контуру заусенцев и острых граней; прочность шейки (узкой части ручки) на изгиб; симметричное расположение черпака, ручки и ребра жёсткости на шейке ручки и рисунка относительно продольной оси ложки; отсутствие раковин, царапин, пятен, волнистости, плен, трещин и других пороков, на¬ушающих прочность или товарный вид изделий.

Ложки металлические выпускались 1-го и 2-го сортов. Ко 2-му сорту относились изделия с незначительными отклонениями в части внешней отделки: недостаточная чёткость рисунка, малозаметные риски, следы шлифования и т. д. (в пределах, не нарушающих товарного вида изделий).

Для деревянных ложек (ТУ поставщиков): направление волокон древесины только по длине ложки; отсутствие пороков древесины— косослоя, сучков, гнили, червоточины, трещин и т. д.; отсутствие дефектов обработки — сколов, задиров, надрубов и др. правильная симметричная форма изделий; окраска, безвредная для здоровья, прочная, с чётким рисунком, с закалкой в тёмно-золотистый цвет, с ярким блеском лака по всей поверхности; пороки окраски — непрокрашенные места, пузыри, отлип, загрязнения, подчистки и «слепыши» — не допускались.

Деревянные ложки выпускались четырёх сортов: высшего, 1-го, 2-го и 3-го сортов, полностью удовлетворяющие требованиям по качеству, относились к высшему сорту. Изделия с незначительными дефектами в виде лёгкой симметричной волнистости лопасти, разнотонной закалки, неравномерного рисунка и единичных слепышей относили к 1-му сорту; изделия с этими же более резко выраженными дефектами, а также с неравномерной грунтовкой, слабо выраженными натёками и неравномерной толщиной покрытия — ко 2-му сорту. Ложки, имеющие помимо дефектов, допустимых для 2-го сорта, еще и отклонения по форме, в т. ч. незначительную кривизну черенка, относилик 3-му сорту. Незначительные выколы в кромках и торцах, но не нарушающие пригодность ложек для использования, снижали сортность на один сорт.

Для костяных и роговых ложек — правильная и симметричная форма с гладкой, хорошо отполированной поверхностью.

Проверка качества .

Для металлических ложек — по образцам, отобранным из партии в количестве 1%, но не менее 5 штук: по внешнему виду — невооруженным глазом; по размерам — универсальным измерительным инструментом; на стойкость против коррозии (только ложки из нержавеющей стали) — погружением обезжиренных и промытых ложек в 50%-ный раствор уксусной или лимонной кислоты при температуре 20° на 2 часа, после чего на изделиях не должно появляться следов коррозии; на качество серебрения мельхиоровых ложек — методом снятия серебра химическим путём.

Для деревянных ложек — по образцам, отбиравшимся в количестве до 20—30%; проверка производилась только по внешнему виду невооружённым глазом; при отбраковке более 2—3% вся партия возвращалась поставщику для пересортировки.

Для костяных и роговых ложек — такая же проверка, как деревянных.

Маркировка .

Металлические ложки маркировались товарным знаком или полной производственной маркой, клеймом сортности только для 2-го сорта, индексом металла (прессованием или в литье) на тыльной стороне ручки.

Индексация металлов производилась следующими обозначениями: нержавеющая сталь — «нерж », мельхиор — «мельх.», алюминиевый сплав — АЛС, серебро — проба в соответствующих цифрах.

Деревянные, костяные и роговые ложки маркировались вкладываемыми в упаковку ярлыками, содержащими следующие данные: наименование и адрес поставщика, наименование ложек с указанием материала (породы древесины — для деревянных ложек), вида отделки, сорта, количества (в штуках), бракёра (фамилии или номера) и даты выпуска.

Упаковка .

Металлические ложки полированные и посеребрённые упаковывались по 10 шт., с перекладкой мягкой бумагой, в картонные коробки или пачки в бумажной обертке; каждая коробка или пачка перевязывались шпагатом или оклеивались бумажной бандеролью;

алюминиевые матовые ложки — в пачки по 25 штук в бумажной обёртке, с перевязкой шпагатом; на каждой коробке или пачке наклеивалась фирменная этикетка с указанием ведомства, предприятия-изготовителя, наименования изделия, наименования материала, сорта, количества (в штуках) и стандарта.

Для транспортирования коробки и пачки упаковывались в деревянные ящики весом брутто до 30 кг с вкладкой упаковочных ярлыков с теми же данными, что и на этикетках; упаковка ложек, входящих в состав различных наборов — по ТУ поставщиков.

Деревянные ложки упаковывались в деревянные ящики или драночные короба с плетёной из дранки крышкой (крышки иногда заменялась обшивкой верха короба рогожей); в каждый ящик или короб упаковывали по 100—500 штук ложек или по 100—200 штук уполовников, верхний ряд уплотняют простилкой сена или соломы. В каждое место вкладывался упаковочный ярлык с указанными выше данными; кроме того, эти же данные обозначались на подвешиваемой к упаковке бирке или непосредственно на таре.

Костяные и роговые ложки упаковывались по соглашению сторон.

Хранение и транспортирование ложек всех видов осуществлялось только в упакованном виде, в зарытых помещениях. Ящики с деревянными ложками должны были храниться и транспортироваться только закрытыми или обитыми, с прокладками между рядами.

Требования к качеству, сортность, проверка качества, маркировка и упаковка ложек разливательных — алюминиевых, стальных эмалированных, мельхиоровых и серебряных, а так же пластмассовых и стеклянных — те же, что и для посуды из соответствующих материалов.

Уход и рациональное использование ложек . Нельзя чистить ложки песком и другими царапающими материалами; не следует применять для чистки алюминиевых ложек щелочи и кислоты, разрушительно действующие на этот металл, не рекомендуется пользоваться нашатырным спиртом и раствором гипосульфита для чистки серебряных ложек с «чернью», которая при этом разрушается.

Рекомендуемые способы чистки ложек: алюминиевых — тряпкой, смоченной горячим раствором буры (30 г на 1 л) с добавлением нашатырного спирта (10 г), с последующей промывкой чистой горячей водой; стальных эмалированных и из нержавеющей стали — в горячем растворе соды (25 г на 1 л) с промывкой чистой горячей водой; раз в неделю эти ложки следует мыть в тёплой воде с добавлением 10% нашатырного спирта (чайная ложка на 1 л); серебряные рекомендуется чистить сметанообразной смесью зубного порошка с нашатырным спиртом. Пятна от сырости на серебре выводят тёплым уксусом с последующей промывкой теплой водой; потускневшие поверхности серебряных и посеребрённых ложек моют горячим 1%-ным мыльным раствором, затем, не давая им остыть, смачивают раствором гипосульфита (100 г на 0,5 л) и протирают мягкой тряпкой.

Из этой статьи можно узнать обо всех существующих пробах этого металла, его свойствах и стоимости. Проба любого драгоценного металла свидетельствует о его процентном содержании в 1000 граммах сплава. Натуральному серебру свойственна высокая мягкость и поэтому в материал, из которого изготовляют разного рода изделия, добавляют примеси.

Такими металлами могут быть:

  • платина;
  • германий;
  • цинк;
  • кремний.

Маркировка

Серебро представлено в таких пробах:

  • 999 – чистый металл;
  • 960 – самая высокая маркировка;
  • 925 – наиболее распространенная, из нее изготавливают украшения;
  • 875 – проба бытового серебра;
  • 830 – применяется для изготовления посуды;
  • 800 – используется для столовых приборов.

Серебро ниже 800 маркировки не маркируется и считается недрагоценным металлом.

800 проба

Состав:

  • 80% драгоценного металла;
  • 20% лигатура.

Положительные качества:

  • высокая прочность;
  • отличные литейные качества.

Отрицательные качества:

  • быстрое окисление;
  • желтоватый оттенок.


830 маркировка

Почти аналогична 800, но в составе имеет немного больше благородного металла.

Эти маркировки не используются в ювелирном деле, а в большей степени идут на изготовление посуды и столовых приборов.

875 маркировка

Имеет следующий состав:

  • 87,5% благородного металла;
  • 12,5% другие металлы.

Преимущества:

  • сравнительно высокое содержание благородного металла;
  • невысокая стоимость ювелирных изделий;
  • высокая прочность.

Недостатки: невозможность исполнения тонкой ювелирной работы (из-за повышенной прочности).

Проба 925

Самая востребованная в ювелирном деле.

Преимущества:

  • чистый блеск, характерный серебру;
  • широкий художественный выбор;
  • хорошо сохраняет свою форму.

Недостатки: мягкость.

Маркировка 960

Имеет очень похожие характеристики с 925 пробой, но практически не окисляется и не чернеет.

Виды серебра

На данное время самыми популярными видами этого благородного металла являются:

  • стерлинговое;
  • сусальное;
  • филигранное;
  • матовое;
  • черненое;
  • монетное.

Стерлинговое серебро – из него в Великобритании чеканили фунты стерлинги до момента появления евро. Имеет маркировку 925.

Сусальное – очень тонкий серебряный лист, который обычно имеет наивысшую пробу и легко сплавляется с различными материалами.

Выполняет такие функции:

  • защитную;
  • антикоррозийную;
  • эстетическую.

Поэтому такой вид драгоценного материала используют для оформления церковных интерьеров, покрытия мебели и лепнины.

Филигранное – в большом почете у ювелиров, которые изготавливают из него настоящие шедевры, иногда тоньше человеческого волоса. Сплав такого серебра обладает высокой прочностью.

Черненое – когда-то считалось оберегом, которому приписывали много магических характеристик. Вырабатывается такой вид металла с помощью черни, в состав которой входит свинец и медь. Они нагреваются на поверхности серебра и предают черный оттенок изделиям.

Оксидированное – покрыто тонким оксидным слоем, иногда оксидной пленкой. Эти покрытия защищают металл от дальнейшего окисления.

Матовое – покрыто слоем эмали, что придает очень красивый вид продукту. Славится своей прочностью.
Монетное – сплав, который используется для чеканки монет.


Цены

Для расчета стоимости серебра, зависимо от пробы, необходимо знать цену за один грамм этого драгоценного металла в чистом виде. Курс Центрального банка Российской Федерации на серебро составляет 30,95 рублей за грамм.

Из этого выходит, что цена за один грамм:

  • 960 пробы – 30,95 х 0,960 = 29,712 рублей;
  • 925 маркировки – 28,63 рублей;
  • 875 – составляет 27,08 рублей;
  • 830 – 25,69 рублей;
  • 800 – 24,74 рублей.


Клеймо

На каждое изделие из драгоценного металла наносится маркировка, которая состоит из:

  • государственное пробирное клеймо;
  • клеймо изготовителя;
  • ярлык.

Государственное клеймо

Государственное клеймо – это проба, которая ставится государственной инспекцией пробирного надзора и может быть нанесена на продукт следующими способами:

  • механическим (оттиск);
  • современным (лазерный метод или электроискровой).

Клеймо меняло свой вид:

  • в 1958 году начали изображать серп и молот на фоне звезды;
  • с 1994 года – в виде профиля женской головы в кокошник.

Форма же оставалась такой же – круг и продолговатый бочонок.

Клеймо изготовителя

Клеймо изготовителя – именник, ставится на все драгоценные изделия должен быть заключен единым контуром. Имеет четыре заглавных буквы, которые обозначают три символа, а именно:

  • код года (А-2001; Б- 2002 и так далее);
  • код территориального нахождения отдела инспекции пробирного надзора (к примеру Л- г. Санкт – Петербург, Северно-западная инспекция);
  • код подразделения.

Ярлык

Ярлык – официальный документ, который имеет размеры: 25 х 35 и 25 х 50 мм., и информацию на обеих сторонах. Крепится к изделию с помощью пломбы и нити. Согласно законодательству, изготовитель в ответе за всю информацию, которая представлена на ярлыке.


Правильный выбор серебра

При покупке драгоценного металла в первую очередь нужно определится с какой целью совершается это действие, а уже потом стоит следовать нескольким правилам, которые помогут совершить верный выбор:

  • приобретать серебро лучше только в официальных ювелирных лавках;
  • проверить, не выходя из магазина наличие пробы, пробирного клейма;
  • лучше выбирать модели с обозначением «Zinc free» (без цинка), вредное действие которого доказано;
  • самой оптимальной пробой изделия является 925;
  • обязательно просить чек.


Имитация серебра

Подделки этого вида благородного металла встречаются не так часто, как золота, но все-таки риск приобрести подделку существует. Под видом серебра предлагают изделия:

  • с очень низким содержанием этого материала;
  • украшения, покрыты тончайшим серебряным слоем.

Если терзают сомнения, насчет подлинности покупки, то проверить настоящее ли серебро можно в домашних условиях:

  • с помощью воздействия тепла (серебро замечательно проводит тепло и мгновенно нагревается);
  • испытание иголкой – провести по изделию иголкой (при подлинности, на изделии не останется следа);
  • проверка йодом – попадая на серебряную поверхность, не должен изменить ее цвет;
  • воздействие на мел – только серебро оставляет на нем следы.

Уход за серебром

Иногда изделия из этого благородного материала меняют свой внешний вид, это связано с:

  • неправильной эксплуатацией украшений;
  • несвоевременной чисткой;

Правила носки серебряных украшений:

  • снимать изделия при занятии физическими нагрузками и процедур физиотерапевтического и косметического характера;
  • периодическая чистка украшений (в среднем один раз в месяц).